Портреты Дарта Вейдера, Гомера, Бэтмена и других, если бы их рисовали великие классики



Пародии на классические полотна.
Дэвид Бартон вовсе не художник, по роду своей деятельности он веб-разработчик, который "балуется" искусством в свое свободное время и не воспринимает себя серьезно на этом поприще. Что ж, так или иначе, а его забавные "каверы" известных работ великих классиков вызывают улыбку у зрителя, да и сделаны они достаточно искусно. Может быть, если бы Ван Гог и Моне жили сегодня, их картины выглядели бы именно так.




Садовник Вилли из *Симпсонов* в стиле Ван Гога.



*Отец с зонтиком* в стиле Моне.



*Мардж Симсон с жемчужним колье* в стиле Вермеера.

Дэвид Бартон (David Barton), автор этих милых переделок известных полотен, говорит о своих работах так: "Я создаю эти пародии на художественные полотна в свое свободное время. Мне просто нравится изучать искусство, и я стараюсь, как могу, воспроизвести стиль каждого художника. Конечно, я не принимаю это слишком серьезно, это просто дурачество, которое, как бы мне хотелось, вызовет улыбку". Что ж, почему бы и нет - творчество есть творчество, даже если автор не воспринимает его серьезно. И главная задача искусства - взывать к чувствами и эмоциям зрителя. А Бартону это удается.




*Феррис Бьюллер берёт выходной* в стиле Жорж-Пьер Сёра.



Бэтмен.



Гомер Симпсон в стиле Рембранта.



Апу из *Симсонов* в стиле Сальвадора Дали.



*Отец с зонтиком*, оформленный в рамку. 

Источник: http://www.kulturologia.ru/

Самая загадочная из всех незнакомок: кем была «Неизвестная» художника Ивана Крамского



Иван Крамской. Неизвестная, 1883

Одной из самых выдающихся работ знаменитого русского художника ХІХ в. Ивана Крамского является «Неизвестная», которую также часто называют «Незнакомкой». Вокруг этой картины еще при жизни художника ходило много слухов. Кем была женщина, изображенная передвижником? Автор не раскрыл этой тайны, и на сегодняшний момент существует много интересных версий относительно прототипа самой известной «Неизвестной».




Иван Крамской. Автопортрет, 1867

Ни в письмах, ни в дневниках Ивана Крамского нет упоминаний о личности этой женщины. За несколько лет до появления картины была опубликована «Анна Каренина» Л. Толстого, что дало повод некоторым исследователям утверждать, что Крамской изобразил главную героиню романа. Другие находят сходство с Настасьей Филипповной из романа Ф. Достоевского «Идиот».




Иван Крамской. Автопортрет, 1874

Большинство исследователей все же склонно думать, что прототип имеет не литературное, а вполне реальное происхождение. Внешнее сходство заставило говорить о том, что художник изобразил красавицу Матрену Саввишну – крестьянку, которая стала женой дворянина Бестужева.




Иван Крамской. Неизвестная, фрагмент

Многие утверждают, что «Неизвестная» – собирательный образ женщины, которая не могла служить примером для подражания. Якобы Крамской написал картину с целью изобличения моральных устоев общества – накрашенные губы, модная дорогая одежда выдают в женщине богатую содержанку. Критик В. Стасов называл эту картину «Кокотка в коляске», другие критики писали, что Крамской изобразил «дорогую камелию», «одно из исчадий больших городов».




Этюд к картине *Неизвестная*

Позже в одной из частных чешских коллекций был обнаружен этюд к этой картине. Женщина на нем выглядит высокомерной и грубой, она с вызовом смотрит на проходящих. Это дало повод утверждать, что художник действительно вынашивал замысел создать обличительный портрет. Однако в окончательном варианте Крамской смягчил черты незнакомки, облагородив ее внешность. Существует версия, что художнику для этой картины позировала его дочь, Софья Крамская. Если сравнить «Неизвестную» с картиной «Девушка с кошкой» – портретом дочери, то внешнее сходство действительно бросается в глаза.




Иван Крамской. Девушка с кошкой, 1882

Одна из самых интересных версий принадлежит автору книги «Судьба красоты. Истории грузинских жен» Игорю Оболенскому. Он утверждает, что прототипом незнакомки стала княжна Варвара Туркестанишвили – фрейлина императрицы Марии Федоровны, фаворитка Александра І, которому она родила дочь. Император после рождения дочери потерял интерес и к матери, и к ребенку, а Варвара после этого покончила с собой. В 1880-х гг. камею с портретом княжны, которую ей когда-то подарил император, увидел Крамской. Он был поражен красотой и трагической смертью грузинки и решил написать ее портрет.




Иван Крамской. Неизвестная, 1883 

Источник: http://www.kulturologia.ru/

25 несравненных шекспировских цитат о любви и жизни



Уильям Шекспир — английский поэт и драматург, который известен как величайший англоязычный писатель и один из лучших драматургов мира. Считается, что по количеству цитирования произведения Шекспира находятся на втором месте после Библии.

А где ещё черпать вдохновение безумным влюблённым сердцам, как не в бессмертных шекспировских сонетах?
1. «Безумна до того любовь моя,
Что зла в тебе не замечаю я»
2. «Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею»
3. «Успех острого слова зависит более от уха слушающего, чем от языка говорящего»
4. «Одна судьба у наших двух сердец:
Замрёт моё — и твоему конец!»
5. «Прямых речей от женщины не жди:
в её «уйди» звучит «не уходи»…
6. «Разбойник требует: кошелёк — или жизнь. Врач отнимает и кошелек, и жизнь»
7. «Я ненавижу», — но тотчас
она добавила: «Не вас!»
8. «Любовь придаёт благородство даже и тем, которым природа отказала в нём»
9. «Чтобы оценить чьё-нибудь качество, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе»
10. «Мы знаем, кто мы есть, но не знаем, кем мы можем быть»
11. «Ты не со мной — и день покрыла мгла; придёшь во сне — и ночь, как день, светла»
12. «Горе налегает сильнее, если заметит, что ему поддаются»
13. «Боязливая и мечтательная нерешительность ползёт за ленью и влечёт за собой бессилие и нищету»
14. «Лаской лжец умеет прикрываться»
15. «Видеть и чувствовать — это быть; размышлять — это жить»
16. «В жизни всё повторяется дважды,
но в виде драмы только однажды,
а во второй раз насмешки вроде бы,
в виде пародии, только пародии»
17. «Любовь с рассудком редко живет в ладу»
18. «Где мало слов, там вес они имеют»
19. «Слёзы — оружие женщин»
20. «Истинная любовь не может говорить, потому что истинное чувство выражается скорее делом, чем словами»
21. «Нет ничего, что было бы хорошим иль дурным — но делает его сознанье таковым»
22. «Музыка глушит печаль»
23. «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу!»
24. «У всякого безумия есть своя логика»
25. «Чем страсть сильнее, тем печальней бывает у неё конец»

«Лолита» и другие скандальные бестселлеры под запретом

18 августа 1958 года в США поступил в продажу роман Владимира Набокова «Лолита». Впервые книга вышла во Франции тремя годами раньше, заработала жуткую репутацию, попала под запрет в ряде стран. Времена меняются, и сегодня «Лолита» — признанная классика. ELLE выбрал еще несколько книг, которые в свое время были объявлены вне закона.
РЕКЛАМА

«Лолита» Владимира Набокова

«Лолита» Владимира Набокова
Одна из версий гласит, что Набокова на сочинение романа вдохновила история Чарли Чаплина и актрисы Риты Грей, ставшей женой великого актера в 16 лет. Рискнув, писатель сделал Лолиту и вовсе двенадцатилетней. Правда, этот рискованный ход меркнул на фоне творческих мук: главный (по словам самого Набокова) текст его жизни сочинялся с огромным трудом.
«Я стараюсь поскорее закончить книгу, чтобы избавиться от нее», — это свое правило писатель применил к готовому роману буквально, бросив рукопись в печку. Оттуда ее, к счастью, спасла жена.
На этом приключения не кончились. «Лолиту» надо было издать. Набоков, кстати, боялся проблем, и даже подумывал скрыться под псевдонимом, но потом передумал. О чем не раз наверняка жалел, когда «Лолиту» запретили во многих европейских странах и в Штатах. Никто не хотел связываться с опасной темой, так что первый тираж романа вышел в одном смелом французском издательстве, выпускавшем как эротическую чепуху в мягких обложках, так и передовые сочинения Беккета и Берроуза.
Три года «Лолита» медленно покоряла мир, пока, наконец, не рвануло: в 1958-м роман вышел в США и был просто сметен с прилавков. 100 тысяч экземпляров за три дня — быстрей в Штатах продавались только «Унесенные ветром». Вчерашний профессор разбогател, бросил преподавание и перебрался в тихую Швейцарию. А «Лолита» стала классикой мировой литературы.

«Декамерон» Джованни Боккаччо

«Декамерон» Джованни Боккаччо
Бокаччо хлебнул горя с «Декамероном». Долгие годы у книжки была репутация низкопробного чтива, популярного среди купцов, желавших чего-нибудь эдакого, приличные же люди от «вульгарного» опуса воротили носы. В свою очередь церковь, грозя страшными карами, давила на автора, требуя отречения от написанной им аморальной «гадости». Бокаччо от «Декамерона» не отрекся (хотя почти для этого созрел), но до конца жизни каялся в узком кругу своих — виноват, мол, что сочинил такую безнравственную ерунду.
Ватикан, кстати, включил «Декамерон» в список книг, распространение и чтение которых грозило отлучением от церкви. Делу это помогло, но временно: после изобретения книгопечатания «Декамерон» стал одним из главных европейских бестселлеров. Случилось это через сто лет после смерти автора.

«Госпожа Бовари» Гюстава Флобера

«Госпожа Бовари» Гюстава Флобера
На создание романа, неизменно входящего в первую пятерку лучших в мировой литературе, Флобера подбил его издатель. «Напиши что-нибудь реалистичное», — предложил он и писатель сел за работу. Писать обычным, «человеческим» языком было трудно, от написания некоторых сцен Флоберу буквально делалось плохо. Роман был напечатан частями в журнале «Ревю де Пари», после чего грянул гром — на автора и его издателя подали в суд за оскорбление женского пола. Процесс со стороны смотрелся довольно занятно — зачитывались куски из книги, шло их бурное обсуждение, но когда судьи постановили запретить отдельное издание романа, Флоберу стало не до смеха. Нервничать, правда, пришлось недолго, так как через месяц запрет отменили. Тем временем за «Госпожу Бовари» пострадал издатель в соседней Англии, которого менее гуманный местный суд упек за решетку на четыре месяца.

«Тропик рака» Генри Миллера

«Тропик рака» Генри Миллера
Похождения главного героя — самого автора — в Париже тридцатых годов впервые были изданы во Франции. Чтобы избежать неприятностей, издатель договорился с магазинами, что те будут торговать книжкой чуть ли не из-под полы, не выставляя на прилавки. О коммерческом успехе речи, конечно, быть не могло, зато о Миллере (которому на тот момент было, на минуточку, 43 года — а ведь «Тропик» его первая книга) заговорили. Потом выяснилось, что опасения издателя были напрасными — французские власти к откровенному роману американского эмигранта отнеслись равнодушно. Чего не скажешь о властях родной для Миллера страны: там книга оказалась под строжайшим запретом, и даже ее публикация — спустя почти тридцать лет! — не решила всех проблем. «Тропик Рака» регулярно запрещали в разных штатах, называя грязной, аморальной, мерзкой — все как положено в таких случаях.
РЕКЛАМА

«Я приду плюнуть на ваши могилы» Бориса Виана

«Я приду плюнуть на ваши могилы» Бориса Виана
Этот роман был написан Вианом в тот же год, что и знаменитая «Пена дней». Правда, выпустил он «Могилы» под американизированным псевдонимом (Вернон Салливан), так как книжка была сочинена по заказу и являлась коммерческим упражнением в жанре крутого детектива а-ля Реймонд Чандлер. Роман вызвал страшный гнев блюстителей морали, увидевших в нем вульгарность и порнографию. Книжку запрещали, сжигали и чуть ли не хороводы водили вокруг костров — так она возмутила общественность. Все это не особо смутило Виана, который под тем же псевдонимом выпустил еще три подобных книжки, чьи названия — «Уничтожим всех уродов», например, — говорят сами за себя. Постепенно страсти вокруг «Могил» улеглись и по роману даже был снят фильм. На его премьере Борис Виан и умер. Сейчас злополучную книжку издают, обходясь без псевдонима.

«Сатанинские стихи» Салмана Рушди

«Сатанинские стихи» Салмана Рушди
Мог ли себе представить Рушди, держа в руках сигнальный экземпляр своей четвертой книги, как сложится его жизнь в последующие пятнадцать лет? Вряд ли. Впрочем, есть подозрение, что даже если бы и знал, то все равно бы написал «Сатанинские стихи». В современной литературе нет больше таких книг, которые бы привели к волнениям во многих странах, демонстрациях оскорбленных читателей, митингам, взрывам в книжных магазинах и даже гибели людей.
Духовный лидер Ирана призвал к убийству писателя, после чего Рушди многие годы жил под выдуманным именем (Джозеф Антон; «Антон», кстати в честь Чехова) по программе защиты свидетелей. Разумеется, «Стихи» оказались под запретом в мусульманских государствах, за исключением Турции. В 2002-м охрана с писателя была снята, с тех пор он особенно и не скрывается, — несмотря на то, что «заказ» на убийство Рушди остается в силе, а в 2012 году вознаграждение за его голову составило более трех миллионов долларов.

Главные бестселлеры XX века

РЕКЛАМА

Дж. Р. Р. Толкин«Властелин колец» (1954-1955) — 150 млн.

Дж. Р. Р. Толкин, «Властелин колец» (1954-1955) — 150 млн.
Оксфордский филолог Дж. Р. Р. Толкин начал работу над книгой в 1937 году и, делая вынужденные перерывы (порою на год), закончил сагу в 1949-м. Еще несколько лет ушло на создание карты Средиземья, на споры, как разделить внушительный текст. Разбитый на три части, «Властелин» поступил в продажу в 1954 году. Сам автор видел роман единым целым, так что привычная сейчас «трилогия» — на деле искусственная мера, навязанная Толкину издателями. В шестидесятые «Властелин колец», удачно совпав с эрой молодежных бунтов и новых философий, стал тем, чем он сегодня является — откровением и культом.

Антуан Сент-Экзюпери«Маленький принц» (1943) — 140 млн.

Антуан Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943) — 140 млн.
За относительно недолгую (44 года) жизнь Экзюпери успел многое. Он был высококлассным пилотом. Журналистом, чьи репортажи вызывали большой резонанс. Удачливым писателем — первая же его книга была замечена и отмечена. Тем не менее, в историю Экзюпери вошел как автор «Маленького принца», самой кассовой сказки для детей и взрослых (если не считать таковой «Властелина колец»). Написанная в Нью-Йорке, изданная впервые в 1943-м, за год до гибели Экзюпери, эта книга переведена почти на все языки, а ее название давно превратилось в имя нарицательное.

Маргарет Митчелл«Унесенные ветром» (1936) — 130 млн.

Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» (1936) — 130 млн.
Бывшая журналистка, сменившая редакционный офис на домашнюю кухню, Митчелл, став примерной женой, в течение десяти лет неспешно писала «Унесенных». Потом дорабатывала, и после публикации и до самой смерти 12 лет занималась всем, что было связано с романом. Продажа прав, контроль над отчислениями — с учетом того, что в первый год продажи превысили миллион экземпляров, дел у Маргарет Митчелл было много. Ее постоянно искушали предложениями написать еще что-то, навязывали контракты, куда она могла вписать любую сумму гонорара, но Митчелл отказывалась.

Джоан Роулинг«Гарри Поттер и философский камень» (1997) — 107 млн.

Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» (1997) — 107 млн.
Весь путь первой книги поттерианы, от замысла до публикации, растянулся на семь лет, куда, кроме создания книги, вошли неудачный брак, развод и унылый статус матери-одиночки без шансов на карьеру. Спустя еще семнадцать лет Джоан Роулинг пребывает в статусе единственного писателя-миллиардера, женщины, счастливой в новом браке и свободной от груза завершенной (завершенной ли?) серии приключений мальчика-волшебника. Что до собственно «Философского камня», 107 миллионов проданных экземпляров — далеко не предел.

Агата Кристи«10 негритят» (1939) — 100 млн.

Агата Кристи, «10 негритят» (1939) — 100 млн.
Отношение к этому роману на родине Агаты Кристи, и за океаном, разное. В списке ста лучших криминальных романов по версии британских экспертов, «10 негритят» находятся на 19 позиции, Американская же детективная лига в своем ТОП-100 ставит книгу значительно выше — на 10 место. Последнее понятно: «10 негритят» (во всем мире издающийся под более корректным названием «И никого не стало») — роман, оказавший большое влияние на жанр голливудского триллера. Преступник, невидимый публике, чье присутствие, тем не менее, ощущается; события происходят по плану, задуманному злодеем, действие в замкнутом пространстве, перекрестные ссылки с одного персонажа на другого, общая атмосфера паранойи — одним словом, A Perfect Murder, идеальное убийство.
РЕКЛАМА

Дж. Р. Р. Толкин«Хоббит или Туда и обратно» (1937) — 100 млн.

Дж. Р. Р. Толкин, «Хоббит или Туда и обратно» (1937) — 100 млн.
В отличие от монументальной и перегруженной идеями и смыслами саги о Властелине колец «Хоббит» — в чистом виде сказка. Дебют Толкина в литературе, «Хоббит» писался для собственных детей, попал в руки студентки автора, оттуда — издателю, издатель отдал рукопись сыну. Тот и решил: печатать и поскорей, книжка точно станет любимой среди школьников средних классов. Как известно, возрастной охват оказался чуть больше.

Клайв Льюис«Лев, колдунья и платяной шкаф» (1950) — 85 млн.

Клайв Льюис, «Лев, колдунья и платяной шкаф» (1950) — 85 млн.
Первый роман цикла «Хроники Нарнии» преподаватель одного из оксфордских колледжей Льюис написал в 1949 году. На тот момент он был локально известен как богослов и инициатор создания интеллектуального кружка,куда также входил Толкиен. «Лев, Колдунья и платяной шкаф» несоизмеримо увеличил популярность Клайва Льюиса, принес ему богатство и независимость, но не отвадил от сочинительства: в следующие пять лет он написал еще шесть романов серии.

Дэн Браун«Код да Винчи» (2003) — 80 млн.

Дэн Браун «Код да Винчи» (2003) — 80 млн.
Браун, одержимый заговорами, тайнами, и прочей высококультурной паранойей, на момент написания «Кода» был вполне успешным автором. Изданная как сиквел предыдущего романа «Ангелы и демоны», книга о святом Граале, свела мир с ума. С тех пор прошло десять лет, мода на Брауна вроде бы сошла на нет, однако его новый роман «Инферно» прошлой весной бесцеремонно вышиб конкурентов из всевозможных списков продаж.

Наполеон Хилл«Думай и богатей» (1937) — 70 млн.

Наполеон Хилл, «Думай и богатей» (1937) — 70 млн.
Эту книгу, Библию для тех, кто желает добиться успеха, журналист с красноречивым именем готовил двадцать лет. В 1917-м он получил заказ и наказ промышленника и великого мецената Эндрю Карнеги (не путать с Дейлом) — вывести внятные принципы успешности путем общения с известными, многого добившимися людьми. Хилл провел 500 интервью и в 1937 году сдал в печать монументальный труд, сразу же ставший бестселлером. Войдя во вкус, автор, успевший поработать советником у двух президентов, сосредоточился на популяризации собственной науки успеха, основал фонд, читал лекции. Из-под пера Хилла далее вышли труды с характерными названиями «Законы успеха», «Правила позитивного мышления», «Ключ к богатству».
РЕКЛАМА

Джером Сэлинджер«Над пропастью во ржи» (1951) — 65 млн.

Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи» (1951) — 65 млн.
К книге всей своей жизни Сэлинджер подбирался в несколько заходов — от рассказов, в которых присутствует Холден Колфилд, позже ставших частью повести, до 90-страничного варианта, отданного для публикации и в итоге отозванного автором для доработки. «Над пропастью во ржи» вышла в 1951-м, была самой запрещаемой книгой в США в шестидесятые, обрела поистине культовый статус, была в руках убийцы Джона Леннона и неотделима как от истории XX века, так и от личности великого затворника Сэлинджера.

Как рождается мир: интереснейшие фотографии из мастерской, где рисуют глобусы



Рисованные глобусы от компании Bellerby & Co. Globemakers
В эпоху GPS и Google maps глобусы постепенно становятся раритетом, который можно отыскать лишь в школьных кабинетах географии. В детстве мы с интересом исследуем крошечные макеты нашей планеты, рассматривая далекие континенты, изучая моря и океаны. Трудно поверить, но сегодня в мире осталось всего две компании, где производят рисованные глобусы, и у нас есть чудесная возможность увидеть, как же это происходит!



Кропотливый труд



Заготовки и почти готовые образцы



Глобусы различного вида и величины



Глобусы раскрашивают вручную
С древних времен человек пытался осознать истинный масштаб нашей планеты, а также отобразить подручными средствами свои представления о мироустройстве. Одним из первых считается глобус, изготовленный немецким ученым-мореплавателем Мартином Бехаймом в 1492 году, позже образцы глобусов появлялись и в эпоху Возрождения. После изобретения печатного станка и перевода труда Пталомея с говорящим названием "География" глобусы начали популяризироваться, и их изготовление стало популярным европейским ремеслом к концу 15 века. Позже картографов вдохновляли великие географические открытия Христофора Колумба и других мореплавателей.



Сохнущие заготовки для будущих глобусов
Сегодня производством "хенд-мейд" глобусов занимается компания Bellerby & Co. Globemakers (Сток Ньюингтон, Лондон). Основатель компании - Петр Беллерби. В 2008 году Петр открыл мастерскую, предварительно столкнувшись с проблемой: в качестве подарка на юбилей 80-летнему отцу он хотел подарить глобус, однако идея не увенчалась успехом. В наличии были или современные дешевые модели, или дорогие антикварные. Беллерби решил, что было бы неплохо создать глобус самому. Он потратил на все несколько месяцев и несколько тысяч фунтов, не результата того стоил! Чудесный глобус был подарен отцу, а сам Петр Беллерби так увлекся процессом, что со временем открыл собственную мастерскую.



Эксклюзивные глобусы



Рисованные глобусы от компании Bellerby & Co. Globemakers



Эскизы для будущих глобусов
В настоящее время компания Bellerby & Co. Globemakers признана лучшей в изготовлении глобусов ручной работы. Труд этот неимоверно кропотливый, но зато сделанные таким образом глобусы выглядят намного дешевле их антикварных аналогов. В компании изготавливают глобусы любого размера: от 23 до 127 см в диаметре! Эти глобусы часто задействуют для съемок документальных фильмов BBC? Могут ими воспользоваться и молодые художники, и любители арт-инсталляций. Есть и такие клиенты, которые просят изменить расцветку глобуса, выделив места, в которых им уже удалось побывать, а также те, до которых они до сих пор не добрались но планируют.



Рисованные глобусы от компании Bellerby & Co. Globemakers



Создание глобуса - творческий процесс



Рисованные глобусы от компании Bellerby & Co. Globemakers



Рисованные глобусы от компании Bellerby & Co. Globemakers



Мастерская компании Bellerby & Co. Globemakers

Источник: http://www.kulturologia.ru/

Винсент Ван Гог и Поль Гоген: дружба, которая закончилась отрезанным ухом



Винсент Ван Гог и Поль Гоген

Взаимоотношения двух гениальных художников были очень непростыми, их дружба пережила всю гамму эмоций – от взаимного восхищения до полного отторжения. Два месяца, проведенные совместно в Арли в 1988 г., были очень плодотворными и для голландца Винсента Ван Гога, и для француза Поля Гогена – в творческом плане они безусловно обогатили друг друга. Но противостояние двух сложных характеров и непримиримые споры о природе искусства завершились отрезанным ухом Ван Гога. До сих пор не утихают дискуссии по поводу того, кто и зачем это сделал.




Поль Гоген. Автопортрет «Отверженные», 1888 г.

За год до этого происшествия, в 1887 г., художники встретились в кафе «Тамбурин» и в знак дружеской симпатии обменялись полотнами. Ван Гог подарил другу один из первых натюрмортов с подсолнухами, а в ответ от Гогена получил бретонский пейзаж. Через год голландец предложил французу обменяться автопортретами и пригласил его к себе в Арль.




Винсент Ван Гог. Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой, 1889 г.

Ван Гог поселился в Арле с целью создать здесь художественную студию, которая объединяла бы художников со сходным пониманием искусства. Поль Гоген пробыл в Арле всего два месяца. Начавшийся творческий диалог быстро перерастает в непримиримые споры. Властного и категоричного француза приводят в бешенство частые перепады настроения Ван Гога. Гоген пытается диктовать свои правила. Он писал в раздражении: «С самого начала меня шокировал ужасающий беспорядок в доме Винсента. Рабочий шкаф был доверху набит тюбиками с красками: новыми и почти пустыми, причем все были открыты! Его речи часто были сумбурны, мне трудно было понять их логику. Его художественные вкусы часто ставили меня в тупик». В Арле ему не нравилось: «Самая дрянная дыра на Юге. Все здесь мелко, пошло – пейзаж и люди».




Винсент Ван Гог. Автопортрет, посвященный Гогену, 1888 г.



Поль Гоген. Автопортрет с палитрой, 1894 г.

Последняя ссора заканчивается известным эпизодом – голландец лишился мочки уха. Относительно этого происшествия существует очень много версий. Традиционно считалось, что Ван Гог в приступе душевного расстройства бросился на друга с бритвой, но в результате сам себе отрезал нижнюю часть левого уха. После чего завернул ее в тряпку и отнес в бордель проститутке Рашель. Она упала в обморок от такого подарка, а художника после этого поместили в клинику для душевнобольных. Гоген уехал не простившись, хотя их переписка продолжалась и после этого инцидента.




Винсент Ван Гог. Кресло Гогена, 1888 г.

В 2009 г. появились публикации, в которых гамбургские ученые утверждали, что на самом деле мочку уха Ван Гога в пылу ссоры отрезал Гоген. Якобы на основании переписки голландского художника с его братом Тео можно предположить, что это дело рук Гогена. Но на данный момент этот факт остается не доказанным – сложно делать выводы на основании писем человека, страдающего душевными расстройствами.




Поль Гоген. Мадам Жину в кафе, 1888 г.



Поль Гоген. Ван Гог рисует подсолнухи, 1888 г.

Источник: http://www.kulturologia.ru/