Леонардо да Винчи. Галерея картин








































Остатки Берлинской стены превратят в галерею



Неподалеку от Берлинской  East Side Gallery летом 2013 года будет создана еще одна выставочная галерея со сменной экспозицией, пишет euromag.ru.
Представители партии Зеленых в Фридрихсхайне-Кройцберге снова настаивают на этой инициативе. По их мнению, с обратной стороны East Side Gallery на остатках Стены должны быть организованы сменные выставки.

В декабре фракция подала в Собрание представителей городского района заявку, которая в настоящее время обсуждается комиссией по культуре. Согласно документу, пишет Bild, предлагается начать работу новой галереи с панорамных фотографий Кая Виденхёфера, изображающих восемь международных пограничных регионов.

Названы топ-10 прибыльных и убыточных российских фильмов года



В 2012 году в российском кинопрокате окупились лишь 15 из 68 вышедших отечественных фильмов. И самым прибыльным из них, как и в 2011 году, оказался мультфильм-сказка "Иван Царевич и Серый Волк", сообщает "Кинобизнес сегодня".
Этот мультфильм вышел на экраны 29 декабря 2011 года и сумел заработать в прокате более 24 миллионов долларов при бюджете в 2,7 миллиона.
На втором месте - "О чем еще говорят мужчины" (бюджет - 3 миллиона долларов, сборы - 17,66 миллиона). Неожиданным октябрьским хитом этого года стала драма "Духless", заработавшая 13,36 миллиона долларов при бюджете 3 миллиона.
На четвертом и пятом местах две комедии от компании Enjoy Movies: киноальманах "Мамы" (бюджет - 2 миллиона долларов, сборы - 7,79 миллиона) и приключенческая лента "Няньки" (бюджет - 1,7 миллиона, сборы - 5,75 миллиона).
Три российские ленты из десятки ("Иван Царевич и Серый Волк", "О чем еще говорят мужчины" и "На Байкал") стартовали еще в прошлом году, но основную кассу собрали в 2012-м.
Любопытно, что при господдержке были созданы только три из 15 окупившихся в этом году картин: "Духless", "Джунгли" и "Камень".
Также интересно, что только три самые убыточные отечественные картины ("Солдаты удачи", "Москва 2017" и "Свидание") сняты без господдержки.
Самым убыточным российским фильмом оказалась лента Александра Сокурова "Фауст". В финансировании этого проекта принимали участие в том числе иностранные инвесторы. Бюджет составил 14,5 миллиона долларов США, при этом лента сумела заработать в РФ всего 780 тысяч долларов. В сентябре 2011 года "Фауст" был отмечен главным призом Венецианского кинофестиваля - "Золотым львом". В декабре 2012-го эта работа Сокурова была признана российской Гильдией киноведов и кинокритиков лучшим фильмом года.
Топ-10 самых прибыльных российских фильмов года
  1. "Иван Царевич и Серый Волк" (24,62 млн сборов, бюджет - 2,7 млн)
  2. "О чем еще говорят мужчины" (17,66 млн, 3 млн)
  3. "Духless" (13,36 млн, 3 млн)
  4. "Мамы" (7,79 млн, 2 млн)
  5. "Няньки" (5,75 млн, 1,7 млн)
  6. "8 первых свиданий" (7,46 млн, 2,3 млн)
  7. "На Байкал" (310 тыс., 100 тыс.)
  8. "Джунгли" (11,85 млн, 4,5 млн)
  9. "Соловей-разбойник" (5,25 млн, 2 млн)
  10. "Тот еще..." (лента так же известна, как "Тот еще Карлосон", 10,35 млн, 4 млн)
Tоп-10 самых убыточных российских фильмов года
  1. "Фауст" (0,78 млн сборов, бюджет - 14,5 млн)
  2. "Сказка. Есть" (250 тыс., 3,5 млн)
  3. "Дирижер" (370 тыс., 2,6 млн)
  4. "Солдаты удачи" (1,54 млн, 8 млн)
  5. "Орда" (2,76 млн, 13,5 млн)
  6. "Матч" (2,19 млн, 10 млн)
  7. "1812: Уланская баллада" (1,21 млн, 5 млн)
  8. "Измена" (0,59 млн, 2,3 млн)
  9. "Москва 2017" (3,88 млн, 15 млн)
  10. "Свидание" (0,85 млн, 3 млн) 
http://www.newsru.com/

В Новгороде покажут "спасенные фрески" XIV века

Церковь Георгия на Торгу. Фото: Дар Ветер / Wikipedia

29.12.2012
В пятницу, 28 декабря, Новгородский государственный музей-заповедник откроет выставку с фресками новгородской церкви Спаса Преображения на Ковалеве, которые датируются 1380 годом. Как сообщается на сайте музея, фрески, восстановленные после Великой Отечественной войны, смонтированы на титановых щитах.
По данным РИА Новости, настенная живопись второй половины XIV века последний раз демонстрировалась около десяти лет на выставке "Спасенные фрески" в гриднице на новгородском Ярославовом дворище. Теперь экспозиция откроется в церкви Георгия на Торгу XIV века, которая также находится на Дворище.
Ковалевские фрески, предположительно, были забелены в XVIII веке, однако в начале XX столетия началась их расчистка, а впоследствии произведена их фотофиксация. Во время войны церковь Спаса Преображения была разрушена, и считалось, что монументальная живопись полностью утрачена, однако в 1965 году новгородские реставраторы Александра и Валентины Грековых по мельчайшим обрушившимся фрагментам приступили к восстановлению фресок и крепили их на титановых щитах. Реставраторам, работавшим по редкой технологии, удалось восстановить до 30 композиций, которые занимают около 180 квадратных метров. В 1989 году Грековы были награждены Государственной премией СССР.
В настоящий момент работа по восстановлению монументальной живописи церкви продолжается. Площадь не восстановленных фресок достигает около 200 квадратных метров. В освободившейся гриднице под руководством реставраторов Новгородской научно-реставрационной мастерской "Фреска" ведется восстановление живописи другого новгородского храма — Успения Богоматери на Волотовом поле.
Преображенская церковь, построенная около 1345 года, действовала до начала XX века. В 1970 году на ее месте была поставлена новая церковь, в которой можно увидеть сохранившиеся фрагменты прежнего храма.

"Фаланстер" назвал самые продаваемые книги года

Магазин "Фаланстер". Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ, архив

29.12.2012
Книжный магазин "Фаланстер", торгующий интеллектуальной литературой гуманитарного профиля, составил рейтинг продаж за 2012 год. Список книг в 11 категориях опубликован в ЖЖ магазина.
Самыми раскупаемыми отечественными авторами стали Эдуард Лимонов ("В Сырах"), Александр Чудаков ("Ложится мгла на старые ступени"), посмертно награжденный "Русским Букером десятилетия", Сергей Гандлевский ("Бездумное былое"), Захар Прилепин (сборник повестей "Восьмерка"), Александр Терехов, получивший "Нацбеста" за роман "Немцы", Павел Зальцман ("Щенки"), Людмила Улицкая ("Священный мусор"), Аркадий Гайдар ("Жизнь ни во что") и Дмитрий Быков ("Икс").
В десятку категории "Зарубежная художественная литература" попали, в частности, Умберто Эко с романом "Пражское кладбище", Эммануэль Каррер с книгой "Лимонов" и Джонатан Сафран Фоер с "Мясом". Из "Философии" лучше всего раскупались Вальтер Беньямин ("Учение о подобии"), Елена Петровская ("Безымянные сообщества"), Борис Гройс ("Политика поэтики") и Эдвард Вади Саид с "Культурой и империализмом".
"Фаланстер" также подвел итоги в категориях "Политика", "Искусство", "Научпоп", "История", "Литературоведение" и "Революция".
Магазин "Фаланстер" был открыт в 2002 году. Сейчас в Москве работают два магазина сети — в Малом Гнездниковском переулке и на "Винзаводе". В 2013 году планируется, что "Фаланстер" также откроется в "Гоголь-центре".

Наследница Мунка обиделась на Осло за неготовность к юбилею

Выставка картин Эдварда Мунка. Фото: Andrew Winning / Reuters

28.12.2012
Элизабет Мунк Эллингсен, двоюродная праправнучка художника Эдварда Мунка, пожаловалась в парламент Норвегии на руководство Осло. Как пишет AFP, ее недовольство было вызвано тем, что столичные власти не могут решить вопрос с новым зданием для музея Мунка.
Необходимость разместить наследие Мунка в другом здании обсуждается в Осло в течение последних лет. В 2008 году городской совет одобрил проект постройки рядом с городской оперой. К его созданию привлекли испанскую архитектурную компанию, однако три года спустя он был закрыт без объяснений.
С тех пор местные власти не могут определиться с тем, где именно должна размещаться экспозиция художника. В настоящее время существуют три различных проекта (включающие полную перестройку существующего здания и возобновление закрытого строительства), однако никакой определенности по этому вопросу пока нет.
Это и вызвало негодование Эллингсен. Она назвала сложившуюся ситуацию "позорной и скандальной". Она также отметила, что идея выдвинуть Осло в претенденты на проведение Зимних Олимпийских игр у властей таких затруднений не вызвала. Однако попытка Эллингсен привлечь к разбирательству руководство страны не увенчалась успехом: министр культуры Норвегии Хадия Тайик отметила, что вопрос здания для нового музея художника находится в ведении города.
Как отмечает издание, скандал с музеем Эдварда Мунка проходит накануне его юбилея. В 2013 году Норвегия будет отмечать 150-летия со дня рождения художника.
Экспрессионист Эдвард Мунк является одним из наиболее известных художников Норвегии. После его смерти в 1944 году во владение Осло отошли 1,1 тысячи картин, 3 тысячи рисунков и 18 тысяч гравюр его работы. В настоящее время они выставляются в здании, которое было построено вскоре после Второй мировой войны. Как считает руководство музея, эта постройка его нуждам уже не удовлетворяет.

Эрмитаж открывает три выставки, посвященные победе в войне 1812 года

2012 – год 200-летия победы в Отечественной войне 1812 – близится к концу. Меж тем, в декабре 1812 года сама война не была закончена. Русская армия начала "заграничный поход". По его завершении, в августе 1814, император Александр Первый издал манифест, согласно которому 25 декабря – праздник Рождества по старому стилю – объявлялся еще и днем "воспоминания об избавлении от нашествия галлов". К этой дате Государственный Эрмитаж приурочил открытие сразу трех выставок. Рассказывают "Новости культуры"
К синхронному открытию трех исторических выставок в Эрмитаже готовились несколько лет. Самая крупная развернулась сразу в двух парадных залах – Гербовом и Пикетном. Более шестисот экспонатов – это предметы эпохи, впитавшей пороховой дым. Оружие, повидавшее врагов, мундиры, подписанные носившими их солдатами и офицерами. Эскизы, сделанные участниками военных походов. Один из авторов – Христиан Фабер-дю-Фор – немецкий офицер, прошедший с Наполеоном весь путь французской армии. Его зарисовки – это своеобразный дневник.
"Сам писал в одном из воспоминаний, когда уже они отступали: когда не было чернил, перьев, разводил порох в снегу и вороньими перьями делал зарисовки", – отмечает хранитель фонда печатной графики отдела исторической русской культуры Эрмитажа Виктор Лоога.
А в центре экспозиции – батальные полотна фламандского художника Петера фон Хесса, иллюстрирующие ключевые события Отечественной войны. Картины были написаны по заказу императора Николая Первого. Чтобы быть достоверным даже в мелочах, живописец детально изучил воинские знаки отличий и сделал десятки эскизов на местах сражений. 
Один из уникальных экспонатов выставки – посмертная маска Наполеона. Хранители фондов предполагают, что в ее основе тот самый слепок из воска, который сделал доктор Арно на острове святой Елены. В дальнейшем эту маску тиражировали. В основном, в бронзе. Но первоисточник хранится в Эрмитаже. Сегодня он выставлен впервые. 
Тема специальной экспозиции – подвиг русской армии в медальерном искусстве. Выставка посвящена проектам Алексея Оленина. Президент Академии художеств преподнес свои эскизы императору Александру вместе с рукописной аннотацией, которую назвал "Опыт о правилах медальерного искусства ". Но отлита была лишь одна медаль – и то сто лет спустя. Остальные на протяжении двух веков оставались лишь на бумаге. 
"В этом году Алексеем Архиповым – петербургским медальером – была осуществлена вся серия медалей", – поясняет куратор выставки Николай Введенский.
Но самой притягательной для зрителей выставкой оказалась та, которую в буквальном смысле хотелось потрогать руками. За стеклом витрин – фигурки солдат русской и французской армий, композиции с участием нескольких полков и стремительной кавалерии. Часть этой коллекции принес в Эрмитаж обычный ленинградский строитель. Коробку с мальчишескими забавами конца XIX века он обнаружил в печи старинного дома на Петроградской стороне уже после другой войны – Великой Отечественной. Находка дополнила оловянное эрмитажное собрание, одно из самых богатых в России. В способности влиять на публику, эти трехсантиметровые человечки не уступают огромным батальным полотнам. Ведь в истории мелочей не бывает. 


http://tvkultura.ru/article/
Новости культуры

Сибирский след Леонардо

леонардо да винчи столетие пушкинский музей лоренцо лотто
«МК» узнал тайны итальянского рисунка и русский путь рукописи да Винчи
Свое столетие Пушкинский музей завершил серией мощных итальянских выставок: открытие вернисажа мастера Ренессанса Лоренцо Лотто, проект «Пять веков итальянского рисунка», и, наконец, «Кодекс о полете птиц» Леонардо Да Винчи - 18 листов заметок о счетах из банка, сене для лошади и… воздухоплавании. Как тетрадь Леонардо попала к потомку сибирских купцов, и почему он вернул ее в Италию? Об этом, а также об открытиях в коллекции итальянской графики ГМИИ им. Пушкина «МК» рассказала куратор выставки «Пять веков итальянского рисунка» Марина МАЙСКАЯ.
леонардо да винчи столетие пушкинский музей лоренцо лотто


- Марина Ивановна, выставка «Пять веков итальянского рисунка» вместила около 250 работ известных мастеров с ХVI по ХХ век. Еще больше осталось «за кадром», ведь в коллекции итальянских рисунков ГМИИ более трех тысяч листов. Сложно ли было выбирать работы для экспозиции, и какими принципами Вы руководствовались при отборе? Долго ли велась подготовка к выставке и публикации каталога?
- Позвольте мне несколько «переформатировать» Ваши вопросы. Для меня настоящая выставка при всей ее важности для музея и зрителей – это вишенка на торте. Главным было завершение работы над каталогом и его публикация. Вот это, поверьте, было совсем нелегко.
Если подсчитать, сколько часов реального времени было потрачено на устройство выставки и собственно публикацию каталога (имеется ввиду период его нахождения в типографии), то, кажется, совсем немного: последний том рукописи каталога ушел в типографию в самом начале декабря и тогда же я начала готовить выставку – отбирать рисунки, отдавать их в монтировку, придумывать для них «туалеты» (цвет паспарту и характер рам), делать этикетки, писать экспликации и т.п.). Естественно, что здесь я не была матерью - одиночкой. В музее действует прекрасная слаженная команда из умелого художника-дизайнера с большим вкусом, внимательных исполнителей, коллег, оказывающих всяческую помощь и т.п.
Однако начало того, что мы сейчас видим на стенах Белого зала, колоннады и еще зала № 20, а также того, что теперь можем полистать или вдумчиво прочитать, восходит к далеким временам, к началу моей работы в музее. Могу сказать, что мои первые публикации с новыми открытиями относятся к середине 1970-х годов. А последние были сделаны совсем недавно и опубликованы только в каталоге.
Отвечая на вопрос о принципах отбора сравнительно небольшого числа рисунков для выставки из всей массы имеющейся в ГМИИ им. Пушкина коллекции рисунков итальянской школы (чуть более 3000 листов), скажу, что это не было простой и механической задачей. Главным принципом было показать наиболее значительные произведения музейной коллекции. Работы, принадлежащие мастеров разных художественных центров Италии. Рисунки наиболее выразительные, отмеченные высоким уровнем профессионального мастерства. Все это делалось в надежде на то, что внимательный и желающий вникнуть в «суть предмета» зритель смог бы составить, насколько это возможно, адекватное представление о рисунке как виде искусства, о его специфических возможностях, об истории развития этого вида искусства в Италии, о его чрезвычайной важности для итальянского искусства. Но, быть может, самое главное, дать возможность людям увидеть прекрасное и оценить тот высочайший уровень профессионального мастерства, который отличает искусство итальянских рисовальщиков в самые разные эпохи.
- То, что зритель не увидит на выставке, можно найти в Вашем трехтомном исследовании. Какие открытия Вы сделали в процессе работы над ним? И заинтересовались ли Вашими изысканиями итальянские искусствоведы?
- Таких открытий очень много. При чем сделанных не только мною, но и моими предшественниками, а также коллегами из разных стран, не только итальянцами. Надо сказать, что европейские и американские историки искусства, посвятившие себя изучению рисунка в его самых разных ипостасях, составляют настоящее содружество, всегда стремящееся быть в курсе последних новинок, открытий, неожиданных идей. Все мы обмениваемся информацией, встречаемся на специальных мероприятиях, типа «Неделя рисунка» в Париже или конференциях, организуемых музеями и научными институциями разных стран.
Я пока не знаю, как воспримут мою работу западные коллеги и сколько они найдут в ней достоинств и недочетов. Но сам факт публикации каталога уже был отмечен, а выставка вызвала самый горячий отзыв английского специалиста по рисунку из аукционного дома Сотбис.
- Центральный экспонат проекта – «Кодекс о полете птиц» Леонардо да Винчи. Какие сюрпризы Вы как исследователь обнаружили на 18 листах тетради? Ведь на страницах кодекса речь не только о полетах.
- Где бы не появлялось любое произведение Леонардо да Винчи, оно всегда с полным правом претендует на пальму первенства. И хотя «Кодекс о полете птиц» из собрания Королевской библиотеки Турина, выставленный в настоящий момент рядом с экспонатами нашей выставки «5 веков итальянского рисунка», не имеет к ней никакого отношения, он, безусловно, привлек в музей массового зрителя. Данное произведение было приглашено на другую выставку, организованную итальянским посольством («Exhibitaly – Итальянское совершенство сегодня»), а наш музей был избран как место, достойное для показа «Кодекса». Но в любом случае «неожиданная» встреча оказалась весьма уместной и полезной во всех отношениях.
Это и впрямь небольшая тетрадь с заметками великого итальянского гения, на сей раз в основном посвященными полету птиц и, если оценивать ее содержание в более широком контексте, мечте человека о возможности, подобно мифологическому Икару, подняться в небо. Всегда интересно знакомиться с научными работами Леонардо, где параллельно с идеями о сложнейших научных материях рядом находятся записи бытового характера, что делает личность творца особенно живой и близкой. К примеру, на последних страницах рукописи Леонардо говорится о том, что 14 апреля 1505 года у художника появился ученик по имени Лоренцо, а днем позже (в день своего рождения — ему исполнилось 53 года) упоминает, что он снял двадцать пять золотых флоринов со счета в банке при флорентийском госпитале Санта Мария Нуова. Там же можно видеть список хозяйственных расходов, включая отруби и сено для лошади, архитектурные зарисовки, а рядом с этими прозаическими вещами - знаменитое пророчество: «Большая птица начнет свой первый полет со спины исполинского лебедя, наполняя вселенную изумлением, наполняя молвой о себе все писания, вечной славой гнезду, где она родилась (речь идет охолмах Чечери во Фьезоле под Флоренцией, на тосканском наречии «чечеро» означает «лебедь»). Надеюсь, что когда-нибудь этот кодекс будет переведен на русский язык и будет доступен всем интересующимся.
- У тетради да Винчи своя история приключений и путешествий по миру. Как она попала в руки потомку династии сибирских купцов Федору Сабашникову? Кто первый изучил «Кодекс о полете птиц» и понял значение исследований да Винчи по воздухоплаванию?
 - Для нас «Кодекс» из Турина особенно интересен, поскольку в судьбе этого памятника важную роль сыграл русский человек, Фёдор Васильевич Сабашников (1869-1927). Выходец из семьи богатого сибирского купца, не чуждого интересам культуры, он был старшим братом известных московских книгоиздателей Михаила и Сергея Сабашниковых. Семья переехала в Москву в конце 1860 –х годов, где все пятеро детей получили отличное домашнее образование, продолжив его в разных учебных заведениях.
Федор выбрал Петербургский университет, однако за участие в студенческих волнениях был вскоре исключëн оттуда и продолжил образование в Германии, в Боннском университете. Там преподавал Джованни Пьюмати, итальянский ученый и специалист по Леонардо, встреча с которым оказалась для Сабашникова судьбоносной. Очевидно, под его влиянием Сабашников, обладатель богатого наследства, в 1892 приобрел «Кодекс о полете птиц» Леонардо да Винчи, побывавший к тому времени в руках многих владельцев. В 1893 году увидело свет изданное Сабашниковым тиражом в 300 экземпляров факсимильное издание «Кодекса», снабженное научным предисловием на двух языках, итальянском и французском, и посвященное королеве Италии, Маргерите. Следующим шагом, предпринятым Сабашниковым, был дар драгоценного манускрипта королю Италии, Умберто I, передавшего рукопись на хранение в туринскую Королевскую библиотеку. А Федора Сабашникова в Италии отныне именовали не иначе как «графом» за ту поистине княжескую (если не царскую) щедрость, с которой сын русского купца одарил собрание Королевской библиотеки Турина. За его деяния – издание кодекса и принесение его в дар Италии – города Винчи и Турин возвели Федора Сабашникова в ранг почетного гражданина, а когда для него самого наступили нелегкие времена (банкротство и болезнь) – оказывали ему всяческую помощь.
- Эпоха Возрождения провозгласила, что человек – венец творения и может состояться в любом деле. Есть ли на выставке художники-универсалы, которые, как и Леонардо да Винчи, гениально обращались не только с карандашом и кистью, но и оставили заметный след в других сферах?
- Леонардо – не универсальный художник, он универсальная личность. Как художник – он экспериментатор и это обстоятельство часто только мешало сохранности созданных им произведений. Вспомним фреску «Тайная вечеря» в миланской церкви Санта Мария делла Грация, написанную сразу на стене и потому быстро «осыпавшуюся»; исчезнувший картон для росписи Зала советов в Палаццо Векккио во Флоренции, незаконченный и уничтоженный французами конный памятник Сфорца в Милане. Зато как ученый, мыслитель, инженер и т.п. - он потрясает воображение смелостью и широтой мысли, выдумкой, опережающей время; невероятным разнообразием областей науки, к которым он обращался. Леонардо – уникален и его нельзя сопоставить ни с кем.
Тем не менее среди художников, представленных в ГМИИ, универсалов много. Назову того, кто первым приходит в голову, - Джанлоренцо Бернини. Его называют подлинным «режиссером барокко» - гениальный скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик, медальер и т.п.
- Если говорить о рисунке как об особом «интимном» жанре, поле для размышлений, поисков и экспериментов автора, то кто из представленных на выставке художников, представляет, по-вашему, наибольший интерес? И почему?
- Практически каждый из представленных на выставке мастеров рассматривает рисунок как поле эксперимента и поиска. Но среди произведений, отобранных для выставки я предпочла показать более законченные работы, которые дают представление об уже готовом результате, вобравшем в себя все то, что было найдено мастером в эскизах, набросках и штудиях. Возможно, полет фантазии, поиск нового решения и сумятица идей ярче всего проявились в большом и красивом листе с зарисовками Перино дель Ваги.
- Выставка «Пять веков итальянского рисунка» охватывает несколько вех в истории искусства – ведет зрителя от эпохи Возрождения к модерну. С чем, по-Вашему, связан тот факт, что в итальянском искусстве часто зарождались новые течения и тенденции? Ведь Италия – родина Ренессанса и футуризма.
- Что касается выставки, то она, действительно, хронологически охватывает 5 веков. Она начинается с 16 века, важнейшего периода в развитии европейского рисунка, времени расцвета Ренессанса, и заканчивается 20 столетием, вместившем в себя многообразные художественные течения, в том числе и те, что имели международный резонанс (футуризм, метафизическая живопись, магический реализм). Но не следует забывать, что 16 столетие – это не начало, а кульминация определенного периода в развитии итальянского искусства. А его начало уходит своими корнями в античность. Италия – это уникальная европейская страна, в которой художественная традиция не прерывалась в течение почти что двух тысячелетий. Страна, где питательным источником всегда оставалась живительная сила средиземноморской античной культуры, к которой художники постоянно обращались на протяжении всех этапов развития цивилизации. Италия уступает свое место флагмана в развитии европейской культуры только в два последние столетия: в 19 веке она вступает в борьбу за объединение и обретение национальной идентичности. А в 20 столетии пытается найти свой путь в авангардистских поисках Парижской школы. Футуризм и метафизика были самыми яркими проявлениями итальянского искусства этого времени, однако на смену им приходит обращение к своим же собственным, национальным истокам, искусству Джотто, Уччелло и Пьеро делла Франчески. Но и сегодня, хотя изобразительное искусство Италии не принадлежит к числу интереснейших, мы не перестаем ценить итальянский гений, вкус, мастерство в других художественных областях – таких как дизайн, мода и, наконец, само искусство жизни.

http://www.mk.ru/culture/article/

В Москву привезут некоммерческого Дэмиена Херста

Дэмиен Херст на фоне своей картины. Фото Reuters

27.12.2012
В 2014 году в Москве состоится выставка ранних работ участников группы Young British Artists: Дэмиена Херста, Трэйси Эмин, братьев Чепмен, Марка Куинна, Саманты Тейлор-Вуд и других. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на Александру Харитонову, арт-директора фонда "Екатерина", где и пройдет выставка.
"Проект призван показать российскому зрителю, как зарождалось и как существовало это движение, которое во многом изменило мир современного искусства", — сказала она. По словам Харитоновой, цель выставки в том, чтобы показать некоммерческий период развития YBA, представители которой сегодня являются одними из самых дорогих художников. Например, в 2007 году Дэмиен Херст своей работой "За любовь Господа" (платиновый череп, инкрустированный бриллиантами), проданной галереей "White Cube" за 100 миллионов долларов, установил рекорд среди ныне живущих художников.
Московская экспозиция будет охватывать период с 1988 по 1997 годы; от выставки "Freeze", организованной Дэмиеном Херстом в заброшенных лондонских доках до "Sensation", прошедшей в Королевской академии при поддержке галериста Чарльза Саатчи, который и помог художникам группы YBA стать коммерчески успешными. Кроме 70 работ на выставке будут представлены фото и архивные материалы, чтобы, по словам Харитоновой, "продемонстрировать исторический и культурный контекст Британии того времени".
Выставка будет организована при поддержке Британского Совета, который помимо помощи в координации даст работы из собственной коллекции.
Работы художников группы YBA привезут в Россию уже не в первый раз. Так, 26 октября московский Мультимедиа Арт Музей представил собрание работ Марка Куинна. А 20 октября 2012 года в Государственном Эрмитаже открылась выставка братьев Чепмен "Конец веселья", ставшая скандальной. Православные активисты неоднократно выступали с требованием закрыть ее, их жалобы послужили поводом для прокурорской проверки, которая, однако, не нашла нарушений. Тем не менее, после того, как братьям Чепмен стало известно об обвинениях в экстремизме, поступивших в их адрес, художники заявили в интервью "Би-би-си", что "в Россию они больше ни ногой", отметив, что "экстремально сожалеют" о том, что некоторые посетители их выставки были "экстремально расстроены" увиденным.