ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ

Приближается католическое Рождество, которое по традиции буду отмечать не за праздничным столом, а на работе, но хочу в преддверии праздника поговорить об одном из традиционных рождественских символов и украшений – ярких венках, букетах с ветками омелы и остролистника (падуба). Этой темы я не касался в своем дневнике, поскольку еще года два-три назад мои друзья по дневнику и некоторые постоянные читатели в своих блогах посвятили статьи и представили замечательные подборки картин, посвященные омеле. Повторяться тогда я не стал, но своя папка с рождественской темой "Омела" за это время потихоньку пополнялась интересными картинами, гравюрами и иллюстрациями из зарубежных журналов, которые я встречал на музейных, галерейных и аукционных сайтах. Вот и решил «отметить» свое нынешнее Рождество мини-серией подборок, посвященных омеле. Начнем?

Провинция справляет Рождество.
Дворец Наместника увит омелой,
и факелы дымятся у крыльца.
В проулках - толчея и озорство.
Веселый, праздный, грязный, очумелый
народ толпится позади дворца.

Иосиф Бродский 1968 г.



Омела в культуре европейских народов, в первую очередь у англичан, как с незапамятных времен и до второй половины XIX века, когда появилась традиция украшать ёлки, так и по сей день является символом Рождества и основным традиционным украшением дома. Обычай украшать дома вечнозелёными ветками омелы сохранился со времён друидов, которые еще в первом тысячелетии до нашей эры считали вечнозелёную омелу священным растением и символом жизни. Предметом суеверного почитания омела, которая по существу является растением-паразитом, пускающим корни на ветвях других деревьев, была у древних галлов, кельтов и римлян. По версии Плиния, причиной поклонения омеле был тот факт, что она часто росла на ветках дуба, а все растущее на дубе считалось божественным. Кроме того, омела не имела корней в земле, и было не ясно, откуда она появляется на дереве. Кельтские жрецы-друиды считали, что омела – это "золотая ветвь Древа жизни, которая скрепляет союз божественного и земного, и в которой заключена идея вечной жизни".


Свернуть )



George Henry (Scottish, 1858-1943) The Druids. Bringing in the Mistletoe (Друиды. Принесение омелы). 1890 г.



Henri Paul Motte (French, 1846-1922) Druids Cutting the Mistletoe on the Sixth Day of the Moon (Друиды режут омелу на шестой день Луны). 1890-1900 гг.



Christian Bernhard Rode (German, 1725 - 1797) A druid has climbed up a tree and with a sickle, is cutting a mistletoe from it (Друид залез на дерево и серпом отрезает омелу от него). 1776 г.

Добывание омелы в канун Рождества до сих пор является ритуалом, который во времена друидов был сложным и торжественным обрядом. В шестой день Луны жрец в белом одеянии взбирался на дерево (обычно это был дуб) и, срезав ветви омелы золотым серпом, бросал их вниз, где его помощники ловили ветви на полотнище белой ткани. Друиды неукоснительно соблюдали два правила: омела должна быть сорвана без применения железа, а сорванная – не коснуться земли. Сорванные таким образом «золотые ветви» омелы должны были оберегать человека от любого колдовства, могли помочь отыскать подземный клад. По одному из преданий, омела возникла от удара молнии в ветви дуба, поэтому она наделена особо целебными свойствами. Считалось, что напиток из омелы обеспечивал человеку неуязвимость, заживлял язвы и помогал избавиться от бесплодия.



Thomas Nast (American, 1840-1902) Cutting Mistletoe in The South (Резка омелы на юге).



Unknown artist of the British school Gathering Mistletoe. Christmas card. (Сбор омелы. Рождественская открытка).



Myles Birket Foster (British, 1825-1899) Children gathering Holly (Дети собирают остролист).
Да, на этой картине ребятня собирает не омелу, а падуб (остролист), поэтому ветки спокойно "валяются" на земле, но остролистом тоже украшали дома на Рождество наряду с омелой, поэтому картина "в тему".

Ботаники и орнитологи объясняют, каким образом омела появляется на разных деревьях – от дуба до березы. Первые говорят о том, что омела (по латыни - Viscum (птичий клей)) – это вечнозеленое растение с тонкими веточками, узкими парными листочками и желтовато-белыми ягодами. Омела укореняется на ветках старых деревьев и разрастается в кусты шарообразной формы с белыми или желто-оранжевыми ягодами. Влагу и питательные вещества омела берет из дерева, на котором растет. Каждая ягода омелы содержит только одно семя. Знатоки пернатых добавляют, что именно птицы, в частности – дрозды, являются распространителями этих семян. Поклевав ягоды, клюв у птиц становится липким. Перелетев на другое дерево, птица чистит клюв о ветку, оставляя на ней прилипшее к клюву семя. Весной, когда дерево набирается соков, семя омелы прорастает. Корешок, соприкасаясь с корой, расширяется в круглую плотную пластинку, которая превратившись острый отросток-присоску, проникает через кору ветки к древесине, от которой и питается. Уже на второй год этот отросток начинает ветвиться, постепенно превращаясь в кустик с листьями и ягодами.



Edward John Poynter (British, 1836-1919) A Sprig of Holly (Веточка остролиста). 1864 г.



Frederick McCubbin (Australian, 1855-1917) Gathering Mistletoe (Сбор омелы). 1886 г.



Alfred William Hunt (British, 1830-1896) The Mistletoe Bough. The Illustrated London News (Ветвь омелы. Иллюстрация из "Лондонских новостей"). 1886 г.



Jessie Macgregor (British, 1879 - 1919) Gathering Mistletoe (Сбор омелы). 1886 г.

Кстати, у омелы есть немало народных названий. Ее называют ведьминым гнездом, зимними семечками и козьими орешками. На Руси омелу называли дубовыми ягодами, во Франции - крестовой травой (Herbe de la Croix), поскольку существовала легенда, что крест Иисуса Христа был сделан из древесины омелы, а в Швейцарии – «громовой метлой» из-за версии ее появления от молнии. На Кавказе омелу называют «ацыстырва» (в Абхазии), «мгамурч» (в Армении) и «питри» (в Грузии).



Carlton Alfred Smith (English, 1853-1946) Christmas Eve (Сочельник). 1901 г.



Edward Duncan (British, 1803-1882) The Holly Cart (Телега остролиста). 1856 г.



David Scott (British, 1806 - 1849 ) Christmas eve in Paris. Buying Mistletoe (Сочельник в Париже. Покупка омелы). 1903 г.



George Goodwin Kilburne I (English, 1839-1924) The Christmas Holly Vendor. Study (Торговец рождественским остролистом. Эскиз).



George Goodwin Kilburne I (English, 1839-1924) The Christmas Holly Vendor (Торговец рождественским остролистом).

И все же не на Руси или Кавказе до сих пор сохранилась традиция украшать дом омелой, особенно популярна омела, повторюсь, наряду с падубом (остролистом) в качестве рождественского растения в Европе. Здесь эти растения можно купить на любом рождественском базаре. Конечно, изначально к потолку просто подвешивали пучки веток, но позже украшение приобрело форму кольца или сферы с каркасом из проволоки. Эти формы стали обвивать ветками омелы и падубом (остролистом) , а также плющом и хвоей, украшать лентами, привязанными к кольцу фруктами (яблоками или мандаринами) и даже крепить к конструкциям свечи. Сейчас дизайнеры придумывают такие интересные венки и полусферы с омелой, что часто они являются настоящим произведением дизайнерского искусства.



Thomas Falcon Marshall (English, 1818-1878) Christmas Morning (Рождественское утро). 1865 г.



Edward Charles Barnes (British, 1830-1882) The Holly Cart (Тележка с остролистом). 1856 г.



Eleazer Hutchinson Miller (American, 1831-1921) Selling Christmas Greens (Продажа рождественской зелени). 1901 г.



Sharon Ester Ascherl (American) Christmas on Beemis Street (Рождество на улице Бимис).

Кроме того, омелой украшали (и украшают сейчас) не только дом. В Австрии, например, ветку омелы кладут на порог, чтобы избавиться от кошмаров, а в Швеции подвешивают к потолку конюшни или коровника, чтобы тролли не причинили вреда животным. Люди верят, что на Рождество омела полностью проявляет свои качества, помогая сохранить в домах любовь, здоровье и достаток.

По материалам энциклопедий и словарей.



Frank Stone (British, 1800-1859) Man passing holly to woman to hang over picture frame. 1815-59 гг.



Frank Dadd (British, 1851-1929) Our noble ancestor (Наш благородный предок). 1878 г.



Unknown British artist Hanging up the Mistletoe (Illustrated from London News) 1882 г.



Dante Gabriel Rossetti (English, 1828-1882) Hanging the Mistletoe (Подвешивание омелы). 1860 г.



George Goodwin Kilburne I (English, 1839-1924) Preparing for Christmas (Подготовка к Рождеству).



George Goodwin Kilburne I (English, 1839-1924) Christmas Eve (Сочельник).



George Goodwin Kilburne I (English, 1839-1924) Yuletide (Святки). 1878 г.

http://subscribe.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий