Жорж Бизе


 
  С австро-венгерской открытки конца 19 века.
Истории известно множество примеров, когда гений остается непризнанным и незамеченным среди соотечественников при жизни.
И лишь после смерти обнаруживается незаурядность его таланта, а слава созданных им шедевров облетает весь мир. Достаточно вспомнить Иоганна Себастьяна Баха, творчество которого получило широкую популярность спустя многие годы после их появления на свет. Драматическая судьба французского композитора Жоржа Визе в чем-то очень схожа с судьбой великого немецкого предшественника. Как и Бах, всю свою жизнь он был отягчен ремесленной, изнурительной работой - сочинял множество небольших танцевальных пьес, корректировал чужие партитуры, выполнял множество транскрипций и переложений для различных инструментов. Этот тяжелый труд ради куска хлеба поглощал драгоценное время, подтачивал силы композитора, отрывал его от того единственно важного, что составляло цель жизни - от творчества. А оно действительно заслуживало внимания Визе, потому что поставило его в один ряд с композиторами-новаторами, открывшими новую страницу в развитии национального искусства.
Жизнь Визе была тесно связана с историей своей страны. Он тяжело переживал ее поражение во франко-прусской войне, оставшись в Париже и поддерживая соотечественников даже во время длительной осады. Он принял близко к сердцу кровавые события, связанные с падением недолго просуществовавшей Парижской Коммуны. Он был патриотом своей родины и горячо любил Париж. И именно Париж оказался наиболее непримиримым и враждебным критиком его музыки.
Судьба не улыбалась Визе. На протяжении всей жизни его преследовали неудачные обстоятельства и драматические совпадения, разрушающие его творческие замыслы. Каждая новая публичная премьера сопровождалась почти единодушным обличающим шквалом критики. Его обличали то в слишком сложной и запутанной музыке, то, наоборот, в чересчур примитивной и угождающей вкусам публики. Наконец, композитор был не раз уличен в «ваг-неризме» - сильном влиянии оперной музыки Рихарда Вагнера, охватившем многих композиторов XIX века, например, Эрнеста Шоссона и даже отчасти Дебюсси. Учитывая исторический фон - франко-прусскую войну - для Визе столь легкомысленное обвинение могло грозить даже политическим преследованием. Кто знает, может быть, постоянные неудачи, непонимание музыки и привели к скоропостижной
смерти композитора. Он умер от сердечного приступа, через три месяца после провала «Кармен» на оперной сцене, не дожив до тридцати семи лет.
А ведь начало творческой жизни обещало ему блестящую музыкальную карьеру. Он появился на свет в 1838 году. Его торжественно назвали Александром-Сезаром-Леопольдом, хотя в семье прижилось другое имя -Жорж. От первых дней рождения сына родители, талантливый учитель вокала и прекрасная пианистка, мечтали о том, чтобы он стал музыкантом. Мать была первой учительницей Жоржа. Ей не приходилось настаивать на музыкальных занятиях - мальчик проявлял горячую заинтересованность в музыке. Обладая изумительным слухом и необыкновенной памятью, в возрасте девяти лет он с легкостью поступил в Парижскую консерваторию. Одним из его преподавателей основ композиции был известный теоретик Циммерманн. Учеба в консерватории сопровождалась победами Бизе в различных конкурсах. Его отмечают как лучшего ученика по сольфеджио, затем - как лучшего пианиста консерватории. Он зарабатывает славу мастерского контрапунктиста и выдающегося органиста. Самой большой и желанной награ-
Жорж Визе.
С портрета работы художника Ф.Джакометти, 1860 г.
дой стала большая Римская премия, которая дала ему право на два года учебы в Италии и год - в Германии.
Юного жителя виллы Медичи, -здесь размещали счастливых лауреатов Римской премии, - захватывают удивительные впечатления. Смелый юноша сразу обращает на себя внимание. Вместо положенной мессы на религиозный сюжет он пишет... оперу-буффа под названием «Дон Паскуале». Ее музыке еще далеко до самобытности, однако она отличается яркостью и свежестью высказывания. Опера получила высокую оценку преподавателей, хотя композитора пожурили за отказ от жанра духовной музыки. На вилле Медичи Визе подружился с Эрнестом Гиро, ставшим его верным товарищем.
К осени 1860 года Визе возвращается во Францию. Париж неприветливо встретил молодого, полного сил и стремлений композитора. После первых успехов ему приходится знакомиться с тяготами будничной жизни. Необходимость прокормить себя и сильно постаревшего после смерти матери отца оттесняет его творчество на второй план. Но, несмотря на многочасовую «черную» работу, он все таки предстает перед публикой с двумя симфоническими произведениями - небольшим скерцо и симфонией-кантатой «Васко да Гама». Визе интересовала, конечно, в первую очередь, оперная музыка. Он пытается получить заказ на сочинение оперы. Счастливый случай представился ему неожиданно быстро, и вскоре композитор демонстрирует публике свой первый настоящий шедевр - трехактную оперу «Искатели жемчуга». Заказом на оперу Визе был во многом обязан Леону Карвальо, возглавлявшему в то время Лирический оперный театр. В отличие от других, Карвальо сочувственно относился к творчеству молодых французских композиторов,
Жорж Визе.
Фотография с дарственной надписью Эдмону Галаберу, 1866 г.
неоднократно ставя на сцене их произведения, в том числе оперы Берлиоза, Тома и Гуно.
Несмотря на явные недостатки «Искателей жемчуга», Бизе продемонстрировал в своей первой опере высокое профессиональное мастерство, свободное владение сложными оперными формами, блестящую красочную оркестровку. Произведение стало первым значительным шагом на его пути оперного композитора. На премьере «Искателей» встретили довольно тепло. Однако критика проявила редкую строгость к первому детищу двадцатипятилетнего автора музыки. На Бизе со всех сторон посыпались самые разнообразные обвинения.
Новая оперная композиция «Иван Грозный», законченная в 1865 году, так и не была поставлена из-за длительных переговоров с дирекциями театров, увенчавшихся, наконец, окончательным отказом. Обескураженный неудачей, Бизе все-таки не оставил оперного жанра, взявшись за сочинение нового произведения «Моя Пертская красавица». Никто не знал, сколько труда было вложено в партитуру этой оперы. За нещадное напряжение и огромные усилия Бизе был награжден прохладными отзывами, из которых наиболее показательны слова одного из наиболее серьезных критиков эпохи: «После «Искателей жемчуга» «Пертская красавица» означает скорее шаг назад, чем прогресс. В партиях витает дух Гуно, Обера, Адана и та нездоровая традиция, которая влияла на целый ряд мастеров ХУ1И-Х1Х века: чрезмерное внимание к требованиям примадонны».
Визе еще не исполнилось и тридцати, а за плечами у него уже длинный ряд полууспехов, полуначинаний, начатые, но отложенные из-за различных трудностей партитуры опер «Паризина», «Эсмеральда»,
«Дон-Кихот». В ящиках его стола покоятся хоры на стихи Гомера, Горация, Ламартина, Виктора Гюго. Целый сборник фортепианных пьес и превосходные песни на слова Катюль-Мендеса, Готье, Ренара, Оливье, Роллана и других поэтов ждет своего исполнения. Появляются и новые произведения для оркестра, например, симфоническая фантазия из трех частей под названием «Воспоминания о Риме». И все же Визе чувствует, что пока не нашел собственного пути.
Обращение к инструменту, признанным мастером которого он считался, увенчалось великолепным ноктюрном и хроматическими фантазиями для фортепиано. В них Визе показывает во всем блеске оригинальный, своеобразный колорит музыки, захватывающий ритм и изощренную гармонию. Развертыванию таланта композитора способствует и счастливая семейная жизнь. Женой Визе стала дочь всемирно известного композитора Галеви Женевьева.
События франко-прусской войны ненадолго приостановили творческую деятельность Визе. В марте 1871 года ему, наконец, удается вместе с женой покинуть Париж и укрыться в Везине. Здесь, в относительно спокойной обстановке, он работает над операми «Гризельда» и «Кларисса Гарлоу», сочиняет сюиту для фортепиано в четыре руки «Детские игры». Сюита была закончена в сентябре 1871 года. В нее вошли двенадцать разнохарактерных пьес, изображающих любимые детские забавы и развлечения. Сюита Бизе удачно пополнила скромный репертуар музыки о детях и для детей. Ведь композиторов, обратившихся к детской теме, можно пересчитать по пальцам: Шуман, которого можно считать первопроходцем в данном направлении («Альбом для юношества», «Детские сцены»); последовавшие за Визе Чайковский («Детский альбом») и Мусоргский («Детская»); затем Дебюсси («Детский уголок») и Равель («Сказки матушки гусыни»); наконец, ведущие композиторы прошлого столетия - Прокофьев, Шостакович, Кабалевский.
В конце этого же года Визе оркестровал пять пьес из «Детских игр», составив маленькую сюиту для оркестра. Композитор расположил их по контрасту, сочетая детский игрушечный марш («Труба и барабан») с трогательной ласковой колыбельной («Кукла»), стремительную моторную пьесу («Волчок») с нежным дуэтом согласия («Маленький муж и маленькая жена»). Завершает сюиту праздничный галоп («Бал»), искрящийся неудержимым ребячьим восторгом. Эти пять миниатюр своей законченностью и филигранностью отделки свидетельствуют о подлинном мастерстве и зрелости их автора.

Жорж Визе.
Карандашный набросок пианиста Гастона Планте, сделанный в поезде в сентябре 1860 г.
После тяжелых исторических потрясений постепенно налаживается театральная жизнь в Париже. По заказу Комической оперы Бизе пишет одноактную оперу «Джамиле». И вновь композитор сталкивается с непониманием публики. Его поэтичная, изысканная музыка мало соответствовала обычной шутливо-развлекательной атмосфере оперного спектакля. В прессе вокруг «Джамиле» разгорелись бурные споры. Сам композитор отмечал, что никогда одноактная комическая опера не обсуждалась столь серьезно и даже страстно. Среди подавляющего количества язвительных замечаний и упреков нашлись музыканты, оценившие по достоинству новое достижение Визе. Одним из немногих был младший современник Визе, композитор Жюль Массне.
Сам Визе чувствует, что после двух десятилетий поисков он, наконец, нашел самого себя. Он с радостью соглашается на просьбу Карвальо написать музыку к драме Альфонса Доде «Арлезианка».
Спектакль с музыкой предназначался для постановки в театре «Водевиль», оркестр которого насчитывал всего двадцать шесть человек. Дирекция предоставила ему право самому выбрать необходимых исполнителей. Тогда Визе составил необычный коллектив, добившись на редкость красочного звучания при столь малочисленном составе. Он впервые использовал в симфоническом оркестре саксофон, открыв для себя теплый, «человечный» тембр.
Визе ловко соединил действие спектакля музыкальными эпизодами, написал развернутые антракты к каждому акту. Его музыка дорисовывала и досказывала происходящее на сцене. Однако самодовольная буржуазная публика не приняла ни саму пьесу, ни ее музыкальное оформление. Оба автора - текста и музыки - испытали во время премьеры страшное разочарование. Так вспоминал о том вечере Альфонс Доде: «Мы с Жоржем Визе, стоя за кулисами, дрожащие, покрытые той дурацкой бледностью, которая покрывает лица только во время премьер, смотрели, как «Арлезианка» проваливается, терпит крах на подмостках «Водевиля», среди безразличия и скуки, охвативших публику. «Они не слушают», - тихо повторял мне великий музыкант, и его взволнованный голос до сих пор отдается в моем сердце. Они не слушали ни его божественной музыки, которую чудесно исполнял крохотный оркестр под управлением Константена, ни моей драмы. А через несколько дней они и вовсе перестали ходить, и это, пожалуй, наилучший способ не слушать».
Впоследствии Визе составил из наиболее интересных эпизодов «Арлезианки» сюиту, которую везде встречали с неизменным восторгом. Пожалуй, это был единственный настоящий успех, выпавший на долю композитора при жизни.
Надо заметить, что после смерти Визе его друг Эрнест Гиро составил вторую сюиту, которая вслед за своей старшей «сестрой» стала одним из популярнейших произведений симфонической музыки.
В качестве сюжета для нового заказа Комической оперы композитор выбрал новеллу Мериме о цыганке «Кармен». Либретто принадлежало опытным мастерам легкого жанра -Мельяку и Галеви (двоюродному брату жены Визе). Однако в связи с финансовыми затруднениями театра «Кармен» - именно она должна была стать комической оперой - отложили на неопределенное время.
Неудачный финал постиг следующую оперную работу Визе - «Юность Сида». Здание театра Grand Opera, заказавшего оперу, сгорело, и дирекция отказалась от постановки «Сида». Опера осталась незавершенной.
Вернувшись к сочинению «Кармен» и полностью погруженный в работу, Визе вскоре осознал, как далека она будет от развлекательного жанра. Оперной сцене еще не была знакома героиня, подобная Кармен. Страстная, обольстительна, свободная, она ничуть не походила на привычных комической опере легкомысленных кокеток.
Летом 1874 года партитура «Кармен» была закончена. Прежде, чем увидеть свое произведение на сцене, композитору пришлось преодолеть репетиционные трудности. Наиболее явное недовольство проявляли оркестранты, привыкшие к незамысловатому сопровождению вокальных номеров и напуганные симфоническим развитием в опере. Однако и они были сражены серьезной драматической музыкой Визе.
Мария Галли-Марье в роли Кармен. С портрета работы А.Дусе.
Композитору повезло с певицей Галли-Марье, исполняющей главную роль в опере. Обладательница выразительного, тембристого голоса, она создала великолепный образ Кармен. Между тем, Визе не сразу нашел подходящую музыку для первого выхода героини. Хабанера (испанский танец) была тринадцатым вариантом, наконец удовлетворившим автора и певицу.
Каждый из антрактов оперы предвосхищает какое-либо важное событие. Например, антракт ко II действию основан на теме будущей песни Хозе, выражающей его нежную любовь к Кармен. Антракт к III акту рисует прекрасный ночной пейзаж, на фоне которого развивается сцена между контрабандистами. Блестящая музыка антракта к IV действию воплощает испанский самобытный характер. Здесь Бизе использовал ритм стремительного испанского танца «поло».
Ария Микаэлы, прежней властительницы сердца Хозе, является одним из лирических центров оперы.
Последние репетиции «Кармен» прошли успешно. Все верили в успех оперы, в труппе царило приподнятое настроение. Однако, вопреки всем ожиданиям опера потерпела полный провал. С восторгом был принят лишь первый акт, действие которого развивалось по всем правилам комической оперы. По мере развития спектакля становилось ясно, что публика обескуражена драматической направленностью оперы. Отзвучавший финал сменился мертвой тишиной в зале. Публика не знала, как реагировать на произведение. На следующий день посыпались единодушные обвинения критики. Более всего критиковали сюжет, называя его безнравственным. Отдельные голоса в защиту оперы потонули в общем потоке неприязни.
Надо ли говорить, что испытал Бизе, повсюду слыша гневные и обличительные слова о своем лучшем произведении. Он возлагал большие надежды на премьеру и не ожидал столь откровенной враждебности. Потрясенный,раздавленный,композитор покидает Париж. Вместе с женой и маленьким Жаком он едет в дачное местечко Бужевиль.
Первого июня 1875 года с ним случился первый сердечный приступ. На другой день он повторился. Через несколько часов Визе не стало. Великий композитор умер в тридцать шесть лет, не дожив нескольких месяцев до всемирного признания и славы, которые пришли, наконец, к его музыке.
Оказалось, что за день до смерти Визе подписал контракт с Венской оперой на постановку «Кармен». Это стало началом триумфального шествия оперы по мировым сценам. В Америке даже создается отдельная труппа, исполняющая только «Кармен». И лишь весной 1883 года, когда «Кармен» уже прогремела по всему миру, ее, наконец, поставили в парижской Комической опере.
Бессмертные страницы «Кармен» - хабанера, сегидилья или куплеты Тореадора - известны даже любому не музыканту. Музыка Бизе по праву заняла свое место среди признанных шедевров мировой классики.
Памятник на могиле Бизе на кладбище Пер-Лашез. Бюст работы Поля Дюбуа, пьедестал Шарля Гарнье.
Автограф Жоржа Визе.




И.С. Бах

Ранней весной 1685 года в семействе Бахов появился маленький Иоганн Себастьян. Его родиной стал захолустный городок Тюрингии Эйзенах.
В начале XVI века в этой местности поселился родоначальник многочисленного рода Бахов - Фейт Бах. Будучи по профессии булочником, Фейт почти не расставался со своей любимой цитрой. По семейным преданиям, страстное увлечение первого из Бахов передалось по наследству всему потомству. В течение двух столетий по Тюрингии распространилось такое множество органистов, скрипачей, композиторов, капельмейстеров, флейтистов из семейства Бахов, что сама фамилия Бах стала синонимом слова «музыкант». В семейной хронике рода Бахов, начатой Иоганном
Себастьяном и продолженной его сыном, насчитывается более пятидесяти человек, вложивших свою лепту в развитие немецкой музыки. Но ни один из них не получил ни всемирной славы, ни известности. Все лучшие творческие способности объединились в незаурядном, великом таланте Иоганна Себастьяна Баха.
Отец Баха, Иоганн Амвросий, был тоже профессиональным музыкантом. Нелегко ему было, с нищенским жалованием и четырьмя детьми (Иоганн Себастьян был самым младшим), сводить концы с концами. С раннего детства к тяжелому труду
привык и маленький Бах. Первым учителем музыки был его же отец, обучавший мальчика игре на скрипке.
Когда Баху исполнилось всего девять лет, умерла его мать, а вслед за ней и отец. Осиротевших детей (Иоганна Якоба и Иоганна Себастьяна) приютил старший брат Иоганн Кристоф, ученик немецкого композитора второй половины XVII века Пахельбеля. Он был чрезвычайно педантичным и сухим человеком и таким же педагогом. В Иоганне Себастьяне он встретил поразительную пытливость, а также настойчивость и упорство, способствовавшие достижению цели.
Иоганн Амброзиус Бах - отец И.С. Баха.
Однажды юный Бах
попросил брата познакомить его с произведениями Пахельбеля, Букстехуде и других немецких композиторов. Тот ответил отказом. Тогда мальчик по ночам тайком доставал ноты и переписывал их в свою тетрадь. Эта работа, длившаяся в течение шести месяцев, навсегда испортила ему зрение. К великому разочарованию, брат застал его на месте преступления и отобрал тетрадь и сборник.

По окончании общеобразовательной школы в Ордруфе стремящийся к независимости Бах покинул дом брата и самостоятельно поступил в школу при монастыре св. Михаила в Люнебурге. Здесь он был зачислен в «хор избранных певчих». Пение в хоре приносило Баху небольшой материальный заработок, благодаря которому он освободился от опеки старшего брата.
Дом в Эйзенахе, где родился И.С. Бах (сейчас Дом-музей И.С. Баха).
У Баха не было хороших учителей музыки или наставников, в отличие от большинства великих композиторов. Все, чему он научился и что постиг, изучая музыкальное наследие прошлых веков, обязано его непостижимой трудоспособности и ненасытной тяге к самообразованию.
Окончив школу в Люнебурге, Бах получил первую официальную должность и переехал в Веймар. Начался первый этап творческой деятельности композитора.
«Веймарский период»
Хотя историки называют период жизни Баха с 1703 по 1717 год «веймарским», в действительности его географическое местонахождение было достаточно неустойчивым. Первые шесть месяцев Иоганн Себастьян действительно провел в Веймаре, работая скрипачом в капелле одного из князей. Однако повседневная рутина и отсутствие перспективы творческого роста побудили его искать счастья в Арнштадте, где он устроился органистом «Новой церкви». Его обязанности оставляли много свободного времени для музицирования. Поэтому именно в Арнштадте впервые раскрывается необычайная сила композиторского дарования Иоганна Себастьяна. Он дебютировал духовной кантатой для хора, солистов, органа и оркестра «Ты не оставишь души моей в аду». Некоторые типичные черты баховского письма характерны для
Предполагаемый портрет молодого И.С. Баха (периода жизни в Веймаре).
другого раннего произведения -клавирной пьесы «Каприччио на отъезд возлюбленного брата». Нуждаясь в новых впечатлениях и ободрении, Бах предпринял путешествие в Любек, где давал концерты на органе выдающийся композитор Дитрих Букстехуде. Стесненный материально, Бах отправился в Любек пешком.

Пораженный органным мастерством и новизной музыки Букстехуде, Бах провел в Любеке вместо двадцати восьми отпускных дней четыре месяца. Вернувшись, он встретил неприязнь и осуждение церковного совета. Поэтому, как только выдалась возможность, Бах с облегчением покинул Веймар.
Внутренность замковой церкви «ННтте^Ьигд» в Веймаре, где Бах исполнял свои кантаты.
На этот раз его пристанищем стал Мюльхаузен, где он получил такую же должность церковного музыканта. Целый год Бах пытался поднять музыкальный уровень в церкви, привлечь внимание городских властей и церковного начальства, но безуспешно. Одним из значительных событий за этот короткий период было исполнение его «Выборной кантаты», единственного произведения, изданного при жизни композитора.
В 1708 году Бах вновь возвращается в Веймар и поступает
на светскую службу придворного музыканта. Теперь он занял должность органиста, а также участника оркестровой капеллы, в которой он играл то на скрипке, то на клавесине. В эту пору расцветает талант Баха как исполнителя, в частности, клавесиниста и органиста. Его импровизаторское дарование становится широко известным.
В «веймарский» период орган для Баха стал своеобразной творческой лабораторией. Изучив его устройство и исполнительские возможности, Бах поднял органную музыку на новую ступень развития.
Пульт арнштадтского органа, за которым И.С. Бах провел многие часы.
Сильнейшим орудием в его руках была полифония, то есть искусство соединения и развития нескольких голосов, звучащих одновременно. Именно в этот период появляется большинство из написанных Бахом сочинений для органа. Среди них -«Пассакалия», «Токката и фуга ре минор» и другие.
Когда в 1716 году умер придворный веймарский капельмейстер, Бах, как его старший помощник, рассчитывал получить эту должность. Однако власти игнорировали великого музыканта, отдав пост бездарному человеку.
Возмущенный композитор потребовал отставки. В ответ за «непочтительное требование» его арестовали. Выйдя из-под ареста, Бах вскоре переехал со своей семьей в город Кетен.
«Кетенский период»
«Директор камерной музыки» -так называлась новая должность Баха. В его обязанности здесь входило руководство небольшой инструментальной капеллой, а также музицирование вместе с принцем. Все оставшееся время Бах сосредоточил на сочинении музыки.
Город Эйзенах - родина И.С. Баха (старинная гравюра).
Относительно спокойная жизнь в Кетене - с 1717 до 1723 года - несколько раз нарушалась разнообразными событиями. В 1720 году умерла жена Баха, оставив ему четырех детей, а в следующем году Бах вторично женился - на Анне Магдалине Вилькен. Обладавшая музыкальным дарованием и наделенная мягким характером, она была незаменимой помощницей Баху, его верной опорой.
Если в первый период деятельность композитора была тесным образом связана с органной музыкой, то теперь предметом его внимания становятся произведения где помещалась школа и жил И.С. Бах.
Двор церкви св. Фомы и дом,
камерных жанров. К этому времени относятся его произведения для скрипки, виолончели, инструментального ансамбля и, конечно, клавира (предшественника фортепиано).
Бах выступил как настоящий новатор в клавирном искусстве. Он обогатил возможности инструмента новой виртуозной техникой, углубил содержание и характер музыкальных образов. Именно в Кетене были созданы французские и английские сюиты, первый том «Хорошо темперированного клавира», «Хроматическая фантазия и фуга» двухголосные и трехголосные инвенции.
К 1721 году Бах окончил шесть концертов, которые получили название «бранденбургских» по названию местности, из которой происходил некий граф, заказавший эти произведения для своего оркестра. «Бранденбургские концерты» построены на противопоставлении нескольких солирующих инструментов общему оркестровому звучанию (tutti).
Улица, церковь и школа св. Фомы в Лейпциге (старинная гравюра).
«Лейпцигский период»
Летом 1723 года Бах с семьей переезжает в Лейпциг. Здесь композитор занял место кантора (церковного учителя пения) при церкви св. Фомы.
Не секрет, что великий композитор не просто исповедовал христианство, являясь сторонником протестантской ветви (что вполне естественно для протестантской Германии), но был искренне верующим и очень терпеливым и смиренным человеком. Обязанности Баха как кантора принуждали его
сочинять огромное количество церковной музыки в различных духовных жанрах. В Лейпциге выдвигается третья обширная часть его творчества - вокальная музыка. Начав с великолепного сочинения ораториального жанра «Magnificat», Бах одно за другим создавал произведения, ставшие мировыми шедеврами - речь идет о «Страстях по Иоанну» и «Страстях по Матфею», «Траурной оде», «Высокой мессе» и других вокально-инструментальных фресках. Находясь в зависимости от церковного праздничного цикла, Бах еженедельно сочинял кантаты
Иоганн Себастьян Бах.
Гравюра неизвестного мастера, 19 век.
Орган церкви св. Якоба в Гамбурге, где Бах играл перед Рейнкеном.
и произведения других жанров к определенным видам богослужений. Так, например, к празднику Рождества приурочена его «Рождественская кантата». «Охотничья кантата», напротив, не имеет никакого отношения к церковной музыке, входя в небольшое количество кантат светского содержания.
Современники Баха оценили его заслуги как виртуоза и импровизатора, но не как композитора. В этом состоит удивительный парадокс жизни человека, чьи произведения впоследствии получили мировое признание. Даже сыновья Баха -
Двухмануальное чембало в музее И.С. Баха в Эйзенахе.
Карл Филипп Эммануэль, Иоганн Христиан и Вильгельм Фридеман -пользовались большими славой и почетом, чем их гениальный отец.
В последнее десятилетие жизни Иоганн Себастьян Бах все больше погружается в свой собственный внутренний мир, общаясь в узком семейном кругу. Его творческий путь увенчался двумя сложнейшими полифоническими циклами: «Искусством фуги» и «Музыкальным приношением».
Смерть величайшего композитора всех времен прошла незаметно для общественности. Его
жена Анна Магдалина скончалась десятилетие спустя в огромной нужде. Всю жизнь выбраться из нищеты пыталась младшая дочь Баха Регина...
Музыка Баха глубоко нравственна и богата высокими, непреходящими идеями. Ее рекомендуют для исполнения школьникам, а фуги и секвенции Баха считаются идеальными для развития внутреннего мира и мышления молодых музыкантов. Трудно предположить, какими бы путями развивалась европейская музыкальная мысль без Иоганна
И.С. Бах за органом.
Автор неизвестен, около 1725 г.
Себастьяна. Несмотря на ушедшие столетия и грандиозную перемену в искусстве, произведения Баха остаются великими образцами для современного поколения музыкантов.
Могила И.С. Баха в церкви св. Фомы.




Бах- отцы и дети



 














 
Бах- отцы и дети
Семья Бахов подарила миру много выдающихся музыкантов. Почти все дети Иоганна Себастьяна Баха обладали незаурядными музыкальными способностями, а четверо его сыновей были при жизни более известны, чем он сам.
Фамилия Бахов принадлежит к одним из старейших в Тюрингии. Уже в XIV веке она упоминается в городских реестрах этой живописной области Германии. В 1735 году, заинтересовавшись генеалогией своего рода, Иоганн Себастьян Бах составил своеобразную «семейную хронику», дополненную впоследствии его сыном Карлом Филиппом Эмануэлем. Из этого документа мы можем получить сведения, по крайней мере, о нескольких десятках Бахов. В частности, мы узнаем, что прапрадед композитора родился приблизительно в 1550 году и был по профессии пекарем, однако успешно соединял это ремесло с увлечением музыкой — играл (и, надо полагать, играл, как все Бахи, талантливо) на цитре. По всей видимости, юношей он пытался обосноваться в Венгрии, но потом вернулся в родную Тюрингию. Его старший сын Ганс, занимавшийся ковроткачеством, также отличался недюжинными музыкальными способностями — он был скрипачом.
Все трое сыновей Ганса пошли по стопам отца, и пошли еще дальше, чем он, ибо сделали музыку не только «занятием для души», но делом всей жизни. Иоганн Бах (1604—1673), органист и скрипач, был ведущим музыкантом в оркестре в Эрфурте, Генрих Бах (1615—1692), арнштад-ский органист, стал первым известным композитором в семье, а Христофор Бах (1613—1661), дед Иоганна Себастьяна, играл на скрипке в городском оркестре Арнштадта. Дети каждого из братьев, в свою очередь, продолжили семейную традицию. Отметим, что «наследование» таланта — это характерная особенность музыкальной культуры Германии, где существовало множество «музыкальных кланов». В одной только Тюрингии известно несколько таких династий. Браки заключались как между представителями разных семей, так и внутри каждой (герой нашего выпуска, в частности, был женат первым браком на своей кузине Марии Барбаре). Таким образом, талант «концентрировался» внутри рода и временами давал такие ярчайшие вспышки, как, например, гений Иоганна Себастьяна Баха. Отец его,
Иоганн Амвросий Бах, отец Иоганна Себастьяна Баха.
Латы
Вильгельм Фридеман Бах («галльский Бах»).
Иоганн Амвросий, не сомневался в исторической ценности семейных достижений в области музыки и собирал архив сочинений Бахов. Составление этой многотомной антологии продолжил и Иоганн Себастьян Бах, а затем его сын Филипп Эмануэль.
Семья Бахов всегда была связана с Тюрингией. Иоганн Себастьян первым изменил оседлому образу жизни, уехав в поисках работы далеко от родных земель (сначала в Веймар, потом в Кетен и, наконец, в Лейпциг). Его сыновей тоже трудно назвать домоседами. Так, Иоганн Кристиан наибольшего признания достиг в Англии. Впоследствии его даже называли «лондонским Бахом», дабы отличить от прочих Бахов. Первоначальное музыкальное образование все Бахи получали дома. Это и понятно, ибо зачем нужны другие учителя, если вся семья живет музыкой. Учителями Иоганна Себастьяна Баха были его отец и старший брат, а затем уже он сам стал наставником своих детей. Обе жены его также обладали несомненными музыкальными способностями, но, увы, развиться в полной мере им было не суждено. Слишком много времени отнимали заботы о многочисленном семействе. Нельзя, однако, упрекнуть Баха в том, что он оставлял таланты той и другой без внимания. Сохранились, например,
Хронология жизни
1685 Родился 21 марта в Эйзенахе (Тюрингия).
1700-1702 Переезжает в Люнебург, где учится в гимназии и поет в церковном хоре.
1703 Становится органистом арнштадского собора святого Бонифация.
1707 Женится на своей кузине Марии Барбаре Бах.
1708 Получает место придворного музыканта в Веймаре.
1710 Рождается первенец композитора, Вильгельм Фридеман.
1714 Становится концертмейстером придворного оркестра в Веймаре. Рождается Карл Филипп Эмануэль.
1717 Получает должность придворного музыканта в Кетене.
1720 Умирает Мария Барбара Бах.
1721 Женится на Анне Магдалене Вильке. Пишет Бранденбургские концерты.
1723 Становится кантором лейпцигской Томасшуле.
1732 Рождается Иоганн Кристоф Фридрих.
1735 Рождается последний сын, Иоганн Кристиан.
1736 Получает почетную должность композитора дрезденской капеллы.
1750 Переносит глазную операцию. 28 июля умирает в Лейпциге.
1782 В Лондоне умирает Иоганн Кристиан Бах.
1784 В Берлине умирает Вильгельм Фридеман Бах.
1788 В Гамбурге умирает Карл Филипп Эмануэль Бах.
1795 В Бюккебурге умирает Иоганн Кристоф Фридрих Бах.
Голоса из хора
£ Я стараюсь писать много, во-первых, по необходимости, а во-вторых, чтобы доставить удовольствие моему покровителю. Ему пришлись по вкусу мои сочинения, и он все время побуждает меня писать. %
Из писем Иоганна Кристиана Баха
£ Музыкант не может затронуть сердца других людей, если сам не переживает всех тех эмоций, которые надеется вызвать в своих слушателях. Только если он откроет чувство в себе самом, он сможет сообщить его другим, у так называемые «Нотные тетради Анны Магдалены Бах», созданные Бахом специально для своей второй жены, одаренной певицы. Учебные тетради для своих детей он тоже составлял сам. Миниатюры из «Органной книжки», написанной им для своего первенца, Вильгельма Фриде-мана (1710—1784), по сию пору звучат в концертах исполнителей-виртуозов. Вильгельм Фридеман учился сначала в Кетене, затем в Лейпциге, где ходил в Томасшуле (школу святого Фомы), кантором которой был с 1723 года Иоганн Себастьян Бах. По окончании школы Вильгельм Фридеман поступил в университет, а в 1746 году получил место органиста при одной из церквей славного города Галле (именно это обстоятельство дало современникам и потомкам право называть его «галльским» или «халльским» Бахом). В 1764 году он переехал в Брауншвейг, а затем — в Берлин. Жизнь его сложилась вполне удачно. Он не был обделен вниманием публики, с неизменным энтузиазмом принимавшей его концерты, и считался одним из самых блестящих импровизаторов своего времени.
Карл Филипп Эмануэль Бах
Вверху: Иоганн Кристоф Фридрих Бах («бюккебургский Бах»).
Внизу: Так выглядела лейпцигская Томасшуле в XVIII веке.


Карл Филипп Эмануэль (1714— 1788), называемый обыкновенно «берлинским» или «гамбургским» Бахом, был пятым сыном Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары, его первой жены. Крестил его, между прочим, знаменитый композитор Георг Филипп Телеман. Имея такого отца и такого крестного, Карл Филипп Эмануэль просто не имел права не стать великим музыкантом. Как и Вильгельм Фридеман, он постигал музыкальные азы под чутким руководством Иоганна Себастьяна Баха и ходил в Томасшуле. Музыкальные способности его были таковы, что, будучи совсем еще ребенком, он наизусть исполнял весьма непростые произведения своего отца. Талант обязывал ко многому, и в детстве Филиппу Эмануэлю приходилось проводить за клавесином по нескольку часов ежедневно. В двадцать четыре года он получил должность клавеси-ниста в оркестре наследника прусского престола, а когда наследник стал королем Фридрихом II, последовал за ним в Потсдам. С 1767 года Карл Филипп Эмануэль Бах — кантор и городской музик-директор в Гамбурге. Этот город обязан ему многим, ведь именно он учредил здесь публичные концерты, где исполнял произведения Генделя, Гайдна, Телемана,
Камерные произведения
В 1717 году Иоганн Себастьян Бах оставил место придворного капельмейстера в Веймаре и переехал в Кетен, где вплоть до 1723 года служил при дворе князя Леопольда, талантливого музыканта-любителя. Переезд в Кетен означал радикальные перемены в творчестве Баха. Если до тех пор «точкой опоры» для композитора была духовная музыка (так повелось еще с арнштадских времен, когда он был органистом церкви святого Бонифация), то теперь ему предстояло организовывать концерты при дворе и обеспечивать оркестр князя музыкой «на случай». Итак, Бах был поставлен перед непривычной для него необходимостью писать светскую музыку, что, однако, ничуть не повредило его многостороннему дарованию. В Кетене был прекрасный придворный оркестр, и это, конечно, не могло не вдохновлять героя нашего выпуска. Здесь он создал свои лучшие камерные произведения. К числу его наиболее выдающихся вещей этого периода относятся Бранденбургские концерты, первая часть «Хорошо темперированного клавира», шесть сюит для виолончели соло, а также несколько сонат и партит, где Бах, переосмыслив привычные гармонические связи, представил в новом свете технические возможности многих инструментов.

Иоганн Кристиан Бах, младший сын Иоганна Себастьяна Баха, прозванный «лондонским Бахом».
а также и свои собственные. Как композитор «гамбургский Бах» состоялся почти во всех возможных жанрах, однако наибольшее предпочтение отдавал клавирной музыке.
Иоганн Кристоф Фридрих (1732— 1795), девятый сын Иоганна Себастьяна Баха и Анны Магдалены, прожил почти всю свою жизнь (с восемнадцати лет и до самой смерти) в Бюкке-бурге, чему и обязан, как уже догадывается читатель, своим прозвищем — «бюккебургский Бах». В 1758 году он стал капельмейстером и концертмейстером камерного придворного оркестра. «Бюккебургский Бах», в отличие от «Баха гамбургского», питавшего пристрастие к сентиментализму, никогда не изменял положениям классицизма. Его наследие не столь разнообразно, как наследие Филиппа Эмануэля, но, тем не менее, включает в себя оратории, симфонии, светские и духовные кантаты, а также бесчисленное множество камерных произведений.
Самый младший сын Иоганна Себастьяна Баха, Иоганн Кристиан Бах (1735—1782), известен как «миланский» или «лондонский» Бах. Учился музыке он у Карла Филиппа Эмануэля Баха, а затем оттачивал свое мастерство в Италии. В 1760 году он получил место органиста в Миланском соборе, но в это же время заинтересовался и театральной музыкой и начал писать оперы. Через два года «миланский Бах» переехал в Лондон и стал, таким образом, «лондонским Бахом».
Жизнь и творчество каждого из четырех «младших Бахов» заслуживает, несомненно, более пристального внимания, чем то, которое мы уделили им в весьма узких рамках нашего повествования. Но, однако, ни Вильгельм Фридеман, ни Карл Филипп Эмануэль, ни Иоганн Кристоф Фридрих, ни Иоганн Кристиан не смогли достичь даже в лучших своих произведениях величия, свойственного творениям их отца. Хотя, увы, их слава надолго затмила славу Иоганна Себастьяна Баха.
Бах ❖ Концерт для скрипки с оркестром ляминорВ\УЛП041

часть первая
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ДИСКУ
Изучив концерты Антонио Вивальди, Бах развил новый музыкальный жанр, соединявший в себе грацию и мелодичность, свойственные итальянской музыке, с немецкой точностью контрапункта.
і О Концерты для скрипки с оркестром ля минор 1—А/ В\УУ 1041 и ми мажор ВШУ 1042
Замок в Кетене. Гравюра XVII века.
К 1717 году, когда Иоганн Себастьян Бах приехал в Кетен, в придворной капелле князя Леопольда было четырнадцать музыкантов. И сам князь, и его приближенные принадлежали к кальвинистской церкви, запрещавшей духовную музыку — и органную, и певческую. Но при этом кальвинисты ничего не имели против музыки светской, и она процветала при кетенском дворе, под деликатным покровительством молодого (и, следует заметить, небесталанного) князя. Таким образом, Баху, принятому им на службу в качестве «ди-
ректора музыки», пришлось осваивать новую для себя область концертов, сонат, сюит и партит. Композитор, будучи ревностным лютеранином (даже в кальвинистском Кетене он без каких бы то ни было сомнений и рассуждений относительно «карьеры» отдал детей в лютеранскую школу), к светским музыкальным жанрам относился, тем не менее, без раздражения. Его камерные произведения кетенского периода написаны не подневольным придворным капельмейстером, но свободным поэтом. При этом Бах с жадностью изучал все
новое, что могло бы помочь ему в исполнении его замыслов. Скрипичные концерты, созданные в Кетене, появились на свет, например, во многом благодаря упорному труду композитора над скрипичными концертами Антонио Вивальди (он даже транскрибировал их — видимо, главным образом, для того, чтобы лучше понять). Изучение вещей Вивальди наложило, несомненно, свой отпечаток на концерты нашего героя (иногда в них звучат весьма отчетливые «итальянские» интонации), что, однако не мешает им быть очень «баховскими».
Концерт для скрипки и гобоя до минор BWV 1060А
Концерт до минор для скрипки и гобоя, написанный Бахом, как и большинство камерных произведений, в кетенский период, дошел до нас в своем первозданном виде, хотя рукописи его, к сожалению, были утрачены. Уцелело и переложение его для двух клавесинов и струнного оркестра, сделанное самим Иоганном Себастьяном Бахом несколькими годами позже. Однако транскрипция для двух клавесинов проигрывает исходному произведению: в ней нет того контраста тембров и красок инструментов, который делает оригинал столь пленительным. В Allegro доминирует тема, которая в самом начале появляется у гобоя, а потом многократно возвращается;
ее отличает характерное завершение: повторяющаяся эхом нисходящая кварта. Следующее за Allegro беззаботное Adagio — это нежнейший «пасторальный» диалог солирующих инструментов. Атмосфера же финального Allegro производит неизменное впечатление на слушателя своей просветленностью и открытостью.
Концерт для клавесина с оркестром ми мажор BWV1053
Бах, что и говорить, без должного внимания относился к судьбе своих «музыкальных детей». Именно поэтому партитуры многих из них долгие годы пылились на полках библиотек, иные же и вовсе оказались утрачены. Но это не дает нам оснований предполагать, что композитор, написав ту или иную вещь, забывал о ней. Вовсе нет. Довольно часто он возвращался к созданным много лет назад произведениям и коренным образом перерабатывал их или же использовал их фрагменты в новых произведениях. Блестящим примером такой переработки может служить Концерт ми мажор для клавесина с оркестром BMW 1053.
«Родословную» свою он ведет от первой и третьей частей раннего концерта для флейты и гобоя, до нас не дошедшего, из которых Бах сначала создал две симфонии для органа, вошедшие в кантаты В\М/169 и В\ЛЛ/ 49. Из них. в свою очередь, и родился Концерт для клавесина.
Фрагмент картины Поля Жозефа Дельклоша «Концерт в Льеже».
РЕКОМЕНДУЕМ ПОСЛУШАТЬ
Князь Леопольд, при дворе которого Бах служил с 1717 по 1723 год, сумел создать для композитора почти идеальные условия работы, и это, надо думать, сыграло не последнюю роль в раскрытии «камерного таланта» Баха.
Сюита соль мажор для виолончели соло №1 ВШУ 1007
Шесть сюит для виолончели соло Бах закончил в 1720 году. В ту эпоху среди немецких аристократов была чрезвычайно популярна итальянская и французская музыка. Эти «симпатии» князей и ландграфов оказали большое влияние на музыкальную культуру Германии первой половины XVIII столетия. При дворах с распростертыми объятиями принимали мастеров придворного танца Людовика XIV, а также композиторов и исполнителей-виртуозов из Италии.
Что касается героя нашего выпуска, то франко-итальянское влияние ярче всего видно в его сюитах. К традиционной для этой формы серии танцев (аллеманда, куранта, сарабанда и жига) композитор добавил прелюдию, а между сарабандой и жигой вставил двойной свободный танец (в Сюите №1 это Менуэт 1 и Менуэт 2).
Прелюдия, которой начинается Сюита соль мажор для виолончели село №1 BWV 1007, столь популярная сейчас, своим очарованием обязана, в первую очередь, мягкой главной теме, ведомой одинокой виолончелью. Вторая часть Сюиты — традиционная Аллеманда. Этот танец немецкий органист и композитор Михаэль Преториус ( 1571 —1621 ) называл в своем трактате «Syntagma musicum» «самым меланхоличным из всех танцев медленного движения». Следующая за второй частью Куранта — это танец в итальянском стиле отлича-
Изяшнаи композиция Каспара Нетшера «Урок игры на виолончели» (Лувр, Париж)ющийся живостью темпа и ритмичностью. Куранта основана на мелодии, подчеркнутой интенсивными восьмыми и завершаемой продолжительным пассажем шестнадцатых. Четвертая часть — Сарабанда, самый серьезный и раздумчивый фрагмент сюиты, — по-лифонична. Ее неторопливое развитие передает сложную гамму чувств. Раз-
ительно отличается от Сарабанды радостный и быстрый Менуэт 1 в тональности соль мажор. Лиричный и ясный Менуэт 2, написанный в миноре, по теме близок Менуэту 1 но ритмический рисунок в нем более дробный, и исполняется эта часть поп legato. Радостный блестящий финал сюиты — Жига, танец стремительный и летящий.
Чакона из Партиты ре минор №2 BWV 1004
Около 1720 года Бах создал три сонаты и три партиты для скрипки соло. Партита ре минор №2 В\ЛЛ/1004 выделяется из их ряда не только своей пленительной, неземной красотой, но и исключительной сложностью (следует, вероятно, предположить, что композитор написал ее специально для какого-нибудь заезжего виртуоза или же блестящего исполнителя из оркестра князя Леопольда). Произведение включает в себя пять частей, наиболее же известна из них последняя часть — Чакона, представляющая собою, с формальной точки зрения, ряд вариаций. Бах интерпретировал этот испанский танец (а чакона имеет испанское происхождение) достаточно вольно и своеобразно: скрипка объединяет в своем «пении» тему и аккомпанемент. Ее звучание в Чаконе — лаборатория неограниченных возможностей инструмента: тема развивается посредством выведения из нее разнообразных модификаций-мотивов. Именно эту формулу использовали Брамс и Бузони, создавая свои чудесные транскрипции баховской Чаконы.
«Танец на террасе дворца» Й. Иеронимуса (Музей изящных искусств, Лилль).
Сонаты BWV1030 и BWV1032
Соната си минор для флейты и клавира (то есть любого струнного клавишного инструмента — клавесина, клавикорда, фортепиано) В\ЛЛ/ 1030 принадлежит к числу самых чарующих произведений во всей европейской музыке. Ее Бах написал также в кетенский период и задействовал в ней, как это следует из названия, два инструмента — поперечную флейту и клавесин. Последний наделен двумя функциями — инструмента солирующего и исполняющего партию генерал-баса. Если начальное Andante играется в общепринятой технике орнаментации и носит ярко выраженный концертный характер, то вторая часть Largo е dolce является исключительно сольной, в ее основе лежит мелодичная кантилена флейты. Третья часть сонаты особенно интересна с точки зрения построения: вслед за Presto идет стремительный финал (Allegro) с виртуозной игрой мотивов в трехдольном метре, редкой по красоте и изысканности.
Первая часть Сонаты ля мажор для флейты и клавира BWV 1032 дошла до нас не полностью; рукопись оригинала исчезла во время Второй мировой войны. Наиболее часто исполняемая версия начинается со второй части, Largo е dolce. написанной в том же темпе, что и вторая часть Сонаты си минор BWV 1030, но выдержанной в более спокойном и, если можно так выразиться, интимном ключе. В противовес второй части финальное Allegro развивается быстро и радостно.





Иоганн Себастьян Бах

Бродячий музыкант

Жизнь Баха была полна всяческих злоключений, неустроенности, постоянных переездов из города в город, работы ради хлеба насущного. Но была в ней и музыка, составлявшая главное счастье композитора.
Иоганн Себастьян Бах появился на свет в Эйзенахе, небольшом немецком городке, расположенном в западной Тюрингии. Музыкальные традиции этой местности уходят корнями в глубокое средневековье. Еще в ХП веке здесь, при дворе Германа I (1190—1217), собирались самые знаменитые музыканты. А в 1206 или 1207 году в его замке Варт-бург прошел конкурс миннезингеров — бескровная «война певцов».
Семейство Бахов поселилось в Эйзе-нахе всего за несколько лет до рождения Иоганна Себастьяна. Дед великого композитора был городским музыкантом в Эрфурте, потом — придворным музыкантом в Арнштадте, а в конце жизни — органистом в Веймаре. Отец Иоганна Себастьяна Баха отправлял должность городского музыканта в Эйзенахе.
Итак, новорожденного, младшего сына Иоганна Амвросия Баха и Элизабет Леммерхирт, крестили в церкви св. Георгия 23 марта 1685 года. Само собой разумелось, что он продолжит семейную традицию и тоже станет музыкантом. Первым его учителем стал отец, дававший сыну уроки игры на скрипке, а в 1692 году Иоганн Себастьян начал учиться музыке в школе при церкви св. Георгия.
В 1694 году умерла мать будущего композитора, через год не стало его отца. Мальчика взял под свою опеку старший брат, Иоганн Кристоф, работавший органистом в церкви св. Михаила в Ордруфе. Следующие пять лет Иоганн Себастьян провел в доме своего брата, посещая местную школу и занимаясь в школьном хоре.
Предполагаемый портрет Баха «веймарской поры».
В начале 1700 года юный Бах покинул опекуна, решив продолжить свое образование в люнебургской гимназии. В Люнебурге же он поступил в хор при церкви св. Михаила. Через два года, уже окончив гимназию, он попытался получить место органиста — в церкви св. Иакова в Зангерхаузене, — но ему сказали, что он слишком молод для этой должности. Зато вскоре он был принят скрипачом в капеллу принца Иоганна Эрнста Саксонского.
Долго в капелле принца Бах не задержался, так как 9 августа 1703 года он приступил к исполнению обязанностей органиста в отстроенной после пожара церкви св. Бонифация в Арн-штадте. В 1705 году, заслужив доверие консистории, он испросил себе четырехнедельный отпуск, чтобы посетить знаменитого органиста Дитриха Букс-техуде, проживавшего в Любеке. Предание гласит, что молодой музыкант, не имея денег, отправился в Любек пешком и пробыл там четыре месяца (вместо обещанных четырех недель). По возвращении в Арнштадт ему пришлось объясняться за столь долгую самовольную отлучку. Отношения с консисторией были испорчены.
По счастью, уже в 1706 году Баху предложили место органиста в церкви св. Блазиуса в вольном городе Мюльхаузене. А 17 октября 1707 года он женился на своей кузине Марии Барбаре Бах, дочери умершего органиста из Ге-рена Иоганна Михаэля Баха. В материальном отношении молодожены были предоставлены самим себе, поэтому Баху вскоре пришлось поступить на должность придворного музыканта в Веймаре. Она приносила куда больший доход, чем должность органиста при мюльхаузенском муниципалитете.
Новый работодатель Баха, Вильгельм Эрнст Саксен-Веймарский, был человеком образованным и не чуждым меценатства — особенно гордился он тем, что поддерживал не иноземцев, а своих, немецких, музыкантов (возможно, потому, что «свои музыканты» обходились дешевле). Годы, проведенные в Веймаре, стали для композитора периодом творческого созревания. В1714 году он был назначен концертмейстером придворного оркестра. Отныне в его обязанности входило «поставлять» каждый месяц новые произведения (в первую очередь, кантаты) и проводить репетиции оркестра. Росла, тем временем, и слава Баха-органиста. С триумфом прошли его выступления в Дрездене, Галле и Лейпциге. Но через некоторое время отношения Баха с герцогом Сак-сен-Веймарским испортились. И потому, получив 5 мая 1717 года предложение стать придворным капельмейстером в Кетене, Иоганн-Себастьян Бах подал герцогу прошение об отставке.
Герцог, в свою очередь, оскорбился и посадил композитора на гауптвахту. Да, он был просвещенным правителем, но он привык, чтобы ему подчинялись.
Терпению сдержанного и дисциплинированного концертмейстера пришел конец. Отсидев на гауптвахте двадцать шесть дней, 2 декабря 1717 года он выехал из Веймара в Кетен.
«Иоганн Себастьян Бах с сыновьями». Картина принадлежит кисти немецкого художника Балтазара Деннера.
Замок Вартбург близ Эйзенаха — родного города композитора. Гравюра конца XVII века.
Даты
Хронология жизни
1685 Родился 21 марта в Эйзенахе (Тюрингия).
1700-02 Переезжает в Люнебург, где оканчивает гимназию и поет в церковном хоре.
1703 Становится органистом церкви св. Бонифация в Арнштадте.
1707 Женится на своей кузине Марии Барбаре Бах.
1708 Получает место придворного музыканта в Веймаре.
1714 Становится концертмейстером оркестра при дворе в Веймаре
1717-18 Переезжает в Кетен, ко двору князя Леопольда, предложившего ему место капельмейстера.
1720 Умирает Мария Барбара.
1721 Женится на Анне Магдалене Вильке. 1723 Становится кантором школы при церкви св. Фомы в Лейпциге.
1736 Получает почетную должность композитора дрезденской капеллы.
1750 Переносит глазную операцию. 28 июля умирает в Лейпциге.
Голоса из хора
Если музыка способна облагородить и возвысить наше существование, значит, ее миссия исполнена. Икогда композитор приходит к этому, он как будто прикасается к самой высокой вершине. Бахэту вершину покорил. "
Пауль Хиндемит
В Кетене все свои силы Бах отдал светским сочинениям, занимаясь, прежде всего, оркестром князя Леопольда, своего нового покровителя. Жизнь семейства на новом месте налаживалась. Но в 1720 году случилось то, чего никто не ожидал, — умерла верная подруга Баха, Мария Барбара. Композитор узнал об этом, возвратившись из Карлсбада, куда он сопровождал князя Леопольда. Чтобы дети не остались без материнской заботы, 3 декабря 1721 года он женился на Анне Магдалене Вильке, одаренной певице и, ко всему, скромной и домовитой девушке.
К 1723 году отношения Баха с двором князя Леопольда ухудшились (виною тому была молодая супруга князя, музыки не любившая и музыкантов не жаловавшая). И композитор вновь сменил место жительства, переехав, на сей раз, в Лейпциг. Здесь он получил место кан-
Внутреннее убранство церкви св. Михаила в Люнебурге, в хоре которой пел юный Иоганн-Себастьян Бах.тора в школе при церкви св. Фомы (так называемой «Томасшуле»), где и служил до самой своей смерти. В1729 году Бах принял еще и руководство Музыкальной коллегией — студенческим музыкальным обществом, основанным Телеманом. Члены общества встречались раз в неделю в Циммермановской кофейне. В этот период Бах много и плодотворно работает, создает знаменитые «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну», а также не менее известную «Кофейную кантату».
В июле 1733 года он посылает курфюрсту Фридриху II в Дрезден две части прогремевшей ныне на весь мир
Высокой мессы. При жизни Баха она так и не была исполнена целиком, лишь первые две части — Kyrie и Gloria — звучали в лейпцигских хра-
Выдающиеся произведения
Религиозные кантаты:
Herz und Mund und Tat und Leben BWV 147
Мессы:
Mecca си минор (Высокая месса) BWV 232
Оратории:
Страсти по Матфею BWV 244 Страсти по Иоанну BWV 245
Органные произведения:
Фантазия и фуга до минор
BWV 537 Прелюдия и фуга до минор
BWV546
Токката и фуга ре минор BWV 565
Клавирные произведения:
Хорошо темперированный
клавир BWV 846—893 Гольдберговские вариации
BWV 988
Камерная музыка:
Шесть сюит для виолончели соло BWV 1007—1012
Концерты для инструмента с оркестром:
Концерт для двух скрипок ре минор BWV 1043
Произведения для оркестра:
Бранденбургские концерты
BWV 1046—1051 Третья оркестровая сюита
BWV 1068
К нотам музыкант приложил нижайшую просьбу присвоить ему звание композитора придворной капеллы. Светлейший курфюрст соизволил удовлетворить просьбу кантора школы св. Фомы — но лишь через три года.
Жизнь Баха в Лейпциге была тяжелой. Денег постоянно не хватало, вверенная его заботам Томасшуле тоже приносила немалые огорчения. Церковь выделяла на нее очень скромные средства, и мальчики-певчие нередко голодали и простужались из-за отсутствия хорошей одежды. К тому же, далеко не все из них блистали музыкальными способностями — детей часто принимали в школу, не считаясь с мнением кантора. Утешала, пожалуй, лишь семья.
Старшие сыновья к 1740-м годам уже приобрели известность в музыкальном мире, младшие — подрастали и тоже были способными учениками своего отца.
В 1747 году Бах отправился в Берлин, где при дворе Фридриха II служил кла-весинистом его сын Филипп Эммануэль. Фридрих был наслышан о таланте «старого Баха» и не раз намекал Эммануэлю, что хотел бы насладиться его игрой. И вот, наконец, композитор предпринял утомительное (он ведь и в самом деле уже не был молод) путешествие в Берлин. Король принял Баха милостиво. В то время немецкий мастер Зильберман только-только начал выпускать «пианофорте», которые
Король имел несколько этих — весьма дорогих — инструментов. По его просьбе Бах «опробовал» их, блестяще исполнив импровизацию на заданную королем тему. Вернувшись в Лейпциг, он переработал эту тему и создал фугу, которую затем отослал Фридриху.
С весны 1749 года крепкое прежде здоровье начинает доставлять композитору все больше неприятностей. Вследствие развития катаракты Бах стал быстро терять зрение и к концу года полностью ослеп. В марте 1750 года знаменитый английский окулист
Джон Тейлор сделал ему две операции, но положительного результата они не принесли. Последние месяцы своей жизни Бах провел в комнате с зашторенными окнами. Он почти не вставал с постели. Говорят, что за десять дней до смерти музыкант внезапно обрел зрение. Но после вскоре случившегося кровоизлияния в мозг его парализовало, и вечером 28 июля 1750 года он скончался.
 Таким был Лейпциг при жизни Баха.
Бах ❖ Сюита № 3, BWV 1068




Эдвард Григ


Скандинавия - ветреный край незамерзающих течений и вечнозеленых лесов, суровых скалистых берегов, рыбаков, воинов и купцов - со времен древних скальдов ждала своего гения.
Она нуждалась в певце, который бы открыл красоту этого северного полуострова и лежащих рядом с ним краев всему миру. Страны этого полуострова, среди которых очевидно доминировала Швеция с ее богатым императорским двором, еще в эпоху Ренессанса имели развитую музыкальную культуру, - в основном, как это было повсеместно, привозную. И только во второй половине XIX века и начале XX этот культурный слой, как во время вулканического извержения, стал буквально фонтанировать талантами и гениями мировой величины - философ Кьеркегор, драматурги Генрик Ибсен и Август
Портрет Генрика Ибсена, автора «Пер Гюнта». Ниле Гуд, 1891 г.
Эдвард Григ. Раннее фото.
Стриндберг, писатель Кнут Гамсун, архитектор Сааринен... Один за другим появились самобытные композиторы, завоевавшие мировую известность -норвежец Григ, финн Сибелиус, датчане - Гаде и Нильсен...
Эдвард Григ был первым в их числе. Он родился в Бергене, у моря, в семье шотландца, британского консула 15 июня 1843 года. Скорее всего, Грига ждала бы дипломатическая карьера, когда бы в судьбу мальчика не вмешался выдающийся норвежский скрипач Уле Булль, известный во всей Европе. Они стали друзьями на всю жизнь, и замечательным следом этой чудесной дружбы позже станут три скрипичные сонаты Грига (для своего инструмента, фортепиано, которым Григ владел на уровне концертирующего пианиста, он написал всего одну, и то в молодости). Булль советует семье Грига отправить мальчика в Германию. Пятнадцатилетним юношей Эдвард Григ уезжает в Лейпциг.
В Лейпциге, в одной из старейших консерваторий Европы, основанной Мендельсоном, он получил серьезное музыкальное образование. Это очень явственно сказалось на его стиле, который как будто является продолжением раннего романтизма Шуберта, Шумана и Мендельсона.
Эдвард Григ. Позднее фото.
Эти композиторы открыли для себя мир миниатюры - пьесы, выражающей одно или два контрастных душевных состояния, зарисовывающей несколькими штрихами бытовую сценку, чаще всего с использованием танцевальной ритмики. Григ продолжил именно эту традицию, несмотря на то, что в конце века поздние романтики вслед за Берлиозом - Лист и Вагнер, Брамс и Брукнер - культивировали масштабные, насыщенные драматическим развитием сценические, камерные, симфонические, фортепианные произведения. Лейпциг оставался на этом фоне «тихой заводью», хранившей более консервативные традиции. Сыграл в этой ориентации свою роль и внутренний склад композитора, более тяготевшего к изобразительности и живописности, чем к драматическому развитию образов. Колоссальная часть творческого наследия Грига - небольшие фортепианные пьесы, песни и романсы. Оперный замысел Грига на сюжет из национальной истории - «Олаф Трюгвасон» -так и остался неоконченным, единственная симфония числится в списке юношеских произведений... Помимо Фортепианного концерта, все крупные оркестровые сочинения Грига - преимущественно сюиты, составленные из отдельных пьес. Это «Норвежские танцы», «Симфонические танцы», «Из времен Хольберга» (изящная стилизация в духе классицизма XVIII века) и знаменитые сюиты из музыки к драмам Бьернсона «Сигурд Йорсальфар» и Ибсена «Пер Гюнт».
Эдвард и Нина Григ. Фото.
Эдвард Григ. Рисунок Эрика Вереншелля. 1885 г.
Фортепианный концерт Грига, написанный в 1868 году, будто вторит другому гениальному образцу жанра - концерту Шумана. Шуман был любимым композитором Грига в годы учебы в Лейпциге и сразу после нее. Не застав великого романтика при жизни, он много общался с его друзьями, в частности, пианистом Венцелем. Очень многое роднит первые части этих двух концертов - Шумана и Грига: вдохновенный эпиграф солирующего рояля, драматический накал изложения, лирический эпизод в центре части, убыстряющийся в последних страницах партитуры темп... Но «эпиграф» этот скорее сравним с подписью мастера на полотне: Григизбирает для негобезошибочно узнаваемую норвежскую фольклорную интонацию - суровую и одновременно яркую, похожую на прыжок через препятствие, - и повторяет ее многократно. Именно эта интонация и ее производные ассоциируются у слушателей с мелодикой Грига: мы слышим ее во вступлении к Песне Сольвейг и во многих других, самых известных его сочинениях. Вторые две части концерта уже совершенно отходят от шумановского образца (известно, что две последние части своего концерта Шуман дописал много лет спустя, когда его стиль претерпел определенные изменения): лирическая вторая часть сопоставима по масштабу и с первой частью, и с грандиозным финалом. Кажется, что после бурь первой части солнце заливает скалы и заливы, освещая величественную картину северной природы, а в финале отважные рыбаки празднуют удачное возвращение из коварной морской стихии. Ритмика финала, стремительного финала, восходит к норвежским рыбацким танцам, в частности, халлингу с его упругими синкопами и «прыжковыми» акцентами. Завершает концерт торжественная и суровая мелодия - гимн норвежской душе и норвежской природе, построенный на самой первой теме - эпиграфе ко всему концерту.

Эдвард Григ с другом путешествуют. Фото.
«Пер Гюнт» (1866) - одна из самых известных драм Генрика Ибсена (18281906), старшего современника Грига. В ней он обращается к норвежской легенде об удачливом охотнике Пере Гюнте из Гудбраннсдалена, отважно сражающемся с нечистой силой - троллями - и любящим прихвастнуть своими похождениями. Ибсен, однако, развил его образ так, что получилась довольно хлесткая карикатура на норвежское общество середины XIX столетия. Дело в том, что Пер Гюнт, главный герой драмы, - колоссальное ничтожество, циник и записной плут, но, в отличие от знаменитых плутов мировой литературы - Ласарильо из Тормеса, Фигаро, Остапа Бендера - обладающий слабым, половинчатым характером, всегда готовый к предательству. Одновременно с этим в самой композиции и драматургических приемах пьесы таятся зачатки театра символизма - не случайно интерес к этой ранней пьесе Ибсена пробудился в России именно в 1910-е гг. Для постановки драмы, состоявшейся 10 лет спустя после написания, Григ написал музыку. Конечно, фольклорный колорит и сказочная фантастика привлекали Грига больше, чем фарсовый и социальный аспект. Две сюиты соответствуют основным эпизодам драмы, и комментарии к ним изложены здесь соответственно последовательности действия.
Литография Эдварда Мунка на программке «Пер Гюнта». Париж, около 1900 г.
«Жалоба Ингрид». Ингрид, давно влюбленная в Пера, вынуждена дать обещание выйти замуж за другого. На свадьбе возникает потасовка, Пер, воспользовавшись этим, крадет Ингрид, убегает в горы и обесчещивает ее. «Черт бы взял воспоминанья! Черт бы вас побрал, всех баб!» - бросает он в лицо девушке.
«В пещере горного короля». Пер Гюнт, спасаясь от преследований односельчан, снова убегает в горы, где встречается с дочерьми горного короля - Доврского деда. Одну из них он пытается соблазнить и держит ответ перед ее отцом. Он готов отдать свою любимую дочь в жены Перу и сделать королем троллей, но он должен сам стать троллем и встать по ту сторо-
Эдвард Григ. Фотография с дарственной надписью: «П.Чайковскому от Вашего горячего почитателя. Лейпциг, 1888».
ну человеческой морали. В последний момент Пер дерзко отказывается, тролли окружают его и начинают танцевать с ним дикий танец. Пер, не в силах выйти из круга, падает полумертвым только тогда, когда у входа в ущелье появляются монахи и нечистая сила исчезает.
«Смерть Озе». Пер Гюнт строит избушку в лесу, где он спасается от родственников Ингрид. Ихдом разграблен, все забрал отец обесчещенной Ингрид, а его мать - вдова Озе - при смерти. Несмотря на опасность быть схваченным, он прощается с умирающей Озе. Вместе с сыном она вспоминает его детство, чтобы утешить умирающую, он рисует ей веселую дорогу в рай, а потом бежит из родной деревни.
«Танец Анитры» и «Арабский танец» относятся к четвертому акту драмы, где описывается, как Пер Гюнт разбогател на морской торговле, поставляя рабов в Америку, а идолов - в Китай. Однако яхту его угоняют, и он снова нищ. Чудом ему удается разжиться арабским платьем и скакуном. В аравийской пустыне его принимают за пророка, и шейх готов отдать за него свою дочь Анитру, пляшущую перед ним с толпой арабских девушек. Однако он не готов жить в арабском племени даже на правах про-
Эдвард Григ аккомпонирует своей жене. Петер Северин Кройер, 1898 г.
рока, он пытается увезти красавицу за пределы территории племени, но она ударяет его хлыстом и исчезает. «Утро» - вступление к тому же акту, но, как отмечают исследователи, это скорее послесловие к предыдущим трем актам драмы, действие которых происходит в Норвегии.
«Возвращение Пера Гюнта». Держа путь в родную деревню после заморских плаваний, корабль с Пер Гюнтом терпит крушение, но Ибсен не умерщвляет своего героя раньше времени, заставляя его пережить последнее испытание и раскаяние. В родной деревне Пер застает собственные похороны, распродажу оставшегося имущества. Односельчане, а позже обиженные им фантастические существа и дух Озе припоминают ему его грехи, не узнавая его, и только Сольвейг (символизирующая всепрощающую любовь - в последних словах он называет ее матерью), с которой он познакомился на свадьбе злосчастной Ингрид, ждала его все эти годы и убирала его одинокое убежище в лесу. «Песня Сольвейг» - колыбельная Перу, смирившему, наконец, свою гордыню и, пережив, наконец, окончательное моральное падение, и окончившему свою жизнь с миром в душе.
Именно музыка к «Перу Гюнту» открыла Григу путь к европейскому признанию. Приглашения выступить с концертами буквально сыплются на композитора со всего мира до самой смерти. Вокруг Грига концентрируется вся музыкально-общественная жизнь его родины, Норвегии. Он организует музыкальное общество и фестиваль в родном Бергене, уединяясь для творчества в горной деревушке Тролльхауген (холм троллей) недалеко от Бергена, ставшей в последние сорок два года жизни композитора основным местом жизни. Там рождаются несколько тетрадей «Лирических пьес» - проникновенных, тщательно отделанных фортепианных миниатюр со своими сюжетами и программными заголовками, замечательные романсы и песни, которые непременно исполняла жена Грига, замечательная исполнительница и преданная спутница жизни, Нина Хагеруп. Скончался Григ в родном Бергене 4 сентября 1907 года, вернувшись из большой прощальной концертной поездки, которую предпринял уже тяжелобольным.
Вилла Э.Грига в Тролльхаугене.
Музыка Грига вот уже сто лет после его смерти поется, играется выдающимися пианистами, скрипачами, оркестрами мира, несмотря на то, что его творческое наследие невелико по объему. На нашем диске исполнительские силы представлены двумя выдающимися дирижерами прошлого и современности. Один - это Вильгельм Фуртвенглер в исторической записи, осуществленной в Вене с Венским филармоническим оркестром незадолго до конца войны (солирует выдающийся пианист своего времени, Вальтер Гизекинг). Его трактовка отличается волей и целеустремленностью, строгим и сдержанным подходом к лирике (как и должна звучать северная лирика) и колоссальным масштабом блестяще выстроенных кульминаций.
Вильгельм Фуртвенглер. 1950-е.
Пленка эта была взята в качестве трофея с Берлинского Радио, а пластинка, выпущенная фирмой «Мелодия» почти сорок лет назад, была вожделенным трофеем для многочисленных зарубежных почитателей таланта великого дирижера: ведь другой копии не осталось больше нигде! Другой дирижер -наш выдающийся соотечественник и современник, Геннадий Николаевич Рождественский. Он дирижирует Большим симфоническим оркестром Всесоюзного Радио, с которым связывали его долгие годы художественного руководства. Это одно из лучших исполнений «Пера Гюнта», когда-либо записанных в России: выдающийся дирижер не жалеет красок, художнического темперамента и вместе с тем не теряет чувства меры, воспроизводя бессмертные страницы музыки великого композитора с тончайшим проникновением во все нюансы его творческого замысла.
Вальтер Гизекинг. Середина 1960-х гг.
Геннадий Николаевич Рождественский. 1966 г.
Автограф Эдварда Грига
с первыми тактами его фортепианного концерта.