Тайны пирамид: сверхъестественная энергия или тяжёлый труд?

Тайны пирамид волнуют многих. Кого-то они волнуют просто из-за врождённого любопытства ко всему непонятному и интригующему. Кому-то они интересны с познавательной точки зрения как способ ещё больше узнать о том многообразном и подчас неожиданном мире, в котором мы живём. Кому-то они не дают спокойно спать, потому что, по их разумению, подтверждают их фантастические и мистические идеи, противоречащие научным данным и здравому смыслу. В любом случае, тайны древних пирамид представляют собой один из самых привлекательных вопросов истории.

Тайны великих пирамид: всё дело в золотом сечении?

Очень часто великие тайны пирамид упоминаются в связи с принципом или пропорцией золотого сечения. Якобы именно с этим чудодейственным принципом связаны некие паранормальные свойства и характеристики пирамид. Как известно, золотое сечение (такое соотношение двух частей непрерывной величины, при котором отношение малой части к большей и большей к малой имеет равное значение) играет очень важную роль в практической геометрии, следовательно, и в архитектуре. Его воплощение довольно редко можно встретить в прикладной архитектуре, так как оно довольно плохо сочетается с требования практичности возводимых зданий и сооружений.

Принцип золотого сечения оброс множеством мистических и оккультных фантазий сам по себе – ему приписывают математическое выражение неких сокровенных тайн Вселенной, цифровое выражение скрытого Божественного замысла о мироздании и тому подобное. На определённом этапе к подобным теориям оказались привлечены и пирамиды – большое распространение получило утверждение, будто бы пирамида Хеопса была возведена именно с соблюдением пропорции золотого сечения. А значит, говорили анонимные «исследователи», именно поэтому пирамида обладает поистине чудесными свойствами – в ней человек исцеляется от физических болезней и дефектов, в ней от него уходит встревоженное эмоциональное состояние, в ней увеличивается урожайность растений и даже сами собой затачиваются ножи. Следовательно, если создать миниатюрную пирамиду, но с применением пропорций золотого сечения, можно будет в целом добиться повторения эффекта. Но эти тайны энергии пирамид оказались ничем иным, как просто мистификацией.

Прежде всего, нет ни одного подтверждённого случая, чтобы с людьми в пирамидах, будь то древнеегипетские царские гробницы, или возведённые на собственных приусадебных участках сооружения, происходило что-то паранормальное. Равно как и заявления о самозатачивающихся в пирамидах лезвиях и увеличивающими в разы свою урожайность зёрнах пшеницы не имеют никаких доказательств. Кроме того, сама пирамида Хеопса не соответствует принципу золотого сечения. Расчёты по современным размерам пирамиды действительно достаточно близки к заветным соотношениям. Однако нужно помнить, что за тысячи лет с момента постройки пирамида уменьшилась в размерах: высота сократилась примерно на восемь метров, а длина боковых граней на пять метров.


Тайна пирамид: из чего они построены

Активные дискуссии вызывает вопрос о том, каким же образом были возведены колоссальные пирамиды, учитывая время их создания и ограниченные технологические и технические возможности их строителей. Одним из наиболее болезненных вопросов стал процесс изготовления непосредственных «кирпичей» пирамид – огромных каменных блоков, вес каждого из которых превышал две с половиной тонны. Вроде бы это было невозможно осуществить, мягкие бронзовые орудия были не способны к такой обработке твёрдых каменных пород, да и транспортировка огромного количества каменных блоков с использованием лишь силы людей и тяглового скота выглядит фантастическим.

На самом деле все эти вопросы учёными давно решены, тайна строительства пирамид уже снята с повестки дня: восстановлены способы высекания каменных блоков, показано, что бронзовые орудия справлялись с известняком, продемонстрированы способы доставки и подъёма тяжёлых каменных блоков на высоту. Но вместе с тем существует и любопытное предположение, согласно которому далеко не римляне являются изобретателями и активными пользователями бетона. Возможно, особая разновидность бетонной смеси использовалась при строительстве пирамид боле 4 тысяч лет назад.

Ещё в 1970-е годов учёные обнаружили на верхних ярусах пирамид в Гизе блоки, имеющие иную структуру, чем остальные известняковые «кирпичи». Были проведены рентгеновские анализы, показавшие, что эти блоки формировались в условиях быстрой химической реакции, характерной для застывания бетона.

Египетский бетон состоял из жидкого раствора известняка, который смешивался с известью, золой и солью. Таким образом, согласно этой гипотезе египетские строители решали проблему доставки блоков на самые верхние ярусы пирамид, когда возведение пирамиды уже близилось к концу. Нижние и средние ярусы складывались из обычных известняковых блоков, их производство было менее сложным, да и сырья для производства «бетона» было не так много. А вот верхние ярусы уже складывали из производимых на месте бетонных блоков. Это снимало необходимость возведения особо высоких пандусов и сокращало продолжительность строительства – не нужно было поднимать блоки от самой земли до самого верха, на высоту более ста метров.

Александр Бабицкий

Уличные портреты художника MTO

Массивные уличные рисунки французского уличного художника MTO весьма реалистичны. Особенно те, на которых изображаются люди. Работы автора можно увидеть во многих европейских городах.

Псевдоним МТО, художник взял от сокращенного варианта имени Mateo. Скорее всего, его зовут именно так. Хотя точно, никто не берется утверждать, мы будем называть его так. Родился художник во Франции, а с 2006-го по 2013-й годы он жил в столице Германии, Берлине. С нынешнего года автор указывает свое местонахождение, как: «Нигде, планета Земля». Подозреваем, что Mateo колесит сейчас по всему миру, хотя, возможно, и просто по Европе. Предлагаем вашему вниманию подборку с красочными рисунками художника, которые нарисованы не только в родной Франции, но и в Германии, а также соседних странах.

Уличные портреты художника MTO
Уличные портреты художника MTO
Уличные портреты художника MTO
Уличные портреты художника MTO
Уличные портреты художника MTO
Уличные портреты художника MTO
Уличные портреты художника MTO
Уличные портреты художника MTO
Уличные портреты художника MTO
Уличные портреты художника MTO
Уличные портреты художника MTO
Уличные портреты художника MTO
Уличные портреты художника MTO

Катакомбы Парижа: мрачная романтика французской столицы

катакомбы ПарижаПариж в глазах подавляющего большинства людей является красочным и привлекательным городом. Для кого-то это великолепие исторического центра города, воплотившееся в Елисейских полях, Триумфальной арке, Доме инвалидов, Лувре, соборе Нотр-Дам и других архитектурных шедевров. Для других это романтическое обаяние узких улочек и кафе Монмартра и Монпарнаса, связанное со знаменитой богемой XIX-XX веков. Для третьих это современная экзотика, заключающаяся в таких районах Парижа, где исконные парижане опасаются появляться, зато отовсюду звучит арабская речь и всяческие африканские наречья. Но почти ни для кого катакомбы в Париже не являются символом французской столицы, тогда как это сооружение достойно особого внимания.

Город на пустоте
катакомбы ПарижаМежду тем вопрос о существовании катакомб актуален для любого крупного европейского города, тем более столицы, история которой начинается как минимум со Средних веков. Вот и если прогуляться по Парижу и оглянуться по сторонам, то можно увидеть огромное количество каменных зданий, причём многим из них сотни лет и на их постройку ушло немало камня. Но все эти соборы, замки и дворцы были построены не из воздуха, для них нужно было добывать строительный материал. Где добывать? Разумеется, в земле. Вот и катакомбы под Парижем появились в процессе решения строительного вопроса. Примерно с XI века ресурсы известняка, который можно было добыть на поверхности земли в окрестностях города, иссякли, пришлось углубляться в недра и тем самым создавать подземные тоннели, со временем превратившиеся в катакомбы.
Париж строился активно, камня нужно было всё больше и больше, особенно в период монументального строительства, начавшегося в XVII столетии. Так что неудивительно, что к настоящему моменту общая протяжённость тоннелей под французской столицей составляет как минимум 190 километров. Есть и оценки в 300 километров, свидетельствующие о существовании разветвлённой системы тоннелей. Между тем до того самого XVII века катакомбы располагались за пределами городской черты. Однако с расширением Парижа новые районы города оказались уже над катакомбами, так что французские короли даже создали специальную службу по надзору за состоянием катакомб. Потому что активное строительство, ведущееся на обширных площадях подземных пустот, было чревато возможными сложностями и даже трагедиями. Кстати, парижские катакомбы нашли своё применение и в XX веке: в годы Второй Мировой войны именно здесь располагались, с одной стороны, штабы французского Сопротивления, с другой, тайный командный центр немецкими войсками, оккупировавших Францию.
Большая-большая могила
катакомбы ПарижаОднако сегодняшняя привлекательность катакомб Парижа обусловлена не масштабами и мрачной атмосферой этих подземных сооружений, а любопытной тягой людей к зловещим и жутковатым зрелищам. Дело в том, что практически все катакомбы под древними европейскими городами представляют собой оссуарии, то есть места хранилища человеческих останков (скелетов). В этом нет ничего странного, если знать историю жизни Средневековой Европы. Первоначально кладбища в европейских городах располагались непосредственно в городской черте, рядом с соборами и церквями. По мере разрастания городов и увеличения количества погребений эти кладбища просто не вмещали всё новых и новый покойников. Поэтому старые захоронения раскапывались, кости из них доставались и складывались там, где было свободное место. А свободного места предостаточно было в подземных тоннелях.
Аналогичная история произошла и с парижскими катакомбами. Кроме того, свою роль сыграли и опустошительные эпидемии Средневековья, периодически в буквальном смысле заваливающие Европу горами трупов (как например, знаменитая «Чёрная смерть», эпидемия чумы XIV столетия). Поэтому к XVIII столетию, когда городские кладбища были переполнены и нередко являлись очагами распространения инфекций, было решено запретить захоронения в самом городе. Останки же и существующих кладбищ в основном были помещены именно в катакомбах. На сегодняшний день в подземельях Парижа находятся кости примерно шести миллионов человек. В их число входят и многие знаменитые люди, чьи останки были перенесены в катакомбы после закрытия множества старых городских парижских кладбищ. Например, именно здесь покоятся великий философ и учёный Блез Паскаль, знаменитый автор сказок Шарль Перро, выдающийся писатель Франсуа Рабле и многие другие.
Как зарабатывать на катакомбах
катакомбы ПарижаСегодня парижские подземные тоннели являются одной из составляющих развитой туристической инфраструктуры. Правда, массовым этот вид парижского туризма назвать нельзя из-за специфических характеристик данного «объекта». В настоящее время для посещения туристами открыто от двух до трёх километров парижских катакомб (и это из как минимум 190 километров). В качестве показательного и наиболее безопасного выбран участок подземных тоннелей, вход в который находится близ станции метро Данфер-Рошро. Кстати, рядом с павильоном, обозначающим вход в подземелье, находится и небольшой музей катакомб в Париже, соединённый с сувенирной лавкой.
За счёт ограниченности доступной для экскурсий площади количество запускаемых за один «заход» туристов не превышает 200 человек. При этом допускаются вниз только экскурсионные группы, индивидуальные посещения катакомб запрещено законом начиная с 1955 года. Несмотря на это, любителей самостоятельно побродить по живописным тоннелям хватает. Для недопущения подобных нежеланных посетителей (во-первых, они могут просто заблудиться в бесчисленных подземных лабиринтах, во-вторых, нахождение в катакомбах само по себе небезопасно) создана специальная подземная бригада полиции, патрулирующая известные тоннели. Ограниченность посещения катакомб обусловлена в первую очередь негативным прогнозом экспертов – по их мнению, без масштабной реконструкции катакомбам грозит гибель.
С течением времени поднимается уровень грунтовых вод, которые подмывают известняковые опоры-колонны, на которых и держатся своды катакомб. С этим явлением парижские власти пытаются бороться на протяжении более двухсот лет. В настоящее время соответствующие службы просто заливают бетоном обнаруженные проблемные места. Однако это не решает проблемы в целом – часть тоннелей катакомб уже затоплена подземными водами.
Александр Бабицкий

Мистификация Вильяма Шекспира

В апреле исполнилось 450 лет со дня рождения великого английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира. Впрочем, исследователи до сих пор не могут с уверенностью назвать дату его рождения. Более того – все больше ученых склоняются к мысли, что на самом деле все гениальные произведения, подписанные его именем, были созданы другим человеком…

Сын торговца

Немецкая гравюра XIX века изображающая Шекспира в окружении своей семьи

Считается, что Вильям Шекспир родился в городе Стратфорд-на-Эйвоне 23 апреля 1564 года, где спустя три дня его крестили. Впрочем, в других источниках указываются иные даты, а во многих 26 апреля фигурирует в качестве даты рождения. И уже невозможно определить, где правда, ибо до наших дней практически не дошло никаких документов, писем и даже подлинных рукописей Шекспира.

Отец Вильяма был мелким ремесленником и торговцем – делал перчатки, продавал лес, ячмень, шерсть, причем не особо успешно. Кроме будущего драматурга, в семье было еще семеро детей. Практически не известно, где учился Шекспир, имеются только сведения о том, что в Стратфорда-на-Эйвоне была обычная бесплатная школа, где давали минимум знаний, – скорей всего, он посещал именно ее.

И тут возникает еще одна загадка в жизни Шекспира – непонятно, как самая простая семья и обычная школа дали миру поэта такого высокого уровня с потрясающими знаниями в самых широких областях науки и искусства? Ведь в то время практически не существовало такого модного сейчас понятия, как «социальный лифт» – возможности легко попасть из одного социального слоя в другой благодаря очень хорошему образованию.

В Англии XVI века дети ремесленников в большинстве своем становились именно ремесленниками, и лишь отпрыски очень богатых и знатных семей могли получить серьезное образование и приобщиться к лучшим образцам культуры и искусства.

Тысячи слов

Титульная страница издания сонетов 1609 года

Между тем, Шекспир, сын обычного ремесленника, если судить по его произведениям, обладал поистине энциклопедическими знаниями – словарный запас его составлял примерно 20 тысяч слов, в то время как у обычного человека того времени он вряд ли мог превышать две тысячи. У современника Шекспира Френсиса Бэкона словарный запас был 9-10 тысяч слов, а словарный запас современного образованного англичанина не более четырех тысяч слов. Более того, Шекспир обогатил английский язык – он ввел в него 3200 новых слов!

Кроме того, драматург знал иностранные языки – итальянский, французский, латинский, греческий, причем читал классические греческие и римские труды в подлиннике – Гомера, Плавта, Овидия, Сенеки, Плутарха, в совершенстве знал греко-римскую мифологию. Исследователи установили по цитатам Шекспира, что он читал Монтеня, Ронсара, Ариосто, Боккаччо и многих других знаменитых авторов прошлого.

Он легко рассуждает о политических реалиях прошлого и настоящего, показывая осведомленность о жизни королей и придворных – говорит об этом с таким знанием дела, как будто сам является одним из сильных мира сего. Канцлер Германии Отто Бисмарк однажды написал, что Шекспир «был причастен к государственным делам и к закулисной политической жизни».

Анализ драм, хроник, сонетов Шекспира показывает, что он разбирался в юриспруденции, мировой истории, музыке и даже ботанике – в его произведениях встречаются названия 63 растений. Кроме того, он неплохо знал медицину и анатомию.

Драматург прекрасно разбирался в военном деле, включая морское – самое сложное и насыщенное специальными терминами. Шекспир описывал со знанием дела жизнь аристократов и правила этикета, сцены охоты и многое другое.

Если судить по произведениям Шекспира, он побывал во множестве стран, объездил всю Италию, прекрасно знал местность, которую трудно описать, никогда не видя.

Как сказал шекспировед Джон Митчелл: «Шекспир был литератором, который знал все».

Между тем, биография «реального» Шекспира говорит о том, что он никогда не выезжал из Англии. В 18 лет он женился на 26-летней Энн Хатауэй, в браке с которой у него позже родилось трое детей. При этом известно, что жила молодая чета вначале довольно скромно. Далее в биографии «официального» Шекспира следует некий провал в несколько лет, после которого он уже внезапно оказывается в лондонском театре «Глобус», где постоянно ставятся его пьесы. В 1599 году Шекспир – совладелец «Глобуса» и довольно богатый человек, он даже получил право на фамильный герб и дворянское звание. В 1612 году он покинул Лондон и вернулся в родной город. 25 марта 1616 года драматург составил завещание и умер 23 апреля – в предполагаемую дату своего рождения (еще одна загадка!).

Как писал в XIX веке французский литературовед и историк Ипполит Тэн: «Наши знания о Шекспире ограничиваются сведениями о рождении, женитьбе и переезде в Лондон. Мы уверены только в том, что он переделывал чужие пьесы, сделал завещание и умер».

Кстати, в завещании тоже сплошные загадки: во-первых, оно записано нотариусом со слов Шекспира, а во-вторых, в нем не фигурируют его литературные произведения, зато перечислены все вещи из его дома, включая старую жестяную перечницу. Более того, в его доме, судя по описи, нет ни одной книги!

А современные графологи, изучив неуверенную подпись Шекспира под завещанием, сделали вывод, что он… не привык держать перо в руке.

Странный портрет



Спорный портрет драматурга с камзолом «наоборот»

Интересно, что почти все произведения драматурга известны нам только по печатаным изданиям, не сохранилось ни одной рукописи или черновика. Первый сборник пьес и исторических хроник был опубликован уже после его смерти. Среди шекспироведов он известен как «Первое фолио». В 1623 году Джон Хеминг и Генри Кондел, работавшие в шекспировской труппе, издали его под заглавием: «Мистера Уильяма Шекспира комедии, хроники и трагедии. Напечатано с точных и подлинных текстов».

В этом же издании имеется портрет Шекспира, который долгие годы считался едва ли не единственным «настоящим» изображением драматурга. Однако и этот портрет полон загадок! В начале XX века сотрудники английского модного журнала заявили, что камзол Шекспира очень странно выглядит – половина состоит из передней части, а половина из задней (спинки).

Исследователи начали изучать эту тему, и оказалось, что обе руки человека на портрете… правые.

Некоторые шекспироведы утверждают, что у человека на портрете надета маска, голова слишком велика, а шея чересчур длинная. И самое загадочное – под камзолом виден еще один камзол. Верхняя пуговица – это пуговица «нижнего» камзола.

Кто он?

Естественно, возникает вопрос – кто же скрывался под именем Шекспира, простоватого и почти неграмотного ростовщика? И зачем ему надо было прятаться под чужим именем, скрывая собственное?

Многие исследователи считают, что это был философ Фрэнсис Бэкон, получивший прекрасное образование и обладавший отменным литературным слогом. Однако, как мы уже писали, словарь Бэкона при этом был в два раза меньше, чем у Шекспира, и его собственные произведения «не дотягивают» по уровню до шекспировских.

Есть версии, что это английский поэт Кристофер Марло – но и его собственным литературным произведениям далеко до гения Шекспира.

Существует еще множество версий о «настоящем Шекспире». Однако не исключено, что великим поэтом и драматургом была… королева Елизавета I, последняя из династии Тюдоров. Обратимся к нескольким фактам.

Первый. Известно, что королева всячески поощряла и опекала театр «Глобус», в котором ставились пьесы Шекспира.

Второй. Елизавета считалась ребенком-вундеркиндом. Уже в раннем детстве она показала большие способности: знала древнегреческий, итальянский, французский и другие языки. На латыни она читала сочинения древних историков и состояла в переписке с просвещенными людьми Европы. Ее воспитывали самые лучшие преподаватели из Кембриджа. Естественно, будучи королевой, она разбиралась в международной и внутренней политике, знала дворцовый этикет, обычаи и многое другое, что недоступно людям некоролевской крови.

Кроме того, есть один небольшой пикантный момент. Некоторые исследователи утверждают, что у Шекспира была нетрадиционная сексуальная ориентация – некоторые его сонеты посвящены мужчинам. Если же представить, что писала их дама – все сразу же становится на свои места.

Естественно, особа королевской крови, правительница Британии, не могла бы признаться в такой странной и «низменной» страсти, как литературное творчество и сочинение пьес для театра. В те времена актеры и авторы пьес считались людьми третьего сорта, лицедеями, шутами. Но ведь настоящий поэт не может не писать. Поэтому не исключено, что так была создана величайшая литературная мистификация, имя которой Вильям Шекспир…
Наталья Трубиновская

Загадка летающего острова

Иногда в жизни случаются моменты, когда, казалось бы, хорошо знакомые и даже привычные вещи предстают перед нами в совершенно неожиданном свете. Возьмем, к примеру, знакомое с детства произведение английского писателя Джонатана Свифта «Путешествия в некоторые удаленные страны мира в четырех частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей» (или «Путешествия Гулливера»).


Иллюстрация французского художника Жана Гранвиля к «Путешествиям Гулливера». 1856 год

Тайна Гулливера

В третьей части Свифт описывает путешествие своего героя на летающий остров Лапута. Главной достопримечательностью острова является огромный магнит, по форме напоминающий ткацкий челнок: «Магнит этот укреплен на очень прочной алмазной оси, проходящей через его середину; он вращается на ней и подвешен так точно, что малейшее прикосновение руки может повернуть его. Он охвачен полым алмазным цилиндром, имеющим четыре фута в высоту, столько же в толщину и двенадцать ярдов в диаметре и поддерживаемым горизонтально на восьми алмазных ножках вышиною в шесть ярдов каждая. В середине внутренней поверхности цилиндра сделаны два гнезда, глубиною двенадцать дюймов каждое, в которые всажены концы оси и в которых, когда бывает нужно, она вращается. Никакая сила не может сдвинуть с места описанный нами магнит, потому что цилиндр вместе с ножками составляет одно целое с массой алмаза, служащего основанием всего острова. При помощи этого магнита остров может подниматься, опускаться и перемещаться с одного места в другое. Ибо, по отношению к подвластной монарху части земной поверхности, магнит обладает с одного конца притягательной силой, а с другого – отталкивающей. Когда магнит поставлен вертикально и его притягательный полюс обращен к земле, остров опускается, но когда обращен книзу полюс магнита, обладающий отталкивающей силой, то остров поднимается прямо вверх. При косом положении магнита остров тоже движется в косом направлении, ибо силы этого магнита всегда действуют по линиям, параллельным его направлению».

Перед нами ни много ни мало описание магнитного двигателя, сделанное в 1726 году! Как могла возникнуть подобная идея во времена, когда не существовало самого понятия «двигатель», а все транспортные устройства перемещались лишь мускульной силой да парусами?

Это описание не исчерпывает всех загадок «Путешествий Гулливера». Вот как Свифт рассказывает об одном из открытий «лапутянских» астрономов: «Эти ученые большую часть своей жизни проводят в наблюдениях над движениями небесных тел при помощи зрительных труб, которые своим качеством значительно превосходят наши. И хотя самые большие тамошние телескопы не длиннее трех футов, однако они увеличивают значительно сильнее, чем наши, имеющие длину в сто футов, и показывают небесные тела с большей ясностью. Это преимущество позволило им в своих открытиях оставить далеко позади наших европейских астрономов. Так, ими составлен каталог десяти тысяч неподвижных звезд, между тем как самый обширный из наших каталогов содержит не более одной трети этого числа. Кроме того, они открыли две маленьких звезды, или спутника, обращающихся около Марса, из которых ближайший к Марсу удален от центра этой планеты на расстояние, равное трем ее диаметрам, а более отдаленный находится от нее на расстоянии пяти таких же диаметров. Первый совершает свое обращение в течение десяти часов, а второй − в течение двадцати одного с половиной часа, так что квадраты времен их обращения почти пропорциональны кубам их расстояний от центра Марса, каковое обстоятельство с очевидностью показывает, что означенные спутники управляются тем же самым законом тяготения, которому подчинены другие небесные тела».

Речь идет о спутниках Марса Фобос и Деймос, которые были открыты американским астрономом-любителем Асафом Холлом в августе 1877 года. Спрашивается, откуда Джонатан Свифт мог узнать об этих спутниках за полтора века до их официального открытия? Из каких загадочных источников почерпнул он эти необычные сведения? К сожалению, сегодня мы не в состоянии ответить на эти вопросы. Однако все разговоры о «чудесном озарении» представляются крайне неубедительными. Как бы то ни было, описание гигантского дискообразного летательного аппарата (Лапуты) и упоминание о спутниках Марса дают ключ к совершенно новому прочтению этого произведения Свифта.

Изобретение Фридриха Цандера

Фридрих Цандер выдвигал в своих работах идею использования магнитного поля Земли

Изложенная в книге Свифта идея об использовании магнитного поля Земли для передвижения летательных аппаратов получила неожиданное продолжение в работах одного из пионеров ракетной техники, советского ученого и изобретателя Фридриха Артуровича Цандера (1887-1933).

Известный писатель Александр Петрович Казанцев следующим образом излагал эту историю: «В 1910 году инженер Цандер изобрел электролет, принцип которого был во взаимодействии земного тяготения и электротока, пропускаемого вокруг аппарата, который вполне может быть дискообразным, напоминая “летающую тарелку”. Если в определенных местах сделать специальные магнитные экраны, то сила Ампера будет действовать вверх и немного вбок и на аппарате можно летать за счет энергии магнитного поля Земли. Но авиация пошла другим путем, несмотря на то, что через год, в 1911 году, было открыто явление сверхпроводимости, когда электроток может без потерь течь в кольце. Кстати, специалисты надумали проверить, возможен ли на самом деле летающий остров Лапута Свифта. Просчитали, что если подобный лапутянскйй остров окружить сверхпроводником, по которому без потерь идет отраженный ток, то при взаимодействии с земным магнетизмом остров мог бы лететь совершенно так же, как описано писателем».

Вот как комментирует идею Цандера сотрудник Центрального института авиационного моторостроения Андрей Злобин:

− Ничего противоречащего канонам физики в возможности существования аппаратов на электромагнитной тяге нет. Усовершенствовав идею, Цандер писал в 1930 году: «…пересекая с весьма большой скоростью магнитный поток, можно, пропуская электрический ток через проводник и замыкая ток в пространстве вне корабля, получить силу, действующую на проводник в определенном направлении. Это можно использовать для изменения пути корабля, для подъема с поверхности малой планеты, в особенности если при низких температурах удастся использовать сверхпроводимость металлов». Потенциальные возможности аппаратов на электромагнитной тяге потрясающие. Они могли бы резко, почти под прямым углом, рвануть в сторону. Или остановиться как вкопанные. Как летающие тарелки. Ведь управляющее усилие будет одинаково и одновременно действовать на каждую частичку конструкции. Реакция тут мгновенная.

Электролет над тунгусской тайгой?

Возможно, «тунгусское тело» представляло собой искусственное электромагнитное устройство

Рассматривая предложение Цандера в контексте тунгусского взрыва 1908 года, Злобин приходит к следующему выводу:

− Интересно, что при таком положении дел Тунгусское явление предстает в несколько необычном свете – как экспериментальное подтверждение идеи, высказанной еще в 1930-е годы Ф.А. Цандером.

Т.е. речь идет о том, что «тунгусское тело» могло представлять собой искусственное электромагнитное устройство!

Злобин полагает, что события 1908 года оказали существенное влияние на исследования Цандера. Именно в 1908 году Цандер опубликовал свою первую работу, посвященную межпланетным путешествиям. Известно, что на это время пришелся пик его исследовательской деятельности как метеоролога и астронома. Внимательное знакомство с ранними работами Цандера оставляет впечатление некоторой недосказанности, если не сказать, тайны. В чем смысл гигантской работы, проведенной Цандером как метеорологом и астрономом? Что побудило его отслеживать состояние магнитного поля Земли, наблюдать за облаками днем, вечером и ночью, фотографировать их и, наконец, разрабатывать способы изменения погоды посредством энергичного вмешательства людей? Как наблюдения звездного неба постепенно выросли в непреодолимую тягу к космическим полетам?

Прямого ответа на эти вопросы пока нет. Но если мы обратимся к архивным материалам, то смутное предчувствие какой-то загадки перерастает в уверенность – в начале века интерес Цандера к небу и погоде не был случайным. Раскроем чрезвычайно любопытную книгу «Рукописные материалы Фридриха Артуровича Цандера в Архиве АН СССР. Научное описание» (1980 год). Сухие строчки аннотаций архивных материалов сами по себе, вероятно, не привлекли бы к себе особого внимания. Если бы не одно «но». Создается впечатление, что подавляющее большинство рукописей Цандера оценивалось и аннотировалось только с точки зрения практической полезности для ракетно-космической техники. Тогда как многочисленные метеорологические и астрономические записи остались практически невостребованными современными исследователями.

Злобин подчеркивает, что Цандер, будучи романтиком, мечтателем, одновременно был высококлассным профессионалом-практиком. Значительная часть его идей находила отражение не только на бумаге, но и имела конкретное техническое воплощение.

К сожалению, дело с распознаванием рукописей Цандера осложняется тем обстоятельством, что значительная их часть зашифрована по забытой стенографической системе, разработанной Францем Габбельсбергером в Германии в 1834-м и получившей широкое распространение в XIX веке в Австрии, Швейцарии, Скандинавии и России. Скорее всего, Цандер познакомился с этой системой во время своего обучения в Высшем Королевском техническом училище Данцига. Из 7000 страниц рукописей большая часть пока не расшифровывалась и не переводилась, а некоторые считаются утерянными.

Алексей КОМОГОРЦЕВ,

междисциплинарная исследовательская группа «Истоки цивилизаций»

Карта, которой не может быть

Историки и археологи на протяжении более чем 80 лет спорят о загадочной географической карте Пири Рейса, слишком точной для далекого XVI века. Ответов на историческую загадку пока не нашел никто.

Драгоценная находка
Турецкий адмирал всех заинтриговал своей картой

Хаджи Мухиддин Пири ибн Хаджи Мехмед (он же Пири Рейс) был знаменитым османским мореплавателем, адмиралом и картографом. Всю жизнь адмирал провел в морских битвах, совершил множество пиратских налетов, осаждал крепости и города, такие, как Аден и Маскат. Финал жизни адмирала был печальным − в те жестокие времена ему отрубили голову в Каире.

В XVI веке Пири Рейс командовал османским флотом и создал множество карт. Одну из них, среди прочих, нашли в 1929 году в ходе работ над созданием музея в султанском дворце Топкапы в Стамбуле. Она датирована 1513 годом и подписана именем адмирала. В настоящее время драгоценная карта находится в библиотеке стамбульского дворца Топкапы, и ее редко показывают публике.

Адмирал и Антарктида

Современные исследователи были потрясены, увидев на старинной карте очень точные очертания берегов Южной и Северной Америк, Антарктиды и много других земель, неизвестных XVI веке. Откуда османский адмирал мог знать современную географию и картографию?

Сам адмирал Пири Рейс утверждал, что пользовался при составлении своей карты многими источниками, некоторые из них были очень древними, относящимися еще ко временам Александра Македонского. Возможно, среди них были и сохранившиеся материалы из сожженной Александрийской библиотеки, поскольку во времена адмирала Египет входил в состав Османской империи. Есть у Пири Рейса и ссылки на старинные карты, которыми пользовался Христофор Колумб.

Загадочная точность


Уцелевший фрагмент карты Пири Рейса. 1513 год

Таинственная карта привлекла внимание американского исследователя Арлингтона Х. Маллери, знатока древностей. Чтобы проверить точность карты, он сделал сетку и наложил карту Пири Рейса на карту мира. Османская карта оказалась абсолютно точной.

После своих экспериментов ученый заявил, что единственный способ создать карту такой высокой степени точности − аэросъемка. Похоже, авторы карты знали о том, что Земля имеет форму шара. Американский исследователь считает, что для создания карты такой степени точности ее автору нужно было знать сферическую геометрию − область науки, которая возникла только через 200 лет после смерти Пири Рейса. Маллери уверен, что османская карта − копия с гораздо более древнего образца, которого больше не существует.

Гипотеза Арлингтона Х. Маллери простирается во времена 15-тысячелетней давности, когда, как он считает, существовал исчезнувший потом народ навигаторов с высочайшей культурой, имевший летательные средства, знавший тригонометрию и изучавший форму планеты. Именно деятельностью этих гипотетических доисторических картографов объясняется появление источников для карты Пири Рейса и ряда других (средневековых и эпохи Возрождения), где, предположительно, изображена Антарктида на разных стадиях оледенения.

На карте Пири Рейса показаны, например, Амазонка, Анды и Фолклендские острова, обнаруженные много позже, Венесуэльский залив, мыс Горн и − самое интригующее − Антарктида, которая официально была открыта только в 1820 году. Еще на османской карте почему-то отсутствует тысячекилометровый пролив между Антарктидой и Южной Америкой, их побережья соединены. Причем на карте отчетливо видна Антарктида, еще не покрытая льдами! Такое действительно было на нашей планете − но примерно 10 000 лет назад.

Наиболее загадочным моментом является то, что на карте Пири Рейса изображены подледные очертания Антарктиды, которые точно соответствуют данным сейсмографических исследований ледяного материка, проведенных учеными и военными только в 1950-х годах.

На запрос историков-исследователей этой карты американские военные, проводившие сейсмографические исследования подледной Антарктиды, письменно ответили так:

«В нижней части карты географические элементы демонстрируют очень заметное сходство с данными сейсмического сканирования шведско-британской антарктической экспедицией 1959 года реального геологического рельефа под находящимся там ледником. Это указывает на то, что побережье было картографировано прежде, чем оно покрылось льдом. Ледник в этом регионе сегодня имеет толщину около мили.

У нас нет идей, каким образом данные на этой карте могут коррелировать с предполагаемым уровнем географических знаний в 1513 году. Гарольд З. Олмеер, подполковник, командующий ВВС США».

То есть, исходя из выводов военных, побережье Антарктиды без льдов могло быть картографировано только в доледниковый период. В настоящее время ледники выступают далеко за пределы самой Антарктиды и сильно меняют ее очертания. А контуры поверхности материка нельзя увидеть иначе, чем с помощью специальной современной аппаратуры.

Древние картографы на летательных аппаратах?


Сравнение между современным изображением и версией изображения на загадочной карте

После исследователя Маллери загадки карты османского адмирала заинтересовали американского профессора-историка Чарльза Хатчинса Хэпгуда, широко известного своей книгой «Карты древних морских королей». Он утверждает, что для того, чтобы сделать хорошую карту, цивилизация должна сначала открыть для себя весь мир от полюса до полюса, а картографы должны владеть методиками с глубоким знанием математики и аналогичным серьезным измерительным инструментарием.

Эти выводы Хэпгуд сделал, изучая старинную китайскую карту, выгравированную на камне в 1137 году и, вероятно, также опиравшуюся на материалы более древних предшественников.

По гипотезе Хэпгуда, в период от 10 000 до 6000 лет назад, существовал народ мореплавателей, отлично знавших географию и имевших навыки воздухоплавания.

По его мнению, часть карты Пири Рейса сделана на основе более древних, удивительно точных образцов. Те, кто создал эти предшествующие карты, знали форму и размер Земли − по исследованиям Хэпгуда, они, пользуясь методами сферической тригонометрии, измерили размер экватора с точностью около 100 километров. Пири Рейс, копируя старые образцы, сделал ряд ошибок, поскольку не владел методиками предшественников, но профессор Хэпгуд со своими студентами нашел метод исправления ошибок османского адмирала и приведения карты к уровню ее старых источников.

Результат был неожиданным: обычно на старинных картах достаточно верно указывается уровень широты, который можно измерять угломерными приборами по звездам, но традиционно плохо указана долгота, поскольку для ее измерения необходим современный прибор − хронометр. На карте же Пири Реиса одинаково точно указаны и широта, и долгота. Кроме того, невозможно объяснить точность контуров материков без «взгляда с неба», то есть с летательного аппарата. Невольно вспоминаются загадочные линии плато Наска, видные только с большой высоты… Карты такой степени точности научились делать только через 250-300 лет после османского адмирала.

Так какими же измерительными приборами владели древние создатели карт? Возможно, мы обнаружили след исчезнувшей высокотехнологичной цивилизации? А что если затонувшей Атлантиды, описанной Платоном? Тогда как могло случиться, что эта могучая цивилизация не оставила нам других своих материальных следов?

Как видим, карта Пири Рейса полна загадок, которые представляют большое поле для исследования учеными.

Анастасия ГАРСИЯ

О чем поведали кумранские свитки

Длинный рабочий стол с разложенными на нем ножницами, иголками и белоснежными листами рисовой бумаги; еще несколько столов с обычными компьютерами; шкафы с черными картонными коробками и материалами для работы… Вот и вся обстановка небольшой комнаты в Управлении древностей Израиля, где вершится великое таинство консервации свитков Мертвого моря. Их обнаружение по праву считается главным археологическим открытием ХХ века. А сами свитки все еще содержат в себе тайны, которые предстоит разгадать.
«Срочно требуются золотые руки…»
Так выглядят Кумранские свитки

История обнаружения первых уникальных свитков Мертвого моря, их приобретения Еврейским университетом в Иерусалиме и последующих поисков все новых и новых рукописей хорошо известна. К сожалению, с момента находки этих уникальных артефактов в Иудейской пустыне, многим из них был причинен серьезный ущерб.

Первый удар по реликвиям нанесли обнаружившие их бедуины – они разрезали свитки на кусочки в расчете на то, что таким образом им удастся выручить больше денег за их продажу. Но, как выяснилось, и реставраторы, работавшие со свитками, допустили поначалу немало ошибок.

Понадобилось время, чтобы понять: свитки сохранились в течение тысячелетий потому, что пролежали запечатанными в кувшинах в абсолютной темноте и уникальном микроклимате пещер Мертвого моря. Обычная влажность, прямой солнечный свет – все это приводило к их разрушению. Вдобавок ко всему первые реставраторы свитков склеивали их фрагменты обычной липкой лентой и помещали между простыми оконными стеклами. Давление стекла, старение клея и солнечный свет привели к тому, что пергаменты на глазах стали темнеть.

Трудно сказать, какой вообще была бы судьба этих исторических сокровищ, если бы в начале 1990-х годов на волне массового выезда евреев из СССР в Израиль не прибыли реставраторы, приобретшие опыт работы с древними рукописями в лучших музеях Москвы и Ленинграда. Их опыт был использован для обеспечения сохранности бесценных артефактов.

В отделе по консервации свитков работают только женщины. Оказывается, только женские руки могут прикасаться к свиткам так, чтобы не нанести им ущерба. Только они могут с минимальными потерями очистить их от клея, оставленного скотчем, поместить между двумя листами специальной прозрачной бумаги, заключить в рамку и затем прошить пространство вокруг свитка тончайшей ниткой. Иногда всю работу приходится делать под микроскопом. Затем такая рамка выставляется в Музее Израиля в хранилище, где поддерживается микроклимат, соответствующим пещерам Иудейской пустыни.

Благодаря опыту и поистине золотым рукам этих женщин в течение двух последних десятилетий был завершен процесс документирования и консервации свитков. А сейчас они активно участвуют в процессе фотографирования свитков на основе метода спектральной фотографии, с помощью технологии, закупленной Еврейским университетом у NASA.

Из тьмы тысячелетий
Кувшины, в которых хранились артефакты

По мнению историков, большинство известных сегодня свитков Мертвого моря принадлежали евреям, бежавшим после разгрома римлянами восстания Бар-Кохбы (131-135 годы) в Иудейскую пустыню – в те самые пещеры, в которых некогда будущий царь Давид скрывался от своего тестя царя Саула.

Укрывшиеся здесь евреи не были членами считающейся провозвестником христианства секты ессеев. Но так же, как и ессеи, они жили надеждой на приход Мессии, который вернет им их государство, и жили коммуной, которую назвали «Яхад» («Вместе»). Устав этой коммуны был обнаружен в числе прочих кумранских свитков.

В какой-то момент римляне обнаружили «коммунаров» и решили их уничтожить. Предчувствуя неизбежную гибель, «яхадовцы» решили сохранить самое ценное, что у них было, – священные книги. Обернув пергаментные и папирусные свитки льняной тканью, они поместили их в кувшины, наглухо запечатали их и спрятали в пещерах. Там они и пролежали до 1947 года, пока часть из них не была случайно обнаружена бедуинским пастушком.

Сегодня в управлении древностей хранится свыше 900 таких рукописей, состоящих из нескольких десятков тысяч фрагментов. Еще несколько сотен таких артефактов оказалось в распоряжении иорданских историков. Большинство этих свитков написаны на иврите, тем же алфавитом, каким евреи пользуются и сегодня, и потому их без труда может прочесть и понять любой израильский школьник. Но есть и свитки, написанные на греческом и арамейском языках, а также той формой ивритского алфавита, которым евреи пользовались еще до Вавилонского изгнания (до 598 года до нашей эры), и датированные VIII веком до нашей эры.

Найденные свитки вбирают в себя все книги Ветхого Завета (Танаха, как называют его евреи), за исключением Книги Есфири, и их тексты практически совпадают с известными сегодня библейскими. Что, в свою очередь, доказывает, что Библия дошла до наших дней почти без каких-либо изменений. Вместе с тем иногда в свитках встречаются небольшие отличия от нынешнего канона, и ученые сегодня спорят, идет ли речь об ошибках писцов или перед нами доказательство того, что в течение столетий библейский текст все же подвергался редактуре.

Вместе с тем среди рукописей были обнаружены и тексты, которые по тем или иным причинам не вошли в Ветхий Завет. Это и апокриф на Книгу Даниила, и Книга войны Сынов Света с Сынами Тьмы, и потрясающие своей поэтической мощью неизвестные до того псалмы Давида. Но, пожалуй, одной из самых интересных среди кумранских находок является рукопись Книги Еноха − одного из самых загадочных и мистических произведений древности, не вошедших в библейский канон.

«Библия уфологии»

Именно так – «Библией уфологии» − называют иногда Книгу Еноха (Сефер Ханох) сторонники теории, по которой решающую роль в развитии цивилизации сыграли контакты человечества с инопланетным разумом.

Основу Книги Еноха составляет рассказ о том, как ангелы спустились с небес на землю, стали сожительствовать с земными женщинами и передали людям тайные знания. Упоминание об этом есть в Бытие, однако Книга Еноха представляет собой подробный и развернутый рассказ о том, как на гору Хермон, главную вершину нынешних Голанских высот, спустился отряд из двухсот взбунтовавшихся против Бога небожителей во главе с ангелом по имени Шамхазай.

Эти пришельцы не только тешились любовью с женщинами, но и научили людей разным ремеслам, а также магии и колдовству. К примеру, ангел по имени Азазель научил людей ковать железное оружие; ангелы Кохавиэль, Тамлиэль и Баркиэль – наукам о движении звезд и Луны и календарю; сам Шамхазай передал им знания о магии и целительных свойствах растений. Но при этом праведник Енох (Ханох) отказался общаться с мятежными ангелами. Потому к нему стал спускаться сам архангел Габриэль и учить его другим тайным знаниям – куда более истинным и глубоким, чем те, которые сообщали человечеству Шамхазай и его присные. Так Ханох стал хранителем тайных знаний по астрономии, космологии и путям служения Творцу, которые он передал сыну Мафусаилу, тот своему внуку Ною, а Ной после потопа – Сифу и т.д., и так эти знания сохранились до наших дней.

Другие библейские источники повествуют, что Енох не умер обычной смертью, а был взят живым на небо, для чего сверху спустился некий светящийся объект, «подобный большому огненному коню». Однако еще до этого Еноху удалось побывать на небе. Уфологи видят в описании его полета подтверждение тому, что прадед Ноя побывал на инопланетном корабле.

В самом деле, сначала книга рассказывает о «большом круглом теле», сделанном как будто из жемчуга и окруженном огнями и языками пламени. Тем не менее Енох спокойно прошел через это пламя и оказался внутри круглого помещения с множеством окон, через который хорошо был виден окружающий пейзаж. Далее он услышал некий голос, попал в другое, еще большее светящееся тело и обнаружил внутри него множество помещений, в том числе и круглую залу, и посреди нее – высокий трон.

«Перед нами, − считают уфологи, − классическое описание полета на разведывательном катере к находящемуся на орбите космическому кораблю и пульту управления этим кораблем». Мистики, разумеется, трактуют этот текст совершенно иначе. Как, впрочем, и слова другого библейского источника – Книги прямоты, утверждающей, что, будучи взят живым на небо, Енох получил новое тело и стал ангелом-правителем высших миров по имени Метатрон.

Библейская традиция датирует «вознесение Еноха» 2773 годом до нашей эры, а это как раз период окончания неолита и начала бронзового века, когда цивилизации Месопотамии, Вавилона и Египта делают гигантский духовный и технологический скачок вперед. В Индии возникает Хараппская цивилизация, а в Британии, между прочим, именно в это время возводится Стоунхендж.

Так что Книга Еноха и в самом деле дает немало поводов для размышлений и различного рода гипотез. Между тем кумранские свитки таят в себе и многие другие, не менее притягательные и волнующие загадки, к которым мы еще не раз обязательно вернемся.

Петр ЛЮКИМСОН

Вуали в скульптуре

Глядя на эти скульптуры, на то, насколько мастерски в камне передано впечатление тончайшей ткани, просто поражаешься – как это сделано?
(20 фото)


1. Antonio Corradini, мрамор, XVIII век.

2. Antonio Corradini.

3. Antonio Corradini.

4. Giuseppe Sanmartino. Мраморный Христос под плащаницей (1753).

5. Другой ракурс. Скульптура вызвала восхищение Антонио Кановы, который, по его словам, отдал бы десять лет жизни, чтобы стать автором такого произведения. Легенда гласит, что реальная вуаль окаменела.

6.

7. XVIII век.

8. Raffaelle Monti, XIX век.

9. Raffaelle Monti.

10. Raffaelle Monti.

11. Raffaelle Monti.

12. Raffaelle Monti.

13. Giovanni Strazza, XIX век.

14. Giovanni Strazza.

15.

16.

17.

18.

19.

20.