Художественные таланты представителей рода Романовых



Род Романовых.
Большинство людей часть своей жизни посвящают различным занятиям и увлечениям, не связанных с основным видом деятельности. Русские правители самодержцы семьи Романовых так же не были исключением. Поэтому после их жизни осталось немалое наследие, посвященное художественному творчеству, в том числе и живописи.


Петр I - царь государства российского. (1672-1725)



Русский царь - Петр I.
Перечислять все увлечения величайшего реформатора России Петра I - дело неблагодарное, так как увлекался он и строительством кораблей, и сапожничеством, и стоматологией (иногда государю приходилось и зубы придворным рвать). А однажды взялся лапоть сплести, но с досадой забросил это дело и сказал: «что нет ремесла мудренее».




Чарка князя Гагарина.

А вот в 1709 году государь самостоятельно выточил на точильном станке деревянную чарку из ореха. Свидетельством его авторства является надпись на латыни и на русском: «Се рукоделие императора российского великого Петра Алексеевича» . Эта чарка была пожалована князю Матвею Гагарину в ознаменование победы Полтавской битвы. В свою очередь Матвей Гагарин отделал дорогой подарок золотом и украсил драгоценными камнями. На сегодняшний день презент царя хранится в Петербургском Историческом музее.


Мария Федоровна (супруга императора Павла I). (1759-1828)



Мария Федоровна (жена Павла I)

София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская — немецкая принцесса, вторая жена государя Павла I, невестка Екатерины II и мать будущих царей Александра I и Николая I, была великолепно образована, имела навыки к различным видам искусства и ремесел.

Много лет ей пришлось жить при дворе Екатерины в роли княгини. Одаренная множеством талантов Мария Федоровна, не страдая от скуки, увлекалась пением и игрой на клавикордах, вышивкой гладью и живописью, лепкой и вытачиванием статуэток из янтаря и слоновой кости, резкой камей из камня и стекла. А еще она освоила технику отлива из металла при помощи восковых форм. Ее можно было по праву назвать одной из первых художниц Русского государства.

К шестидесятилетнему юбилею императрицы Мария Федоровна сделала камею с ее профилем, олицетворяющим богиню Минерву. Идея изображения сфинкса на шлеме принадлежит самой княгине. В наши дни камея хранится в Эрмитаже в Питере.




Портрет Екатерины II в образе Минервы. 1789.


Николай Павлович (император Николай I). (1796-1855)



Николай I

Все дети Марии Федоровны были с детства обучены художественному искусству, при том как девочки, так и мальчики, которым была под силу не только техника рисунка и акварели, но и более серьезные жанры: гравюра и рельефы.




«Трубач». / «Унтер-офицер».
Гравюра на меди.

Так, в юности будущий император Николай I любил создавать гравюры на меди, а затем разукрашивать их акварелью. А будучи уже у власти, он разрабатывал эскизы обмундирования для российской армии. Увлечение императора было так велико, что он мог днями и ночами работать над ними, дорабатывая и совершенствуя.




«Автопортрет в образе восточного всадника»

После него остались и графические рисунки, которые были выполнены достаточно мастерски, со знанием перспективы, композиции и градации света и тени.




«В трактире».




«На балу».


Александр Александрович ( император Александр III) (1845-1894)



Александр III.

Александр III был сыном императора Александра II, внуком Николая I и правнуком Марии Федоровны, со времен которой и повелось в роду Романовых увлечение различными искусствами.
В Государственном архиве РФ хранятся рисунки будущего императора. Один из них подписан: «1856 год, 20 сентября. Павлику от Саши», нарисованный им в 11 лет. Морской пейзаж был изображен на очень достойном уровне, так как мальчик обучался технике живописи у профессора Н.Тихобразова.




Морской пейзаж. 1856.

Позже будущий император во время путешествия по России будет брать уроки у художника-мариниста А. Боголюбова и создаст ряд путевых зарисовок, которые в данное время хранятся в Павловске. И уже будучи отцом семейства, Александр, увлекаясь морскими видами, будет снова брать уроки живописи у своего учителя.


Принцесса Дагмар (Мария Федоровна, супруга Александра III). (1847-1928).



Мария Федоровна, жена Александра III

Принцесса из Дании - Мария София Фредерика Дагмар, ставшая супругой императора Александра III, с детства была увлечена искусством. Все навыки в живописи Дагмар получила от своей матери - королевы Дании. ЕЕ очень увлекала акварель, однако существует несколько работ, выполненных и маслом.

Став императрицей, Мария Федоровна в течение нескольких лет была прилежной ученицей А.П. Боголюбова, который вспоминает в своих заметках: «С удовольствием и без лести скажу, что она овладела колоритом и вкусом к краскам, марьяж которых понимала очень хорошо». Позже ее наставником был живописец Николай Лосев. В своих работах, как правило, она изображала лишь отдельные уголки природы в виде небольших этюдов. С более широким кругозором ей было справиться тяжело, однако отдельно взятые объекты пейзажей были выполнены безукоризненно и с тонким вкусом.




Старое дерево. Государственный архив РФ


Николай Александрович. (Император Николай II)



Николай II- император России.

Всем детям императрица Мария Федоровна (Дагмар) так же старалась привить художественный вкус и навыки к творчеству. Поэтому в учебных планах образования царских отпрысков обязательным был урок рисования.

Вся образовательная программа для царских детей была рассчитана на восемь лет, с нагрузкой до сорока восьми учебных часов в неделю. Два часа рисования были неизменными и обязательными в их расписании.




Дом на берегу реки на фоне леса. 1884.

Будущий император Николай II уже к шестнадцати годам прекрасно владел техникой акварели. Чудесные пейзажи служат явным тому подтверждением. Интересно то, что в последствии эти навыки послужат царю и в жизненных ситуациях: в Музее Кремля хранится его книга записей, где на сорок одной странице он сделал триста пять эскизов своих драгоценностей, которые ему были подарены. Эту ювелирную книгу он вел в течение двадцати пяти лет.




«Дом на берегу реки»

К слову, все отпрыски Николая II, так же получили художественное образование, как и предшествующее поколение. Все его дочери рисовали изящные акварельные натюрморты и пейзажи.


Ольга Александровна (1882 — 1960).



Ольга Александровна Куликовская (Романова).

Великая Княгиня Ольга Александровна - родная сестра Николая II, младшая дочь императора Александра III и Марии Федоровны, обладая неординарным живописным талантом, стала художницей.




Акварель Ольги Александровны Романовой.
Художественному творчеству в семье императора обучали всех отпрысков, но лишь Ольга живописью занялась профессионально. Ее учителями были известные художники Маковский и Виноградов.




Акварель Ольги Александровны Романовой.

Работы княгини на сегодняшний день украшают частные собрания коллекций, а так же хранятся во дворцах царственных особ Европы. На протяжении всей жизни Великая Княгиня создала более двух тысяч живописных работ, благодаря которым она содержала свою семью. Так, в 20-40-х годах ее картины были единственным средством к существованию.

Россия впервые узнала о творческом наследии Ольги Александровны лишь в начале 2000-х, когда ее наследница Ольга Николаевна Куликовская - Романова организовала экспозицию картин Августейшей художницы.




Акварель Ольги Александровны Романовой.




Акварель Ольги Александровны Романовой.




Акварель Ольги Александровны Романовой.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/281217/37208/

Комментариев нет:

Отправить комментарий