Нераскаявшийся грешник: за что Льва Толстого отлучили от Церкви




Лев Толстой
В 1901 г. случилось событие, породившее множество домыслов и имевшее значительный резонанс в обществе, – писателя Льва Толстого отлучили от Русской Православной Церкви. Вот уже более ста лет длятся споры о причинах и масштабах этого конфликта. Лев Толстой стал единственным литератором, отлученным от Церкви. Но дело в том, что ни в одном из храмов анафема ему не провозглашалась.




*Нераскаявшийся грешник*, отлученный от Церкви
«Анафема» состоит в лишении церковного общения, анафеме предавали еретиков и нераскаявшихся грешников. При этом отлучение от церкви подлежит отмене в случае покаяния отлученного. Однако в акте об отлучении Льва Толстого термин «анафема» не употреблялся. Формулировка была куда более деликатной.




А. Соломатин. Беседа о религии, 1993
Газеты опубликовали Послание Священного Синода, в котором говорилось: «Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной». По сути, это была констатация отречения от церкви самого писателя.




Единственный отлученный от Церкви русский писатель
Лев Толстой действительно в течение длительного времени проповедовал идеи, кардинально расходившиеся с православным учением. Он отвергал веру в Святую Троицу, считал невозможным непорочное зачатие Девы Марии, подвергал сомнению божественную природу Христа, называл мифом Воскресение Христово – в целом, писатель пытался найти рациональные объяснения основным религиозным постулатам. Его идеи имели такое влияние в народе, что они даже получили свое наименование – «толстовщина».




Лев Толстой
В ответ на определение Священного Синода Лев Толстой опубликовал свое послание, в котором писал: «То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо. …И я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же – собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианского учения. …То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо».




Лев Толстой рассказывает внукам сказку
Толстой не был единственным писателем, открыто выступавшим против Церкви. Чернышевский, Писарев, Герцен также высказывались критично, однако в проповедях Толстого видели больше опасности – у него было много последователей среди тех, кто был в числе убежденных христиан. Больше того, он сам считал себя истинным христианином и пытался изобличить «ложное» учение.




Единственный отлученный от Церкви русский писатель
Реакция общества на отлучение Толстого была неоднозначной: кто-то негодовал на Синод, кто-то публиковал в газетах заметки о том, что писатель принял «сатанинский облик». За этим событием последовали заявления в Синод с просьбой об отлучении от разных лиц. Толстой получал как сочувственные письма, так и письма с призывами опомниться и покаяться.




*Нераскаявшийся грешник*, отлученный от Церкви
Сын Толстого, Лев Львович, говорил о последствиях этого события: «Во Франции говорится часто, что Толстой был первой и главной причиной русской революции, и в этом есть много правды. Никто не сделал более разрушительной работы ни в одной стране, чем Толстой. Отрицание государства и его авторитета, отрицание закона и Церкви, войны, собственности, семьи. Что могло произойти, когда эта отрава проникла насквозь мозги русского мужика и полуинтеллигента и прочих русских элементов. К сожалению, моральное влияние Толстого было гораздо слабее, чем влияние политическое и социальное».




Лев Толстой

Источник: http://www.kulturologia.ru/

«Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения


Сандро Боттичелли, «Весна».
Эпоха Возрождения подарила человечеству невероятные по красоте полотна. Причём многие из них содержат скрытые символы и смыслы. Один из таких шедевров - «Весна» Сандро Боттичелли. В этой прекрасной картине скрыто гораздо больше, чем кажется. О некоторых символах и аллегориях этого удивительного полотна и пойдет речь в этом обзоре.



Сандро Боттичелли «Primavera», 1478 год.
Сандро Боттичелли писал «Весну» (Primavera) по заказу Лоренцо Медичи. Картина должна была стать его свадебным подарком для еще одного из этого знатного рода – троюродного брата Лоренцо ди Пьерфранческо. Картина стала не просто изображением одного из любимых в то время мифологических сюжетов, а философским напутствием будущему браку. Практически все элементы «Весны» содержат те или иные символы или аллегории.



Венера - богиня любви.
Венера изображена в самом центре картины в апельсиновой роще (именно это дерево было символом семьи Медичи). Но это не блистательная и роковая богиня, а скромная замужняя женщина (что можно понять по ее фате). Ее правая рука занесена в благословляющем жесте. Когда Боттичелли передавал свое творение Лоренцо, то он акцентировал внимание именно на фигуре Венеры. Если тому удастся сочетаться браком со столь благородной богиней, то жизнь его будет сладострастной и счастливой.

Три Грации.
Три Грации олицетворяют женские добродетели: Целомудрие, Красоту и Наслаждение. Жемчужины на их головах символизируют чистоту. Грации вроде бы и в одном хороводе, но движения их разобщены. Целомудрие и Красота изображены спереди, а Наслаждение - спиной, и ее внимание приковано к Меркурию.



Меркурий, олицетворяющий месяц май.
Меркурий в мифологии олицетворял разум и красноречие. В Древнем Риме ему был посвящен месяц май, названный в честь матери божества нимфы Майи. К тому же свадьба Лоренцо ди Пьерфранческо была назначена именно на этот месяц.



Нимфа Хлорис и Зефир.
Для того, чтобы изобразить Весну, Боттичелли представил целый три фигуры. Эта была отсылка к мифу о том, как весенний ветер Зефир влюбился в нимфу Хлорис и тем самым превратил ее в богиню цветения Весну. Изо рта Хлорис слетает барвинок (символ верности), который становится продолжением следующей фигуры. Так художник показал превращение нимфы в богиню. Кроме этого, эта композиция стала символом первого весеннего месяца.



Флора - богиня цветения.
Весна (Флора) предстала на картине в образе юной девы в наряде, украшенном цветами. Неспешно выступая, она разбрасывает розы (так это делали на свадьбах). Цветы на платье так же выбраны не случайно. Васильки – это символ приветливости, лютики – богатство, ромашка – верность, а земляника – нежность. 



Амур,прицелившийся одну из Граций.
Над головой Венеры изображен ее сын Амур, который целится в одну из Граций. Глаза его завязаны - любовь слепа. По одной из версий, Сандро Боттичелли в образе Амура изобразил себя. 

Источник: http://www.kulturologia.ru/

Дом-музей Шекспира будет открыт для публики



Благодаря проведенным раскопкам стало известно, как выглядел дом Шекспира в его родном городе Стратфорд-на-Эйвоне, разрушенный в XVIII веке. Вниманию публики его представят в июле, пишет buro247.ru.

О том, что археологические раскопки позволили установить, как именно выглядел дом драматурга, сообщает The Guardian. Особняк в  Стратфорд-на-Эйвоне Шекспир купил, сделав состояние на лондонской сцене. В 1759 году он был разрушен вспыльчивым Рэфом Фрэнсисом Гастеллом, решившим поспорить с властями относительно налогов.

Однако теперь благодаря проведенным на месте раскопкам мы знаем, где находилась кухня, а где стоял камин. Помогал в исследованиях и сохранившийся с XVIII века эскиз, созданный уже после того, как дом был разрушен. Как выяснилось, фасад, который можно увидеть с улицы, относится не к основному особняку. Джули Кроушоу, руководящая проектом, называет его «шекспировским домом для вечеринок» — с хорошо продуманным пространством и большим количеством гостевых комнат.

Мероприятия по восстановлению дома приурочены к торжественной дате — 400-летию со дня смерти драматурга. Для публики дом-музей Шекспира откроется в июле.
 

 
 

В МИРЕ СОЛНЦА И ЦВЕТОВ. ГАЛИНА ЧУПРАКОВА-КАЗАКОВА





Работы этого художника более известны любителям живописи из Америки и Японии. А в России Галина Чупракова-Казакова (и её картины) практически не известна.





Она родилась в советском Ташкенте, закончила Государственный художественный институт в Киеве, более 14 лет жила в Петербурге. Она часто вспоминает двор-колодец, туманы, дожди, серые облака и свою тоску по яркому чистому солнцу.

Поэтому на её картинах нет дождливых дней и хмурых серых вечеров. Солнце, яркие краски, простор, теплый душистый ветер и цветы.




http://svistanet.com/

СТАРЫЕ УЛИЦЫ МОСКВЫ. ХУДОЖНИК ВИКТОР ЛУКЬЯНОВ

старая Москва Виктор Лукьянов - 01
Какой была Москва пятьдесят лет назад? Улицы, люди, воздух и история той Москвы на картинах Виктора Лукьянова.
Виктор родился в 1957 году в городе Москве. Я не буду перечислять все награды и достижения этого художника. Их действительно очень много. Награды российские и зарубежные. Меня удивил тот факт, что творчество художника известно очень узкому кругу любителей живописи. Можно сказать, профессиональных любителей живописи.
Я могу объяснить это явление современной модой – нужно что-то яркое, эпатажное, скандальное. А работы Виктора – это уже классика, которая требует более тонкого ощущения и понимания.
старая Москва Виктор Лукьянов - 02
старая Москва Виктор Лукьянов - 03старая Москва Виктор Лукьянов - 04старая Москва Виктор Лукьянов - 05старая Москва Виктор Лукьянов - 06старая Москва Виктор Лукьянов - 07старая Москва Виктор Лукьянов - 08старая Москва Виктор Лукьянов - 09старая Москва Виктор Лукьянов - 10старая Москва Виктор Лукьянов - 11старая Москва Виктор Лукьянов - 12старая Москва Виктор Лукьянов - 13

ЮМОР, ПРОВОКАЦИЯ ИЛИ ПРАВДА ЖИЗНИ. ВИКТОР ЛЯПКАЛО

женский образ Виктор Ляпкало - 01
Его картины не брали на выставки во времена СССР, а зарубежная публика им просто рукоплескала. Дамы на его картинах, в основном, обладают вызывающе пышными формами и изображены, иногда, совсем не в целомудренных позах (без паники! В этой галерее дамы держат себя в руках, но детям до 18 – лучше не смотреть).

Так вот, Союз Художников России до начала девяностых картины Виктора Ляпко на выставки не брал (как бы чего не случилось. А вдруг какого-нибудь правоверного коммуниста инфаркт хватит). История совсем печальная. А с другой стороны – всё хорошо закончилось. Чего печалится-то.
Сам художник расстроенным не выглядит – весел, загадочен, усат и молод душой (в галерее есть несколько работ-автопортретов).
женский образ Виктор Ляпкало - 02
Виктор Родился в 1956 году в городе Ухте (это в Республике Коми), окончил Саратовское художественное училище, учился на факультете живописи в ЛИЖСА имени И.Е. Репина, стал профессиональным художником и педагогом.
Приняли художника Ляпкало в Союз Художников Санкт-Петербурга, с огромным удовольствием приглашают на выставки – зрители довольны, картины продаются и, как обычно я пишу в подобных публикациях (и это правда) находятся в коллекциях живописи во всех странах мира.
Есть у Виктора почитатели, которые не считают работы автора неприличными. Да, он редко пишет худосочных моделей. Ему больше нравятся кустодиевские барышни: ароматные, живые, веселые. 
женский образ Виктор Ляпкало - 03
женский образ Виктор Ляпкало - 04женский образ Виктор Ляпкало - 05женский образ Виктор Ляпкало - 06женский образ Виктор Ляпкало - 07женский образ Виктор Ляпкало - 08женский образ Виктор Ляпкало - 09женский образ Виктор Ляпкало - 10женский образ Виктор Ляпкало - 11женский образ Виктор Ляпкало - 12женский образ Виктор Ляпкало - 13женский образ Виктор Ляпкало - 14женский образ Виктор Ляпкало - 15женский образ Виктор Ляпкало - 16женский образ Виктор Ляпкало - 17женский образ Виктор Ляпкало - 18женский образ Виктор Ляпкало - 19женский образ Виктор Ляпкало - 20женский образ Виктор Ляпкало - 21