Да Винчи исчезает

Да Винчи исчезает — знаменитый рисунок красным мелом, известный как автопортрет художника, выцвел и покрылся пятнами. На помощь реставраторам пришли физики, сообщает The New Scientist.
"Портрет был написан в начале 1500-х годов, и на протяжении веков хранился в крайне плохих условиях. Бумага страдала от света, влаги, микроорганизмов и загрязнения — все это и привело к пожелтению и потемнению", — пишет сайт издания.

Ученые тщательно изучили портрет, чтобы определить, замедлилась ли деградация теперь, когда рисунок хранится в современных контролируемых условиях. Они не могли наносить повреждения изображению, поэтому разработали особый метод без взятия образцов изделия — использовалась технология отраженного света.
Результаты дали возможность заглянуть в глубокое прошлое художественного произведения. Процесс окисления автопортрета, вероятно, был вызван очень высокой влажностью при хранении в закрытой среде — такой период жизни рисунка задокументирован историками.
По мнению ученого Адриано Моска Конте из Римского университета Tor Vergata, новый метод анализа деградации древней бумаги без нанесения вреда артефакту станет ценным инструментом и позволит сберечь многие произведения.

Мозаика из камней и листьев: яркий лэнд-арт


Яркий лэнд-арт от Дитмара Вурворлда (Dietmar Voorworld)

Яркий лэнд-арт от Дитмара Вурворлда (Dietmar Voorworld)

Михаил Пришвин писал: «Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты». И действительно, природа – наш самый мудрый учитель, возможно, именно поэтому лэнд-арт с каждым годом становится все более популярным направлением в искусстве. Сегодня мы расскажем о творчестве виртуоза Дитмара Вурворлда (Dietmar Voorworld), который из обычной гальки и листьев создает чудесные инсталляции.


Яркий лэнд-арт от Дитмара Вурворлда (Dietmar Voorworld)

Яркий лэнд-арт от Дитмара Вурворлда (Dietmar Voorworld)


Лэнд-арт – это призвание. Лишь некоторые художники обладают умением не нарушить гармонию природы, но в то же время добавить яркий акцент в симфонию природных форм. Среди признанных мэтров – Ричард Шиллинг, Энди Голдзуорти, Джерри Барри и другие. Все они экспериментируют с природными материалами, дополняя и приумножая красоту естественного ландшафта.

Яркий лэнд-арт от Дитмара Вурворлда (Dietmar Voorworld)

Яркий лэнд-арт от Дитмара Вурворлда (Dietmar Voorworld)


Работы Дитмара Вурворлда заслуживают особого внимания, ведь на фотографиях, сделанных художником, мы можем увидеть восхитительные арт-объекты. Яркие краски, точные геометрические формы, разнообразие фактур – все это характерно для его творений. Излюбленная геометрическая фигура Дитмара – круг – символ жизни, обновления, бесконечного развития. В этом его работы близки философскому лэнд-арту Филиппа Джонса и Мартина Хилла.

Яркий лэнд-арт от Дитмара Вурворлда (Dietmar Voorworld)

Яркий лэнд-арт от Дитмара Вурворлда (Dietmar Voorworld)


Впервые о лэнд-арте Дитмар Вулворлд задумался, отдыхая в Греции. Он копался в песке на пляже и понял, что хочет создавать композиции из природных материалов. Он собрал свои первые мозаики, относясь к этому увлечению довольно легкомысленно. Художник сфотографировал то, что у него получилось, и понял: созданные им арт-объекты могут выглядеть очень гармонично на фоне шотландских пейзажей. Через время он переехал в Северную Шотландию и сегодня не перестает удивлять зрителей роскошными работами. Чаще всего свои инсталляции художник располагает на берегу реки.

Яркий лэнд-арт от Дитмара Вурворлда (Dietmar Voorworld)

Яркий лэнд-арт от Дитмара Вурворлда (Dietmar Voorworld)


Дитмар Вулворлд стремится «вписать» свои композиции в окружающий пейзаж таким образом, чтобы создавалось впечатление, будто они здесь были испокон веков. Художник так рассказывает о творческом процессе: «Гармония для меня так же важна, как и процесс работы с дарами природы. Я не могу ответить на вопрос, зачем я создаю искусство в природе. Я только знаю, что это приносит мне удовлетворение. Несмотря на все трудности, я продолжаю творить с неугасаемым энтузиазмом. Я следую зову моей души. И, нравится мне это или нет, природа – истинный и нескончаемый источник вдохновения, самая высокая ступень, до которой нужно дорасти. Здесь я чувствую себя свободным, это мой дом. Работать с природой и на лоне природы – ценный подарок. Мое творчество – это примирение с природой, с погодой, камнями, светом и непостижимым океаном. Это примирение с самим собой».

Яркий лэнд-арт от Дитмара Вурворлда (Dietmar Voorworld)

Яркий лэнд-арт от Дитмара Вурворлда (Dietmar Voorworld)

Афоризмы выдающихся личностей

 
Оставайся в середине круга, и пусть все вещи следуют своим путем.
-Лао-Цзы-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Я поставил своей целью правду, сделал своим помощником добродетель, нашел себе опору в человечности и обрел свое отдохновение в искусствах.
-Конфуций-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Некто спросил: “Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?”  Учитель сказал: “А чем же тогда платить за добро?  За зло надо платить по справедливости, а за добро - добром”.
-Конфуций-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Жаловаться на неприятную вещь - это удваивать зло; смеяться над ней - это уничтожать его.
-Конфуций-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно.
-Конфуций-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.
-Конфуций-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Интеллект - это способность к образованию понятий.
-И. Кант-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Мудрость лишь в истине.
-И. В. Гёте-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Самое важное - это то, что невидимо.
-А. Сент-Экзюпери-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами
Только тени, только отблеск,
От незримого очами?

-Вл. Соловьёв-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В нашей власти не столько предохранить себя от ошибок, сколько не упорствовать в заблуждении.
-П. Гассенди-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
                                                                                                                        Убеждение - это не начало, а венец всякого познания.
-И.В. Гёте-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Человек должен верить, что непонятное можно понять;  иначе он  не стал бы размышлять о нём.
-И. В. Гёте-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Я убеждён, что чем больше будут понимать Библию, тем прекраснее она будет казаться.
-И.В. Гёте-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Созерцание кристаллов обостряет ум и возвышает душу.
-И.В. Гёте-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Каждый хочет быть выше окружающего мира и считает себя лучше его.  Тот, кто на самом деле лучше, лишь выражает этот мир лучше других.
-И.В. Гёте-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Познание истины является наградой за мудрое недоверие самому себе.
 -К. Гельвеций-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Познание начинается с удивления
-Аристотель-

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Правильно в философии рассматривать сходство даже в вещах, далеко отстоящих друг от друга.
-Аристотель-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней.
-Пифагор-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Загляните в свои собственные души и найдите в них искру правды, которую боги поместили в каждое сердце и из которой только вы сами сможете раздуть пламя.
-Сократ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Высшая мудрость - различать добро и зло
-Сократ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть
-Сократ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Кто хочет - ищет способ,  кто не хочет - ищет причину
-Сократ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.
-Сократ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.
-Сократ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Философия Сократа представляет собой единое целое с его жизнью.
-Гегель-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
-Пифагор-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Ничто так не обманывает нас, как наше мнение.
-Леонардо да Винчи-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни.
-Леонардо да Винчи-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.
-Леонардо да Винчи-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Как хорошо прожитый день дает спокойный сон, так с пользой прожитая жизнь дает спокойную смерть.
-Леонардо да Винчи-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Кто светит, тот и видеть лучше будет.
-Уильям Шекспир-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Религиозный опыт имеет абсолютный характер.  Он не подлежит спору и дискутированию.  Обладающий этим опытом обретает сокровище, которое приносит уверенность и мир.
-К.Г. Юнг-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Динамический элемент первобытной культуры следует искать скорее в сфере непосредственного религиозного опыта, чем в сознательных рациональных поисках.
-К. Даусон-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Все мы невежды, только в разных областях.
-У. Роджерс-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Античный мир, не удовлетворённый идеалами искусства и идеями философии, обоготворил Кесаря.
-Вл. Соловьёв-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Притязание человеческого "я" на центр мироздания является предпосылкой открытия Бога.
-Томас Манн-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Объект религии, падая с неба духовного переживания в плоскость рассудка, неминуемо раскалывается тут на аспекты, исключающие друг друга.
-П. Флоренский-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Человек - это материализованная мысль; он есть то, что он думает. Чтобы изменить свою природу от смертного до бессмертного состояния, он должен изменить способ мышления; он должен перестать цепляться в своих мыслях за то, что иллюзорно и подвержено исчезновению, и держаться за то, что вечно.
-Парацельс-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
…настоящая правда всегда неправдоподобна… Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи.  Люди всегда  так и поступали.
-Ф.М. Достоевский-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Научиться мудрости так же невозможно, как научиться быть красивым.
-Генри Уилер Шоу-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Тысячи путей ведут к заблуждению, только один к истине.
-Жан-Жак Руссо-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Мудрость, подобно черепаховому супу, не всякому доступна.
-Козьма Прутков-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Мудрость состоит в том, чтобы знать, как поступать в следующий момент, добродетель состоит в самом поступке.
-Д.Джордан-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет.
-Неизвестный автор-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Светоч истины часто обжигает руку тому, кто его несет.
-П. Буаст-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Мудрость существует в единственном числе и имеет точные границы, а глупостей тысячи и все они безграничны.
-Генрих Гейне-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Настоящий признак, по которому можно узнать истинного мудреца - терпение.
-Г.Ибсен-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Без противоположности ничто не обнаруживается.
-Я. Бёме-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Человек не может получить свободу извне больше той, которой он обладает изнутри.
-Т. В. Мурановский-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Мудрость - это ум, настоянный на совести.
-Фазиль Искандер-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Увеличивается же подобное за счет подобного.
-Анаксагор-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
-Конфуций-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Того, кто не задумывается о далёких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
-Конфуций-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Не поговорить с человеком, который достоин разговора, значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, - значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.
-Конфуций-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Мудрость приходит со временем. Иногда время приходит одно...
-Неизвестный автор-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Неразумные спорят с другими людьми, мудрые - с самими собой.
-О. Уайльд-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Век живи - век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.
-Козьма Прутков-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Господи, дай мне душевный покой, чтобы принять то, что я не могу изменить, дай силы изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого.
-Католическая молитва-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Каждый получит лишь то, к чему стремится сам.
-"Коран"-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.
-О. Генри-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Люди, гонимые желанием, бегают вокруг, как бегает перепуганный заяц. Связанные патами и узами, ониснова и снова в течении долгого времени возвращаются к страданию.
-Дхаммапада, 342-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Мудрено пишут только о том, чего не понимают.
-В.О. Ключевский-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах.
-Н.В. Гоголь-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжёвать и переварить.
-Ф.Бэкон-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
-А.Франс-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Человек ответственен за качество своего мышления, ибо оно или творит или разрушает.
-Рерих-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Сомнение - полпути к мудрости.
-Публилий Сир -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный же человек - всего от других.
-Китайская пословица-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

-Омар Хайям-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания.
-У. Джеймс-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Кто имеет знания и делает вид незнающего, тот на высоте. Кто без знаний и делает вид знающего, тот болван.
-Лао-Цзы-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать.
-Аристотель-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Избегнув одной неприятности, попадаешь в другую; однако в том и состоит мудрость, чтобы взвесив все возможные неприятности, наименьшее зло почесть за благо.
-Никколо Макиавелли-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Глупость и мудрость с такой же легкостью передаются, как и заразные болезни. Поэтому выбирай себе товарищей.
-Уильям Шекспир-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Что сделалось смешным, не может быть опасным.
-Вольтер-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Мудрость - это когда уже не считаешь себя умнее всех, а стараешься быть не глупее других.
-Борис Крутиер-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Источник нашей мудрости - наш опыт. Источник нашего опыта - наша глупость.
-Саша Гитри-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Мудрость заключается не в том, чтобы быть умнее других, а в том, чтоб другие об этом не догадались.
-Веселин Геогиев-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Человеку свойственно рассуждать мудро, а поступать глупо.
-Анатоль Франс-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Настоящий трагизм жизни заключается в том, что старыми становятся слишком рано, а мудрыми - слишком поздно.
-Бенджамин Франклин-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Не иди по течению, не иди против течения, иди поперёк его - если хочешь достичь берега.
-Дань Шань-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благоразумие состоит в том, чтобы не разрушать расположения других и сохранять его ради его самого.
-Гегель-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Свободен лишь тот, кто потерял все, ради чего стоит жить.
-Э. Ремарк-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Свобода - это ответственность. Вот почему все её так боятся.
-Дж.Бернард Шоу-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Признавшись в своей слабости, человек становится сильным.
-Оноре де Бальзак-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Не заблуждается только тот, кто ничего не предпринимает.
-Оноре де Бальзак-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как видеть, что уместно.
-Цицерон-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Лучше помалкивать и казаться дураком, чем открыть рот и окончательно развеять сомнения.
-Марк Твен-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Вы не можете ничего поделать с длиной вашей жизни, но вы можете сделать что-нибудь с её шириной и глубиной.
-Шира Терани-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.
-Т. Рузвельт-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Писать дОлжно либо о том, что ты знаешь очень хорошо, либо о том, чего не знает никто.
-Братья Стругацкие-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения.
-Константин Паустовский-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели.
-И.В. Гёте-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Где глупость - образец, там разум - безумие.
-И.В. Гёте-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации.
-И.В. Гёте-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Твёрдость есть применение мужества ума; она предполагает просвещенную решимость. Упрямство, напротив, предполагает ослепление.
-Вольтер-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты.
-Л. Бетховен-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Хоть плохо мне, но это не причина, чтоб доставлять страдания другим.
-Эсхил-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Исполнить свой долг бывает иногда мучительно, но еще мучительнее - не исполнить его.
-Александр Дюма-сын-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Нерешительность хуже, чем неудачная попытка;  вода меньше портится, когда течёт, чем когда стоит.
-Фернандо Рохас-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Нет такого нелепого заблуждения, которое не нашло бы своего защитника.
-О. Голдсмит-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Не бойтесь расти медленно, бойтесь оставаться неизменными.
-Роберт Пирсиг-

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.
-Б. Спиноза-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал всё, что мог.
-Чарльз Диккенс-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
К Сократу прибежал человек и говорит:
- Послушай я должен тебе сказать, что твой друг..
- Подожди, подожди - говорит Сократ - просеял, ли ты то что хочешь сказать, через три сита?
- Какие?
- Первое - это сито правды. Ты хочешь сказать, это правда?
- Не знаю, я так слышал.
- Достаточно! А просеял, ли ты это через сито доброты? Действительно то, что ты мне хочешь сказать - это что-то созидающеее или доброе?
- Не знаю , наверное нет.
- Тогда просеем через ещё одно сито, так ли необходимо , что бы ты мне об этом сказал?
- Нет, необходимости в этом нет.
- А, значит, если в этом нет ни необходимости , ни правды, ни доброты, не обременяй ни меня ни себя.


~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Два близких между собой желания, как два невидимых крыла, поднимают душу человеческую над остальной природой: желание бессмертия и желание правды.
-Вл. Соловьёв-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Маяки не бегают по всему острову, выискивая, какую бы лодку спасти, - они просто стоят и светят.
-Энн Ламотт-
~~~~~~~~~~~~~~~~

Закаты заповедника «Масаи-Мара»

Закаты заповедника «Масаи-Мара»
Закаты заповедника «Масаи-Мара»Этот заповедник расположен в юго-западной части африканской Кении и считается своеобразным продолжением на север всем известного национального парка Серенгети. Самое известное событие – миграция антилоп гну.

В течение одной миграции, по территории «Масаи-Мара» перемещается не менее миллиона этих парнокопытных. Несмотря на полторы тысячи квадратных километров, этот заповедник отнюдь не самый большой на африканском континенте. Тем не менее, он считается одним из самых известный. Профессиональный фотограф и натуралист Пол Гольдштейн (Paul Goldstein) утверждает, что 90% его снимков природы сделаны именно в «Масаи-Мара». Заповедник считается одним из лучших на планете по качеству получаемого света и минимуму присутствия человека.

Закаты заповедника «Масаи-Мара»
Закаты заповедника «Масаи-Мара»
Закаты заповедника «Масаи-Мара»
Закаты заповедника «Масаи-Мара»
Закаты заповедника «Масаи-Мара»
Закаты заповедника «Масаи-Мара»
Закаты заповедника «Масаи-Мара»
Закаты заповедника «Масаи-Мара»
Закаты заповедника «Масаи-Мара»
Закаты заповедника «Масаи-Мара»
Закаты заповедника «Масаи-Мара»
Закаты заповедника «Масаи-Мара»
Закаты заповедника «Масаи-Мара»
Закаты заповедника «Масаи-Мара»
Закаты заповедника «Масаи-Мара»
Закаты заповедника «Масаи-Мара»
Закаты заповедника «Масаи-Мара»
Закаты заповедника «Масаи-Мара»
Закаты заповедника «Масаи-Мара»
Закаты заповедника «Масаи-Мара»
Закаты заповедника «Масаи-Мара»
http://artsiskusstva.blogspot.com/2014/06/blog-post.html

Эксперты подтвердили подлинность автопортрета Рембрандта

14/06/2014
ЛОНДОН. После долгих исследований и анализов, британские эксперты, наконец, подтвердили подлинность автопортрета Рембрандта, пожертвованного в 2010 году Национальному Фонду Великобритании (National Trust).
Восемь месяцев испытаний и тщательного научного анализа не оставили сомнений относительно авторства картины, стоимость которой оценивается в 30 миллионов фунтов (37 млн. евро).
Картину, которая была найдена в доме знаменитого пирата, исследователя и работорговца XVI века Френсиса Дрейка, теперь можно увидеть в стенах Буклендского Аббатства (Abbey of Buckland), в английском графстве Девон на юго-западе Великобритании.
40 лет авторство полотна находилось под сомнением. В Национальный Фонд Великобритании – организацию, следящую за сохранностью культурного наследия Англии – работа попала четыре года назад в качестве подарка от наследников леди Сэмуил Уайч Кросс (Samuel of Wych Cross), чей муж, филантроп лорд Сэмуил Уайч Кросс, собрал за свою жизнь множество картин, большая часть из которых теперь находится в галерее Меншэн Хаус в Лондоне (Mansion gallery House of London).
Четыре десятилетия назад известный специалист по работам голландского художника Хорст Герсон (Horst Gerson), совместно с Rembrandt Research Project (научно-исследовательский проект, посвященный творчеству Рембрандта) пришли к выводу, что портрет принадлежит кисти одного из учеников великого живописца. Тем не менее, позже, ещё один специалист по творчеству Рембрандта, Эрнст Ван де Ветеринг (Ernst van de Wetering), проанализировав эволюцию стиля художника и проведя ряд испытаний и научных изысканий, вновь отнес полотно к работам знаменитого мастера.
В течение последних восьми месяцев, картина вновь была предоставлена для научных исследований в Институт Хамильтон Керр (Hamilton Kerr Institute ) в Кембридже, который окончательно подтвердил её подлинность.
Работа не может быть продана, и будет выставляться Национальным Фондом в различных галереях, для открытого доступа к шедевру общественности.
Кристин Слоттвед Кимберли (Christine Slottvedd Kimbriel), куратор отдела искусства Института Керр, объяснила, что автопортрет прошел ряд тестов, включавших в себя визуальные осмотры с большим увеличением, исследования рентгеновскими и инфракрасными лучами.
Полотно было аккуратно очищено от нескольких слоев старого пожелтевшего лака, нанесенного на поверхность картины гораздо позже её создания, открыв для зрителей настоящие цвета и подлинный стиль великого живописца.
Рембрандт Ван Рейна (1606-1669) был одним из самых плодовитых художников, писавших себя. Эксперты считают, что им создано от 40 до 50 автопортретов маслом, а своё тело он использовал для написания около 32 гравюр и семи рисунков.
Автопортрет, находящийся теперь в Буклендском Аббатстве, датирован 1635 годом и подписан самим художником, которому на тот момент было 29 лет.
Анна Сидорова © Gallerix.ru

Картина Моне «Водяные лилии» станет главным лотом торгов Sotheby's

Картина Моне «Водяные лилии» станет главным лотом торгов Sotheby's
Фото: 
24,06,2014
РИА Новости, Мария Табак. Картина Клода Моне «Водяные лилии» станет главным лотом торгов Sotheby's произведениями импрессионизма и модернизма в Лондоне.

Эстимейт работы, написанной в 1906 году, составляет 20-30 миллионов фунтов стерлингов. Ранее аукционный дом называл ключевым лотом другую картину французского художника — «Сену в Аржантее» с оценочной стоимостью в 7-10 миллионов. Торги пройдут 23 июня.
«Водяные лилии» — полотно из известной серии Клода Моне, которая считается наивысшей ступенью в творчестве знаменитого импрессиониста. Именно это полотно было отобрано самим художником для эпохальной выставки в парижской галерее Дюран-Руэля в 1909 году, где впервые оно было представлено публике в рамках экспозиции, посвященной исключительно живописным изображениям водяных лилий. Работу Моне по достоинству оценил и приобрел Поль Дюран-Руэль — легендарный дилер, известный знаток творчества импрессионистов, лично представлявший интересы Клода Моне наряду со многими другими выдающимися художниками того времени. С тех пор и до конца его жизни «Водяные лилии» находились в частном собрании Поля Дюран-Руэля", — говорится в сообщении Sotheby's.
Работа неоднократно принимала участие в выставках, в том числе в музеях современного искусства Нью-Йорка и Парижа.
Серия картин «Водяные лилии», запечатлевшая цветы в усадьбе художника в Живерни, была предшественницей знаменитых «Les Grandes decorations», хранящихся в Musee de l'Orengerie в Париже.
«Подобные произведения искусства способны украсить любой музей; они являются редкой находкой для современного художественного рынка. Строгий квадратный формат и исключительная цветовая гамма „Водяных лилий“ уже привлекли значительный интерес к этой картине во время международных выставок, предваряющих июньские торги», — отметила в преддверии торгов глава отдела импрессионистов и искусства двадцатого века Sotheby's Хелена Ньюмен.

Пропажу картин Поленова и Маковского заметили через день после кражи

Константин Маковский. «Смерть Ивана Грозного»
Константин Маковский. «Смерть Ивана Грозного»
14,06,2014
Из частной картинной галереи в гостинице «Мариотт Гранд Отель» на Тверской улице неизвестные похитили две картины, сообщает «Интерфакс». По данным правоохранительных органов, кража произошла в четверг, 12 июня.
Отсутствие на месте картины «Смерть Ивана Грозного» кисти Константина Маковского и пейзажа Василия Поленова совокупной стоимостью семь миллионов рублей заметили только на следующий день. В полицию сотрудники галереи обратились лишь около 15:00 в пятницу.
«На месте происшествия работает следственно-оперативная группа, которая устанавливает все обстоятельства произошедшего и стоимость похищенных полотен», — сказал сотрудник пресс-службы московской полиции.

Список необходимой к прочтению литературы


Мы решили составить для вас список книг, которые по-настоящему стоит прочесть, и мы вам гарантируем, что время за любой из этих книг вы проведете очень не зря!

1) Сомерсет Моэм
«Бремя страстей человеческих»
«Луна и грош»
«Острие бритвы»

2) Федор Достоевский
«Братья Карамазовы»
«Бесы»
«Преступление и наказание»
«Униженные и оскорбленные»
«Бедные люди»

3) Антуан де Сент-Экзюпери
«Цитадель» (очень не легкая (!), но очень глубокая) «Письма, телеграммы, записи»

4) Кен Кизи
«Над кукушкиным гнездом»

5) Скотт Фицджеральд
«Прекрасные и проклятые»
«Ночь нежна»
«Великий Гэтсби»

6) Джон Фаулз
«Волхв»
«Любовница французского лейтенанта»

7) Теодор Драйзер
«Американская трагедия»
«Гений»
Трилогия желания («Финансист», «Титан», «Стоик»)

8) Эрнест Хемингуэй
«Фиеста»
«Праздник, который всегда с тобой»

9) Эрих Мария Ремарк
«Три товарища»
«Жизнь взаймы»

10) Александр Иванович Герцен «Кто виноват?»

11) Хантер С. Томпсон «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»

12) Георгий Иванов «Петербургские зимы»

13) Джек Лондон «Мартин Иден»

14) Иван Тургенев «Отцы и дети»

15) Дэвид Лисс
«Торговец кофе»
«Этичный убийца»

16) Джордж Оруэлл «1984»

17) Ричард Брэнсон «К черту всё! Берись и делай!»

Этот список, как и любой другой, неполный, и существует еще много великих книг, но если вы не знаете, за что взяться, то смело беритесь за любую из этих книг!

Диалог профессора и студента


Один умный профессор однажды в университете задал студенту интересный вопрос.

Профессор: Бог хороший?

Студент: Да.

Профессор: А Дьявол хороший?

Студент: Нет.

Профессор: Верно. Скажи мне, сынок, существует ли на Земле зло?

Студент: Да.

Профессор: Зло повсюду, не так ли? И Бог создал все, верно?

Студент: Да.

Профессор: Так кто создал зло?

Студент: ...

Профессор: На планете есть уродство, наглость, болезни, невежество?
Все это есть, верно?

Студент: Да, сэр.

Профессор: Так кто их создал?

Студент: ...

Профессор: Наука утверждает, что у человека есть 5 чувств, чтобы
исследовать мир вокруг. Скажи мне, сынок, ты когда-нибудь видел Бога?

Студент: Нет, сэр.

Профессор: Скажи нам, ты слышал Бога?

Студент: Нет, сэр.

Профессор: Ты когда-нибудь ощущал Бога? Пробовал его на вкус? Нюхал его?

Студент: Боюсь, что нет, сэр.

Профессор: И ты до сих пор в него веришь?

Студент: Да.

Профессор: Исходя из полученных выводов, наука может утверждать, что
Бога нет. Ты можешь что-то противопоставить этому?

Студент: Нет, профессор. У меня есть только вера.

Профессор: Вот именно. Вера - это главная проблема науки.

Студент: Профессор, холод существует?

Профессор: Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?

(Студенты засмеялись над вопросом молодого человека)

Студент: На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с
законами физики, то, что мы считаем холодом в действительности
является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на
предмет того, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль (-460
градусов по Фаренгейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя
становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре.
Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы
чувствуем при отсутствии тепла.

(В аудитории повисла тишина)

Студент: Профессор, темнота существует?

Профессор: Конечно, существует. Что такое ночь, если не темнота:

Студент: Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в
действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не
темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый
свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета.
Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир
темноты и осветить его. Как вы можете узнать, насколько темным является
какое-либо пространство? Вы измеряете, какое количество света
представлено. Не так ли? Темнота это понятие, которое человек
использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. А
теперь скажите, сэр, смерть существует?

Профессор: Конечно. Есть жизнь, и есть смерть - обратная ее сторона.

Студент: Вы снова неправы, профессор. Смерть - это не обратная сторона
жизни, это ее отсутствие. В вашей научной теории появилась серьезная
трещина.

Профессор: К чему вы ведете, молодой человек?

Студент: Профессор, вы учите студентов тому, что все мы произошли от
обезьян. Вы наблюдали эволюцию собственными глазами?

Профессор покачал головой с улыбкой, понимая, к чему идет разговор.

Студент: Никто не видел этого процесса, а значит вы в большей степени
священник, а не ученый.

(Аудитория взорвалась от смеха)

Студент: А теперь скажите, есть кто-нибудь в этом классе, кто видел
мозг профессора? Слышал его, нюхал его, прикасался к нему?

(Студенты продолжали смеяться)

Студент: Видимо, никто. Тогда, опираясь на научные факты, можно
сделать вывод, что у профессора нет мозга. При всем уважении к вам,
профессор, как мы можем доверять сказанному вами на лекциях?

(В аудитории повисла тишина)

Профессор: Думаю, вам просто стоит мне поверить.

Студент: Вот именно! Между Богом и человеком есть одна связь - это ВЕРА!

Профессор сел.
Этого студента звали Энштейн.

CЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ — ЭТО САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ ТВОЕЙ ЖИЗНИ



1. Не жалей денег на удовольствие.
2. Hравится — скажи.
3. Живи сегодня, потому, что вчера уже нет, а завтра может и не будет.
4. Не понятно — спроси.
5. Хочешь встретиться — Пригласи.

6. Хочешь что-то — Попроси.

7. Никогда не спорь.
8. Хочешь быть понятым — Объясни.
9. Если виноват — сразу скажи об этом и не ищи себе оправдания.
10. Всегда помни, что у каждого своя правда и она часто не совпадает с твоей.


11. Не общайся с дураками.
12. Главное в жизни — это любовь, всё остальное — суета.
13. Проблемы человека находятся только в его голове.
14. Окружающий мир не злой и не добрый, ему всё равно есть ты или нет.
15. Постарайся извлекать удовольствие из каждого события.
16. Всегда помни, что другой жизни у тебя не будет.
17. Не будь занудой.
18. Не смотри телевизор, а то козлёночком станешь.
19. Помни, что ты никому, ничего не должен.
20. Помни, что никто тебе ничего не должен.
21. Не занимайся политикой, политика озлобляет людей.
22. В жизни всегда рассчитывай только на себя.
23. Верь не обещаниям, а своим ощущениям.
24. С женщинами, как и с детьми, будь терпеливым и немного снисходительным.
25. Жалей всех женщин — им сложней жить.
26. Если у тебя плохое настроение, подумай, что когда ты умрёшь, то у тебя и этого не будет.
27. Знай, что сегодняшний день — это самый лучший день твоей жизни.

Филиппино Липпи. Портрет молодого человека

Филиппино Липпи. Портрет молодого человека. Влияние Фра Филиппо Липпи и Сандро Боттичелли.

Филиппино Липпи. «Портрет молодого человека». 1485. Национальная галерея искусств, Вашингтон. Источник.

Картина также приписывается кисти титана Возрождения Сандро Боттичелли, однако, здесь все не так просто. Художников многое связало. Это было единое временнОе и географическое пространство - Флоренция 1460-х – 1480-х годов, подъем Ренессанса, завершение знакового правления Козимо Старшего Медичи и последующий блеск Лоренцо Великолепного, сыграла роль и теснота человеческих и творческих связей, ученичество и преемственность художественной манеры и мышления Липпи-старшего, Боттичелли и Липпи-младшего – все это как способствовало появлению шедевров, так и ставило загадки искусствоведам, в том числе в отношении этой картины.

На сайте Национальной галереи искусств Вашингтона, в которой сейчас находится картина, так пишут про ее атрибуцию:

«Филиппино Липпи был сыном художника Фра Филиппо Липпи, который являлся без сомнения первым наставником мальчика. После смерти отца в 1469 году, он становится учеником Боттичелли, который оказал глубокое влияние на его стиль. Действительно, вашингтонский портрет так близок стилю Боттичелли, что среди искусствоведов были значительные разногласия по поводу того, кто на самом деле его написал. И хотя, он чаще приписывался Боттичелли, чем Филиппино, в последнее время авторы сошлись во мнении, что это творение молодого художника. В 1483 или 1484 Филиппино получил заказ на завершение великих фресок Мазаччо в капелле Бранкаччи во Флоренции. Этот портрет имеет значительное сходство с молодым человеком, которого Филиппино изобразил там.»

Филиппино Липпи был сыном одного из крупнейших мастеров раннего Возрождения Фра Филиппо Липпи. Даже история его появления на свет, а точнее пикантная история любви его родителей, осталась увековеченной не только в исторических анекдотах, но и в величайшем полотне Фра Филиппо.


Фра Филиппо Липпи. Автопортрет. Фрагмент фрески в соборе Сполето. Источник.

Сам Филиппо Липпи (приставка «Фра» в его имени означает «брат» и говорит о его монашеском статусе) родился во Флоренции в 1406 году. Он рано потерял родителей, ребенком находился на попечении тетки, и в возрасте 15 лет был отдан в монастырь. Там он начинает рисовать, вдохновляясь работой великого Мазаччо, в том числе в церкви Санта-Мария дель Кармине, на фресках которой училась вся плеяда великих мастеров флорентийской школы и о которой мы еще упомянем особо. Филиппо идет дальше в стремлении к реализму, наполняет свои работы жизнью, естественной красотой и страстью. Его творения попадают в поле зрения Козимо Медичи Старшего, чьим покровительством Фра Филиппо пользуется всю дальнейшую жизнь.


Фра Филиппо Липпи. Благовещение. 1435-1440. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Судя по всему, монашеская жизнь мало подходила характеру художника. «Брат» Филиппо слыл неисправимым ловеласом, и черпал вдохновение в многочисленных романах с моделями для своих портретов. Разыскивая любопытные факты, я натолкнулась вот на такую цитату о Фра Филиппо из книги Кристофера Хибберта «Дом Медичи: Подъем и падение»:

«...его интерес к искусству казался священникам единственной добродетелью Фра Филиппо. Он был вруном, пьяницей, развратником и мошенником. Его старшие товарищи вздохнули с большим облегчением, когда он оставил монастырь, отрёкся от клятв и во время плавания с друзьями близ побережья Анконы угодил в плен к мусульманским пиратам. После освобождения он добрался до Неаполя, а потом вернулся во Флоренцию, где его замечательный запрестольный образ, выполненный для монахинь из Св. Амброзио, открыл его незаурядный талант самому Козимо де Медичи. Не обращая внимания на репутацию Филиппо как блудника и воришки, Козимо пригласил его к себе на работу.»


Фра Филиппо Липпи. Портрет мужчины и женщины у окна. 1440. Метрополитен Музей, Нью-Йорк.

Продолжаем цитату: «Во время написания запрестольного образа для монахинь из Св. Маргариты в Прато похотливый взгляд Фра Филиппо пал на одну из молодых послушниц, Лукрецию, дочь Франческо Бути из Флоренции. Он начал ухаживать за нею и уговорил монахинь разрешить ему использовать её как модель для Мадонны на его картине, после чего соблазнил её и выкрал. Она родила ему сына, Филиппино. Козимо, считая, что пора бы счастливому отцу остепениться, получил для Липпи разрешение на брак от Папы, которому тактично подарил несколько маленьких примеров работы Фра Филиппо...»

Надо заметить, что эта история случилась в 1456 году, то есть на тот момент Фра Филиппо было уже 50 лет. Правда, официально вступить в брак с Лукрецией им удалось лишь пять лет спустя, у них в итоге было двое детей, первым из которых и стал Филиппино. А чистый, утонченный и совершенный образ Лукреции увековечен Фра Филиппо на многих картинах, в том числе на волшебной «Мадонне с младенцем и двумя ангелами», которая открывает эпоху наивысшего подъема Ренессанса.

Фра Филиппо оставил после себя не только станковые картины, но и дивные фрески, самыми выдающимися из которых признаются росписи в монастыре Прато, том самом, из которого он выкрал свою жену, и в соборе Сполето, которые стали последними в его жизни. Он умер в 1469 году в Сполето, куда уехал тремя годами ранее расписывать собор, но успел передать свое мастерство ученикам, одним из которых был великий Сандро Боттичелли.

Про Боттичелли писать между делом – кощунство, настолько это масштабная и значимая фигура в мировой культуре.


Сандро Боттичелли. Автопортрет (Поклонение волхвов, фрагмент) 1465. Галерея Уффици, Флоренция.

Сандро Боттичелли родился в 1445 году. В 1462 году он начал учиться живописи в мастерской Фра Филиппо Липпи, где пробыл пять дет, до отъезда учителя в Сполето. В этот период он начинает создавать свои первые работы, которые проникнуты влиянием Мазаччо и Липпи.

Его блистательный взлет еще впереди – он начнется в середине 1470-х, когда появятся «Святой Себастьян» и «Поклонение волхвов», и достигнет зенита в 1480-х, с росписью Сикстинской капеллы и созданием «Весны», «Рождения Венеры», «Мадонны дель Магнификат», «Мадонны с гранатом», «Благовещения»… Но также со второй половины 70-х о Боттичелли упоминают как о портретисте.

Во Флоренции в это время бушует мода на портреты, которые бросились заказывать все подряд. Раньше флорентийцы не были столь тщеславны, удовлетворяясь тем, что их изображения помещались на алтарях, написанных по их заказу. Но и там знатные купцы и их менее знатные домочадцы скромно жались где-нибудь в сторонке с выражением благочестивого смирения на лицах. Теперь же, когда город, как говорили, переживал падение нравов, когда скромность была не в почете, все стремились запечатлеть свой образ на века.

Сандро пишет портреты с охотой – он пытается добиться реализма в изображении людей и ищет типажи для будущих картин. Как раз тогда он создает ставший широко известным «Портрет мужчины с медалью Козимо Старшего»…


Сандро Боттичелли. Портрет мужчины с медалью Козимо Старшего. 1474. Галерея Уффици, Флоренция.

…а также портреты красавца Джулиано Медичи, жертвы политического заговора, и, предположительно, счастливого соперника художника в любви…


Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. 1478. Берлинская картинная галерея.

…и в первой половине 80-х - еще двух молодых людей в «красных шапочках»


Сандро Боттичелли. Портрет молодого человека. 1480-1485. Национальная галерея, Лондон.

Сандро Боттичелли. Портрет молодого человека. 1483. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Судя по источникам в сети, существует еще один портрет работы Боттичелли с красной шапочкой: «Портрет философа в красной шапочке» или просто «Портрет молодого человека в красной шапочке», который датируется 1477 годом. Странно в этом портрете то, что в источниках, в которых информация, скорее всего, проверена, этого портрета нет. А там, где он есть – нет упоминания, где, в какой галерее он сейчас находится. Единственное упоминание ведет на ту же Национальную галерею искусств в Вашингтоне, но сама галерея в этом не признается… Но о нем – после рассказа о Филиппино Липпи.

Филиппино Липпи. Портрет молодого человека. Собственно Филиппино и собственно портрет
Итак, Филиппино Липпи. Родился в 1457 или 1458 году в Прато, где драматически встретились его родители))


Филиппино Липпи. Автопортрет. (Фрагмет фрески Диспут с Симоном-Волхвом и распятие Петра) Капелла Бранкаччи, Флоренция. 1481-1483.

Основы ремесла ему передал отец. Подростком Филиппино поехал с ним в Сполето помогать работать над фресками тамошнего собора. После смерти отца он вернулся во Флоренцию и согласно отцовскому завещанию поступил учеником к Сандро Боттичелли. Художников разделяло чуть более 10 лет разницы в возрасте, а сам Боттичелли в начале 70-х еще недостаточно прочно стоял на ногах. Филиппино пробыл с Боттичелли до 1472 года и ушел в поисках практики в написании интересовавших его исторических картин, сюжетов из Библии и житий святых, у Сандро тогда таких заказов не было.

Ученикам в то время полагалось не только помогать наставнику с созданием неосновных частей картин, но и копировать работы, в целях обучения или на заказ. Возможно эта практика, как и невероятная близость художественной манеры, впоследствии затруднили атрибуцию картин художников на раннем этапе их творчества. В Уффици некоторые ранние картины Липпи, как, например, «Поклонение младенцу», были подписаны «друг Сандро», это было все, что могли определить специалисты))

Обретая собственный стиль, Боттичелли двигался в сторону поэзии, глубины и драматизма своих творений, Филиппино же более сосредотачивался на деталях, на прихотливости и гротесковой переусложненности композиции, предвосхитившей приход маньеризма. О собственном стиле Филиппино Липпи начинают говорить с 1480-х годов

Еще в период ученичества у Боттичелли Филиппино не скрывал своей заветной мечты завершить фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи в Санта-Мария дель Кармине. Помните, мы в начале предыдущей части упоминали об этих фресках, которые вдохновили многих великих художников Ренессанса? Сандро вспоминал, как отец Филиппино считал непозволительной дерзостью прикоснуться к этому творению. Но удивительным было другое: спустя десять лет Филиппино действительно осуществил свой замысел.

Эта знаменитая капелла была семейной часовней чрезвычайно влиятельной во Флоренции фамилии Бранкаччи, которая, что важно для дальнейшей истории, находилась в оппозиции клану Козимо Медичи. Заказ на ее роспись сделал на основании завещаний предков Феличе Бранкаччи, один из наиболее могущественных людей во Флоренции, предположительно в 1422 году. Работа была поручена Мазолино и Мазаччо.

Мазаччо, проживший всего 27 лет, считается крупнейшим реформатором живописи кватроченто. Ученик и друг Брунеллески и Донателло, он привнес в свои картины линейную перспективу, открытую первым, реализм человеческих фигур, пропагандируемый вторым, а также свет и трехмерность. Вся его творческая деятельность уместилась в мимолетные семь лет – с 1421 по 1428 год, и роспись капеллы Бранкаччи, наряду с Троицей из Санта-Мария-Новеллы,– его главное произведение, оказавшее колоссальное влияние на всю европейскую живопись.

Лучшие фрески капеллы были написаны во второй половине 1420-х, затем Мазаччо внезапно умер. Хотя работы еще продолжались, но после 1434 года чаша весов в борьбе за политическое влияние во Флоренции склонилась в сторону Козимо Медичи, и Феличе Бранкаччи на десять лет попал в тюрьму, а затем в длительную опалу. Часть фресок осталась незаконченными, кроме того, после падения семьи Бранкаччи их портреты на фресках были выскоблены. В таком виде капелла просуществовала полвека - до начала 1480-х годов, когда для завершения работ был приглашен Филиппино Липпи – сын одного из самых талантливых учеников и последователей Мазаччо. Круг замкнулся.

Фрески посвящены житию святого Петра. Филиппино пишет восемь фигур вместо выскобленных на фреске «Воскрешение сына Теофила» (на картине вверху – в центральной группе вправо от мальчика), две боковых фрески – «Павел навещает Петра в темнице» и «Освобождение Петра из темницы», и полностью - большую центральную фреску на правой стене «Диспут Симона с Волхвом и распятие Петра». Филиппино бережно подходит к живописной традиции Мазаччо и смиряет современные ему цвет и декоративность в угоду более лаконичному и строгому первоисточнику.

На этой фреске самая крайняя фигура справа – автопортрет художника. Но нам больше интересен молодой человек в центре, под аркой, который смотрит на зрителя. Есть мнения, что здесь Филиппино изобразил друга и учителя Сандро Ботичелли. И не тот ли это портрет, про сходство с которым говорилось в заметке Национальной галереи искусств Вашингтона? Во всяком случае, наш исходный портрет относится или именно к этому периоду, или к еще более раннему, когда Филиппино называли «друг Сандро».


Филиппино Липпи. Диспут с Симоном Волхвом и распятие Петра. Фрагмент. Капелла Бранкаччи в Санта-Мария дель Кармине, Флоренция. 1481-1483.

Прекрасно себя зарекомендовав, Филиппино входит в медицейскую школу (от фамилии Медичи) - круг самых блистательных художников Флоренции, которым покровительствует Лоренцо Великолепный. Вместе с Боттичелли, Перуджино и Гирландайо они расписывают виллу Медичи в Спедалетто.

Станковые картины Липпи, к сожалению, не столь многочисленны, как фрески. Примерно в это время – в середине 80-х - он пишет заинтересовавший нас портрет, а также одну из лучших его работ - изумительную по чистоте, сдержанности и глубине картину «Явление Богородицы святому Бернару» для церкви Бадиа во Флоренции. Картина наполнена мистикой; сдержанно-напряженной цветовой гаммой, искажением пространства, вытянутыми пропорциями фигур, гротескностью пейзажа в ней подчеркнута фантасмагоричность явления Девы посреди реалий жизни монаха.


Филиппино Липпи. Явление Богородицы к Святому Бернару. 1486. Церковь Бадиа, Флоренция.

В конце 1480-х Филиппино по рекомендации Лоренцо едет в Рим, где пишет фрески в капелле Карафа в церкви Санта Мария сопра Минерва. Житие святого Фомы Аквинского для этой капеллы – еще одна этапная работа художника.


Филиппино Липпи. Роспись Капеллы Карафа, общий вид. 1489-1491. Церковь Санта Мария сопра Минерва, Рим.

Это уже зрелые работы, созданные на стыке веков, где талант и творческая манера Филиппино раскрыты во всей своей мощи.

Филиппино был одним из наиболее ярких представителей флорентийского Ренессанса. Он создал целую галерею значимых работ и умер в 1504 году во Флоренции. В знак признания его заслуг в день его похорон были закрыты все мастерские в городе...

Три версии, которые существуют в сети. Первая – совпадает с подтвержденной Национальной галереей искусств Вашингтона авторства Липпи и датировки 1483-84 года. Вторая в некоторых источниках как раз и названа «Портретом молодого человека (или философа) в красной шапочке» непонятной локации, приписывается Боттичелли и датируется 1477 годом, то есть тем самым периодом, когда работы Липпи и Боттичелли сильно путали. По мне, так она вообще больше похожа на фреску. И на Боттичелли. Что это – может быть просто гуляет в сети с того времени, когда этот портрет официально считался работы Боттичелли? Хотя портрет – явно другой… О третьей версии вообще ничего сказать нельзя, кроме того, что она тоже существует и подписывается и так и так. Такой вот «Код Липпи»