Загадки и тайны мадам Рекамье – первой красавицы Парижа, хозяйки самого известного литературного салона



Мадам Рекамье
Жанн Франсуаз Жюли Аделаида Бернар, в замужестве мадам Рекамье, слыла первой парижской красавицей, сводившей мужчин с ума, и была хозяйкой самого знаменитого литературного салона. Частыми гостями там были мадам де Сталь, Шатобриан, Сент-Бев и многие другие представители творческой элиты. Ее портреты писали самые известные художники. До сих пор остается загадкой, что же из себя представляла эта женщина, и как она оказалась в центре культурной жизни Парижа.




Слева – Фирмин Массо. Портрет Жюли Рекамье, 1807. Справа – Жан-Франсуа Валли. Жюли Рекамье, 1800
В 1793 г., когда девушке не было и 16, ее выдали замуж за банкира, который был старше ее на 27 лет. Отношения между супругами были исключительно дружескими. По слухам, у Жака-Роже Рекамье до этого был роман с ее матерью. В связи с этим появилась версия, что Жюли на самом деле приходилась банкиру дочерью, на которой он женился, чтобы богатство не ушло из семьи. Впрочем, это так и осталось одной из тайн мадам Рекамье.




Жак Луи Давид. Портрет мадам Рекамье, 1800
В качестве свадебного подарка муж подарил Жюли особняк в Париже, где она стала принимать гостей. Вскоре салон мадам Рекамье стал центром притяжения культурной элиты Парижа.




Франсуа Жерар. Портрет мадам Рекамье, 1805
Она покоряла многих, в числе ее побед были писатели Константин Де Ребек, Шатобриан, прусский князь Август, брат Наполеона Люсьен Бонапарт, князь Меттерних, герцог Веллингтон и многие другие. Многочисленных поклонников модам Рекамье предпочитала держать на расстоянии, не теряя с ними дружеских отношений.




Жак Луи Давид. Портрет мадам Рекамье, 1800. Фрагмент
Ее ангельскую внешность часто называли эталоном совершенства. О том, что молчанье – золото, мадам Рекамье знала отлично. Возможно, именно благодаря своей немногословности она умела производить впечатление женщины загадочной и недоступной, хотя и не была лишена кокетства. Жюли крайне редко отвечала решительным отказом, оставляя место для надежды.




Принц Август Прусский заказал Францу Крюгеру свой парадный портрет на фоне портрета мадам Рекамье
Прусский князь Август, племянник Фридриха Великого, просил ее руки, и она дала свое согласие. Но когда он вернулся в Пруссию, женщина неожиданно передумала и послала ему на память свой знаменитый портрет кисти Жерара. Август едва не сошел с ума.




Олали Морин. Портрет мадам Рекамье
Жюли никогда не проявляла настоящего интереса к политике, но в ее салоне собирались самые блестящие интеллектуалы, большинство из которых были настроены крайне враждебно по отношению к Наполеону. Она была в курсе всех заговоров, поскольку они замышлялись в ее гостиной. Литературный салон постепенно превратился в один из центров политической оппозиции. По этой причине салон закрыли.




Антуан Жан Гро. Портрет мадам Рекамье. Около 1825 года
В литературный мир Жюли ввела мадам де Сталь, ставшая на долгие годы ее самой близкой подругой. Одна из загадок – история их дружбы, в которой мадам де Сталь проявляла ревности не меньше, чем поклонники мужского пола. Когда Наполеон запретил ее подруге появляться ближе, чем в ста милях от столицы, мадам Рекамье вслед за ней решает покинуть Париж. Пять лет Жюли проводит с Жерменой де Сталь, переезжая из города в город. Они смогли вернуться в столицу только после отречения императора от престола.




Скульптурные изображения мадам Рекамье
В 1819 году мадам Рекамье переселилась в Аббе-о-Буа, где в её салоне собирались политические деятели, литераторы, учёные. Там часто бывал Шатобриан, ставший последней страстью мадам Рекамье. Еще одна тайна – их странные отношения, которые сложно назвать счастливыми.




Начало ХХ в. Образ мадам Рекамье в рекламе косметического крема и сигарет
Самой большой загадкой мадам Рекамье осталось то, что она, по сути, не сделала ничего выдающегося, но вошла в историю Франции как женщина, сумевшая объединить вокруг своего салона самых талантливых людей своего времени.




Франсуа-Луи Дежюнне. Мадам Рекамье в салоне монастыря Аббе-о-Буа, 1826 

Источник: http://www.kulturologia.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий