В Великобритании нашлась забытая картина Уильяма Тернера



Картина, купленная за 3,7 тысячи фунтов стерлингов, оказалась потерянным полотном британского живописца XVIII-XIX века Уильяма Тернера. Об этом в пятницу, 21 сентября, пишет The Daily Mail.

Речь идет о картине маслом, которую ценитель искусства Джонатан Уил (Jonathan Weal) приобрел восемь лет назад на аукционе в Кенте. По словам Уила, в каталоге предположительным автором картины значился сам Уильям Тернер, однако подлинность полотна ставилась под сомнение, поэтому картина оценивалась всего в 700-900 фунтов. По словам Уила, у него сомнений было куда меньше, поэтому он не побоялся поднять ставку, чтоб стать обладателем лота. Сейчас Уил заявляет, что его догадка оказалась верна, и полотно действительно принадлежит кисти Тернера, отмечает Lenta.ru.

Название полотна - «Рыбацкие лодки в крепкий ветер» (Fishing Boats in a Stiff Breeze), его размер - 33 на 25 сантиметров. Эксперты считают, что картина была написана примерно в то же время, что и одно из самых известных полотен Тернера «Трафальгарская битва» (1806 год).

По мнению владельца картины, художник запечатлел лодки где-то между городами Рамсгейт (Ramsgate) и Бродстэйрс (Broadstairs) в графстве Кент. По словам Уила, художник подарил полотно своему другу и душеприказчику - священнику Генри Скотту Триммеру (Henry Scott Trimmer). В 1860 году - уже после смерти священника - картина была продана, а потом несколько раз переходила из рук в руки и в конце концов пропала из поля зрения общественности.

Авторство Тернера готовы подтвердить по меньшей мере шесть экспертов, среди которых - специалист по творчеству этого британского художника Сэлби Уиттингем (Selby Whittingham). В среду, 26 сентября, в картинной галерее Dulwich в Лондоне состоится конференция, в ходе которой будут представлены доказательства авторства Тернера, в числе которых - доклад компании Art Access and Research.

Полотно, предположительно, написанное Тернером, оценивают в 20 миллионов фунтов стерлингов. Намерен ли нынешний владелец картины выставить ее на торги, не сообщается.

Самым дорогим полотном Уильяма Тернера, проданным на аукционе, считается «Современный Рим - Кампо Ваччино» (Modern Rome - Campo Vaccino, 1839). В 2010 году музей Getty купил это полотно за 29,7 миллиона фунтов стерлингов.

Уильяма Тернера считают мастером романтического пейзажа. Он известен в первую очередь как акварелист, однако писал и маслом. Среди его самых известных работ - «Дождь, пар и скорость», «Поле Ватерлоо» и «Последний рейс корабля 'Отважный'».

cultnews.ru

Южная Корея запретила маркиза де Сада

Маркиз де Сад

В Южной Корее запретили роман маркиза де Сада "120 дней Содома", сообщает Agence France-Presse 19 сентября со ссылкой на представителя государственной комиссии по издательской этике Чан Тхак Хван.
"Значительная часть книги в высшей степени непристойна и жестока, в ней упоминаются акты садизма, инцест, скотоложество и некрофилия", — заметил Чан Тхак Хван. Помимо этого, признать книгу "вредоносной" комиссию побудило описание секса с детьми, встречающееся в романе.
Запрет "120 дней Содома" — первый с 2008 года запрет, наложенный на книгу комиссией по издательской этике.
Перевод "120 дней Содома" на корейский язык появился в местных книжных магазинах в августе 2012 года. После решения комиссии издателю — компании Dongsuh Press — придется отозвать и уничтожить весь тираж книги. Издательство назвало запрет на "120 дней Содома" "смертельным приговором книге" и обжаловало постановление комиссии по этике. Если жалоба будет отклонена, издательство намерено обратиться в суд.
"Эта книга не о распространении порнографии и насилия… Она высмеивает и критикует темную сторону человеческой природы, которая скрывается за подобными действиями", — заявил AFP главный редактор Dongsuh Press Ли Юн.
Маркиз де Сад написал "120 дней Содома" в 1785 году, однако опубликована книга была только в XX веке. Французский роман переведен на несколько языков, включая английский, немецкий и японский. В 1975 году итальянский режиссер Пьер Паоло Пазолини снял основанный на книге де Сада фильм "Сало, или 120 дней Содома". Кинокартина вскоре после выхода в прокат была запрещена в ряде стран, включая Великобританию, Австралию и Новую Зеландию, из-за изображения пыток, изнасилования и убийства.

В Британском музее в Лондоне открылась выставка испанского Возрождения /20/09/2012

20/09/2012
Британский музей открывает сегодня выставку испанской живописи эпохи Возрождения. Посетители смогут увидеть работы Диего Веласкеса, Хосе де Риберы, офорты Франсиско де Гойя.
Экспозиция под названием «От Ренессанса до Гойи: Живопись и графика Испании» (Del Renacimiento a Goya: pinturas y dibujos de España) включает в себя картины из коллекции музея Прадо в Мадриде и Национальной галереи в Лондоне. На выставке, которая продлится до 6 января, представлено около 150 произведений, начиная с XVI века, разделенных по географическому принципу - по регионам, в которых они были созданы и впервые представлены на суд зрителя.
Особое внимание привлекают двадцать гравюр Гойи, преимущественно религиозного содержания, среди которых «Слепой гитарист» (El Guitarrista Ciego, 1778), акватинт «Инфант Дон Фернандо» (El Infante Don Fernando, 1778), и портрет в красном севильского скульптора Педро Ролдана. Также можно будет увидеть цикл «Безумие» (Los Disparates), в котором художник критиковал существующую власть.
Среди самых ранних работ на выставке - рисунки, сделанные в Кастилии итальянским художником Федерико Зуссаро (Federico Zuccaro) и испанцем Алонсо Берджете (Alonso Berruguete). Посетители смогут увидеть и картину «Аутодафе на главной площади» (El auto de fe en la Plaza Mayor, 1632), приписываемую кисти Диего Веласкеса, показывающую суд инквизиции над несколькими еретиками, и религиозные сцены, написанные Алонсо Кано (Alonso Cano).
Видное место на выставке занимает творчество Андалусии, и, особенно, Севильи, представленное работами Бартоломе Эстебана Мурильо (Bartolomé Esteban Murillo ), Франциско Сурбарана (Francisco Zurbaran), Франсиско де Эррера -старшего (Francisco de Herrera), и Франсиско Пачеко (Francisco Pacheco).
Валенсия представлена творчеством Хосе де Риберы, а именно его рисунками на тему классической мифологии «Пьяный Силен» (Sileno Borracho, 1628) и «Тициус и Прометей» (Ticio y Prometeo, 1620-1625) и картинами, среди которых «Мученичество святого Варфоломея» (El Martirio de San Bartolomé) и знаменитый конный портрет дона Хуана Австрийского, младшего брат короля Филиппа II.
Анна Сидорова

Карен Аванесян поразил Лунной сонатой Бетховена на дудуке /18.09.2012

Накануне в Благовещенске в рамках фестиваля «Амурская осень» прошел творческий вечер заслуженного артиста России Карена Аванесяна, передает portamur.ru.

Весело провести вечер в компании одного из главных действующих лиц «Кривого зеркала» в основном собрались представители армянской диаспоры. Шли всей семьей, с собой брали даже маленьких детей. Среди зрителей была замечена и супруга амурского губернатора Ирина Кожемяко. Также столичная знаменитость лично поприветствовал пришедшего на концерт главу регионального отдела Союза армян России в Амурской области Артура Казаряна.

В Благовещенск юморист привез совершенно новые, еще не обкатанные на телевидении номера.

«Это неправильно, когда артисты привозят в города программу, которую уже показывали на ТВ, - объяснил мастер разговорного жанра. - Поэтому сегодня я решил опробовать абсолютно новые номера. Если будете смеяться, тогда включу их в «Кривое зеркало».

Практически все шутки звучали с характерным кавказским акцентом и касались так называемых трудностей перевода с армянского языка на русский.
 «Меня часто спрашивают, почему у меня в программе «кавказский» юмор, - продолжил Аванесян, - но было бы смешно, если я с моей внешностью шутил бы по-эстонски».

«Перенос - это длинный-длинный нос, а главный член предложения это падлолежащее», «в нашем театре идет пьеса «Вишневый зад», — сыпал остротами артист.
 Публика смеялась от всей души. Пародии на Вахтанга Кикабидзе, Василия Ливанова, Армена Джигарханяна и Романа Карцева он выдавал на ура. Благодаря его таланту на сцене «ожили» всеми любимые актеры Юрий Никулин, Фрунзик Мкртчян и даже Владимир Высоцкий. Концертные номера артист разбавлял анекдотами «армянского радио».

Однако окончательно поразить публику ему удалось музыкой. Юморист неожиданно для всех сыграл на армянском национальном инструменте — дудуке — Лунную сонату Бетховена. 

Выставка работ Мартироса Сарьяна пройдет в Ульяновске 18.09.2012


Выставка работ армянского живописца Мартироса Сарьяна пройдет в сентябре в Ульяновске в рамках Международного культурного форума, для этого из Армении в город привезли десять картин, созданных художником в период с 1908 по 1972 год, сообщила РИА Новости заведующая музеем Аркадия Пластова Татьяна Верещагина.
По ее словам, это будет первая в России выставка Сарьяна. Открытие экспозиции состоится 27 сентября. При доставке картин из Армении в Россию их сопровождали внучка живописца Софья и его правнук Давид.

Новая выставка соединит в себе экспозиции двух художников - Сарьяна и Пластова, которых, как рассказывает заведующая, связывала крепкая дружба на протяжении многих лет.

«При изучении биографий мы поразились параллельности их судеб, которые соединялись множеством тонких связей, - подчеркнула она. - Это касается их детства, учебы и даже смерти - оба они ушли из жизни практически одновременно, в зените своего творческого совершенства».

По словам внучки Сарьяна Софьи, они привезли картины, которые охватывают почти все периоды жизни художника. В их числе - одна из самых ранних работ, написанная в 1908 году, а так же портреты, пейзажи, натюрморты и последняя картина, которую он закончил в 1972 году.

Анонимный владелец картины Мунка "Крик" покажет ее публике

"Крик" Эдварда Мунка на торгах Sotheby's. Фото Reuters
Неизвестный владелец картины "Крик" норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка впервые покажет ее публике: картина будет выставлена в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке с 24 октября по 29 апреля, сообщает газета The New York Times.
На протяжении нескольких десятилетий полотно, которое искусствоведы считают одним из самых узнаваемых образов в живописи XX века, находилось в частной коллекции и никогда не выставлялось в Нью-Йорке.
По словам директора музея, картина будет размещена в первой галерее на пятом этаже музея, вместе с ней на выставке будут представлены гравюры Мунка, созданные в тот же период, что и "Крик". Меры безопасности будут беспрецедентно высокими, поскольку картина является предметом особого интереса воров.
"Крик" не только вошел в историю искусства как шедевр экспрессионизма, но и как самый дорогой лот, установивший рекорд аукционных торгов, посвященных импрессионизму и модернизму. В мае картина была продана на Sotheby's за 120 миллионов долларов.
Имя человека, выкупившего картину на аукционе, до сих пор неизвестно. Эксперты склоняются к версии, что покупателем стал американский финансист и коллекционер произведений искусства Леон Блэк (Leon Black), который является членом попечительского совета МоМА. Однако ни директор музея, ни администрация Sotheby's имя нового владельца, предоставившего картину в музей, не разглашают.
В мае, когда картину выставили на торги в Лондоне, ее посмотрели более 7500 человек за пять дней. После того, как она прибыла в Нью-Йорк, аукционный дом предоставил возможность увидеть ее лишь своим клиентам.
"Крик" является одной из четырех работ серии, написанной Мунком на один и тот же сюжет в 1893-1910 годах. Три другие работы (две выполнены маслом, одна — пастелью) хранятся в музеях Норвегии, их несколько раз пытались похитить. В 1994 году грабители украли из национальной галереи Норвегии "Крик", написанный в 1893 году, его обнаружили спустя год. В 2004 году из Музея Мунка в Осло была украдена версия "Крика", созданная в 1910 году, и "Мадонна". Обе картины были найдены через два года после похищения.
Картина, которую осенью выставят в Нью-Йорке, выполнена пастелью и, как отмечают эксперты, является самой яркой и красочной из всех. Кроме того, только на ней есть рама, на которой художник написал строчку из своего дневника. Надпись поясняет, что вдохновило его на создание полотна.

Иллюстрации к «Божественной комедии» на выставке малоизвестных работ Огюста Родена /16/09/2012

16/09/2012
Национальная академия гравировки и изящных искусств Сан-Фернандо (La Calcografía Nacional de la Academia de Bellas Artes de San Fernando) представила выставку некоторых малоизвестных графических работ Огюста Родена. Экспозиция «Цифры теней» (Figuras de sombras), которая открылась вчера, представляет 129 работ, главным образом иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, а также знаменитую незавершенную работу художника «Врата Ада». В 1897 году эти рисунки были опубликованы в Maison Goupil.

Выставка разделена на три группы: собственно иллюстрации к произведению Данте, библейские мотивы, навеянные художнику работами Микеланджело, и несколько картин на другие темы.
Особое внимание привлекает то, как Роден изобразил картины Ада и людей, приговоренных к различным наказаниям: выпотрошенные еретики, горящие на огне богохульники, воры, превращающиеся в рептилий. Это самые «черные» рисунки Родена.
Интерес этой выставки заключается не только в показе неопубликованных работ французского художника, но и в демонстрации тех усилий, которые предпринимали создатели Maison Goupil по демократизации искусства, через его публикацию в обширных издательских программах.
По словам куратора выставка, Анник Брудер (Annick Bruder), “сама техника фотогравюры изначально была не такой, как мы её знаем сегодня”. Поэтому, сохранившиеся работы Огюста Родена имеют фундаментальное значение для понимания того, как они были превращены в отпечатки, с помощью этой техники и, таким образом, тиражированы.
Анна Сидорова
http://gallerix.ru/news

Вашингтонская опера нашла замену Пласидо Доминго

Франческа Дзамбелло. Фото с официального сайта
Новым художественным руководителем Вашингтонской национальной оперы с 1 января 2013 года станет Франческа Дзамбелло, сообщается на сайте оперы. Последние два года Дзамбелло сотрудничала с оперой в качестве советника по художественным вопросам.
Дзамбелло заявила, что очень рада возглавить Вашингтонскую национальную оперу, и пообещала продолжить дело предшественников. "Я с готовностью принимаю этот вызов и в ближайшие месяцы планирую рассказать о своих планах на новом месте более подробно", — заявила она.
Франческа Дзамбелло была назначена советником оперы по художественным вопросам в 2011 году, после того как пост худрука оперы оставил знаменитый тенор Пласидо Доминго, который проработал на этой должности 15 лет. После его ухода Вашингтонская национальная опера, находившаяся в плачевном финансовом положении, перешла под контроль Центра исполнительских искусств имени Джона Кеннеди.
Именно после перехода оперы под управление этого центра Дзамбелло пришла на должность советника. Также был назначен новый исполнительный директор труппы — им стал Майкл Маэл.
Фраческа Дзамбелло является известным в мире оперным режиссером. Она ставила спектакли в Метрополитен-опера, Парижской опере и в Большом театре. В сезоне 2012/13 в Большом состоится премьера "Травиаты" Верди в постановке Дзамбелло.

Эрик Клэптон продаст картину самого дорогого художника Германии 15.09.2012

"Абстрактная живопись" (809-4) Герхарда Рихтера
Рок-музыкант Эрик Клэптон выставил на продажу картину немецкого художника Герхарда Рихтера, одного из самых дорогих современных авторов. Как сообщает Reuters, "Абстрактная живопись" будет продана на торгах современным искусством 12 октября в Лондоне.
Речь идет о картине "Абстрактная живопись" (809-4), написанной в 1994 году. Предполагается, что Клэптон сможет выручить за произведение искусства 14-18 миллионов долларов. Картина Рихтера станет одним из топ-лотов вечернего аукциона Sotheby's.
Эту картину, считающуюся работой музейного уровня, музыкант приобрел в 2001 году за 3,4 миллиона долларов, вместе с ней он купил еще два полотна из той же серии — "Абстрактная живопись" (809), в которую всего входят четыре картины. Четвертая была приобретена галерей Тейт совместно с Национальными музеями Шотландии.
Бывший гитарист Cream не впервые сотрудничает с аукционными домами — в 2011 году на Bonhams он продал около 70 своих гитар, которые ушли с молотка за 2,15 миллиона долларов. Тогда музыкант передал все вырученные средства в центр реабилитации наркоманов и алкоголиков на Антигуа, одним из основателей которого является. Куда именно музыкант направит средства от продажи картины Рихтера, не сообщается.
За последние пять лет несколько работ Рихтера были проданы за суммы, превышающие 10 миллионов долларов. Рекорд аукционной стоимости был установлен на картину "Свеча" (Kerze), ушедшую с молотка в 2011 году за 16,6 миллиона долларов. Сам Рихтер считает, что цены на современное искусство абсурдны.

Обманутый миллиардер решил засудить Гагосяна 15.09.2012

"Попай" Джеффа Кунса. Фото ©AFP
Американский миллиардер Рональд Перельман подал в суд на своего давнего друга и арт-дилера Ларри Гагосяна из-за сделки, касающейся покупки объекта современного искусства, обвинив его в манипулировании ценами. Как сообщает The Guardian, Гагосян подал ответный иск к Перельману, обвинив его в том, что тот не заплатил за заказанные произведения.
Иски касаются нескольких работ, которые Перельман через галерею Гагосяна приобрел в 2012 году. Главным образом речь идет о неоконченной скульптуре Джеффа Кунса "Попай" (у художника есть целая серия работ с моряком Попаем), которую Перельман согласился купить у автора за 4 миллиона долларов — сделав пять выплат по 800 тысяч долларов.
В своем иске Перельман указывает на то, что Гагосян, воспользовавшись тем, что ему доверяют, вовлек миллиардера в сделку, однако не рассказал о своем договоре с Кунсом, которое накладывает некоторые ограничения на перепродажу произведения. Перельман утверждает, что в действительности скульптура стоит намного дороже, однако он не может ее перепродать через галерею, представляющую интересы Кунса, с прибылью для себя, поскольку, согласно договору, он должен направить автору работы 70 процентов от суммы, заплаченной сверх первоначальной цены (то есть 4 миллионов).
Как отмечает The New York Daily News, через несколько часов после иска Перельмана, который отказался от покупки "Попая", на него подала в суд галерея. По ее данным, Перельман, ранее заказавший некую скульптуру за 12,6 миллиона долларов и картину за 10,5 миллиона заплатил за них только 4,7 миллиона и 250 тысяч долларов соответственно. Взамен Перельман предложил галерее, заявившей о многомиллионных убытках, несколько произведений из своей коллекции. Галерея требует оплатить все покупки, а также возместить причиненный ущерб.
Иски будут рассматриваться в Верховном суде штата Нью-Йорк.
Ларри Гагосян является одним из самых влиятельных арт-дилеров в области современного искусства. Его галерея представляет работы Кунса, Сая Твомбли, Энди Уорхола, Дэмиена Херста и многих других авторов. Перельман, владелец холдинга MacAndrews & Forbes, в 2012 году занял 63-ю строчку в списке миллиардеров Bloomberg. Он сотрудничал с Гагосяном на протяжении 20 лет.

Картины импрессионистов придется держать в темноте - они тускнеют на свету из-за хрома

Ученые выяснили, что потускнение желтых красок на некоторых картинах Ван Гога вызвано процессом химического восстановления хрома в их составе под действием ультрафиолета



Ученые выяснили, что потускнение желтых красок на некоторых картинах Ван Гога вызвано процессом химического восстановления хрома в их составе под действием ультрафиолета, и это должны учитывать музеи, хранящие картины других художников ХIХ века, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на статью исследователей, опубликованную в журнале Analytical Chemistry.
Авторы публикации надеются найти способ вернуть полотнам великих художников их первоначальную красоту.
Основу желтой масляной краски, которую использовали Ван Гог и его современники, составлял хромат свинца PbCrO4, так называемый желтый хром. Появившиеся в ХIХ веке краски на его основе позволили художникам-импрессионистам отказаться от реалистичного изображения и перейти к неестественно ярким тонам. Однако он токсичен и потому был заменен более безопасными красками в середине прошлого столетия.
Художникам и владельцам художественных салонов практически сразу стало известно, что такие краски могут со временем потускнеть. Впрочем, несмотря на двухвековую историю желтого хрома, подобный процесс затронул лишь часть картин, тогда как остальные сохраняют первоначальную яркость цветов. Например, картины Поля Гогена, написанные с применением этого пигмента, до сих пор поражают насыщенностью посетителей музеев.
Выяснить природу явления, пагубно сказывающегося на некоторых творениях импрессионистов, попыталась группа ученых под руководством Коэна Янсенса из Университета Антверпена. Для этого ученые применили самые современные аналитические методы, включая рентгеновскую дифракцию, проведенную в Европейском центре синхротронного излучения.
Использовав образцы старых красок, хранящихся с конца позапрошлого столетия, ученые искусственно "состарили" их, подвергнув 500-часовому воздействию ультрафиолета. Обнаружив потемнение одного из образцов - с ярко-желтого цвета до темно-коричневого, шоколадного - ученые провели его анализ.
Сложность подобного исследования состоит в том, что темнеет лишь крайне тонкий слой на поверхности краски, составляющий тысячные доли миллиметра, а более глубокие слои остаются нетронутыми.
Однако, сочетая аналитические методы, группа Янсенса смогла обнаружить, что потемнение сопровождается переходом хрома в составе желтого пигмента из своей высшей степени окисления +6 в степень окисления +3 (при которой соединения металла обладают темным серо-зеленым оттенком).
Кроме того, авторы публикации проанализировали образцы краски с полотен Ван Гога "Берега Сены" и "Вид на Арль с ирисами", хранящихся в амстердамском музее художника и сильно изменившихся из-за потускнения желтого цвета.
Выяснилось, что, в отличие от сохраняющих яркость красок, использовавшихся Гогеном, краски Ван Гога содержат, помимо желтого хрома, и другие компоненты - серу и барий. Ученые полагают, что они вводились в краску в форме сульфата бария - белого вещества, вероятно, применявшегося Ван Гогом для разбавления красок или придания им большей яркости. Теперь ученым предстоит выяснить химический механизм, при котором наличие серы и бария в красках приводит к восстановлению хрома и "выцветанию" картин.
"Мы уже запланировали серию новых экспериментов, с помощью которых мы хотим уточнить условия, способствующие восстановлению хрома, и выявить возможность обращения этого процесса с тем, чтобы вернуть всемирно известным картинам их первоначальный цвет", - приводит слова Янсенса пресс-служба центра. 

http://www.newsru.com/

Выяснилось, почему "Цветы в голубой вазе" Ван Гога потемнели 15.09.2012

Астры на картине Винсента Ван Гога "Цветы в голубой вазе" постепенно превратились из ярко-желтых в коричневые из-за химической реакции между "лимонным" пигментом, сульфидом кадмия, и защитным лаком, говорится в статье, опубликованной в журнале Analytical



Астры на картине Винсента Ван Гога "Цветы в голубой вазе" постепенно превратились из ярко-желтых в коричневые из-за химической реакции между "лимонным" пигментом, сульфидом кадмия, и защитным лаком, говорится в статье, опубликованной в журнале Analytical Chemistry.
Винсент Ван Гог написал картину "Цветы в голубой вазе" в 1887 году, на закате парижского периода жизни этого великого художника. На этой картине были изображены ярко-желтые маргаритки и белые анемоны в вазе, расположенной на столе. После смерти Ван Гога эта картина была покрыта лаком для повышения сохранности и куплена в начале 20 века музеем Креллера-Мюллера в нидерландском Оттерло, сообщает РИА "Новости".
Группа химиков под руководством Куна Янсенса из университета Антверпена (Бельгия) обратила свое внимание на картину после того, как реставраторы открыли необычный налет на некоторых частях натюрморта.
Как объясняют ученые, желтый пигмент - сульфид кадмия - постепенно теряет свою яркость при взаимодействии с воздухом. Это объясняется тем, что молекулы кислорода окисляют серу и превращают это соединение в сульфат, соль серной кислоты (SO4). Сульфат кадмия образует белую полупрозрачную пленку на поверхности краски, в результате чего она бледнеет и теряет привычную яркость.
В случае с "Цветами в голубой вазе" налет был необычным - он был не светлым, а темным, и его микроструктура была не похожа на кристаллы сульфата кадмия. Озадаченные сотрудники музея отправили небольшой кусочек краски с картины в лабораторию Янсенса и попросили химиков выяснить природу и причину формирования налета.
Исследователи просветили образцы краски при помощи рентгеновских спектроскопов в Европейском синхротронном центре в Гренобле и немецкой лаборатории DESY и сравнили их с "обычным" налетом из сульфата кадмия.
"Оказалось, что сульфат-анионы нашли подходящего партнера для реакции в ионах свинца в лаковом покрытии, в результате чего на границе между краской и лаком образовались серые и малопрозрачные кристаллы англезита - сульфата свинца. Его источником, по всей видимости, послужило вещество-осушитель, которое было добавлено в лак при покрытии картины", - пояснил один из участников работы Джеральд Фалькенберг из германского синхротронного центра DESY.
По словам ученых, эффект усугубился тем, что ионы кадмия, лишенные серы, прореагировали с другими компонентами лака и превратились в оксалат кадмия (CdC2O4) - соединение кислорода, кадмия и углерода. Комбинация из соли свинца и оксолата кадмия и является тем налетом, который превратил ярко-желтые маргаритки на картине Ван Гога в смесь из темно-оранжевых и коричневых мазков.
"Многие из картин, которые Винсент написал во время парижского периода, были покрыты неправильным лаком и снятие этого покрытия является одной из самых сложных задач, с которой сталкиваются реставраторы работ Ван Гога во всех странах мира. Информация, которую предоставили нам Янсенс и его коллеги, жизненно необходима для принятия тяжелых решений, которые нам приходится порой делать при столь сложной очистке картин", - добавила реставратор Элла Хендрикс из Музея Ван Гога в Амстердаме (Нидерланды). 

http://www.newsru.com/