Набросок Сезанна к "Игрокам в карты" продали за 19 миллионов долларов

Фрагмент наброска Сезанна к "Игрокам в карты". Изображение с сайта Christie's

Акварельный набросок французского художника Поля Сезанна к "Игрокам в карты" во вторник, 1 мая, был продан за 19 миллионов долларов на аукционе Christie's, сообщает Agence France-Presse.
Набросок Сезанна был продан на торгах "Искусство импрессионизма и модернизма" в Нью-Йорке. До начала торгов рисунок оценивался в 15-20 миллионов долларов.
Эта акварель, размером 46,7 на 30,5 сантиметра, последний раз выставлялась на публике в1953 году. Рисунок считался утерянным. Однако специалисты Christie's, знакомые с наброском к "Игрокам в карты" по черно-белой фотографии, обнаружили его в частной коллекции доктора Хайнца Эйхенвальда, проживавшего в Техасе.
"Игроки в карты" — это серия из пяти картин, написанных Сезанном в период с 1890 по 1896 годы. Картины отличаются между собой количеством изображенных игроков в карты и размером. Четыре полотна хранятся в музеях, а пятое в феврале 2012 года было приобретено королевской династией Катара за четверть миллиарда долларов.
1 мая на торгах "Искусство импрессионизма и модернизма" были также проданы натюрморт "Букет пионов" Анри Матисса (19,2 миллиона долларов) и "Спящая (Мария-Тереза Вальтер)" Пабло Пикассо (9,8 миллиона долларов). В общей сложности организаторы аукциона выручили 117 миллионов долларов.
2 мая свои торги произведениями искусства импрессионизма и модернизма проведет аукционный дом Sotheby's. Ожидается, что топ-лотом торгов станет один из четырех вариантов картины "Крик" Эдварда Мунка. Картину оценили в 80 миллионов долларов.
02.05.2012  

http://cultnews.ru/

В Венеции отреставрируют мост Риальто

Мост Риальто. Фото Rudiger Wolk c сайта wikipedia.org

Власти Венеции решили начать подготовку к реставрации одного из самых известных мостов города — моста Риальто. Об этом пишет 4 мая ANSA.
По оценкам экспертов, ежегодно по мосту Риальто проходят 20 миллионов туристов, что не в лучшую сторону сказывается на его сохранности. На ступенях нередко отмечаются трещины, а в 2011 году упала колонна, установленная на периле моста. Ожидается, что полная реставрация сооружения займет полтора года и завершится к апрелю 2015 года. В предыдущий раз мост Риальто реставрировали более 30 лет назад.
Стоимость ремонтных работ на мосте Риальто оценивается в пять-семь миллионов евро. В период экономического кризиса Венеция рассчитывает изыскать средства у частных спонсоров. По некоторым сведениям, помощь проекту может оказать Ренцо Россо (Renzo Rosso) — владелец производителя модной одежды Diesel.
Мост Риальто — самый старый мост через венецианский Гранд-канал. Первоначально он был деревянным. Нынешнее каменное сооружение было создано в 1588-1591 годах по проекту архитектора Антонио де Понте. Мост Риальто оставался единственной пешеходной переправой через Гранд-канал вплоть до 1854 года, когда был построен мост Академии.
04.05.2012

http://cultnews.ru

Музей Ван Гога представил новую акварель

"Подстриженная ива" кисти Ван Гога

Амстердамский Музей Ван Гога представил публике новое приобретение — акварель "Подстриженная ива", написанную голландцем в 1882 году. На сайте музея отмечается, что эта работа стала первым произведением Ван Гога, которое музей купил за последние пять лет.
"Подстриженную иву", которую сам Ван Гог (в письме к своему брату Тео от 31 июля 1882 года) назвал одной из лучших своих акварелей, музей приобрел в начале 2012 года на аукционе в Лондоне. Музейщики выложили за произведение 2,05 миллиона долларов; часть средств была предоставлена спонсорами: Фондом Винсента Ван Гога, лотереей BankGiro Lottery, Ассоциацией Рембрандта и Фондом Питера Мондриаана.
В Музее Ван Гога отмечают, что акварель, будучи одной из ключевых для гаагского периода художника (1882 год; тогда он впервые написал несколько масштабных работ акварелью), не только украсила коллекцию самого музея, но и национальное собрание работ голландских мастеров.
На картине изображена подстриженная ива, стоящая слева от уходящей вдаль дороги, по которой идет человек. На заднем плане изображено депо железнодорожной станции Rijnspoor.
С 10 мая до 10 июля 2012 года в Музее Ван Гога можно посмотреть специальную видеопрезентацию, посвященную покупке картины.
10.05.2012  

http://cultnews.ru

В московском метро пустили поезд с репродукциями Малевича и Врубеля

Поезд "Акварель". Фото РИА Новости, Алексей Куденко

В московском метрополитене на Арбатско-Покровской линии с 11 мая начал ходить поезд "Акварель" с обновленной экспозицией. Как сообщает "Интерфакс", торжественная церемония запуска поезда, на которой присутствовала директор ГТГ Ирина Лебедева, состоялась на станции метро "Партизанская".
Для новой экспозиции сотрудники Государственной Третьяковской галереи отобрали 35 акварельных работ художников XIX-XX веков. В поезде, в частности, представлены репродукции работ Карла и Александра Брюлловых, Михаила Врубеля, Казимира Малевича, Михаила Ларионова, Любови Поповой.
Московский метрополитен решил сменить экспозицию поезда в связи с 77-летием столичного метро.
Выставка с репродукциями авангардистов станет пятой для поезда "Акварель". Впервые поезд был запущен 1 июня 2007 года, и тогда его оформили репродукциями работ Сергея Андрияки и его учеников. С мая 2009 года пассажиры столичного метрополитена могли увидеть в нем "картины" из Русского музея, а с 2010 года — из коллекции ГМИИ. В 2011 "Акварель" ходила с работами Вятского художественного музея.
11.05.2012  

http://cultnews.ru

Веронезе Паоло. Картины и биография


Паоло Веронезе (Paolo Veronese) (1528–1588). Собственно, настоящее имя Паоло Кальяри (Caliari). Итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения. Родился в Вероне в семье скульптора Габриэле Кальяри. Учился у малозначительного веронского живописца Антонио Бадиле, которому приходился племянником. С конца 1540-х годов Веронезе начал работать самостоятельно. Веронезе первое время работал на терраферме, создавая ряд фресок и масляных композиций (фрески в вилле Эмо начала 1550-х годов и другие). Блестящий талант декоратора, одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около Кастельфранко (начало 1550-х). По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля, Микеланджело, Пармиджанино, Корреджо. Уже в этих работах проявилась праздничность, жизнерадостность, столь характерная для творчества Веронезе. В 1553 Веронезе приехал в Венецию для участия в работах по украшению Дворца дожей. Он выполнил декоративные панно и плафоны в технике масляной живописи на холсте. После этого продолжал работать главным образом в Венеции, а также исполнял заказы в Падуе, Вероне, Мантуе и Виченце. Сложившаяся к середине 1550-х годов художественная манера Паоло Веронезе воплотила лучшие черты венецианской школы живописи: легкий, артистически - изощренный рисунок и пластичность формы сочетаются в картинах художника с изысканной колористической гаммой, основанной на сложных сочетаниях чистых цветов, объединенных светоносным серебристым тоном.
Большей интимностью образов, включением в композицию пейзажных и жанровых мотивов отличаются выполненные Веронезе фрески в загородных венецианских виллах (Барбаро, около 1561, и др.). Собственно, в творчестве зрелого Веронезе фрески виллы Барбаро, построенной Палладио на терраферме, неподалеку от Тревизо занимают достаточно важное место. Отличающаяся изяществом небольшая вилла-дворец красиво вписана в окружающий сельский пейзаж и обрамлена цветущим садом. Ее архитектурному образу соответствуют полные легкого движения и звонкой красочности фрески Веронезе.
В этом цикле непринужденно чередуются полные пенящегося «танцующего веселья» композиции на мифологические темы — плафон «Олимп» и другие — с остроумно неожиданными выхваченными из жизни мотивами: например, изображение двери, через которую входит в зал красивый юноша, снявший шляпу в поклоне, как бы обращенном к хозяевам дома. Однако в «бытовых» мотивах такого рода мастер не ставит себе задачу художественного раскрытия через естественное течение жизни обычных простых людей всей типической характерности их взаимоотношений. Исполненные маслом на холсте монументальные многофигурные композиции Веронезе (“Триумф Мардохея”, 1556, в церкви Сан-Себастьяно; “Триумф Венеции”, 1578–1585, во Дворце дожей, – все в Венеции) выделяются в его творчестве праздничной приподнятостью образов, выразительностью ракурсов, поз, движения, ликующим великолепием звучного колорита.
В Венеции Веронезе знакомится с творчеством Тициана (около 1477–1576), у которого он воспринял широкую, свободную манеру письма, ставшую характерной для его произведений. 1560-е годы – период расцвета творчества Веронезе. Его произведения приобретают все более светский характер: он показывает современную ему Венецию, архитектуру города, сцены из жизни; его персонажи исполнены горделивого достоинства, роскошно одеты в современные костюмы. Картины Веронезе наполнены жизнерадостностью, весельем. Часто живописец обращается к изображению пиров, праздников с обилием ярко одетых людей, со стремлением к жанровости. Но всегда, несмотря на множество действующих лиц, его картины легко воспринимаются благодаря стройности композиции (“Поклонение волхвов”, около 1548, Санкт-Петербург, Эрмитаж). В знаменитой картине “Брак в Кане”, написанной для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре (1562–1563, Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто, Бассано и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов.
Веронезе писал также станковые многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий, приемов (“Брак в Кане”, 1563, Лувр, Париж; “Поклонение волхвов”, около 1571, Картинная галерея, Дрезден; “Пир в доме Левия”, 1573, Галерея Академии, Венеция), монументальные по композиции алтарные образы (“Обручение святой Екатерины”, около 1575, Галерея Академии, Венеция). Смелое введение Веронезе в свои произведения жизненных наблюдений, жанровых мотивов, портретов современников стало причиной для обвинения художника инквизицией в излишне светской трактовке религиозных тем. Во многих масштабных произведениях Веронезе переносил события священной истории в обстановку современной Венеции: “Пир у Симона Фарисея” (1570, Милан, галерея Брера), “Пир в доме Левия” (1573, Венеция, Галерея Академии) и др.
Немногочисленным интимным портретам Веронезе свойственна мягкая, иногда с оттенком жанровости лиричность (“Граф де Порто с сыном Адриано”, 1554-1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция). В поздних работах Веронезе, отмеченных чертами кризиса ренессансного мировоззрения, появляются настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии (“Похищение Европы”, 1580, Дворец дожей, Венеция; “Оплакивание Христа”, между 1576 и 1582, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Но к этому же времени относится самая пышная декоративная композиция мастера – “Триумф Венеции”, плафон зала Большого Совета Дворца дожей (1580–1585). Мифологические и аллегорические персонажи соседствуют с нарядными и праздными венецианцами. В этой работе художника обозначились черты парадности, сложные иллюзионистические приемы, декоративная пышность, предвосхищавшая искусство барокко 17 столетия.
Скончался Веронезе в 1588 году и был погребен в церкви Сан Себастьяно в Венеции.
Творчество Паоло Веронезе завершает искусство эпохи позднего Возрождения.

Микеланджело. Картины и биография


Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (1475-1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт. В искусстве Микеланджело с огромной выразительной силой воплотились как глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи. Микеланджело учился во Флоренции в мастерской Д.Гирландайо (1488-1489) и у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-1490), однако определяющее значение для творческого развития Микеланджело имело его знакомство с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, изучение памятников античной пластики. Уже в юношеских произведениях (рельефы “Мадонна у лестницы”, “Битва кентавров”, около 1490-1492, Каса Буонарроти, Флоренция) определились главные черты творчества скульптора - монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой. Работая в конце 1490-х годов в Риме, Микеланджело отдал дань увлечению античной скульптурой в статуе “Вакх” (1496-1497, Национальный музей, Флоренция); новое гуманистическое содержание, яркую убедительность образов он внес в каноническую схему группы “Оплакивание Христа” (около 1498, собор Св.Петра, Рим). В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где создал колоссальную статую “Давид” (1501-1504, Галерея Академии, Флоренция), воплотившую героический порыв и гражданскую доблесть флорентийцев, сбросивших ярмо тирании Медичи. В 1505 папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим и поручил ему создание собственной гробницы. Для гробницы Юлия II, завершенной только в 1545 (церковь Сан-Пьетро ин Винколи в Риме), Микеланджело создал ряд статуй, в том числе наделенного могучей волей, титанической силой и темпераментом “Моисея” (1515-1516), исполненных трагизма “Умирающего раба” и “Восставшего раба” (1516, Лувр), а также 4 неоконченные фигуры рабов (1532-1534), в которых хорошо виден процесс работы скульптора, смело углубляющегося в каменный блок в одних местах и оставляющего другие места почти необработанными. В живописном цикле, выполненном Микеланджело на своде Сикстинской капеллы в Ватикане, художник создал грандиозную, торжественную, легко обозримую в целом и в деталях композицию, воспринимаемую как гимн физической и духовной красоте, как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет, с 1508 по 1512 год работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв.м площади) собственноручно. В соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и первых людях на земле: “Отделение света от тьмы”, “Сотворение Адама”, “Сотворение Евы”, “Грехопадение”, “Потоп”, “Опьянение Ноя” и др. По сторонам от них, на склонах громадного свода, изображены фигуры пророков и сивилл (прорицательниц), по углам полей — сидящие обнаженные юноши; в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами— эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Даже в образе бога — величественного могучего старца, подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку. Титаническая сила, интеллект, прозорливая мудрость и возвышенная красота характеризуют образы пророков: глубоко задумавшегося скорбного Иеремию, поэтически одухотворенного Исайю, могучую Кумскую сивиллу, прекрасную юную Дельфийскую сивиллу. Создаваемым Микеланджело характерам присуща огромная сила обобщения; для каждого персонажа он находит особую позу, поворот, движение, жест. Фрескам плафона Сикстинской капеллы, как и другим живописным произведениям Микеланджело, свойственны четкость пластической лепки, напряженная выразительность рисунка и композиции, преобладание в красочной гамме приглушенных изысканных цветов. В 1516-1534 годах Микеланджело Буонарроти работал во Флоренции над проектом фасада церкви Сан-Лоренцо и архитектурно-скульптурным ансамблем усыпательницы рода Медичи в Новой сакристии той же церкви, а также над скульптурами для гробницы папы Юлия II. Мироощущение Микеланджело в 1520-е годы приобретает трагический характер. Глубокий пессимизм, охвативший его перед лицом гибели в Италии политических и гражданских свобод, кризиса ренессансного гуманизма, отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи - в тяжком раздумье и бесцельном движении лишенных портретных черт статуй герцогов Лоренцо и Джулиано, в драматическом символизме четырех фигур, изображающих “Вечер”, “Ночь”, “Утро” и “День” и олицетворяющих необратимость течения времени. В 1534 Микеланджело снова переехал в Рим, где прошли последние 30 лет его жизни. Поздние живописные произведения мастера поражают трагической силой образов (фреска “Страшный Суд” на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане, 1536-1541), пронизаны горькими размышлениями о тщете человеческой жизни, о мучительной безнадежности поисков истины (отчасти предвосхищающие живопись барокко росписи капеллы Паолина в Ватикане, 1542-1550).

К последним скульптурным работам Микеланджело относятся отмеченные трагической экспрессией художественного языка “Пьета” для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре (до 1550-1555, разбита Микеланджело и восстановлена его учеником М.Кальканьи; ныне в Галерее Академии, Флоренция) и скульптурная группа “Пьета Ронданини” (1555-1564, Музей старинного искусства, Милан), предназначенная им для собственного надгробия и не законченная. Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии. С 1546 Микеланджело руководил в Риме возведением собора святого Петра и строительством ансамбля площади Капитолия (обе работы были завершены после его смерти). Трапециевидная площадь Капитолия с античным конным монументом императора Марка Аврелия в центре, первый ренессансный градостроительный ансамбль, выполненный по замыслу одного художника, замыкается дворцом Консерваторов, фланкируется двумя симметрично поставленными по ее сторонам дворцами и открывается в город широкой лестницей.

В плане собора святого Петра Микеланджело, развивая идеи Браманте и сохраняя идею центричности, усилил значение средокрестия во внутреннем пространстве. При жизни Микеланджело была построена восточная часть собора с основанием грандиозного купола, возведенного в 1586-1593 годах учеником Микеланджело архитектором Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции. Глубиной мысли и высоким трагизмом отмечена лирика Микеланджело. В его мадригалах и сонетах любовь трактуется как извечное стремление человека к красоте и гармонии, сетования на одиночество художника во враждебном мире соседствуют с горькими разочарованиями гуманиста перед лицом торжествующего насилия. Творчество Микеланджело, ставшее блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло огромную роль в развитии европейского искусства, во многом подготовило становление маньеризма, оказало большое влияние на сложение принципов барокко.