Магия и сила воображения



Manuela Gobbi and Barbara Jatta. I disegni di Bernini e della sua scuola nella Biblioteca Apostolica Vaticana. Editore Biblioteca Apostolica Vaticana. 609 с. €100. На итальянском и английском языках


Странно, конечно, что до сих пор нет систематического каталога работДжованни Лоренцо Бернини, одного из величайших мастеров итальянского искусства, выдающегося представителя сложного периода, не совсем верно описываемого как барокко.

Единственная попытка Маурициои Марчелло Фаджоло Деларкообобщить корпус его работ датируется 1966 годом, после чего, впрочем, исследования творчества Бернини не прекращались, постоянно уточняясь и дополняясь. Отсутствие обобщающего каталога объясняется огромной и многообразной деятельностью Бернини, делающей систематизацию его произведений трудной и пугающей любого, кто посмотрит в сторону титанической деятельности мастера.

Первый фундаментальный шаг в этом направлении решились сделать Мануэла Гобби и Барбара Джатта в книге I disegni di Bernini e della sua scuola nella Biblioteca Apostolica Vaticana (Рисунки Бернини и его школы из Ватиканской апостольской библиотеки), где рассмотрено почти 400 рисунков Бернини и его школы, принадлежащих собраниям Святого престола.

Каталог совпадает с недавней публикацией издательства Kerber Verlag, посвященной другой значительной группе рисунков художника, — каталогом выставки Бернини. Автор барочного Рима, прошедшей год назад в Музее изобразительных искусств Лейпцига. Теперь, таким образом, описан широкий круг графических работ мастера, свидетельствующих о его гениальности, изобретательности и воображении, высоком качестве рисунка и способности находить простые решения сложных проблем. Гобби и Джатта распределяют рисунки по категориям: архитектурные, фигуративные (включая карикатуры), эскизы к религиозным композициям. Среди архитектурных рисунков (самая многочисленная группа) привлекают внимание наброски балдахина, гигантского бронзового купола над главным алтарем собора Святого Петра. В первом эскизе Бернини ищет решение сложной проблемы — завершения верхней части сооружения; во втором, проявляя театральность мышления, он преобразует балдахин в центральную точку точного и эффектного обрамления фантасмагорической кафедры. Среди прочего в книге представлены рисунки, составляющие первую стадию концептуальных разработок римского фонтана Четырех рек, и эскизы колоннады и фасада собора Святого Петра.

Это издание предназначено профессионалам и широкой публике благодаря вступительным очеркам, в частности эссе Паоло Портогези и переводам на английский.

Комментариев нет:

Отправить комментарий