Памятник российской императрице Екатерине II планируют восстановить в Симферополе

29,08,2015
Уничтоженный после революции памятник российской императрице Екатерине II планируют восстановить в Симферополе, работы начнутся осенью, сообщила руководитель общественной организации "Русское единство", супруга главы Крыма Сергея Аксенова Елена.
"Мы уже получили более 40 млн руб на расчетный счет и надеюсь, в ближайшее время, мы это памятник восстановим. Думаю, в начале октября мы начнем конкретные действия и в течение года-полутора справимся", - сказала Аксенова журналистам в пятницу в поселке Массандра под Ялтой.
По ее словам, восстановление бронзового многофигурного памятника на гранитном постаменте будет стоить от 60 млн руб до 120 млн. руб, пишет Интерфакс. 
"Разница в цифрах большая потому, что мы еще ведем переговоры с несколькими скульптурными мастерскими", - пояснила Аксенова.
Она отметила, что памятник будет восстановлен в городском саду Симферополя - на том же месте, где он стоял с 1890 по 1921 год.
"Вокруг него будет создана парковая зона по проекту прошлых лет - с красивыми фонарями, ограждениями, фонтанами", - добавила Аксенова.
Памятник Екатерине II был установлен в 1890 году в память о присоединении Крыма к России. У гранитного постамента были установлены скульптуры государственных деятелей екатерининской эпохи, участвовавших в присоединении Крыма - Александра Суворова, Григория Потёмкина, Василия Долгорукова, Якова Булгакова.

Никакого глобального рынка современного искусства нет

29/08/2015

ЛОНДОН. Такой тезис лег в основу новой книги «The Myth of a Global Art Market» профессора Олава Велтхюйса (Olav Velthyuys) из Университета Амстердама, специалиста в области экономики и социологии. Книга написана в соавторстве с профессором Стефано Байа Курони (Stefano Baia Curioni), который не побоялся сказать вслух о том, что многие видят, но не решаются комментировать публично — наше восприятие мирового арт-рынка является подделкой.

Олав Велтхюйс (Olav Velthyuys)
В последние десятилетия мировая торговля искусством рассматривается как что-то само собой разумеющееся. Предполагается, что современное искусство продается на «общем» мировом рынке, где расстояния больше не играют никакой роли. Арт-дилеры, коллекционеры, художники и кураторы говорят о рынке искусства как о большой деревенской ярмарке. Но эти идеи оказались мошенническими, пишет профессор Велтхюйс в № 35 (июль-август) The Art Newspaper.
На самом деле, на глобальном рынке искусства преобладают только три страны.
За исключением немногочисленных топ-лотов, которые доступны узкому кругу покупателей, общий мировой рынок — чистый миф. По последним данным ежегодного исследования TEFAF (The European Fine Art Foundation), в мире доминируют три страны: США, Китай и Великобритания, которые представляют 83% рынка. На долю Индии, Бразилии, России (стран из группы БРИК), Турции, Мексики и т.д., стран, которые мы обычно понимаем под «миром», приходится лишь около 1% продаж. Между тем, за последние 25 лет рост торговли произведениями искусства (через открытые тендеры) достиг 500%, и сегодня оборот аукционных домов превышает 1 млрд евро. Две трети от этой суммы оседает в США и Великобритании.
Художники и коллекционеры, в основном, представляют несколько стран.
Профессоры Алан Кемин (Alain Quemin) и Фемке ван Хест (Femke van Hest) проанализировали данные, опубликованные на немецком сайте artfacts.net, который ежегодно, начиная с 70-х годов, составляет рейтинг современных художников. Их исследования показали, что за последние десять лет список стран, представленных в этом рейтинге, остался практически неизменным и составляет не более 10% от общего количества стран в мире. Больше всего представлены Германия и США.
Другой анализ, проведенный специалистами по экономике культуры Ласе Щайнером (Lasse Steiner), Бруно Фрейем (Bruno Frey) и Магнусом Решом (Magnus Resch) на основе данных портала larryslist.com, рисует следующую картину среди коллекционеров: из 3 119 владельцев самых крупных частных коллекций в мире, 63% живут в Северной Америке или Европе, 24% в Азии. В Южной Америке и на Ближнем Востоке — соответственно 8% и 5%, а вот в Африке — всего 0,1%, или 16 человек.
Национальное искусство преобладает на аукционах. И в галереях своих стран.
Один из самых примечательных результатов исследования, проведенного профессором Велтхюйсом — локальность. Искусство продается и покупается чаще всего внутри одной страны. Например, учёные Кристоф Спаниерс (Christophe Spaenjers) и Люк Ренебууг (Luc Renneboog) считают, что 80% произведений американских и британских художников, предлагаемые на аукционах с 1957 по 2007 год, остались в своих странах. За этот период французские аукционные дома продали в общей сложности 68 518 работ своих соотечественников и только 644 картины британских авторов. Велтхюйс пишет о том, что на одной из крупнейших арт-ярмарок в мире — Art Basel, 2/3 галерей представляют всего 4 страны. На любых национальных ярмарках внутреннее присутствие наиболее заметно: местных художников всегда во много раз больше, чем представителей других стран.
Портал larryslist.com также подтверждает «региональный» характер коллекционирования. В Южной Америке, например, 89% коллекций содержат работы местных художников, и для азиатских и североамериканских коллекций этот показатель равен 82% и 76%. Исключением являются европейские коллекции, в которых только 43% работ были созданы художниками, рожденными на Старом Континенте.
Анна Сидорова © Gallerix.ru

Как определить подделку: секреты фальсификаторов


Можете ли вы распознать, если кто-то лжёт? Есть научно доказанные сигналы, которые большинство людей неосознанно используют когда лгут. Например, потные ладони, сухость в горле, неожиданно ставший тесным воротничок. Мы склонны смотреть верх и влево, когда придумываем ложь, и вверх и вправо, пытаясь вспомнить правду (у левшей наоборот). Но можете ли вы сказать, что какой-либо объект лжёт? На самом ли деле он то, чем кажется?
Есть способы распознать и эту ложь. Изучение того, как фальсификаторы научились пускать пыль нам в глаза, даёт некоторые подсказки того, как избежать обмана в будущем.
История искусства фальсификации знает весьма удивительных персонажей. Прежде, чем стать известным, Микеланджело занимался тем, что копировал древнеримские скульптуры. Он создавал новую скульптуру из мрамора, затем разбивал её, закапывал в саду и спустя какое-то время заявлял, что нашёл римский антиквариат. Кардинал, который купил у него эту скульптуру, только спустя несколько лет начал подозревать неладное и потребовал свои деньги назад у продавца, ставшего посредником в той сделке. Однако, продавец был счастлив согласиться на возврат, потому что к этому времени Микеланджело уже сотворил свою знаменитую Пьету и стал самым востребованным новым художником. Его якобы римская скульптура была второй раз продана за бешеные деньги, но уже как оригинал Микеланджело.
Многие из самых известных фальсификаторов создавали в глазах общества образ веселых гангстеров, иллюзионистов, непризнанных гениев. Средства массовой информации чаще всего так и изображали их — как безобидных «собратьев» Робина Гуда, которые обманывают исключительно богатых. Зачастую, эту стезю выбирают те художники, чьи оригинальные работы так и остались не признаны обществом. Они хотят показать нам, как мы были неправы, отвергая их. Очень часто их ловят спустя десятилетия успешной карьеры, благодаря случайно допущенной ошибке или анахронизму. Шон Гринхал (Shaun Greenhalgh) на протяжении 17 лет фальсифицировал все, что угодно, от древнеегипетских скульптур до акварелей XIX-го века. Он был полностью самоучкой, покупал книги, по которым копировал стиль и форму, заказывал материалы через Интернет или по почте, а в качестве творческой студии использовал садовый сарай. Он был пойман, когда, подделывая ассирийский барельеф VII века до нашей эры, случайно допустил ошибку в клинописи.
Но не все анахронизмы и ошибки были случайными. Лотар Мэлскат (Lothar Malskat) специализировался на подделке средневековых фресок, выдавая их за якобы найденные во время реставрации церкви. Они были так восхитительны, что правительство Германии распорядилось напечатать 4 млн почтовых марок с изображением деталей этих фресок. Успех пришел, но знал об этом только сам фальсификатор, и ему этого оказалось не достаточно. Мэлскат хотел известности, он даже рассказал о своем мошенничестве, но никто ему не поверил. Тогда Мэлскат подал сам на себя в суд, и в качестве доказательств содеянного представил общественности две «временных бомбы» — два намеренно допущенных анахронизма. В первом случае он изобразил индейку, а во втором — портрет Марлен Дитрих. Естественно, в средневековой Германии не могло быть ни первой, ни второй.
«Временные бомбы» могут определяться визуально, как в случае с Мэлскатом, или при помощи современных технологий. Отто Ваккер (Otto Wacker) был привлечен к суду после того, как два ведущих мировых эксперта по творчеству Ван Гога не подтвердили подлинность нескольких картин, проданных Ваккером. Голландский химик по имени Мартин де Вайлд (Martin de Wild) смог разрушить эту мистификацию. Исследуя полотна, он нашёл частицы свинца и смолы в «ваккеровском» Ван Гоге, которые были добавлены в масляную краску для того, чтобы она быстрее сохла. Настоящий Ван Гог никогда так не делал. Вольфганг Белтраччи (Wolfgang Beltracchi), который недавно был освобожден из тюрьмы, использовал для фальсификации картины титановый белый, между тем как оригинал подделки был написан за десять лет до появления этой краски. Одну из его подделок, кстати, приобрёл актер Стив Мартин.
Подобные случае не редки: фальсификатор может одурачить искусствоведа, но криминалиста — никогда. Проблема только в том, что произведения искусства очень редко подлежат судебно-медицинской экспертизе. Чаще всего для такой процедуры не находится причин и это объясняется только причудами и особенностями взаимоотношений в мире искусства. Экспертиза — не дорогой и не обязательно инвазивный метод исследования, но сложившиеся правила в сфере торговли произведениями искусства основаны на джентельменских соглашениях и соблюдении определённого этикета, и эту лодку не так просто раскачать. Если работа выглядит достаточно хорошо, и, что более важно, если история этой работы звучит убедительно, то этого достаточно для того, чтобы отказаться от дальнейших проверок. Ключ к определению подделки — в её происхождении, документальной истории объекта: контрактах, ссылках на работы в архивах, каталожных записях, квитанциях и так далее. Если эти документы убедительны, то большинство арт-дилеров никогда не будут «копать» глубже. А между тем, имея дело с поддельной или украденной работой, можно потерять не только свою комиссию или деловую репутацию, но и оказаться на скамье подсудимых. С другой стороны, горе-дилеру достаточно просто утверждать, что он был обманут, что и продемонстрировал громкий судебный процесс галереи Knoedler, которая осознанно продавала подделки.
Подлинность искусства — в его восприятии. Если мир думает, что работа подлинная, то она является подлинной. Фальсификаторы знают, что убедительное происхождение на самом деле более важно, чем эстетическое совершенство подделки или даже результат судебно-медицинской экспертизы. Представьте себе персонажа, который появляется в исторической книге, но на самом деле является выдумкой автора. Чем больше деталей мы узнаем о биографии персонажа, тем убедительнее его образ. Происхождение является биографией произведения искусства, но происхождение, как и искусство, можно подделать.
Картины Джона Майата (John Myatt) выглядели довольно хорошо, но любой специалист в состоянии определить, что они нарисованы акриловыми красками, а не масляными, как оригиналы Моне и Джакометти. Между тем, «эксперты» очень долго не замечали очевидных фактов — настолько убедительным было происхождение подделок. Соучастники Майата добавляли поддельные документы в реальные архивы, где позже их находили «исследователи», для того, чтобы доказать подлинность фальшивок Майата.
«Карта Винланда», приобретенная Йельским университетом, якобы первая карта Северной Америки, сделанная в XV-м веке, была изготовлена при помощи синтетических чернил из века ХХ-го. Но, несмотря на это, некоторые учёные до сих пор думаю, что карта подлинная из-за причудливой истории её появления в Йельском университете одновременно с совершенно подлинной рукописью XV-го века, которая, казалось, была вырезана из той же книги, что и «карта».
История подделок полна удивительных фактов и остроумных героев, но также она даёт нам реальные уроки того, как не быть обманутым в будущем. Не важно, сколько цифр в ценнике картины, которую вы покупаете, три или семь, вы не гарантированы от подделки. Но есть пять советов, которые помогут снизить риск стать жертвой фальсификаторов.
  1. Посмотрите на задник картины или нижнюю часть скульптуры. Здесь могут остаться этикетки от старых аукционов или марки прежних владельцев. Ленивые фальсификаторы могут проигнорировать эту часть работы, понадеявшись, что вы не будете проверять.
  2. Изучите документацию. Не легкая задача, но необходимая. Это поможет вам избежать риска возникновения неприятностей с законом в случае, если картина была украдена. Вы должны быть в состоянии доказать «должную осмотрительность» при покупке, убедиться, что продажа работы законна.
  3. Дважды проверьте происхождение. Убедитесь, что происхождение действительно соответствует этому объекту, а не заимствовано у другого. Обзвоните галереи, где выставлялась картина, а при любом подозрении — отправляйте картину на экспертизу.
  4. Покупайте у авторитетных дилеров с хорошим послужным списком. Известные торговцы и аукционные дома с большей долей вероятности имеют дело с подлинными работами. А вот покупка онлайн буквально напрашивается на неприятности, в этом случае вы не видите работу, не сможете заглянуть в глаза продавцу и задать вопросы.
  5. Запросите проведение экспертизы. Это несколько не укладывается в стандартную процедуру, но это необходимо. Если дилер отказывается от экспертизы, будьте готовы отказаться от покупки. Сегодня произведения искусства стоят зачастую дороже чем самые элитные дома и автомобили, а мы продолжаем покупать их на основании заключения «эксперта», который может иметь скрытые мотивы или не иметь необходимой квалификации.
По материалам книги «Искусство подделки» (The Art of Forgery (Phaidon)), автор — профессор Ной Чарни (Noah Charney).
Анна Сидорова © Gallerix.ru

"Лилит и Олаф" - самое огромное граффити в мире




Лилит. Автор: дуэт Ella & Pitr.
Уличные художники из Франции Элла и Питр создали не просто большой мурал, они создали самый огромный в мире рисунок на городской поверхности - такой большой, что на его фоне человеческая фигура запросто может потеряться и затаиться в одной-единственной точке изображения. Как и все остальные работы пары, это граффити изображает спящего человека - такой себе соня-великан. Но на этот раз даже с королем.




Спящий мужчина с золотыми украшениями. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Спящий школьник. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Школьник. Автор: дуэт Ella & Pitr.

Креативный дуэт Ella & Pitr из Сан-Этьена работают вместе уже более 10 лет, за которые они создали достаточно много спящих гигантов. Что правда, их сони спят не на вертикальных стенах, а как и положено - горизонтально. Для "удобной постельки" рисованных великанов подходят плоские крыши домов и складов, широкие улицы, взлетно-посадочные полосы и даже протершиеся газоны.




Птицы. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Двойной мурал. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Слушая во сне радио. Автор: дуэт Ella & Pitr.

Казалось бы, зачем так себя ограничивать и изображать только спящих людей, но Элле и Питр умудряются найти разные подходы к теме в поставленных для себя рамках. То на крыше притаились загорающие дамы, то на траве отдыхают под одеялом задремавшие детишки, то девушка скрутилась во сне так, что кажется - еще чуть-чуть, и она проснется. Однако чтобы оценить все детали этих муралов, необходимо подняться в воздух, с земли все изображение, увы, не охватить.




Дама с сумочкой. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Пляжница. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Девушка в туфлях. Автор: дуэт Ella & Pitr.

Последний мурал дуэта стал не только самым большим из их работ, но стал самым большим муралом в мире, занимая 21 кв.м. Работа называется "Лилит и Олаф" и изображает свернувшуюся во сне женщину и крошечного по сравнению с ней (но все еще значительно больше реального человеческого размера) короля, Короля Норвегии Олафа I. Эта работа приурочена в 15-летнему юбилею Нуар фестивалю в Ставангере, и потому официально мурал будет открыт во время самого фестиваля - 4 сентября 2015г.




Лилит и Олаф. Автор: дуэт Ella & Pitr.



*Лилит и Олаф* - вид с воздуха. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Маленький король. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Часть мурала *Лилит и Олаф*. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Самый большой в мире мурал. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Масштаб. Автор: дуэт Ella & Pitr.






Икар. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Элла и Питр у своей работы. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Мужчина на крыше. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Дети под одеялом. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Мужчина с ключами. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Мурал на крыше здания. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Элла за работой. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Питр. Автор: дуэт Ella & Pitr.

Источник: http://www.kulturologia.ru

В Узбекистане коллекция современного русского искусства оказалась под угрозой после увольнения директора крупного музея

Судьба внушительной коллекции современного русского искусства оказалась под угрозой после увольнения в Узбекистане директора музея им. Савицкого Мариники Бабаназаровой
Судьба внушительной коллекции современного русского искусства в Узбекистане оказалась под угрозой после увольнения директора музея им. Савицкого Мариники Бабаназаровой, сообщает американская газета The New York Times.
До сих пор сохранению коллекции способствовало среди прочего неприметное местонахождение музея - в городе Нукус в Каракалпакстане (автономной республике в Узбекистане). Однако теперь его многолетнего руководителя обвинили в мошенничестве и хищениях.
"Меня уволили", - сообщила Бабаназарова журналистам по телефону, отказавшись от дальнейших комментариев. Она только опровергла заявления о том, что якобы заказывала копии некоторых работ и затем продавала оригиналы, отмечается в статье, перевод которой приводитInoPressa.
Бабаназарова управляла музеем с 1984 года. Покровители и сотрудники музея возмущены ее увольнением. Они отстаивают Бабаназарову и уверяют, что она надежно защищала доверенную ей коллекцию. В открытом письме министру культуры Узбекистана, подписанном большинством сотрудников музея, у правительства требуют публично опровергнуть все обвинения, отмечает The New York Times.
"Общественности не предоставили никаких свидетельств в пользу этих обвинений, и откуда они взялись, пока неясно. По-видимому, они содержались в письме от имени официального учреждения, известного как Инвентарная комиссия, членом которого Бабаназарова, по ее словам, также является. Сотрудник Министерства культуры и спорта заявил, что прокомментировать эту отставку никто из его коллег не может", - сообщает издание.
Основатель музея - советский археолог (и художник. - Прим. NEWSru.com) Игорь Савицкий, работавший в Центральной Азии в 1950-х годах (в оригинале ошибочно "в 1930-х". - Прим. NEWSru.com). Как сообщается в статье, он собрал богатую коллекцию местных костюмов и украшений, а затем заинтересовался живописью и спас немало произведений осуждаемого сталинским правительством "декадентского буржуазного искусства", "припрятав их в Нукусе".
Именно Савицкий распорядился, чтобы музей, основанный им в 1966 году, после его смерти возглавила Бабаназарова. "После развала Советского Союза в 1991 году она содействовала тому, чтобы о представленных в музее художественной и этнографической коллекциях узнали любители искусства во всем мире. Этот процесс подробно описан в созданном в 2011 году фильме о музее под названием "Пустыня запрещенного искусства", - говорится в статье.
Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого (Каракалпакский государственный музей искусств, Нукусский художественный музей) - один из самых крупных музеев в Узбекистане. Его коллекция насчитывает свыше 90 тыс. экспонатов, включая произведения русского авангарда, изобразительное искусство Узбекистана, народно-прикладное искусство Каракалпакстана, искусство Древнего Хорезма, дополненное прекрасными копиями ряда экспонатов парижского Лувра. Какутверждают узбекские СМИ, коллекцию музея признают второй в мире по значимости и объему среди коллекций произведений русского авангарда, а также лучшей художественной коллекцией в Азиатском регионе.

http://newsru.com/cinema/28aug2015/museumuz.html

Клады Смутного времени

Смутным временем называют примерно 20 лет в истории России после 1598 года. Считается, что оно началось со смертью царя Федора Иоанновича, сына Иоанна IV Грозного, и завершилось в первые годы царствования Михаила Романова.

Крестьянское восстание Ивана Болотникова, война со шведами и поляками, постоянные грабежи со стороны любых вооруженных отрядов – все это приводило к тому, что люди старались надежно прятать свое добро. Смутное время считается эпохой кладов – от совсем небольших до поражающих воображение. Сокровища эти до сих пор не обнаружены, хоть и существуют в устных преданиях и письменных свидетельствах очевидцев.
  
А кто-то находит…
Эрнст Лисснер. «Изгнание поляков из Кремля». 1907 год
Интерес к спрятанным богатствам подогревают регулярные находки сравнительно небогатых кладов, которые относятся к той далекой эпохе.
К примеру, перед Первой мировой войной в Москве при строительстве дома на Солянке обнаружили большой глиняный горшок с копейками времен Бориса Годунова: около девяти тысяч серебряных кружочков!
В 1957 году в Боровске нашли мешок с серебряными монетами, выпущенными при четырех российских царях: Иоанне IV Грозном, Федоре Иоанновиче, Борисе Годунове и Василии Шуйском. Клад был спрятан на территории Свято-Пафнутьева монастыря, где в то время многие мирные жители прятались от грабежей.
В Московском Кремле в 1969 году из фундамента треснувшей старинной колонны извлекли печной изразец в виде прямоугольной коробки без верхней крышки, в которой хранились 1237 монет на не слишком большую сумму 12 рублей 12 алтын 2 деньги. Но для сотрудников отдела нумизматики Государственного исторического музея находка оказалась необыкновенно ценной.
А в 2009 году в ходе реставрации здания московского Государственного театра наций рабочие нашли перстень и три золотые монеты, также относящиеся к Смутному времени: именно в 1610 году, во время войны с поляками, из-за недостатка серебра впервые было принято решение чеканить русские монеты из золота. За одну такую монету можно было купить 12 пудов ржи. Если бы не ее историческая ценность, вполне сравнимый с нынешней стоимостью зерна курс.
Золотая казна Лжедмитрия II
Марина Мнишек и Лжедмитрий I – главные «ньюсмейкеры» Смутного времени
Список находок легко можно продолжить. Но главными сокровищами Смутного времени считаются совсем другие клады. Их общая стоимость, по подсчетам исследователей (конечно, довольно приблизительным), сейчас может доходить до нескольких миллиардов долларов.
В 1610 году от стен Москвы бежал «Тушинский вор» – самозванец Лжедмитрий II, в распоряжении которого была казна с огромной по тем временам суммой – 300 тысяч рублей в золотых монетах, доставшихся частично от поляков, частично от регулярных грабежей и подношений признавших его городов (Псков, Суздаль, Углич, Ярославль и др.). Самозванец оказался в Калуге, где во время охоты его убили бывшие соратники. Правда, казны в его лагере не обнаружили. Куда можно было истратить такие деньги за один год? Член боярской думы того времени получал в год от 100 до 120 рублей, стрельцы – от четырех до семи. И каждый мог жить на широкую ногу. Но 300 тысяч?
Неудивительно, что в народе заговорили: деньги где-то закопаны. Вот только где? В Тушине, Калуге, где-то на пути между ними? Или казну успели переправить в Воронеж, который самозванец планировал сделать новой столицей?
Судя по форумам кладоискателей, большинство из них считают, что золото Лжедмитрия II спрятано все-таки в районе бывшего селения Тушина. Однако регулярные прогулки с металлоискателями пока так и не помогли напасть на след пропавшей казны.
Сокровища короля Сигизмунда III
Еще один ненайденный клад Смутного времени – почти наверняка самый ценный. В 1611 году правившие после Василия Шуйского бояре призвали на русский трон Владислава, сына польского короля Сигизмунда III, и впустили польское войско в Москву. Интервенты, войдя в город, разграбили царское имущество, соборы и церкви. Добыча была огромной. В том же году ее на 923 подводах отправили из Москвы в сторону Можайска, где находился лагерь Сигизмунда III, чтобы оттуда перевезти в Польшу.
Однако до Польши сокровища так и не доехали. По легенде, опасаясь нападения русских ополченцев, поляки решили закопать награбленное возле Смоленской дороги. Запись примет, по которым можно найти нужное место, была сделана для Сигизмунда III на медной доске на польском и латинском языках. Уже с конца XVII века кладоискатели пытались найти московские сокровища по этой записи, тайно скопированной и переведенной на русский язык. Приметы закопанного клада довольно четкие: в 650 метрах от погоста Николая Чудотворца, который стоит на реке Хворостянка. В окрестностях погоста есть насыпной вал, суходольный луг, «колодезь» с родником и камни-валуны.
Но указанные приметы слишком общие и подходят для многих мест. Сама Смоленская дорога неоднократно меняла свое расположения, а Никольских погостов возле нее не один десяток.
Трудно предположить, что сокровища с 923 подвод скрыты в одной яме – скорее всего, таких схронов было не менее десяти. Хотя не исключено также, что клад был спрятан в небольшом естественном подземелье.
Исследователи полагают, что искать драгоценную пропажу надо или около современного Можайска, или в окрестностях Апрелевки, в Московской области, где в то время располагался монастырь Николая Чудотворца, а недалеко был похожий погост.
Любопытно, что поиски возле деревни Соколово, близ которой находился старинный погост Николая Чудотворна, привели к находке совсем другого клада – котла с медными монетами XVIII века, имеющими большую историческую ценность.
Клад Марины Мнишек
Клад монет, найденный в январе 1969 года у Спасских ворот
Марина Мнишек, дочь польского воеводы Юрия (Ежи) Мнишека, поочередно была супругой обоих царственных самозванцев. В 1606 году ее короновали как русскую царицу под именем Мария Юрьевна. Правда, царствовала она всего одну неделю – до смерти Лжедмитрия I и прихода к власти Василия Шуйского.
Также Мнишек известна тем, что впервые привезла в Россию вилку, которой пользовалась на своем свадебном пиру в Кремле, – и этим поступком буквально шокировала русское боярство и духовенство. Противники Лжедмитрия тут же сделали вывод: раз царь с царицей едят не руками, а какой-то рогатиной, значит, они связаны с дьяволом.
После гибели первого, а затем и второго мужей покровителем польки стал донской атаман Иван Заруцкий. До июня 1612 года любовники находились в Коломне, перед отъездом из которой казаки Заруцкого разграбили город и устроили массовые поджоги. Награбленного было так много, что увезти все с собой не представлялось возможным. Поэтому, по некоторым сведениям, Заруцкий и Марина приняли решение спрятать богатство в 25 верстах от Коломны возле хутора Богородского. Сокровища были свалены в яму, накрыты створами кованых ворот, снятых с Пятницкой башни, а затем засыпаны землей. Туда же, скорее всего, поместили драгоценности Марины (по письменным свидетельствам современников, только в день свадьбы с первым самозванцем ей подарили огромный драгоценный камень и шкатулку с поистине царскими украшениями, о судьбе которых больше ничего не известно).
По преданию, Марина наложила на это место страшное заклятие, и каждый, кто пытался найти клад, начинал чувствовать непреодолимый страх и спешил уйти прочь из-за боязни лишиться рассудка.
После побед русского ополчения любовников поймали – и Марину Мнишек заточили в Круглой (Маринкиной) башне Коломенского кремля, где она примерно через год скончалась.
Как ни странно, Маринкину башню в народе тоже считают вероятным местом захоронения клада. Хотя не очень понятно, как при заточении туда польской авантюристке удалось бы пронести с собой деньги и драгоценности – да еще в огромном количестве.
Тем не менее, каждый год в Коломне появляются все новые кладоискатели, исследующие Круглую башню и окружающие ее стены местного кремля. Хотя не исключено, что их привлекает не только сам клад, но и возможность испытать острые ощущения: проверить, как именно действует заклятие Марины Мнишек.
Небольшое послесловие
Напомним, что по российским законам найденный клад полагается делить пополам между нашедшим и собственником земли или помещения, где было обнаружено сокровище (в нашей стране в большинстве случаев таким собственником является государство). Причем речь идет только о спрятанных материальных ценностях. Если же клад относится к памятникам истории или культуры, то хозяин земли и кладоискатель на двоих получают половину стоимости клада в денежном выражении – и делят его пополам между собой.
И еще один пункт. Кладоискатель, который занимался поисками без разрешения владельца земли или дома, не получает ничего. Так что, выезжая с секретной картой и металлоискателем на природу, не забудьте заранее спросить разрешения у администрации, ведающей данным участком леса или оврага. Потому что иначе любую ценную находку могут просто отобрать на совершенно законных основаниях.
Платон ВИКТОРОВ

НАТЮРМОРТЫ НЕМЕЦКОЙ ХУДОЖНИЦЫ CLARA VON SIVERS

Представляю вашему вниманию работы немецкой художницы Clara von Sivers (1854-1924).
цветы натюрморты Clara von Sivers - 05
Клара фон Сиверс в Пиннеберге, в 1854 году, в районе Германии, который в те времена был известен, как центр цветочных питомников.
Достоверно, что она много училась: в Дрездене, Париже, Копенгагене и Лионе. И писала, в основ натюрморты. Некоторые из её работ я и хочу представить вашему вниманию.

Невероятные скульптуры из арбузов

Невероятные скульптуры из арбузов
На протяжении веков, вырезание скульптур из арбузов было уважаемым искусством в Таиланде, где оно использовалось исключительно для украшения королевских столов. Однако, в последние годы, художники со всего мира стали массово им увлекаться. Представляем самые интересные скульптуры, сделанные из арбузов этим летом. Некоторые из них просто невероятны!

Невероятные скульптуры из арбузов
Благодаря этим фантастическим работам, арбуз теперь воспринимается не только как вкусная и полезная еда, но и настоящее произведение искусства.
Невероятные скульптуры из арбузов
Такая скульптура могла бы запросто стать экспонатом музея. Она слишком ценна, чтобы её можно было просто съесть.
Невероятные скульптуры из арбузов
Арбуз с резьбой в индийском стиле.
Невероятные скульптуры из арбузов
Арбузный дракон.
Невероятные скульптуры из арбузов
Цветочный орнамент, мастерски вырезанный на арбузе.
Невероятные скульптуры из арбузов
Красота Африки, вырезанная на абузе.
Невероятные скульптуры из арбузов
Семья пингвинов, возникшая из арбуза.
Невероятные скульптуры из арбузов
Мастерски сделанная из арбуза голова аллигатора.
Невероятные скульптуры из арбузов
Арбузный мишка.
Невероятные скульптуры из арбузов
Возможность тонкой работы с кожурой арбуза, позволяет передать самые мелкие детали.
Невероятные скульптуры из арбузов
Замысловатая цветочная композиция.
Невероятные скульптуры из арбузов
Тропический рай в арбузе.
Невероятные скульптуры из арбузов
Скульптуры из арбузов.
Невероятные скульптуры из арбузов
Рождение чуда.
Невероятные скульптуры из арбузов
Арбузная птица счастья.
Невероятные скульптуры из арбузов
Арбузные цветы как часть натюрморта.
Невероятные скульптуры из арбузов
Скульптура из арбуза.
Невероятные скульптуры из арбузов
Дракон, вырезанный на кожуре арбуза.
Невероятные скульптуры из арбузов
Париж в арбузе.
Невероятные скульптуры из арбузов
Одна из самых эффектных работ — арбузная акула.
Невероятные скульптуры из арбузов
Букет цветов, вырезанных из арбузов.