Василий Садовников как зеркало жизни имперской столицы

Картины крепостного художника княгини Натальи Голицыной, ставшей прототипом пушкинской "Пиковой дамы", впервые покажет широкой публике Государственный музей истории Санкт-Петербурга. В выставочных залах особняка Румянцева  открывается выставка произведений Василия Садовникова...

Выставка, называющаяся «Петербургский художник Василий Садовников (1800 - 1879)», представляет 100 произведений В. С.  Садовникова из собрания  Государственного музея истории Санкт-Петербурга: рисунки самого художника  и выполненные по его рисункам литографии  1830—1860-х годов, в том числе знаменитая «Панорама Невского проспекта».

Василий Семёнович Садовников родился в семье крепостных крестьян княгини Н. П. Голицыной (она стала прототипом знаменитой «пиковой дамы» в одноименном произведении А. С. Пушкина). До 1838 года, будучи уже  известным художником Садовников оставался крепостным.

Освободил семью Садовниковых после смерти княгини ее сын, князь Д. В. Голицын.  В том же году Садовников подал прошение в Совет Академии художеств о присвоении ему звания свободного художника.  В нем он указал, что занимался перспективной живописью «сам собою». За работу «Интерьер парадной лестницы Академии художеств», Садовников получил звание свободного неклассного художника.

Большая часть художественного наследия В. С. Садовникова — это виды   Петербурга и его окрестностей.  Изображения  набережных, улиц, площадей, архитектурных и скульптурных памятников российской столицы и ее пригородов первой половины XIX века занимают значительное место и на выставке в особняке Румянцева.

Среди них и самая известная работа художника  —  «Панорама Невского проспекта» (1835) , на которой изображен каждый дом на Невском проспекте от  начала до Аничкова моста. Это удивительное по тщательности исполнения и достоверности художественное произведение.

Над ним художник работал пять лет. На выставке представлены сделанные по рисункам В. С. Садовникова литографии, склеенные в две длинные ленты, каждая из которых представляет одну из сторон Невского проспекта:  правая  —  более 7 метров (из 14 листов) и левая  — более 8 метров (из 16 листов).

Галерею городских видов на выставке дополняют выполненные В. С. Садовниковым изображения Москвы, Новгорода, Вильно (Вильнюса), Ковно (Каунаса), Гельсинфорса (Хельсинки), Свеаборга (Суоменлинны).

Особый интерес вызывают акварели и рисунки художника, запечатлевшие исторические события: въезд коронационной процессии в Спасские ворота Кремля во время коронации императора Александра II в 1856 году, освящение Исаакиевского собора в 1858 году, торжественное открытие памятника императору Николаю I на Мариинской площади в 1859 году,  открытие памятника Тысячелетия России в Новгороде в 1862 году и др.

Эти работы с документальной точностью зафиксировали происходившие события. Художник всегда работал с натуры: делал подготовительные рисунки, иногда подписывая над изображением необходимые для дальнейшей работы сведения: цвет костюма или неба, количество рядов в военном строю и т.д. А затем в мастерской раскрашивал рисунки акварелью.

В творчестве художника немаловажное место занимала жанровая тематика. Уличные жанровые сцены присутствуют в его пейзажах, выдвигаются на первый план, когда изображаются городские события. Художник часто использовал обороты листа, зарисовывая типажи, встречающиеся на улицах.

Его интересовали не только костюмы, но и характерные позы, движения. Внимание художника привлекал и наездник, и стекольщик, и шарманщик, и строители, играющие дети и крестьяне, торгующие в городе. Эти зарисовки — ценный материал для изучения петербургского быта 1830 — 1860 годов.

На выставке можно увидеть выполненные по рисункам В. С. Садовникова литографии, запечатлевшие петербургских уличных торговцев: разносчика апельсинов, цветочника, зеленщика, мясника и других.

Для детей подготовлена специальная программа. Юные посетители смогут совершить увлекательное путешествие с маршрутным листом по Петербургу середины XIX века. 
Василий Садовников как зеркало жизни имперской столицы
Василий Садовников как зеркало жизни имперской столицы
Василий Садовников как зеркало жизни имперской столицы
Василий Садовников как зеркало жизни имперской столицы
Василий Садовников как зеркало жизни имперской столицы

Комментариев нет:

Отправить комментарий