Во Франции найдена первобытная статуэтка обнаженной женщины


Французские археологи нашли на севере Франции первую за последние 50 лет палеолитическую Венеру, сообщает Agence France-Presse. Статуэтку обнаженной женщины с большой грудью и ягодицами собрали по кусочкам из обломков известняка.
 Ученые обнаружили древнюю фигуру во время летнего сезона раскопок в Амьене, на севере Франции.

Археологи ожидали найти только стандартный набор костяных и кремневых орудий, но натолкнулись на кучу известняка, многие кусочки которого несли на себе следы обработки. За один вечер ученые собрали 20 фрагментов и поняли, что перед ними — статуэтка женской фигуры высотой 12 сантиметров.

Крымские музеи подали иск в суд Амстердама с требованием вернуть золото скифов

Золото скифов
Золото скифов
29.11.2014
Четыре музея Крыма подали коллективный иск в суд Амстердама с требованием вернуть на полуостров коллекцию скифского золота, которая сейчас находится в Амстердаме. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на директора Керченского историко-культурного заповедника Татьяну Умрихину.

Прованс в редких цветах и оттенках: 15 фотографий невероятной красоты

Пейзаж Франции.

Пейзаж Франции.

Франция – одна из прекраснейших стран мира. Необыкновенная привлекательность для туристов складывается из красивейшей природы этой страны. В этом материале собраны невероятной красоты пейзажи Прованса в редких цветах и оттенках инфракрасной съемки. 

Невероятно нежный пейзаж. Прованс.

Невероятно нежный пейзаж. Прованс.

Чистые воды Прованса.

Чистые воды Прованса.

Белоснежный Прованс.

Белоснежный Прованс.

Пленительный Прованс.

Пленительный Прованс.

Все оттенки розового. Прованс.

Все оттенки розового. Прованс.

Фотограф Давид Кеочкерян сделал интересную серию инфракрасных фотографий посвященных пейзажам провинциальной Франции. Прованс - одна из красивейших исторических областей Франции, обладательница богатейшего культурного и исторического наследия, чье имя на слуху и на устах путешественников со всего мира. Это излюбленное место литературы последних десятилетий, романтиков и авантюристов, желающих проникнуться потрясающим духом прованской безмятежности. В этом по истине божественном месте так много солнца, что можно наслаждаться пешими прогулками и живописными видами круглый год.

Все оттенки золого.

Все оттенки золого.

Золотой Прованс.

Золотой Прованс.

Золото и бирюза.

Золото и бирюза.

Поле. Прованс.

Поле. Прованс.

Своей популярностью и природной роскошью область обязана неординарному географическому положению: здесь южный морской колорит встречается и переплетается с размеренностью равнинных широт и горными живописными развалами Альп. Бескрайние виноградники сменяются серебристыми холмами оливковых рощ, лавандовыми долинами, разливами желтой бушующей Роны и пастельными солончаками, тростниковыми болотами и морскими лагунами.

Прованс. Закат.

Прованс. Закат.

Лавандовые долины.

Лавандовые долины.

Оттенки красного. Прованс.

Оттенки красного. Прованс.

Сумеречный Прованс.

Сумеречный Прованс.

Прованс во всей красе.

Прованс во всей красе.
 

10 вещей, о которых мы пожалеем через 10 лет

10 вещей, о которых мы пожалеем через 10 лет
«Если бы только» — эти три слова, соединенные вместе, создают одну из самых печальных фраз в нашем языке.
В этой статье 10 вещей, которые прямиком ведут к этой фразе сожаления. Но их, к счастью, можно избежать.

1. Мы носим маску, чтобы произвести впечатление на других

Если лицо, которое вы показываете миру, всегда в маске, в один прекрасный день за ней ничего не останется. Потому что, когда вы всецело поглощены тем, как вас воспринимают другие, и кем они хотят вас видеть, вы в конечном счете забываете, кто вы на самом деле. Не бойтесь суждений окружающих: в душе вы знаете, кто вы, и знаете, что для вас лучше всего. Вы не обязаны быть совершенным, чтобы впечатлять и вдохновлять людей. Позвольте им восхищаться тем, как вы справляетесь со своими недостатками.

Лучшие любовные романы всех времен

Нет в мире женщины, которая хотя бы единожды не перелистывала страницы любовного романа. Изящество дам, благородство джентльменов и романтика отношений – это то, чего порой так не хватает в современной жизни.
Представляем список лучших экземпляров романтической прозы, над которыми не сдерживали слез многие поколения женщин.
Лучшие любовные романы всех времен

Храмовая архитектура Армении

Храмовая архитектура Армении заслуживает отдельного внимания. Армения — страна, первая принявшая христианство, как государственную религию, случилось это аж в IV веке, поэтому здесь так много очень древних церквей. Чуть ли не в каждом городке и селе есть церковь, причем очень часто датируются она IV-VIII веками.
Армянскую церковь сложно спутать с какой-либо другой, даже с соседней грузинской, не говоря и византийской или, тем более, русской. Характерная их черта — конусообразный купол.
Кафедральный собор Святого Эчмиадзина — древнейший храм Армении. По преданию, место его строительства указал святому Григорию сошедший с небес Господь (отсюда название Эчмиадзин — др.-арм. «сошел Единородный»). По данным исторических источников, храм был воздвигнут рядом с царским дворцом.
Первоначально построенный в форме базилики, собор был перестроен в V в. при князе Вагане Мамиконяне в крестово-купольный храм. В первой половине VII в., после перестроек, произведенных при Католикосах Комитасе и Нерсесе III Строителе, план собора приобрел очертания, сохраняющиеся доныне.
В VII в. в окрестностях Эчмиадзинского монастыря были построены храмы св. Рипсиме (618 г.) и св. Гаяне (630 гг.) — классические памятники достигшей своего совершенства армянской архитектуры.
В XVII в. над кафедральным собором возвели новый купол, а перед западным входом — трехъярусную колокольню. В XVIII в. над северной, восточной и южной апсидами надстроили шестиколонные ротонды, что придало собору пятикупольное венчание. В 1869 году с восточной стороны к собору была пристроена обширная ризница для хранения церковной утвари и драгоценных реликвий.
Храмовая архитектура Армении

Монастырь Ахпат. X—XIII вв. — с. Ахпат. Это действующий монастырь в одноименном селе Ахпат на севере Армении в 10 км от города Алаверди. Ахпатский монастырь — значительный памятник градостроительства средневековой Армении, отличается единством и компактностью асимметричной планировки, красивым силуэтом на гористом рельефе местности. Монастыри Ахпат и Санаин в 1996 году включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Храмовая архитектура Армении
Монастырь Кобайр. XII—XIII вв. — с. Кобер Каяран. Это средневековый армянский монастырь. Расположен близ города Туманян Лорийской области Армении.
Храмовая архитектура Армении
Монастырь и крепость Ахтала. XIII в. — с. Ахтала. Монастырь и крепость на небольшом плато в ущелье реки Депет (в настоящее время поселок городского типа Лорийской области Армении). В X в. крепость Птгаванк (Ахтала) стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов.
Храмовая архитектура Армении
Церковный комплекс Санаин. X—XII вв. -г. Алаверди (с. Санаин). памятник армянской архитектуры, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Всемирную известность приобрёл монастырский комплекс, основанный в X веке. Санаин владел обширными земельными угодьями, численность братии в X—XI вв. доходила до 300—500 человек, среди которых были ученые, деятели культуры.
Храмовая архитектура Армении
Одзунский монастырь. VI в. — с. Одзун. Находится на востоке гавара Ташир исторической провинции Гугарк. В селе сохранилась купольная базилика Одзунского монастыря, предположительно относящаяся к VI веку. Церковь расположена на центральной возвышенности села и видна почти из любой его точки.
Храмовая архитектура Армении
Церковь св. Иоанна в Ардви, XVII в.
Храмовая архитектура Армении
Гошаванк, XII—XIII вв — с. Гош. Армянский средневековый монастырский комплекс в гаваре Варажнуник исторической провинции Айрарат. Один из крупнейших культурных, образовательных и религиозных центров средневековой Армении. В источниках упоминается как семинария, университет и т. д. Здесь учились и жили видные культурные деятели Армении.
Храмовая архитектура Армении
Монастырь Мармашен, X в. — с. Ваграмаберд. Расположен в 10 км к северо-западу от города Гюмри в одноименном селе Мармашен. Построен в X—XIII веках в гаваре Ширак провинции Айрарат. Мармашенский монастырь состоит из трёх культовых сооружений. Главный храм расположен в центре подворья и является крупнейшей постройкой, он возведён из красного кирпича и представляет собой купольный зал.
Храмовая архитектура Армении
Церковь Кармравор, VII век. Храм построен священниками Григорием и Манасом. Он представляет собой небольшое строение крестообразной формы, на крыше установлен восьмиугольный барабан.
Храмовая архитектура Армении
Гаянэ, 630 г. — г. Вагаршапат (Эчмиадзин). Армянская церковь, расположенная в городе Вагаршапат Армавирской области Армении, входит в состав Эчмиадзинского монастыря. С 2000 года церковь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Храмовая архитектура Армении
Монастырь Татев, IX—XVII вв. — с. Татев. Это армянский монастырский комплекс в Сюникском марзе Армении, в 20 км от города Горис. Является частью крупного туристического комплекса, в который также входят обитель отшельников Татеви Анапат, канатная дорога «Крылья Татева», природный мост Сатани Камурдж, пещера Сатани Камурдж и много других достопримечательностей.
Храмовая архитектура Армении
Монастырь Танаат, V в. — с. Аравус. Находится в Вайоц-Дзорском марзе, на живописном горном массиве. Путь, ведущий к нему, изобилует многочисленными поворотами с резкими перепадами высот. Монастырский комплекс состоит из двух церквей, кладбища и руин древнего Гладзорского университета. Он сложен из густо-синего базальта, и поэтому его часто называют «Черный монастырь».
Храмовая архитектура Армении
Цахац кар, X—XI вв. — с. Артабуйнк.
Храмовая архитектура Армении
Церковь Зорац (XIV в.).
Храмовая архитектура Армении
Монастырь Аратес. VII век.
Храмовая архитектура Армении
Церковь Св. Карапета. Ехегис.
Храмовая архитектура Армении
Монастырь Севанаванк. XVIII век. Находится на северо-западном побережье озера Севан, провинция Гехаркуник, Армения. Комплекс строений расположен на одноимённом полуострове Севан, который ранее являлся небольшим островом.
В конце VIII века на острове Севан обосновались несколько монахов, которые построили здесь свои кельи и часовню. Благодаря выгодному положению острова их количество увеличилось, началось активное строительство монастыря. Для возведения стен в скале вокруг острова был вырублен уступ, на который уложили большие каменные блоки. Стена опоясала остров, а над ней была сооружена сторожевая башня с воротами. Далее монахи построили три церкви, кельи и хозяйственные постройки.
Храмовая архитектура Армении
Монастырь Айраванк. IX век. Находится близ села Айраванк, на западном берегу озера Севан, Гегаркуникского марза Армении.
Храмовая архитектура Армении
Гегардский монастырь, XII—XIII вв. — с. Гегард. Гега́рд (дословно — «копьё») — монастырский комплекс, уникальное архитектурное сооружение в Котайкской области, Армения. Расположен в ущелье горной реки Гохт (правая составляющая реки Азат), примерно в 40 км к юго-востоку от Еревана. Внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия.
Храмовая архитектура Армении

Монастырь Хор Вирап

 Вместо существующей ныне крепости-монастыря, здесь была царская тюрьма. «Вирап» на армянском языке - яма. Это заполненная ядовитыми змеями и насекомыми глубокая яма, куда бросали осужденных заключенных. По летописям известного армянского историка Агатангегоса здесь нес свои мучения Григор Лусаворич - основоположник принятия христянства в Армении (301 г.).
Согласно церковному преданию, Григор был заточен в темницу по приказу царя Трдата III, уличенный в том, что он исповедует христианство. Григорий провел в темнице 13 лет.
В 642 году католикос Нерсес Г. построил часовню, которая была изготовлена из белого известника. Часовня по своей объемно - пространственной комплекции напоминала храм Звартноц, впоследствии была разрушена.
Вместо нее в 1662 г. построенна ныне существующая церковь Св. Аствацацин (XVII в.) к которой с западной стороны прилегает звонница. Находящаяся в комплексе Хор Вирапа яма - тюрьма, в которой находился Г. Лусаворич имеет диаметр 4,4 м. и высоту 6м.
В монастыре Хор Вирапа располагалась духовная семинария. С территории монастыря, из-за особой близости, открывается необыкновенный вид на библейскую гору Арарат.

Церковь Катогике, XII век, Ереван.
Храмовая архитектура Армении 

Экскурсия по секретному подземному городу Гитлера

Экскурсия по секретному подземному городу Гитлера
Существует много данных свидетельствующих о том, что подземный город, который строили немцы во время Второй мировой войны под замком Ксёнж (Książ), должен был стать штаб-квартирой вождя Третьего рейха — Адольфа Гитлера. И хотя немцы пытались уничтожить следы существования этого секретного подземного города, комплекс Ризе в Совиных горах пережил войну. Огромные армированные, железобетонные залы и коридоры, где можно прокатиться даже на грузовике, теперь стали достопримечательностью, которая притягивает туда огромное число туристов. Неисследованный подземный город в Совиных горах в Польше, большая часть коридоров которого остается еще неразведанными, манит своей тайной любителей загадок истории…

Композиция – движение и время в картине

Композиция ставит перед художником сложные и каждый раз новые вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми. Однако композиция не является чем-то неподвластным анализу, лишенным определенных закономерностей.
Картине доступно многое. Не теряя своей образной специфики, она может стать эпическим повествованием и драматическим действием, лирической новеллой и возвышенной симфонией. Лучшие полотна не только отображают эпоху, современную или минувшую, с ее характерами и вкусами, взаимоотношениями и жизненным укладом – в них показано движение времени.

 З. Серебрякова «Тата и Катя». Масло. 1917 г.

Истинные художники всегда стремились и стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного, порой продолжительного периода времени. Потому что в движении, в конкретном действии выявляется глубина явлений и человеческих характеров. И портрет лишь тогда удачен, когда живописец раскрывает переживания, движение мысли, переменчивость или постоянство характера, когда мы догадываемся о происхождении, профессии, привычках изображенного и даже о его будущем.
Запечатлевая в картине движение, художник показывает время, чаще всего небольшой его отрезок. Но парадокс: если предметы и участники события по смыслу неподвижны, то уже выражено продолжительное внутреннее действие, длительное время.
Почти пять тысячелетий назад в Древнем Египте впервые в мире родился скульптурный портрет. Ваятели не сомневались в бессмертии души человека. Потому древнеегипетские изваяния при всей выразительности и портретном сходстве словно смотрят в вечность. 

 «Царица Нефертити». Египет. XIV век до н. э. 

Устремленность взгляда в неведомую даль при неподвижности фигуры и лица, отрешенного от всего земного, – трудно представить более впечатляющий символ вечности. И теперь эти скульптуры – такие же вневременные, безразличные ко всему земному, к радостям и несчастьям и к тем неимоверно далеким дням и людям, которые их создали.
По-другому относились к творчеству авторы древнеегипетских рельефов, фресок, скульптурных жанровых сценок: ярко, непосредственно и порой динамично рассказывали они о людях, важных событиях и повседневной жизни, природе, животном мире своей страны.

 «Гости». Роспись гробницы Нахт в Фивах. Египет, XV в до н. э.

Взгляните на фрагмент росписи гробницы Нахт, созданной в XV веке до нашей эры. Это живая сценка, участницы которой – элегантные женщины – держат себя весьма непринужденно. Все они показаны в момент перехода одного движения в другое или в состоянии относительной, очень краткой неподвижности. Мы знаем: одна женщина только что подняла руку с цветком лотоса и вот-вот ее опустит, другая недолго будет протягивать руку с душистым бальзамом, оставаясь в неудобной позе; наконец, и последняя через какие-то мгновения отпустит руку соседки...
 Однако мы смогли верно оценить действия персонажей, лишь поняв происходящее. Если же рассматривать изолированно, например, среднюю фигуру, то станет неясно, почему она обернулась.
 Таким образом, движение в картине воспринимается нами лишь в контексте, в связи с сюжетной ситуацией. Движение в картине – выразитель времени. Передано оно в основном графическими средствами – линиями, пятнами локального цвета, создающими плавный музыкальный ритм. Изображение плоско-стно, ни одна деталь не выходит за пределы первого плана – это так называемое фризовое построение.
  ...Человек словно на минуту возник из сумрака комнаты. Осанка достойная. Характер, несомненно, твердый, хватка деловая, хотя и склонен к поэтической созерцательности. Действительно, Ян Сикс – поэт и любитель живописи, богатый владелец красильни, торговец тканями и влиятельный государственный казначей. Придет время, и он с благосклонным выражением лица произнесет твердо и холодно: «Вы хорошо знаете, Рембрандт, что я ваш друг и большой поклонник вашего искусства. Я чрезвычайно признателен за мой портрет, но, к сожалению, уважаемый мастер, должен отказать в вашей просьбе. Я и сам материально стеснен».

Рембрандт. «Портрет Яна Сикса». Масло. 1654.

На портрете, созданном великим голландским художником, запечатлены как бы два потока времени. Один расширенный: в облике бюргера отражена вся его жизнь; не зная конкретных фактов и дат, мы догадываемся о его прошлом и можем предполагать будущее. Иное время – внешнее. 
 Сикс уходит. Но вдруг остановился, склонил голову, ненадолго задумался. Надев на левую руку перчатку, машинально продолжает тянуть ее за край... Рембрандт запечатлел паузу, прервавшую движение. Мы знаем, что было до этой паузы и что за ней последует, то есть Сикс в нашем понимании действует во времени, пусть и не в длительном; мы, разумеется, не представляем, куда именно он направится, когда, отбросив набежавшие мысли, наденет вторую перчатку, кивнет хозяину и выйдет на улицу. Однако увиденного достаточно для характеристики этого человека, включая его манеру держаться, двигаться.
Рембрандт – волшебник света. Художник выявляет им в картине главное; свет пульсирует на лицах и руках, трепещет в воздухе, приводит все в движение, скорбно растворяется в почти осязаемой мгле и вдруг ослепительно и торжественно вспыхивает. Ян Сикс словно освещен прожектором. Борьба света и тени в огромной степени усиливает динамику портрета.
Наоборот, для создания спокойных, величественных монументальных образов живописцы предпочитают не концентрическое, направленное освещение, а мягкое, рассеянное, при котором нет резких переходов света и тени. Потому в произведениях монументальной живописи редко встречаются светотеневые контрасты; ведь она решает проблемы общие, а не частные, вечные, а не преходящие.
 Рассказывая об одной из своих картин, Э. Делакруа признался: «Если бы я стал поправлять написанное, то утратил бы нечто в гармонии и движении; в картине не так важна законченность какой-нибудь руки или ноги, как передача движения... Рука должна быть столь же красноречива, как и лицо».
Картины Делакруа динамичны благодаря высокому композиционному мастерству, исключительному дару живописца. Вглядитесь в его «Охоту на львов». 
 
 Э. Делакруа. «Охота на львов». Масло. 1858.

Яростный вихрь линий, пятен, напрягшихся тел людей и животных. Что-то уже погибло, что-то гибнет, над чем-то гибель нависла... Здесь изображено «быстрое» время, когда в считанные минуты решается исход всего дела.
В «Охоте на львов» велика роль цвета. Именно ему, может быть, принадлежит ведущая роль в передаче движения. Исключительно энергичны красные, коричневые и синие, черные, желтые и зеленые цвета. Дополнительные от взаимного соседства полыхают еще ярче, теплые становятся горячими рядом с холодными. Темпераментно нанесенные краски неотделимы от формы предметов, потому что каждый мазок является цветом, светом и одновременно передает их фактуру.
Подобные качества отличают и картину Н. Рериха «Город строят». Художник признавался, что ее композицию взял с этюда большого пня, целиком заросшего опятами. Разнообразие и закономерность, с какой были разбросаны светлые пятна грибов по мшистой коре, послужили основанием для расположения белых рубах строителей и придали всей сцене впечатление древности и вместе с тем убедительности.

 
Н. Рерих. «Город строят». Масло. 1902.

 – Рерих очень тонко разрешает задачу, – рассказывал И. Остроухое.— Он как бы намечает сюжет, отвечая за общее и не показывая деталей, которых ни он, никто другой не знает. И дает большой картине трактовку эскиза. Главное – все налицо, мощно и крепко выраженное; деталей нет, они не нужны, были бы ложны и спутывали бы правдивое впечатление общего, возбуждая лишь недоверие к нему.
Тема стройки уже сама по себе подразумевает передачу в картине движения. Глядя на полотно, словно слышишь частый стук топоров, чувствуешь смолистый аромат древесины, ощущаешь дуновение свежего ветра. Идет дружная, бодрая работа. Ее темп задан интенсивным ритмом разнообразных по светлоте, звонких по цвету пятен, упругостью спирали возводимой стены с частыми башнями, повсеместным мельканием белых рубах. Но особую динамику композиции сообщают энергичные, пружинистые, крупные мазки краски, каждый из которых превращен в кусочек жизни, реальной действительности.
Каким контрастом к картине Н. Рериха выглядит полотно французского художника Пюви де Шаванна «Бедный рыбак»! 

 
Пюви де Шаванн. «Бедный рыбак». Масло. 1881.

Худой, нищенски одетый человек, безвольно сложив руки, печально склонив голову, стоит так неподвижно, что от лодки не расходится по воде даже малейшей ряби. Река, низкие безжизненные, с чахлыми желтыми цветками берега, нависшее мрачное небо – все оцепенело. Живопись сухая, сумеречная, жесткая. Следов кисти незаметно. Лиловые, бледно-зеленые, бледно-серые краски. Полное уныние, беспросветное, бесцветное, бесконечное... Не вносят оживления две фигурки на берегу, словно застывшие в своих движениях.
А рыбак все стоит. Все ждет. Верша пуста, и надежд на улов никаких. Почти ощутим ход времени, и здесь оно медленное, тихое.

Итак, если в одних картинах время показано через движения с их видимыми признаками – позами, жестами, ракурсами, а также с помощью светотени, цвета, техники письма, то в других оно выражено внешней засты-лостью. Конечно, если это оправдано смыслом. Ведь нередко мы встречаем картины, представляющие персонажей, остолбеневших перед жареным поросенком или кружкой пива, окаменевших с папиросой или кистью в руке, с философским видом созерцающих пустую комнату или канарейку.
На иных выставках можно видеть портреты, в которых претенциозные монументальные позы, глубокомысленные взгляды, псевдомногозначительные выражения лиц в еще большей степени выдают пустую сущность героев именно благодаря их неподвижности. А почему бы не запечатлеть крышу соседнего дома (и такие полотна встречаются), приглашая зрителей созерцать ее и ощущать ход времени?
В картине изображение времени оправдано лишь ее содержанием, замыслом художника, подсказанным жизнью. Например, у А. Рябушкина есть картина «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891). Художник замечательно передал атмосферу напряженного ожидания, и мы, зрители, тоже проникаемся этим чувством, невольно начиная торопить время. Тема ожидания вообще созвучна образу времени. Вспомните полотна В. Верещагина «Не замай – дай подойти» (1887–1895) и «Двери Тимура» (1871–1872), Н. Рериха «Вечное ожидание» (1917), Вл. Серова «Ждут сигнала» (1957), А. и С. Ткачевых «Между боями» (1960). Их успех обусловлен, разумеется, не только содержанием, но и удачной композицией, мастерством исполнения.
Картина венгерского художника И. Чока «Сироты» внешне нединамична. Основной носитель времени в ней – действие внутреннее. 

 
И. Чок. «Сироты». Фрагмент. Масло. 1891.

Неподвижны фигуры обеих девушек. Грустны их мысли. Все впереди однообразно, безрадостно. Прошел день, наступил вечер. Почему же мы почти осязаем, как движется время? Благодаря освещению. От лампы идет теплый свет, из окна льется холодный. Они как бы единоборствуют. Пока яркость того и другого одинакова. Но, мы знаем, еще недавно свет за окном был сильнее, а совсем скоро станет темно-синим и погаснет; останутся лишь колеблющиеся лучи желтого. Равновесие нарушится, потому что время движется. А девушки по-прежнему неподвижны... Таким образом, в картине время показано в основном двумя способами: статичностью фигур и вещей и движением (логика нам говорит об этом) света и цвета. Оба потока времени взаимодействуют, дополняют и усиливают друг друга.
 Иначе изображено время в картине В. Маковского «Объяснение». О том, что ее герои объясняются уже давно, свидетельствуют позы и выражения лиц. Разговор возник не вдруг, когда чувства прорываются помимо воли. Он назревал постепенно. В нем нет страстных речей, пылких взглядов – разговор идет долгий, может быть, трудный. 

 
В. Маковский. «Объяснение». Масло. 1889–1891.

За внешней статичностью угадывается внутреннее напряжение, сосредоточенность. Обоих мы замечаем сразу: молодой человек выделяется на темном фоне, дама – на светлом. И вся композиция построена на контрастах, усиливающих ощущение скрытого драматизма.
 Рассматривая полотно, мы переводим взгляд в глубину просторной, залитой светом соседней комнаты и на отражение в зеркале, пытаясь обнаружить где-либо еще признаки присутствия человека. Потом мысленно возвращаемся назад, смотрим на висящую картину, на белый кафель печи, замечаем темный рояль, у которого и происходит объяснение. Мужчина, разглядывая мизинец, что-то вполголоса говорит, женщина, положив левую руку на клавиши, потупилась, слушает.
 Итак, время в картине «Объяснение» изображено в контексте происходящего, то есть в связи с рассказом, картинным изложением сюжета, и определяется прежде всего статичными позами, замедленными движениями, сдержанной мимикой, рассеянным освещением просторного интерьера, ясным ритмом светлых и темных пятен, вертикальных и горизонтальных линий.
 Но вот другая картина. Здесь тоже двое героев. Только чувства их ясные, сильные, радостные. «Все выше» – назвала С. Рянги-на свое полотно, созданное по этюдам, которые она написала на Сурамском перевале. 

 
С. Рянгина. «Всё выше». Масло. 1934.

Картина воспевает красоту молодости, вдохновение труда. Замечательно передано движение вверх, порыв. Диагональное направление из глубины уже само по себе обладает динамикой, а здесь она умножается энергией, с какой поднимаются молодые, сильные электромонтажники, устремленностью взгляда девушки, идущими вверх металлическими конструкциями.
Ощущение подъема усиливается игрой светотени на лицах, руках, одежде, на горных склонах и гонимых ветром облаках, водоворотом линий и пятен, контрастом синих и розовых красок, бегом железнодорожного состава, ритмом опор высоковольтной электропередачи.
Картина С. Рянгиной из тех, название которых зритель угадывает еще издали. Неудержимое движение вверх показано с предельной ясностью, знаменуя дух созидательной эпохи и одновременно изображая время, являясь его признаком-носителем.
В те же годы С. Малютин создал одну из своих последних работ – «Партизан». Это обобщенный образ человека волевого, решительного, смелого. 

 
C. Малютин. «Партизан». Масло. 1936.

В картине соединены и противопоставлены внешнее и внутреннее движения, первое усиливает второе. Партизан едет в санях, оставляющих на дороге следы полозьев, причем ощущение движения усиливается темной диагональю реки и тем настороженным вниманием, с каким он смотрит вперед. Партизан неподвижен, но только внешне: мы угадываем движение его мыслей и чувств, готовность мгновенно вскинуть винтовку и стрелять по врагам. Тема тревоги усилена и выкад-ровкой изображения: герой картины как бы стиснут ее рамой. Конечно, внутреннего действия мы не видим, но догадываемся о нем по множеству признаков (сосредоточенность, суровость, целеустремленность и так далее); эти признаки делят время на прошлое и будущее.
 Ради выражения глубокого смысла, сильных и благородных чувств время в картине может быть передано посредством самых неожиданных решений. Такова картина В. Попкова «Шинель отца». Художник изобразил себя примеряющим отцовскую шинель. И вот нахлынули воспоминания, как бы возникла внутренняя связь с погибшим. 

 
В. Попков. «Шинель отца». Масло. 1972.

Картина выходит за рамки сугубо личного, утверждая духовное родство поколений, величие подвига павших, преемственность героических традиций. Здесь и символика: рисуемые воображением, проходят тени вдов, скорбящих по мужьям. При внешней статичности изображения В. Попков раскрыл широкий поток времени; мы переживаем вместе с ним, мысленно переносясь в тяжелые военные годы.
Сложно и многопланово показал ход времени А. Левитин в картине «Вечер в саянских «Черемушках». 

 
А. Левитин. «Вечер в саянских „Черемушках“». Масло. 1979.

Тают синие сумерки, ярко вспыхивают окна. Юноши с гитарой переговариваются с девушками, стоящими на балконе, у одного из подъездов толпа окружила новобрачных, у другого остановился «рафик», из него выходит врач; на скамейке сидят влюбленные, женщина вешает белье, новоселы несут кровать и матрац, за домом еще работает подъемный кран... Можно и дальше рассматривать картину, находя в ней новые интересные подробности. Но прежде всего бросается в глаза ярко освещенная коляска со спящим ребенком.
Время в картине изображено многопланово. Это и конкретное время – вечернее состояние, когда быстро сгущается сумрак и то здесь, то там зажигаются огни; это и движение, выраженное действиями множества людей; это тема строительства – дома только что возведены, обживаются, и живут в них творцы Саяно-Шушенской ГЭС, а строительство – всегда динамика, развитие. Наконец, это взгляд в будущее, светлое будущее, символ которого – спящий в коляске ребенок.
Картина А. Левитина позволяет коснуться еще одной формы раскрытия времени художественными средствами. Речь идет о создании композиции, рассчитанной на длительное восприятие. В такой композиции зритель замечает все новые и новые подробности, словно путешествуя во времени. Но об этом – отдельный разговор, так же как об изображении времени в пейзаже и натюрморте.

http://www.chernorukov.ru