Протестная культура полтора века назад: в какие миры бежали немецкие романтики, показывают в Вене

В венской Альбертине открылась выставка, объединившая две ветви немецкого искусства
Каспар Давид Фридрих. Этапы жизни.
Мориц фон Швинд. Император Максимилиан I на Мартинсванде.v1839.
Петер Бирман. Чертов мост по дороге в Готард. 1805
Carl Blechen. Building the Devil's Bridge, 1830

Романтизм, зародившийся как интернациональное явление на рубеже XVIII–XIX веков, был сложным и многоликим явлением, обретавшим в каждой стране, будь то Франция, Англия или Россия, свои национальные черты. Свой романтизм был и в Германии, переживавшей тогда не лучшие времена. Раздробленность на сотни мелких государств с феодальным правлением, наполеоновские войны, значительно сократившие территорию даже самого крупного образования на немецких землях — Пруссии… Но и после освобождения от французов и Венского конгресса (1814–1815) проблема объединения германских земель не была решена вплоть до 1871 года. Надежды местной культурной элиты на построение процветающего национального государства так и остались надеждами, зато дали мощный импульс расцвету «протестной культуры», подарившей миру великую немецкую философию, музыку и литературу.

Искусству в этом ряду традиционно отводят куда более скромное место. Выставка же Миры романтизма, открывшаяся в венской Альбертине, пытается выправить этот дисбаланс или по крайней мере дать более объективную картину романтизма в немецком искусстве.

В экспозицию включено 170 произведений живописи, подготовительных набросков и рисунков, графики художников, работавших в период, который принято считать эпохой Гегеля, Гете и Бетховена. При этом кураторы выставки — Кристоф Мецгер из Альбертины и Корнелия Рейтер из венской Художественной академии — четко обозначили два пути в немецком романтизме. С одной стороны, мистически-религиозный, видевший миссию художника в символическом отображении всеобъемлющего присутствия Бога в окружающем мире. Этот путь представляли Филипп Отто Рунге, Каспар Давид Фридрих, Йохан Кристиан Даль и Карл Густав Карус. С другой стороны, на католическом юге, преимущественно австрийские художники, оглядывались в поисках идеала наРафаэля и Дюрера, и на средневековое немецкое искусство до Реформации. Обращенное в прошлое, это движение зародилось в 1808–1809 годах в венской Академии, когда несколько ее студентов во главе с Фридрихом Овербеком и Генрихом Пфорром покинули это заведение, насаждавшее космополитичный классицизм, и основали Союз святого Луки. Через год Овербек уехал в Рим, где к нему присоединились Петер Корнелиус, Юлиус Шнорр фон Карольсфельди Вильгельм фон Шадов. Поселившись в старом монастыре, они организовали свою жизнь наподобие средневековых религиозных братств и рассматривали собственное творчество как служение Богу, подражая в нем раннему Рафаэлю и художникам Кватроченто. Позже, вернувшись на родину, назарейцы (так стали называть этих художников) оказали большое влияние на развитие немецкого искусства вплоть до конца
ХIХ века.

Комментариев нет:

Отправить комментарий