ХУДОЖНИК ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕРОВ



Никита Пустосвят. Спор о вере

Великий русский художник, не менее великий педагог, который вырастил больше десятка действительно больших живописцев.


Василий Григорьевич родился в декабре 1833 года. Отец художник барон Криденер в те времена служил прокурором в забытой богом сибирской губернии, а мать, Акулина Иванова, была Тобольской мещанкой. На момент рождения Василия родители в браке не состояли и к маленькому человечку на долгие годы приклеилось позорное «незаконнорожденный».

Буквально несколько месяцев спустя после рождения ребенка родителя обвенчались, но ни фамилию, ни титул барон своему сыну передать не смог. Так Вася стал Перовым – это прозвище мальчик получил от своего первого учителя-дьячка, который восхищался изящным почерком ученика.

Достоверно известно, что Василий Перов был приписан к мещанам города Арзамаса. Почему Арзамаса?

Барон Кридинер был человеком весьма не сдержанным на язык – любим колкие и едкие шутки, да и за словом в карман не лез. Пошутил в адрес губернатора и потерял место прокурора – семья перебралась в Архангельск. В Архангельске папенька написал сатирические стишки уже про архангельскую губернскую администрацию – пришлось ехать в Петербург, потом – в Ливонские губернии, Самару и Арзамас. В Арзамасе семейство поселилось у родственников.

В период арзамаского жития-бытия барон получил место управляющего крупным имением, что предполагало обретение постоянного места жительства при имении. Василия определили в частную школу Ступина (в Арзамасе) и два раза в неделю мальчик посещал занятия. Через три месяца обучение живописью закончилось – старшие товарищи пригласили 13-летнего Васеньку на именины к некоей местной прелестнице, а после вечеринки извозчик привез домой совершенно пьяного «живописца» . На этом обучение закончилось.

А несколько месяцев спустя барон в очередной раз потерял место – не смог сдержаться и колко пошутил. Семья перебралась к родственникам в Арзамас и это печальное событие позволило Василию Перову продолжить обучение живописью – мама согласилась отпустить «ребенка» в школу, поскольку теперь он был под постоянным надзором.

В 1853 году Перов поступил в Московскую школу живописи и ваяния в класс известного художника и педагога Васильева, которые сразу же отметил большой талант у нового ученика. Уже во время учебы Василий получил свою первую серебряную медаль за один из своих эскизов. Медалей будет ещё много, но ту первую медаль художник с особой теплотой вспоминал до конца своей жизни.

А последней работай в Московской школе живописи стала картина «Первый чин», за которую Перов получил малую золотую медаль.


Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы. Литография
ПЕРВЫЕ КАРТИНЫ ВАСИЛИЯ ПЕРОВА

Прошло совсем немного времени и в обществе начинают активно обсуждать работы некоего молодого художника Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах», «Проповедь на селе», — унаследовал художник от папеньку страсть к колкой шутке. Именно так восприняло картины художника общество и Священный синод. Скандал удалось замять вручением Василию Перову золотой медали и стипендии на обучение в Европе за государственный счет.


Сельский крестный ход на Пасхе


Чаепитие в Мытищах, близ Москвы


Проводы покойника


Трапеза

Перов отчаянно скучает за границей – для вдохновения ему не хватает России. Тем не менее, Василий много работает, пишет несколько очень интересных картин, а ещё пишет прошения с просьбой разрешить ему вернуться на Родину. В конце концов, его просьбы были удовлетворены.

Вернувшийся в Россию Перов, очень скоро, поражает публику своими новыми картинами – каждая следующая представленная публике работа с восторгом встречается любителями живописи, а особенно молодежью и прогрессивными литераторами. А консерваторы негодуют. «Тройка», «Деревенские похороны», «Утопленница», «Последний кабак у заставы» — эти работы обличают, заставляют задуматься о жизни народа.


Тройка


Последний кабак у заставы


Утопленница

Но художник пишет не только «слезницы», но и картины достаточно позитивные, с юмором рассказывающие о жизни простых людей. Это знаменитые «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов», «Голубятник», картины которые просто лучатся радостью и весельем.


Птицелов


Охотники на привале


Голубятник

В 1866 году Перов дослужился до степени академика живописи, в 1870 – он уже профессор, а потом и преподаватель знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были: А.П. Рябушкин, М.В. Нестеров, С.А. Коровин, Н.А. Касаткин. За одиннадцать лет преподавательской деятельности Василий Григорьевич Перов стал учителем для огромного количества талантливых юношей, которые впоследствии прославили русскую живопись.

Некоторое время художник работал с Товариществом передвижных художественных выставок, но вскоре разочаровался в товариществе, увлекся портретом, начал писать картины на исторические и мифологические темы.


На железной дороге


Рыбаки. (Священник, дьякон и семинарист).


Отпетый

Однако, историческая и мифологическая живопись Перова была принята прохладно, чего нельзя сказать о портретах, которые действительно поразили критиков и искусствоведов, которые заговорили не только о высочайшем художественном уровне, но и о глубоком психологическом подтексте каждой работы.


Портрет драматурга А.Н.Островского


Портрет писателя Ф.М.Достоевского


Портрет писателя Владимира Ивановича Даля

Увы, но Господь Бог отмерял художнику короткий век – Василий Григорьевич заболел чахоткой и в июне 1882 года художника не стало. Его прах был похоронен на кладбище Донского монастыря.

Комментариев нет:

Отправить комментарий