Клады Смутного времени

Смутным временем называют примерно 20 лет в истории России после 1598 года. Считается, что оно началось со смертью царя Федора Иоанновича, сына Иоанна IV Грозного, и завершилось в первые годы царствования Михаила Романова.

Крестьянское восстание Ивана Болотникова, война со шведами и поляками, постоянные грабежи со стороны любых вооруженных отрядов – все это приводило к тому, что люди старались надежно прятать свое добро. Смутное время считается эпохой кладов – от совсем небольших до поражающих воображение. Сокровища эти до сих пор не обнаружены, хоть и существуют в устных преданиях и письменных свидетельствах очевидцев.
  
А кто-то находит…
Эрнст Лисснер. «Изгнание поляков из Кремля». 1907 год
Интерес к спрятанным богатствам подогревают регулярные находки сравнительно небогатых кладов, которые относятся к той далекой эпохе.
К примеру, перед Первой мировой войной в Москве при строительстве дома на Солянке обнаружили большой глиняный горшок с копейками времен Бориса Годунова: около девяти тысяч серебряных кружочков!
В 1957 году в Боровске нашли мешок с серебряными монетами, выпущенными при четырех российских царях: Иоанне IV Грозном, Федоре Иоанновиче, Борисе Годунове и Василии Шуйском. Клад был спрятан на территории Свято-Пафнутьева монастыря, где в то время многие мирные жители прятались от грабежей.
В Московском Кремле в 1969 году из фундамента треснувшей старинной колонны извлекли печной изразец в виде прямоугольной коробки без верхней крышки, в которой хранились 1237 монет на не слишком большую сумму 12 рублей 12 алтын 2 деньги. Но для сотрудников отдела нумизматики Государственного исторического музея находка оказалась необыкновенно ценной.
А в 2009 году в ходе реставрации здания московского Государственного театра наций рабочие нашли перстень и три золотые монеты, также относящиеся к Смутному времени: именно в 1610 году, во время войны с поляками, из-за недостатка серебра впервые было принято решение чеканить русские монеты из золота. За одну такую монету можно было купить 12 пудов ржи. Если бы не ее историческая ценность, вполне сравнимый с нынешней стоимостью зерна курс.
Золотая казна Лжедмитрия II
Марина Мнишек и Лжедмитрий I – главные «ньюсмейкеры» Смутного времени
Список находок легко можно продолжить. Но главными сокровищами Смутного времени считаются совсем другие клады. Их общая стоимость, по подсчетам исследователей (конечно, довольно приблизительным), сейчас может доходить до нескольких миллиардов долларов.
В 1610 году от стен Москвы бежал «Тушинский вор» – самозванец Лжедмитрий II, в распоряжении которого была казна с огромной по тем временам суммой – 300 тысяч рублей в золотых монетах, доставшихся частично от поляков, частично от регулярных грабежей и подношений признавших его городов (Псков, Суздаль, Углич, Ярославль и др.). Самозванец оказался в Калуге, где во время охоты его убили бывшие соратники. Правда, казны в его лагере не обнаружили. Куда можно было истратить такие деньги за один год? Член боярской думы того времени получал в год от 100 до 120 рублей, стрельцы – от четырех до семи. И каждый мог жить на широкую ногу. Но 300 тысяч?
Неудивительно, что в народе заговорили: деньги где-то закопаны. Вот только где? В Тушине, Калуге, где-то на пути между ними? Или казну успели переправить в Воронеж, который самозванец планировал сделать новой столицей?
Судя по форумам кладоискателей, большинство из них считают, что золото Лжедмитрия II спрятано все-таки в районе бывшего селения Тушина. Однако регулярные прогулки с металлоискателями пока так и не помогли напасть на след пропавшей казны.
Сокровища короля Сигизмунда III
Еще один ненайденный клад Смутного времени – почти наверняка самый ценный. В 1611 году правившие после Василия Шуйского бояре призвали на русский трон Владислава, сына польского короля Сигизмунда III, и впустили польское войско в Москву. Интервенты, войдя в город, разграбили царское имущество, соборы и церкви. Добыча была огромной. В том же году ее на 923 подводах отправили из Москвы в сторону Можайска, где находился лагерь Сигизмунда III, чтобы оттуда перевезти в Польшу.
Однако до Польши сокровища так и не доехали. По легенде, опасаясь нападения русских ополченцев, поляки решили закопать награбленное возле Смоленской дороги. Запись примет, по которым можно найти нужное место, была сделана для Сигизмунда III на медной доске на польском и латинском языках. Уже с конца XVII века кладоискатели пытались найти московские сокровища по этой записи, тайно скопированной и переведенной на русский язык. Приметы закопанного клада довольно четкие: в 650 метрах от погоста Николая Чудотворца, который стоит на реке Хворостянка. В окрестностях погоста есть насыпной вал, суходольный луг, «колодезь» с родником и камни-валуны.
Но указанные приметы слишком общие и подходят для многих мест. Сама Смоленская дорога неоднократно меняла свое расположения, а Никольских погостов возле нее не один десяток.
Трудно предположить, что сокровища с 923 подвод скрыты в одной яме – скорее всего, таких схронов было не менее десяти. Хотя не исключено также, что клад был спрятан в небольшом естественном подземелье.
Исследователи полагают, что искать драгоценную пропажу надо или около современного Можайска, или в окрестностях Апрелевки, в Московской области, где в то время располагался монастырь Николая Чудотворца, а недалеко был похожий погост.
Любопытно, что поиски возле деревни Соколово, близ которой находился старинный погост Николая Чудотворна, привели к находке совсем другого клада – котла с медными монетами XVIII века, имеющими большую историческую ценность.
Клад Марины Мнишек
Клад монет, найденный в январе 1969 года у Спасских ворот
Марина Мнишек, дочь польского воеводы Юрия (Ежи) Мнишека, поочередно была супругой обоих царственных самозванцев. В 1606 году ее короновали как русскую царицу под именем Мария Юрьевна. Правда, царствовала она всего одну неделю – до смерти Лжедмитрия I и прихода к власти Василия Шуйского.
Также Мнишек известна тем, что впервые привезла в Россию вилку, которой пользовалась на своем свадебном пиру в Кремле, – и этим поступком буквально шокировала русское боярство и духовенство. Противники Лжедмитрия тут же сделали вывод: раз царь с царицей едят не руками, а какой-то рогатиной, значит, они связаны с дьяволом.
После гибели первого, а затем и второго мужей покровителем польки стал донской атаман Иван Заруцкий. До июня 1612 года любовники находились в Коломне, перед отъездом из которой казаки Заруцкого разграбили город и устроили массовые поджоги. Награбленного было так много, что увезти все с собой не представлялось возможным. Поэтому, по некоторым сведениям, Заруцкий и Марина приняли решение спрятать богатство в 25 верстах от Коломны возле хутора Богородского. Сокровища были свалены в яму, накрыты створами кованых ворот, снятых с Пятницкой башни, а затем засыпаны землей. Туда же, скорее всего, поместили драгоценности Марины (по письменным свидетельствам современников, только в день свадьбы с первым самозванцем ей подарили огромный драгоценный камень и шкатулку с поистине царскими украшениями, о судьбе которых больше ничего не известно).
По преданию, Марина наложила на это место страшное заклятие, и каждый, кто пытался найти клад, начинал чувствовать непреодолимый страх и спешил уйти прочь из-за боязни лишиться рассудка.
После побед русского ополчения любовников поймали – и Марину Мнишек заточили в Круглой (Маринкиной) башне Коломенского кремля, где она примерно через год скончалась.
Как ни странно, Маринкину башню в народе тоже считают вероятным местом захоронения клада. Хотя не очень понятно, как при заточении туда польской авантюристке удалось бы пронести с собой деньги и драгоценности – да еще в огромном количестве.
Тем не менее, каждый год в Коломне появляются все новые кладоискатели, исследующие Круглую башню и окружающие ее стены местного кремля. Хотя не исключено, что их привлекает не только сам клад, но и возможность испытать острые ощущения: проверить, как именно действует заклятие Марины Мнишек.
Небольшое послесловие
Напомним, что по российским законам найденный клад полагается делить пополам между нашедшим и собственником земли или помещения, где было обнаружено сокровище (в нашей стране в большинстве случаев таким собственником является государство). Причем речь идет только о спрятанных материальных ценностях. Если же клад относится к памятникам истории или культуры, то хозяин земли и кладоискатель на двоих получают половину стоимости клада в денежном выражении – и делят его пополам между собой.
И еще один пункт. Кладоискатель, который занимался поисками без разрешения владельца земли или дома, не получает ничего. Так что, выезжая с секретной картой и металлоискателем на природу, не забудьте заранее спросить разрешения у администрации, ведающей данным участком леса или оврага. Потому что иначе любую ценную находку могут просто отобрать на совершенно законных основаниях.
Платон ВИКТОРОВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий