Гумилев vs Волошин: последняя в ХХ веке дуэль поэтов


Гумилев vs Волошин: последняя в ХХ веке дуэль поэтовВ 1837 г. на Черной речке под Санкт-Петербургом состоялась роковая дуэль Пушкина с Дантесом. Спустя 72 года на том же месте Максимилиан Волошин и Николай Гумилев стрелялись на пистолетах середины ХІХ в., также из-за женщины. В начале ХХ в. дуэли уже считались анахронизмом, поединки поэтов Серебряного века, как правило, обходились без кровопролития и до применения оружия не доходили. Но дуэль Волошина и Гумилева действительно состоялась и стала последним поединком поэтов ХХ в.


Гумилев vs Волошин: последняя в ХХ веке дуэль поэтов
Николай Гумилев
Николай Гумилев познакомился с молодой поэтессой Лизой Дмитриевой в 1907 г. в Париже, а весной 1909 г. они снова встретились в Петербурге. Между ними вспыхнули чувства, о которых Дмитриева писала так: «Это была молодая звонкая страсть. «Не смущаясь и не кроясь я смотрю в глаза людей, я нашел себе подругу из породы лебедей», – писал Н. С. на альбоме, подаренном мне. Мы стали часто встречаться, все дни мы были вместе и друг для друга. Писали стихи, ездили на «Башню» и возвращались на рассвете по просыпающемуся розовому городу. Много раз просил меня Н. С. выйти за него замуж, никогда не соглашалась я на это; в это время я была невестой другого».
Гумилев vs Волошин: последняя в ХХ веке дуэль поэтов
Е. Дмитриева – девушка, из-за которой произошла дуэль
В мае 1909 г. Гумилев с Дмитриевой поехали в Коктебель к Максимилиану Волошину. Неожиданно образовался любовный треугольник. Девушка признавалась: «Судьбе было угодно свести нас всех троих вместе: его, меня и М. Ал. – потому что самая большая любовь моя в жизни, самая недосягаемая, это был Максимилиан Александрович. Если Н. Ст. был для меня цветением весны, «мальчик», мы были ровесники, но он всегда казался мне младше, то М. А. для меня был где-то вдали, кто-то никак не могущий обратить свои взоры на меня, маленькую и молчаливую». «Недосягаемый» поэт ответил Дмитриевой взаимностью, и Гумилеву пришлось уехать из Коктебеля в одиночестве.
Гумилев vs Волошин: последняя в ХХ веке дуэль поэтов
Слева – Б. Кустодиев. Портрет поэта М. Волошина, 1924. Справа – О. Делла-Вос-Кардовская. Портрет поэта Гумилева, 1909
В Петербурге эта история имела продолжение. На страницах нового журнала «Аполлон» появились стихи загадочной поэтессы Черубины де Габриак. Все о ней слышали, но никто никогда ее не видел. Как оказалось, эта самая громкая мистификация Серебряного века была устроена Волошиным, чтобы привлечь внимание к его возлюбленной, начинающей поэтессе Елизавете Дмитриевой. Тайна раскрылась, и все узнали, что загадочная иностранка с трагической судьбой – на самом деле обыкновенная русская девушка.
Гумилев vs Волошин: последняя в ХХ веке дуэль поэтов
Черубина де Габриак, она же – Елизавета Дмитриева
16 ноября 1909 г. Гумилев предпринял последнюю попытку вернуть Дмитриеву: поэт сделал ей очередное предложение и опять получил отказ. После этого появились слухи о том, что Гумилев якобы рассказывает в грубых выражениях о подробностях их с Дмитриевой романа. Волошин не мог на это не отреагировать. Через 2 дня он привселюдно дал обидчику пощечину – это расценивалось как вызов на дуэль. Алексей Толстой был свидетелем этой сцены, а потом и секундантом Волошина. Позже он встал на сторону Гумилева: «Я знаю и утверждаю, что обвинение, брошенное ему, – в произнесении им некоторых неосторожных слов – было ложно: слов этих он не произносил и произнести не мог. Однако из гордости и презрения он молчал, не отрицая обвинения, когда же была устроена очная ставка и он услышал на очной ставке ложь, то он из гордости и презрения подтвердил эту ложь».
Гумилев vs Волошин: последняя в ХХ веке дуэль поэтов
Максимилиан Волошин
Дуэль состоялась 22 ноября 1909 г. Оба дуэлянта опоздали: автомобиль Гумилева застрял в снегу, а Волошин потерял в сугробе калошу и долго ее разыскивал. Гумилев требовал стреляться на расстоянии пяти шагов, до смертельного исхода. Секунданты не допустили этого, и А. Толстой отмерил 25 шагов. Пистолеты пушкинского времени были мало приспособлены для стрельбы в сырую погоду. К тому же дуэлянты не умели как следует обращаться с оружием. Оба сделали по 2 выстрела: Гумилев целился в противника, но промахнулся, а Волошин стрелял в воздух. На этом дуэль была остановлена. К счастью, дело обошлось без кровопролития.
Гумилев vs Волошин: последняя в ХХ веке дуэль поэтов
Последние поэты-дуэлянты Серебряного века – Николай Гумилев и Максимилиан Волошин
На следующий день во всех газетах писали об этой «смехотворной дуэли». Большинство обвиняло Волошина, но высмеивали обоих. Саша Черный назвал Макса Волошина Ваксом Калошиным, и это прозвище моментально стало известно во всем Петербурге. Каждый из дуэлянтов был наказан штрафом в 10 рублей. У Дмитриевой после случившегося наступил творческий кризис, она ничего не писала в течение 5 лет. В 1911 г. она вышла замуж и уехала в Туркестан. Примирения между двумя поэтами так и не состоялось.
Гумилев vs Волошин: последняя в ХХ веке дуэль поэтов
Максимилиан Волошин

10 дзен-открыток с мудростями буддийских монахов



Дзен – это мудрая школа созерцания, которая учит человека жить «сейчас», ради любви и радости, в гармонии с собой, не привязываться ни к чему. Мы собрали мудрости буддийских монахов, которые заставят задуматься о том, что, возможно, стоит изменить отношение к жизни.






































Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/141016/31791/

От миллионера до заключенного: почему самый известный меценат конца XIX в. Савва Мамонтов попал в тюрьму и разорился



И. Репин. Портрет С. И. Мамонтова, 1880. Фрагмент | Фото: liveinternet.ru
Савва Мамонтов, со дня рождения которого 15 октября исполняется 175 лет, был одним из самых выдающихся деятелей конца XIX в. Он построил одну из первых железных дорог в России и быстро разбогател. В историю Мамонтов вошел не только как крупный промышленник, но и как покровитель искусств: его усадьба в Абрамцево была центром культурной жизни того времени, там гостили художники В. Васнецов, М. Врубель, И. Репин, И. Левитан, В. Серов, В. Суриков, композиторы С. Рахманинов и Н. Римский-Корсаков. В постановках его домашнего театра играл К. Станиславский, а в его частной опере пел Ф. Шаляпин. Но на склоне лет Мамонтов попал в тюрьму, разорился и лишился почти всех друзей и близких.




И. Репин. Портрет С. И. Мамонтова, 1878. Фрагмент | Фото: liveinternet.ru
Савва Мамонтов занимался предпринимательской деятельностью с 20 лет. Его деловая хватка позволила довольно быстро заработать крупное состояние на железнодорожном строительстве. По его инициативе были построены дорога Ярославль-Архангельск и Донецкая каменноугольная железная дорога. Однако его интересы этим не ограничивались. Несколько лет он провел в Италии, где занимался пением и изучал живопись.




Усадьба, церковь и мастерские в Абрамцево | Фото: artchive.ru
В 1870 г. он приобрел имение в Абрамцево, которое стало центром культурной жизни. Здесь собирались крупнейшие художники и музыканты, в творческой судьбе которых меценат принимал активное участие. В Абрамцево Врубель создал своего знаменитого «Демона», Васнецов писал «Богатырей» и «Аленушку», а Серов – портрет дочери Мамонтова, Веры, известный под названием «Девочка с персиками».




И. Репин, В. Суриков, С. Мамонтов, К. Коровин, В. Серов, М. Антокольский, 1880-е гг. | Фото: profilib.com



В столовой усадебного дома. Слева направо: Всеволод, Сергей, Александра и Андрей Мамонтовы, конец 1880-х гг. | Фото: artchive.ru
В 1878 г. здесь образовалось творческое объединение художников, которое вошло в историю искусства как «Абрамцевский художественный кружок». Члены кружка открыли две мастерские – керамическую и столярно-резчицкую, положившую начало абрамцевско-кудринской резьбе по дереву. Керамическую мастерскую основал М. Врубель, а резчицкой мастерской руководила Елена Поленова, создававшая волшебные иллюстрации к русским сказкам, она же организовала обучение в мастерской резчиков из окрестных сел.




Баня-теремок в Абрамцево | Фото: artchive.ru



В. Серов. Портрет С. И. Мамонтова, 1891. Фрагмент | Фото: liveinternet.ru
По вечерам в усадьбе устраивали чтения, а затем – любительские постановки в домашнем театре. В 1885 г. на свои деньги Савва Мамонтов основал Московскую частную русскую оперу, просуществовавшую до 1904 г. Тут ставили оперы Н. Римского-Корсакова, пели Ф. Шаляпин и И. Торнаги, дирижировал С. Рахманинов, а над декорациями работали М. Врубель, В. Поленов, В. Васнецов и К. Коровин.




Слева – Ф. Шаляпин и И. Торнаги. Справа – Ф. Шаляпин (в центре) на даче Саввы Мамонтова | Фото: litmir.co и hrono.ru



В. Поленов и С. Мамонтов, 1890-е гг. | Фото: artchive.ru



И. Репин. Портрет С. И. Мамонтова, 1879. Фрагмент | Фото: liveinternet.ru
Успешная предпринимательская деятельность Мамонтова не могла не раздражать завистников и недоброжелателей. В 1899 г. на него завели уголовное дело о растрате средств Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Деньги из одного предприятия Мамонтова переводились на счета другого его предприятия – гибнущего Невского механического завода. Предприятия юридически не были между собой связаны, и подобные финансовые операции были запрещены законом. Некоторые считали, что промышленник пострадал в результате интриг в высших эшелонах власти, где шла борьба за влияние между министром юстиции Н. Муравьевым и министром финансов С. Витте, оказывавшим поддержку Мамонтову. Другие утверждали, что промышленнику не могли простить его популярности и активности в культурной сфере. Позже все обвинения с него сняли, Мамонтов был оправдан судом присяжных, однако 5 месяцев ему пришлось провести в одиночной камере Таганской тюрьмы. Все его имущество было конфисковано и распродано. К моменту своего освобождения он был полностью разорен.




Слева – Савва Мамонтов, 1880-е гг. Справа – М. Врубель. Портрет С. И. Мамонтова, 1887 | Фото: abramtsevo.net и artchive.ru
Последние годы Мамонтов прожил в небольшом деревянном доме у Бутырской заставы. Большинство знакомых от него отвернулось, однако по-прежнему верными оставались друзья из мира искусства, которым он когда-то помогал. Его навещали В. Серов, В. Васнецов, К. Коровин, В. Поленов, В. Суриков, С. Дягилев, Ф. Шаляпин и другие. Жена, несмотря на все невзгоды, была ему предана до конца своих дней: хлопотала о его освобождении из тюрьмы и поддерживала после его возвращения. Трое из пятерых детей Мамонтова умерли. После длительной болезни в 1918 г. скончался и Савва Мамонтов.




В. Поленов. Осень в Абрамцеве, 1890 | Фото: artchive.ru



И. Репин. Летний пейзаж (В. А. Репина на мостике в Абрамцеве) | Фото: artchive.ru
В 1918 г. усадьба в Абрамцево была национализирована. На ее территории создали музей, которым руководила младшая дочь промышленника Александра Мамонтова. В советское время вокруг усадьбы вырос дачный поселок художников, где жили и работали В. Мухина, П. Кончаловский и др.




Известный промышленник и меценат Савва Мамонтов | Фото: newsprom.ru
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/151016/31785/

Соня Делоне – первая женщина-художница, удостоенная прижизненной персональной выставки в Лувре



Художник, дизайнер, модельер, иллюстратор Соня Делоне и ее картина *Танцовщица фламенко*, 1916 | Фото: artchive.ru и liveinternet.ru

Соня Делоне родилась в еврейской семье в Украине, выросла в России, а известной стала в Европе. Ее талант поистине многогранен: она писала картины, разрабатывала дизайн одежды и обуви, создавала театральные костюмы, занималась тюнингом автомобилей, иллюстрировала книги, ткала ковры и т.д. Соню Делоне считают основоположницей нового направления в авангардной живописи – орфизма, и крупнейшим мастером арт-деко.




Соня Делоне. Рынок в Миньо, 1915 | Фото: artchive.ru



Соня Делоне. Ритм цвета, 1957 | Фото: artchive.ru
Она родилась в 1885 г. в Украине и при рождении получила имя Сара Елиевна Штерн. С 5 лет девочка воспитывалась в семье дяди Генриха Терка, преуспевающего петербургского адвоката, и с тех пор стала именовать себя Соня Терк. Девочка занималась живописью, в которой с раннего возраста проявляла заметные успехи. В частной школе в Германии она получила классическое художественное образование, а во время каникул путешествовала по Европе, знакомясь с лучшими коллекциями музеев.




Девушки-модели в костюмах от Сони Делоне | Фото: mylitta.ru



Соня и Робер Делоне | Фото: mylitta.ru
В 20 лет Соня переехала в Париж, где продолжила обучаться живописи в Академии де ла Палетт. Она вращалась в кругу французской богемы и общалась с выдающимися живописцами своего времени. В 22 года ее работы уже выставлялись в Парижской галерее «Нотр-Дам Шан». В том же 1908 г. она по настоянию родных вышла замуж за немецкого коллекционера, галериста и критика В. Уде, но уже через год ушла от него к молодому художнику-абстракционисту Роберу Делоне. Под этой фамилией она и прославилась в Европе.




Оригинальный дизайн от Сони Делоне | Фото: liveinternet.ru



Соня Делоне с мужем | Фото: liveinternet.ru



Девушки-модели в костюмах от Сони Делоне | Фото: liveinternet.ru
В этот период Соня Делоне, помимо живописи, увлеклась созданием рисунков на ткани, вышивкой и оформлением интерьеров. Вместе с мужем они основали новое направление в искусстве, имя которому дал Гийом Аполлинер, – «орфизм», или «симультанизм». Они определяли его как «движение цвета в свете».




Соня Делоне. Электрические призмы, 1914 | Фото: artchive.ru



Соня Делоне. Португальский рынок, 1915 | Фото: artchive.ru
С помощью переплетения геометрических фигур и концентрических «солнечных кругов» они создавали яркие и динамичные композиции, передающие энергию движения и все тонкости цветовых сочетаний. Брак Сони и Робера был не только счастливым семейным союзом, но и продуктивным творческим тандемом. Соня говорила о своем муже: «Он дал мне форму, а я ему – цвет».




Художница Соня Делоне и ее работа *Электрические призмы* | Фото: liveinternet.ru и artchive.ru
Первым опытом Сони в дизайне стало одеяльце для сына, которое она сшила из разноцветных лоскутков. Сочетание абстрактных узоров, которые она назвала «симультанными контрастами», показалось ей оригинальной находкой для дизайна одежды. Свои идеи она вскоре воплотила в коллекции платьев и пальто в стиле арт-деко. Это была практическая реализация ее теории «симультанности» – создания эффекта движения с помощью контрастных цветов, размещенных рядом. Цвет, свет, динамизм и симультанность были основными заповедями творчества Сони и Робера Делоне.




*Симультанное* искусство Сони Делоне | Фото: liveinternet.ru



Соня Делоне. Ритм цвета | Фото: artchive.ru



Соня Делоне. Слева – *Певцы фламенко*. Справа – *Танцовщица фламенко*, 1916 | Фото: artchive.ru
Продуктивным стало знакомство и сотрудничество Делоне с Сергеем Дягилевым: Соня создавала эскизы костюмов и декораций для его театральных постановок, а Дягилев помог ей открыть собственный Дом моды в Мадриде – «Casa Sonia», а позже и «Delaunay» в Париже. Ее провозгласили ведущей представительницей стиля арт-деко, а главными ее находками считали «равновесие объема и цвета и великолепное чувство ритма».




Ярчайшая представительница стиля арт-деко и ее дизайнерские разработки | Фото: mylitta.ru



Слева – Соня Делоне в образе Клеопатры, 1918. Справа – ее эскиз костюма к балету *Клеопатра* | Фото: liveinternet.ru



Купальники и пальто с *симультанной* аппликацией от Сони Делоне | Фото: liveinternet.ru
В 1963 г. Соня Делоне передала в дар Франции 117 своих картин и Робера. А через год состоялась ее персональная выставка в Лувре – первая прижизненная экспозиция среди женщин-художниц. В 1975 г., в возрасте 90 лет Соня Делоне получила высшую награду Франции – Орден Почетного легиона.




*Симультанное* искусство Сони Делоне | Фото: liveinternet.ru



*Симультанное* искусство Сони Делоне | Фото: liveinternet.ru



Ярчайшая представительница стиля арт-деко, художница и дизайнер Соня Делоне | Фото: mylitta.ru
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/131016/31769/