Алмазный фонд России. Исторические сокровища



3279085_14286043942580874405 (542x700, 210Kb)
БРОШЬ с изумрудом. Изумруд 36 каратов, бриллианты, золото
4,5 х 3,6 см
Вторая половина XVIII века. Мастер Егер
В центре украшения большой овальный изумруд с резным профильным изображением Екатерины II.
Резьба по камню выполнена Егером — профессором петербургской Академии художеств. Вокруг медальона — лента из бриллиантов, подчёркивающая глубину и насыщенность природной окраски изумруда.
Массивная гладкая золотая оправа с фестонами выполнена в конце XIX — начале XX века.
 Орден Золотого Руна
Один из древнейших и почетнейших орденов мира. Кавалерами ордена могли становиться только представители древнейших дворянских родов.
Орден изготовлен в середине XIX века из светлого золота и бриллиантов, он подвешен к массивной застежке из очень редких бразильских обожженных топазов.
Знаком Ордена является изображение похищенного аргонавтами в Колхиде золотого руна, висящего на цепи из 28 звеньев.
Рыцарский орден, учрежденный Филиппом III Добрым, герцогом Бургундским, в 1430 году, в день своей свадьбы с принцессой Изабеллой Португальской.
Династический орден, одна из самых древних и почётных наград Европы. Статут ордена существует по сей день в двух ветвях (испанской и австрийской) и награждать испанской ветвью имеет право король Испании Хуан Карлос I, а австрийской — старший сын Отто фон Габсбурга.
Почему Филипп выбрал мифологическое овечье руно в качестве символа ордена, неизвестно. Согласно некоторым версиям, как знак богатства, принесённого торговлей шерстью во Фландрии, или путешествие аргонавтов на восток воспринималось как параллель крестовому походу против турок (то есть новый поход аргонавтов), в который мечтал отправиться Филипп, и т. д.
Согласно другой версии, орден был назван по мотивам семейной легенды: один из предков Филиппа когда-то повторил путь аргонавта Ясона, попал в плен в Колхиде (Мингрелии), а затем бежал.
Кроме того, следует учитывать трактовку образ золотого руна с точки зрения символики: «овца является олицетворением невинности, а золото трактуется как образ высшей духовности, поход аргонавтов за золотым руном понимается как обретение величия духа посредством очищения души». 
 Кукольная шляпка Пандоры
Миниатюрная ажурная, кукольная шляпка изготовлена в 1770-х годах. Перья шляпки выложены бриллиантами и изумрудами. Лавровая ветка выполнена из бриллиантов и золота, местами покрытыго зеленой эмалью.
Цветовая роскошь подчеркивается великолепным алмазом-бриолетом на фоне ветви. Пышный бант оправлен изумрудом. Размер изделия 8 х 6,5 х 4 см. 
Эта шляпка - миниатюрный образец дамской моды 1770 годов. Поскольку журналы мод появились в России только в конце XVIII века, до этого придворные модницы для выбора нарядов использовали разодетых кукол, которых стали называть «пандорами» (разорительницами).

В древнегреческой мифологии существует предание о том, как боги создали красавицу Пандору, чтобы отомстить разгневавшим их людям. Гефест слепил её из лучшей глины, а Афина одела в роскошное серебряное платье и увенчала золотым венцом.
По замыслу Зевса, красавица должна была принести людям несчастье, соблазны и разорение. Так оно и случилось. Бальные одеяния XVIII века порой стоили целого состояния. Кукла Пандора несла соблазн светским модницам, а их отцам и мужьям - разорение.
 Брошь- фермуар
Броши-фермуары: Серебро, бриллианты, шпинель,4,5х4,5 см
Вторая половина 18 века.
 Бриллианты, серебро 8 х 6,5 см Середина XVIII века. Мастер И. Позье (?) Бриллиантовые шпильки в виде бантов с крупным камнем в центре, выделенным мелкой бриллиантовой обнизью, интересны по замыслу и его художественному воплощению. Главный акцент ювелир делает на камнях, не украшающих, а составляющих сущность предмета, всеми силами стараясь усилить их блеск и игру. Одна из шпилек – более сложного рисунка, где каждый крупный бриллиант, рельефно выделенный ювелиром, композиционно организует вещь. Причудливые изгибы узких бриллиантовых лент другой шпильки придают изделию особую воздушность и невесомость.
БРОШЬ «Цейлонский сапфир»
Бриллианты, Цейлонский сапфир. Сер. 19 в.260 карат, исключительной чистоты и яркости камень.
«Цейлонский сапфир» в 1862 году приобрел Александр II на Всемирной выставке в Лондоне в качестве подарка супруге – императрице Марии Александровне.

 БРОШЬ И ШПИЛЬКА
Мастер И.Позье.Бриллианты, рубины, золото 4,9 х 4 см 1760-е годы Небольшие бриллиантовые банты с вкраплёнными в них рубинами могли использоваться как броши-фермуары, головные шпильки и пряжки.
Образованные четырьмя слегка выпуклыми петлеобразными лепестками, они скреплены в центре крупным рубином, приподнятым в высоком касте. В каждый лепесток ювелир-художник вписывает рубиновую ягодку в бриллиантовом ореоле, словно покачивающуюся на бриллиантовом стебельке.
Рубины невысокого качества, но поставлены на фольгу разного тона, усиливающую или приглушающую природный цвет камня. Это создаёт исключительный колористический эффект.
Оправа камней включается в композицию и выполняет связующую роль рисунка. Набегая на камень, она образует чуть удлинённые листочки, выросшие вокруг рубиновых капелек.
Шпильки.
Серебро, бриллианты.4,5 х 3,8 см. Вторая половина 18 века
Мастер Л. Дюваль
Булавки для галстука.
Бриллианты, золото, серебро, эмаль 1,5 х 1,9 см; 1,8 х 2,6 см
Конец XVIII — начало XIX века
Примеры мужских драгоценных украшений – бриллиантовые булавки для галстука – были переделаны из колец, вероятно, в 20-х годах XIX века.
Эти изделия украшают два редчайших камня: ярко-розовый, приятного мягкого тона овальный индийский бриллиант (3,36 карата) и ромбовидный интенсивно голубой бриллиант (7,6 карата), напоминающий по цвету цейлонский сапфир.
Очень разные по характеру и по рисунку оправы повторяют форму центральных камней, которые масштабно выделены обрамлением из роз. Оформление камней решено с большим тактом: розовый окружён двумя рядами бриллиантовой обнизи, у голубого — оправа более сложная, ажурного рисунка.
 Золото, серебро, шпинель, бриллианты, розы
 Брошь в виде банта. Середина 18 века. Бриллианты. Вес 155 г
Пчелки: Бриллианты, золото, серебро, эмаль 6,25 х 4 см 1750-е годы. Диадема-бандо, букет и серьги составляют парюру. Серьги, выполненные в виде пышных веток с бриллиантовыми розами, решены мастером в колористической гамме букета. Бриллиантовые пчёлы с розовато-золотистым отливом, едва касающиеся цветов, вносят в них элемент своеобразия, соответствующего веку маскарадов и балов.
 Золотой бриллиантовый эполет носили на правом плече для поддержки ленты ордена св. Андрея Первозванного.
Два ряда крупных бриллиантов неожиданно образуют лёгкую перевязь в виде мягко изогнутого банта, имитирующего складки ткани.
Бант, стянутый в центре крупным бриллиантом, как бы стекает естественно лежащими четырьмя узкими бриллиантовыми лентами в подвижно закреплённые бриллиантовые подвески.
Сочетание эполета, отливающего радужным блеском бриллиантового потока в золотой оправе, с парадным, расшитым золотом мундиром создавало исключительный эффект.
Жемчужный поясок, подвеска и броши-фермуары. Украшения из жемчужного набора в 15 предметов.  
Бриллианты, золото, перламутр. Вторая половина XVIII века.
Во второй половине XVIII века в ювелирных изделиях особенно любили сочетание переливчатого мерцания жемчуга и перламутра со сверканием бриллиантов. Выполненные во вкусе времени подвеска и броши-фермуары входили в набор украшений, состоящий из 15 предметов.
Шпильки: Бриллианты, золото, серебро Длина 20,5 см Конец XVIII века Бриллиантовые шпильки, по-видимому, украшали летнюю шляпу.
Закреплённые на длинных золотых стержнях, они сверкали над морем кружев, лент и цветов.
В самой форме ажурных бобинок, в лёгком винтообразном движении бриллиантовых полосочек, схваченных сверху и снизу округлыми наконечниками, чувствуется безукоризненный вкус ювелира.
Бриллиантовая диадема «Русская красавица», украшенная 25 крупными каплевидными жемчужинами, воссозданная мастерами Гохрана по аналогии с украшением, заказанным в 1841 г. Николаем I для императрицы в форме традиционного русского головного убора кокошник.
Диадема «Русская красавица» (1987) исполнена по мотивам кокошников — старинных головных уборов русских женщин. Платина, 1000 бриллиантов, 25 жемчужин понадобилось художникам, ювелирам Гохрана — В. В. Николаеву, В. Г. Ситникову, Г. Ф Алексахину, чтобы создать это произведение искусства.
Турмалин
Этот камень своеобразный символ дружбы между Россией и Швецией, принятый в подарок императрицей Екатериной II от Густава III — монарха Швеции, во время его визита в Петербург в 1777 году, незадолго, перед началом русско-шведской войны.
Камень на протяжении долгих лет считался не турмалином, а рубином. Это розовато-малиновый камень размером с куриное яйцо и весом в 255,75 карат. 
Бант-склаваж ( небольшое ожерелье)
Такие украшения носились на широкой кружевной ленте или бархотке. Данный склаваж представляет собой пышный бант, каркас которого выполненный из золота и серебра, который практически не виден, так как он полностью выложен бриллиантами и шпинелью.
Шпинели, это группа минералов, к которой относятся александрит и хризоберилл. Уникальность данного изделия состоит в том, что благодаря волнистой линии и округлой огранки бриллиантов довольно массивный склаваж выглядит ажурным и легким, а не каменным.
Камни составляющие бант, имеют от природы светлые оттенки, но положенные мастером на фольгу, приобрели ярко-красный, сочный и насыщенный цвет. Изделие подписано «Пфистерер.10 Апр.1764″, к сожалению более подробных сведений о ювелире нет, известно лищь то, что он работал в Санкт-Перербурге.
Им также изготовлены серьги в виде банта, которые вместе со склаважем составляют гарнитур. Изделие имеет размер 11,5 х 11 см
Серьги в виде банта
 Гарнитур: Бант-склаваж и серьги - банты  
БУКЕТ НАРЦИССОВ
Бриллианты, золото, серебро, эмаль 18,8 х 8,5 см Вторая половина XVIII века Букет нарциссов — украшение для корсажа дамского платья, пожалуй, одно из наиболее интересных ювелирных изделий подобного рода.
Плавно изогнутые, объединённые общим силуэтом изображения нарциссов композиционно согласованны и уравновешенны. Лепестки цветов, выложенные мелкими бриллиантами, искрятся светом.
Высоко приподнятые жёлтые бриллиантовые сердцевины излучают золотистое сияние, мягкими бликами скользящее по лепесткам. А слегка склонённые эмалевые листочки на золотом стебле своей изумрудной зеленью оттеняют нежную гамму мастерски подобранного камня.
 Брошь с изумрудом.
Изумруд 136, 25 карата, бриллианты, золото, серебро 6,5 х 6,3 см Вторая четверть XIX века. Огромный квадратный изумруд, найденный в XVI или XVII веке в далёкой Колумбии, – один из семи исторических камней Алмазного фонда России.
По мнению академика А. Ферсмана, камень является единственным в своём роде: при больших размерах он абсолютно чист и прозрачен. Его глубокий цвет приятно успокаивает глаз.
Бриллиантовая оправа из виноградных листьев и крупных солитеров извилистым контуром смягчает геометричность формы изумрудной таблицы и создаёт нарядную сверкающую рамку для камня.
Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730—1731 г. мастер Готлиб Вильгельм Данкель.
Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин.
Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов.
 МЕДАЛЬОН С ИЗУМРУДОМ
 Золото,серебро, изумруд в 250 карат, бриллианты.Середина XIX века
 Бриллианты, золото, серебро, эмаль 15 х 6 см 1750-е годы. Асимметричная композиция в стиле рококонебольшого бриллиантового букета для украшения корсажа дамского платья составлена из листьев и стеблей разнообразных форм.
В красочной цветовой гамме слились мерцающая зелень эмалевой листвы, пепельно-розовые бриллиантовые бутоны, отливающие лимонно-жёлтым блеском декоративные цветы, сверкающий красноватыми отблесками бриллиантовый пурпур розы.
Тёплые краски камня, поставленного на фольгу, создают впечатление едва уловимого движения букета.
 Большой букет
Размер изделия не так уж велик — 16 Х 21 см. Выполнен из золота и серебра, бразильских бриллиантов общим весом в 140 карат и колумбийских изумрудов — весом в 50 карат.
В ажурную оправу бутона вставлен 15-каратный нежно-фиолетовый бриллиант чистой воды. Букет поражает разнообразием цветовых нюансов и естественностью композиции, говорящем о высочайшем искусстве неизвестного ювелира.
 Большой и малый букет - украшения к платью
"Вот знаменитый большой букет с изумрудными листьями и бриллиантовыми цветами. Он сделан французским ювелиром школы Дюваля примерно не позднее 1760 года.
Букет состоит из небольших изумрудов Колумбии, довольно грубой неправильной ступенчатой огранки, его бриллианты не индийские, а бразильские.
Камни поставлены, однако, на цветной фольге или на туше. Только один бриллиант, в виде обрезка, поражает своим качеством.
Это плоский камень нежно-фиолетового оттенка, единственный самоцвет из всего букета, вставленный в ажур. Все остальные камни сравнительно малоценные, стального оттенка, нередко с надцветом или просто желтоватые дешевые бриллианты, а между тем по своей совокупности этот букет представляет одно из замечательных в мире ювелирных изделий XVIII в.
Не только среди русских ювелирных богатств, но и мировых сокровищ он занимает первое место по сочетанию красок, легкости и вместе с тем условности рисунка, дивной ювелирной работы и богатству тонов камня.
Тонкие листья и стебли из золота выстланы таблицами изумруда, образующими сплошные зеленые нити.
Сами цветы сделаны из бриллиантов, закрепленных на фольге в чистом серебре. Все части букета подвижны, они качаются и сверкают при малейшем движении, играя пестрыми тонами дивных оттенков».
  А.Е.Ферсман.
 Портбукет. 
Бриллианты, золото, серебро, эмаль13,5 х 8 см. Около 1770 года
Портбукет прикреплялся к корсажу при помощи широкой шпильки.
Полый изнутри, он служил миниатюрной вазочкой для живых цветов.
 Брошь "Жук скарабей"
 
ЭГРЕТ «ФОНТАН» И СЕРЬГИ «КАСКАДЫ»
Бриллианты, сапфиры, золото, серебро 7,5 х 7,5 см (эгрет)
9,5 х 3,8 см (серьги) 1750-е годы
Специальное приспособление,выполненное в виде падающей струи фонтана, закреплявшее страусинные перья, украшавшие прически и шляпки дам в 18 веке.
Мастер неизвестен, изготовление украшения датируется примерно 1755-1760 годами. Выложенные россыпью бриллианты плавно изгибаясь, ниспадают вниз, заканчиваясь крупными сапфирами, которые имеют особую огранку «бриолет», в переводе с французского — «капля». Размер изделия 7,5 х 7,5 см
 "В парюре с эгретом  находятся серьги в виде блестящего бриллиантового каскада с тяжёлыми, свободно висящими каплями сапфировых панделоков.
Камни, подобранные ювелиром с удивительным пониманием их роли в художественном облике вещи, переливаясь тончайшими цветовыми нюансами, придают серьгам редкую изысканность.
Орден Святого Александра Невского - государственная награда Российской империи с 1725 до 1917 года.
Орден святого Александра Невского был задуман Петром I для награждения за военные заслуги.
Учреждён орден Екатериной I после смерти Петра, и стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.
Орден стал использоваться Екатериной и для поощрения гражданских лиц. Впервые кавалерами ордена стали 18 человек в день свадьбы дочери Екатерины и Петра I, царевны Анны и герцога Шлезвиг-Гольштейн-Готторпского Карла-Фридриха
Орден состоял из знака-креста с двуглавыми орлами между концов креста и серебряной звезды. Во время Отечественной войны 1812–1814 гг. 14 орденов были выданы с бриллиантами.
В советское время, после реабилитации русского патриотизма в годы советско-германской войны, орден был "восстановлен" в 1942 г. как военная награда командиров красной армии с названием орден Александра Невского – на фоне красной пентаграммы и без упоминания слова "святой".
 ЧУБУК
ХРИЗОЛИТ вес 192,6 карата
Оливково-зелёный камень, прозрачный, как капля родниковой воды. Был найден на вулканическом острове Зебергет в Красном море.
По величине и чистоте воды этот хризолит не имеет равных. Входит в число семи исторических камней, хранящихся в Алмазном фонде России
Стрекоза
 
 ШАПКА МОНОМАХА
Всемирно известен древний царский венец — шапка Мономаха. Ею венчались на царство все русские цари в XVI–XVII веках.
Очень давно о ней сложили легенду, будто в XII веке византийский император Константин прислал её и другие регалии на золотом блюде киевскому великому князю Владимиру Мономаху, от которого через много поколений этот венец перешёл к московским царям.
Легенда рассказывает, что митрополит Эфесский Неофит передал Владимиру Мономаху ещё и оплечья, или бармы — драгоценные медальоны, которые нашивались на круглый воротник, животворящий крест, цепь из аравийского золота и чашу римского папы Августа.

Правда, потом историки, сопоставив их годы жизни и правления, решительно опровергли эту легенду. Император Константин умер в 1055 году, а Владимир Мономах стал великим князем в 1113 году — через 58 лет после смерти византийского правителя.
Мнения учёных о происхождении царского венца различны. Одни историки считают, что она была сделана в Византии, другие относят её к восточному (арабскому или арабо-египетскому) искусству, третьи утверждают, что это произведение бухарской работы.
Происхождение царского венца, как и история его появления в царской казне, до сих пор не выяснены и ещё ждут новых исследований.

Сейчас документально установлено, что впервые шапкой Мономаха был в 1498 году венчан на царство внук Ивана III — Дмитрий. Царь Иван III был крупным государственным деятелем, потому в столь трудное для страны время решил подчеркнуть создание твёрдой централизованной власти и возросшую мощь страны особой торжественной церемонией — венчанием на престол.
Для этой церемонии 4 февраля 1498 года и был использован Мономахов венец. В этот день Иван III в сопровождении бояр ввёл своего 15-летнего внука в храм Успения Пресвятой Богородицы, где их встречало русское духовенство.
Для придания большей торжественности венчанию внука Иван III пригласил некоторых иерархов Русской православной церкви: митрополита Симона, архиепископа Ростовского, а также епископов суздальского, рязанского, терского, коломенского и сарского.

Два архиепископа поднесли митрополиту великокняжеские регалии — бармы и венец, а митрополит передал их великому князю, который и возложил шапку Мономаха на голову Дмитрия.
Через 50 лет ею венчался на царство юный Иван IV, который окончательно утвердил за русскими государями царский титул.
ШАПКА АЛМАЗНАЯ
Золото, серебро, драгоценные камни 1682 — 1687г 
Митра Московского патриарха
 Шапка Алтабасная (Сибирская). 1684. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу
Астраханская шапка 
 Митра
 Император Николай II

Комментариев нет:

Отправить комментарий