Пакт Рериха: Как великий художник спасал искусство



Знамя Мира - символ, созданный Николаем Рерихом для защиты культурного наследия человечества

15 апреля во всем мире отмечается Международный день культуры, праздник, переоценить значение которого для развития общества просто невозможно. Эта дата появилась благодаря деятельности русского художника, философа и путешественника Николая Рериха. Он посвятил свою жизнь заботе о сохранности культурного наследия, и в 1935 году по его инициативе был подписан пакт об охране произведений искусства во время военных действий. Сегодня мы вспоминаем о судьбе этого удивительного Человека!



Ангел Последний, Николай Рерих

Так называемый Пакт Рериха был заключен накануне Второй мировой войны и стал единственным документом, который регулировал процесс защиты художественных ценностей во время вооруженных конфликтов. По мысли великого философа, именно культурное наследие должно объединять народы, духовность содействует развитию и совершенствованию человечества. Пакт был подписан представителями 21 государства в Вашингтоне, но, согласно его положениям, к договору в любое время могли присоединяться и другие страны. Над составлением документа Николай Рерих работал с 1928 года, и колоссальный труд увенчался успехом.



Мадонна Орифламма, Николай Рерих

Для защиты художественных объектов Николай Рерих предлагал использовать особый символ - Знамя Мира. Его он изобразил на полотне Мадонна Орифламма. Это белое полотно, на котором выведены три амарантовых круга, помещенных в кольцо, символизирующее Вечность (круги в свою очередь выступают символами прошлого, будущего и настоящего нашей цивилизации).



Голубиная книга, Николай Рерих



Гонец. Восстал род на род, Николай Рерих
Если говорить о судьбе Николая Рериха, то нужно отметить его фантастическую преданность делу своей жизни - охране искусства, философии и живописи. Мастерству рисунка Рерих учился у Архипа Куинджи, философию он постигал, путешествуя по Азии. Российский мыслитель задался целью повторить путь Будды и отправился в тяжелейшую экспедицию, пролегавшую по горам и бескрайней пустыне. Ему удалось пройти 25 тысяч километров, и все это время неутомимый художник находил силы для работы над картинами. За 4 года путешествий он сформировал коллекцию из боле чем 500 полотен, а также привез с собой артефакты, найденные в пути (минералы, редкие травы, восточные диковинки и древние рукописи).



Гималаи. Розовые горы, Николай Рерих



Знаки Христа, Николай Рерих
Николай Рерих много лет прожил в Западных Гималаях, за что его часто называли русским другом Индии. Там он обосновался с женой - Еленой Шапошниковой, происходившей из рода великого полководца Кутузова. При поддержке жены он открыл институт в Гималаях, здесь долгие годы трудилась и Елена, занимая должность почетного президента.



Знамя грядущего, Николай Рерих



Суздаль. Монастырь Александра Невского, Николай Рерих
Философские и религиозные взгляды Рерихов противоречили советской идеологии, поэтому путь на родину после революции для них был закрыт. Ожидая удобного случая вернуться, они прожили много лет в Гималаях. Решение вернуться было принято после окончания Второй мировой войны. Однако этим намерениям не суждено было исполниться, художник ушел из жизни, не дождавшись ответа на запрос о визе. К слову, советские власти его приезд так и не одобрили.



Тень Учителя. Тибет, Николай Рерих 

Источник: http://www.kulturologia.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий