Головной убор знаменитых королев

Арселе́ (фр. arcelet) — самый популярный женский головной убор XVI века (1510 — 1600 гг.). Разные модификации арселе мы можем видеть на головах Марии Стюарт и Екатерины Медичи, жён Генриха VIII и его дочери Елизаветы I, Марины Мнишек и королевы Марго.
Арселе по своей форме напоминает некоторые варианты русского кокошника. Создатели костюмных фильмов, и особенно экранизированных сказок, часто используют именно арселе в качестве головного убора царевен и других сказочных красавиц.
Арселе появился во Франции, как эволюционная форма головного убора XV века — тамплета. Впервые мы его можем видеть на портретах 1510 гг. Основу головного убора составлял плотный чепец: он открывал лоб и волосы, расчёсанные на прямой пробор. Далее следовал металлический каркас, надеваемый на этот чепец, а дополнял сооружение кусок чёрной ткани (как правило, бархата), который крепился к каркасу и свободно ниспадал на плечи и спину. (К концу XVI века арселе лишился своей «фаты» в связи с появлением громадных воротников. Эта эволюционная форма арселе называлась аттифэ.)
В Англии мода на арселе берёт своё начало в середине 1520-х годов, когда Анна Болейн продемонстрировала этот изящный убор при дворе Генриха VIII. Дело в том, что в Англии в то время был свой «национальный» головной убор — громоздкий гейбл (тюдоровский чепец), и ношение арселе стало признаком бездумного следования иностранной моде. В Англии головной убор так и называли — «французский чепец» — френч худ (кстати, именно под таким названием он вошёл в историю костюма).
Головной убор знаменитых королев
Джейн Грей, королева Англии с 10 июля 1553 года по 19 июля 1553 года. Известна также как «королева на девять дней». Казнена по обвинению в узурпации власти 12 февраля 1554 года. Художник: Lukas de Heere (1534–1584)
Eкатерина Парр, шестая жена Генриха VIII. Рис. Д. Райта. XIX век.

Со временем арселе распространился по всей Европе, практически вытеснив, подобные гейблу, национальные немецкие, польские, итальянские головные уборы. Позже арселе изменялась — то он был подковообразный, то в форме сердечка, то приобретал форму, близкую к прямоугольнику. Каркас арселе, обтянутый тканью, сначала скромно украшался жемчугом, затем стала декорироваться вся его поверхность.
Головной убор знаменитых королев
Corneille de Lyon (1500-1575), Portrait de jeune femme à la robe ornée de colliers de perles
Мария Тюдор и её второй супруг Чарльз Брэндон, 1-й герцог Саффолк. Художник Ян Госсарт, ок. 1516 г. (фрагмент)
Головной убор знаменитых королев
Портрет Марии Стюарт в возрасте 12-13 лет, Национальная библиотека им. Оссолинских, Вроцлав.
Головной убор знаменитых королев
Elizabeth Seymour wearing a French hood. Hans Holbein the Younger, c. 1540
Головной убор знаменитых королев
1550s Bess of Hardwick by anonymous follower of Hans Eworth (Hardwick Hall, Derbyshire)
Головной убор знаменитых королев
Young unknown French lady, c.1530s
Головной убор знаменитых королев
Madeleine de la Tour d’Auvergne (1501-19)
Головной убор знаменитых королев
Master A.W.’s Portrait of a Lady, 1536
Головной убор знаменитых королев
Master of the Female Half-Lengths (fl. circa 1500–1530) La Luthiste’. 1530-1540
Головной убор знаменитых королев
Мария I Стюарт, гравюра XIX века
Головной убор знаменитых королев
Анна Болейн – вторая жена (c 25 января 1533 до казни) короля Англии Генриха VIII. Мать королевы Англии Елизаветы I. 1525 г.
Головной убор знаменитых королев
Екатерина Парр ок. 1545 года. Королева-консорт Англии и Ирландии, шестая и последняя жена (1543—1547) короля Англии Генриха VIII. Национальная портретная галерея в Лондоне.
Головной убор знаменитых королев
Екатерина Парр. Неизвестный художник 16 века.
Головной убор знаменитых королев
Jacqueline de Bourgogne by Jan Gossaert, c.1530. (National Portrait Gallery, London)
Головной убор знаменитых королев
Mary FitzAlan, Duchess of Norfolk, 1555, by Hans Ewoth
Головной убор знаменитых королев
Арселе в живописи 16 века.
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий