«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»: неразгаданная тайна полотна Николая Ге, которое не показывают посетителям Третьяковки



Николай Николаевич Ге. «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы». (1874). Фрагмент.
Картина Николая Ге «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» - это самое выдающееся произведение русской исторической живописи 19 века, где Екатерина Алексеевна является героиней, играющей главную роль исторического сюжетного полотна. Судьба этой картины была предопределена современниками, которые ее не поняли и приняли как творческую неудачу. Уж слишком замысловатой и загадочной она казалась им. К сожалению, и в наши дни это полотно хранится в запасниках Третьяковской галереи и не является экспонатом основной экспозиции. Тем не менее интерес публики к ней огромен.


Николай Ге - выдающийся художник исторической и религиозной живописи

Говоря о Николае Ге нельзя обойти стороной историю происхождения такой необычной фамилии. Еще дед Николая, носивший фамилию Gay, приехал в Россию из Франции в конце 18 столетия. И ввиду высокого происхождения ему сразу же было пожаловано звание потомственного дворянина Российского государства.




Автопортрет. Николай Николаевич Ге. (1892).

Сам же Николай Ге был рожден в Воронеже в 1831 году. В три месяца от роду остался без матери, и до десяти лет воспитывался крепостной нянькой в деревне. В 1841 году поступил в киевскую гимназию, где педагоги сразу отметили выдающиеся способности гимназиста к рисунку и пророчили ему будущее художника. Но судьба мальчика была предопределена отцом, который видел его студентом физико-математического факультета.




«Саул у Аэндорской волшебницы». (1856). Автор: Николай Ге

Отучившись два года, Николай оставляет университет в Киеве и поступает в Императорскую Академию художеств в Петербурге. Он был одним из прилежных учеников Академии, и уже через семь лет, в 1856 году, был награжден Большой золотой медалью за полотно «Саул у Аэндорской волшебницы», что дало право молодому дарованию совершенствовать свое ремесло за границей за счет Академии. Николай Ге, проходя стажировку, посещает все страны западной Европы. И уже живя во Флоренции, напишет знаменитое свое полотно «Тайная вечеря», за которое Академия художеств удостоит художника звания профессора, минуя звания академика. И еще он был избран Действительным членом Императорской Академии художеств. А сама гениальная картина была куплена императором Александром II.




«Тайная вечеря». (1863). Автор: Николай Ге.

Но как бы не велики были почести и звания у художника, многие его картины не имели успеха, в том числе и полотно «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы».

И в 1875 году произойдет в жизни мастера момент, когда он полностью поменяет жизненную философию, решив, что искусство не может служить средством к существованию. Из-за материальных проблем Николай Ге покидает Петербург и селится на небольшом хуторе Черниговской губернии. Забросив живопись, художник занялся сельским трудом, а на досуге вопросами морали и религии.


Предистория лежащая в основе создания картины «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы».




«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы». Фрагмент. Автор: Николай Ге.

Чтобы понять сюжетную линию, заложенную автором в содержание этого произведения, нужно заглянуть в исторические события той эпохи.

25 декабря 1761 года умирает императрица Елизавета Петровна. Вечером того же дня Петр III, уже провозглашенный императором, устраивает радостное пиршество по такому случаю.




«Портрет Елизаветы Петровны». Автор: Вигилиус Эриксен

Организацию похорон новоиспеченный император доверил своей супруге. И в то время как Екатерина, облаченная в траур, все свое время уделяла устройству предстоящей церемонии погребения, Петр разъезжал по Петербургу, празднуя святки и принимая поздравления. Его поведение не только изумляло, но и возмущало жителей столицы.

Екатерина же эту ситуацию смогла очень ловко обыграть в свою пользу. Она очень тонко и умно проявила все свои лучшие качества души и характера, привлекая к себе внимание лучших сановников, вельмож, священнослужителей и военных. Которые не могли не заметить разницу между новым императором и новой императрицей.




Портрет императора Петра III. Автор: Л. Пфанцельт.

Так вспоминала события тех дней Е.Дашкова: «Императрица приходила почти каждый день и орошала слезами драгоценные останки своей тетки и благодетельницы. Ее горе привлекало к ней всех присутствующих. Петр III являлся крайне редко, и то только для того, чтобы шутить с дежурными дамами, подымать на смех духовных лиц и придираться к офицерам по поводу их пряжек, галстуков или мундиров».




Портрет Екатерины II (1763 год). Автор: Федор Рокотов.

И вот 25 января 1762 года, ровно через месяц после смерти, тело Елизаветы было погребено в Петропавловском соборе. А через пол года Екатерина захватила власть, по праву принадлежавшую мужу, Петру III, который лишился не только короны но и жизни.


Загадочная сюжетная линия полотна Николая Ге
Всего лишь одно мгновение из придворной жизни запечатлено на холсте, но в нем столько сказано. Есть такое мнение, что эта сюжетная картина написана мастером вовсе не по творческому вдохновению, а по каким то определенным событиям, подчиненным политическому подтексту. Но как бы там ни было оно наполнено глубочайшим смыслом, философским анализом и передает психологическую драму героев.




«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы». (1874).Автор: Николай Ге.

В плане нравственности Екатерина II для Николая Ге была совершенно «далека от идеала», невзирая на ее величие. Но мастер и не стремился ее осудить, он поставил себе иную задачу: «Мне хотелось изобразить здесь рознь между Екатериной II и Петром III»-, говорил он.

В основе сюжета запечатлен момент, когда у гроба Елизаветы Петровны, находящегося за пределами холста, произошла встреча супругов императора Петра III в сопровождении фавориток и Екатерины II, сопровождаемой Е.Дашковой. Одно лишь мгновение... и они разошлись в разные стороны.

Это произведение чрезвычайно интересно с композиционной точки зрения , где контрастируют две женских фигуры в трауре на первом плане картины с уходящими фигурами Петра III и его приближенных, прописанными в глубине холста. Но эффект контраста состоит не только в разнонаправленности двигающихся фигур и многоплановости пространства, но и цветовом решении.




«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы». Фрагмент. Автор: Николай Ге.

Образ Екатерины, являющийся центром композиции, освещен пламенем свечей, а выражение ее лица, "холодное и даже надменное, – она как бы ухмыляется своей сдержанной улыбкой – демонстрирует ее безусловное превосходство над ситуацией.Она в траурном платье с широкой орденской лентой из красного муара, приближается к воображаемому гробу.

Герой третьего плана Петр III изображен со спины, поспешно удаляющимся со своими фаворитками и приближенными. Он одет в парадный белый мундир (прусского образца),совершенно не соответствующий траурному настроению, и с голубой орденской лентой через плечо.




«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы».Фрагмент. Автор: Николай Ге

Продолжая трактовать это историческое полотно приближаемся к его разгадке.
Центральная обособленная фигура императрицы изображена спиной ко всем присутствующим. ЕЕ взгляд предвещает перемены, которые она готовит своему незадачливому супругу, ведь не зря рядом с Екатериной художник изобразил солдата, готового защитить новую императрицу.
А уходящая группа фигур из траурного зала во главе с Петром, повернутая к зрителю спинами - уходила навсегда и не только из политической жизни страны.

Группа же второго плана повернутая лицами символизировала новую эпоху: здесь
Екатерина Дашкова, Никита Панин, Кирилл Разумовский, Никита Трубецкой, которые пойдут за Екатериной.




«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы». Фрагмент. Автор: Николай Ге

В этом художественном произведении великий живописец проявил себя не просто отменным художником, удивительно изобразившим переход от дневного света к тусклому огню свеч – через темноту, но и скрупулезным исследователем, сохранившим точность исторических деталей. И на этом уровне картина Николая Ге — настоящий исторический шедевр.

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/030917/35823/

Комментариев нет:

Отправить комментарий