Рауль Дюфи – автор собственного стиля, дизайнерских тканей и самого большого в мире панно

Однозначно определить стиль французского художника Рауля Дюфи невозможно. За годы творческих экспериментов с фовизмом, кубизмом и попытками раскрыть сущность формы и цвета, у Дюфи выкристаллизовался собственный и очень узнаваемый стиль. Своего рода «дюфизм» – это колористическая основа с нанесёнными на неё тонкими линиями формы. А ещё Дюфи – это блестящий декоратор и автор одного из самых больших в мире панно.
Рауль Дюфи родился в 1877-м году во французском городе Гавр в многодетной семье, где отец играл на органе в церкви. Поэтому Рауль и его братья и сёстры росли в атмосфере искусства, особенно музыки. Но бедность рано погнала Рауля на работу. В 14 лет он оставил колледж святого Иосифа и, как старший ребёнок, нашёл работу в компании, которая занималась импортом бразильского кофе.
Работа не отбивает у Рауля желание стать художником. Напротив, через год он начинает посещать вечерние курсы муниципальной художественной школы. Там он сближается с Отоном Фриезом. Начинающие художники вскладчину снимают комнату и устраивают там мастерскую. Они писали пейзажи Гавра, чаще всего – порт.
Рауль Дюфи "Пляж в Сент-Андресе". 1906
Рауль Дюфи "Пляж в Сент-Андресе". 1906
1898-й год в жизни Рауля Дюфи обозначен службой в армии. По возвращению в Гавр он продолжает упорно трудится, за что муниципалитет города награждает его стипендией для обучения в Париже.
Рауль Дюфи. "Маленька пальма". 1907
Рауль Дюфи. "Маленька пальма". 1907
При жизни художника его картины продавались плохо. Поэтому он вынужден был зарабатывать на жизнь иллюстрированием литературы («Бестиарий» Гийома Апполинера), ксилографией и разработкой узоров для тканей. В частности, в 1911-м году по заказу парижского модельера Поля Пуаре Дюфи занялся оформлением грандиозного маскарада «Тысяча втора ночь» в роскошном особняке 18 века. Именно Поль Пуаре распознал в Дюфи блестящего декоратора, который тонко чувствует цвет и понимает композицию.
Рауль Дюфи. Эскиз ткани
Рауль Дюфи. Эскиз ткани
Рауль Дюфи. "Рыбак", эскиз ткани
Рауль Дюфи. "Рыбак", эскиз ткани
Рауль Дюфи. "Слоны", эскиз ткани
Рауль Дюфи. "Слоны", эскиз ткани
На деньги, полученные от Поля Пуаре, Рауль Дюфи открывает мастерскую на Монмартре. Там он практически к не приносящей доход живописи, а всецело отдаётся экспериментам для Пуаре. В этот момент его замечает лионская фирма Бьянкини-Ферье и зачисляет художника в штат рисовальщиков. Там Дюфи трудится упорно и самозабвенно. И лишь Первая мировая война отрывает его от работы, вместе с тем, возвращая к живописи. Дюфи отказывается от предложенной ему части доходов компании. «Я отказался от миллионов, чтобы спасти свою живопись и делать её по вкусу торговца», - заявил он. Хотя стабильный доход художнику не помешал бы – его живописные работы фактически не пользуются популярностью у публики.
Рауль Дюфи. "Дама в розовом". 1908
Рауль Дюфи. "Дама в розовом". 1908
Рауль Дюфи пробует себя в разных техниках – книжная графика, гобелен, мебель, керамика, фарфор, декорации и костюмы для театра, декоративно-монументальная живопись. И во все эти техники Дюфи переносит цветочно-лиственные мотивы, созвучные с его тканями.
К 1920-му году у Рауля Дюфи наконец формируется собственный стиль, и публика тут же на это реагирует. Теперь его работы представляют собою колористическую основу, на которую художник наносит тонкие линии, создавая формы.
Рауль Дюфи. "Казино в Ницце". 1929
Рауль Дюфи. "Казино в Ницце". 1929
Рауль Дюфи. "На скачках"
Рауль Дюфи. "На скачках"
В 1923-м году в Брюсселе в галерее Центавр с большим успехом прошла вторая персональная выставка Рауля Дюфи.
В 1926-м году Дюфи получит звание кавалера Ордена Почётного легиона. Персональные выставки художника проходят в Брюсселе, Цюрихе, Праги и даже в Нью-Йорке.
Рауль Дюфи. "Пейзаж в Довиле". 1930
Рауль Дюфи. "Пейзаж в Довиле". 1930
В 1937-м год Рауль Дюфи получил заказ для создания гигантского декоративного панно для павильона электричества ко Всемирной выставке. Площадь панно была 600 квадратных метров и состояло оно из 250 фанерных панелей 1,2х2 метра. Общая ширина панно – 60 метров, высота – 10 метров. Над его созданием Дюфи работал 4 месяца вместе со своими братьями. Это панно изображает историю электричества и портреты сотни знаменитых учёных. После выставки Дюфи не согласился продать панно по частям. Сегодня оно хранится в Музее современного искусства в Париже, где экспонируется лишь его часть.Создание панно было своего рода кульминацией творчества Рауля Дюфи. Начиная с конца 30-х его работоспособность резко снижается из-за прогрессирующего полиартрита. Большие полотна художнику уже не под силу, он занимается графикой и станковой живописью.
В конце 40-х-начале 50-х Дюфи проходит курсы лечения в Испании и США. Чувствуя приближение смерти, художник торопиться закончить начатые полотна. Некоторые из них демонстрируются на Венецианском биеннале в 1952-м году, где Рауль Дюфи получают Гран-при и отдаёт её в пользу молодых художников.
Рауль Дюфи. "Семья Кесслер на лошадях".
Рауль Дюфи. "Семья Кесслер на лошадях".
23 марта 1953-го года Рауль Дюфи умер в деревне Форкалькье в Провансе. Похоронен в Ницце. Спустя три месяца после смерти художника Национальный музей современного искусства в Париже организовал крупную ретроспективу творчества Рауля Дюфи.
Рауль Дюфи. "Афродина и бабочки"
Рауль Дюфи. "Афродина и бабочки"
Рауль Дюфи. "Натюрморт". 1941
Рауль Дюфи. "Натюрморт". 1941

Комментариев нет:

Отправить комментарий