Армянские Ковры



Одним из древнейших видов народного декоративно-прикладного искусства Армении является ковроделие. Найденные при раскопках самые ранние остатки ковров датируются II - I тысячелетиями до н. э. На обнаруженном остатке ковра ХIV-IX вв. до н. э. имеются знак свастики, символы воды и змеи - изображения, которые встречаются на наскальных рисунках, статуэтках, украшениях и керамических предметах. Найденные в результате археологических раскопок на Кармир блуре и Арин берде фрагменты ковров и ковровых дорожек говорят о том, что техника исполнения, цветовая гамма, орнаментика во многом совпадают с техникой исполнения, окраской и принципами композиционного исполнения в сегодняшнем искусстве ковроделия.
В греко-римских, персидских, арабских, византийских, болгарских источниках сохранились многочисленные свидетельства о знаменитых древних и средневековых армянских коврах и карпетах. В произведентях европейской живописи ХIV - ХХ вв нередко встречаются введенные в композицию изображения армянских ковров. 
 Первое задокументированное упоминание об армянских коврах находится в знаменитом произведении Ксенофонта «Анабасис» (Отступление десяти тысяч), где автор повествует об отступлении греков после неудачной для них битве при Кунаксе. Проходя по Армянскому нагорью, греки попадают на пир к фракийскому царю Севфу и получают от него щедрый подарок – серебряную чашу и дорогой армянский ковер. 
На всей территории исторической Армении (Великая Армения, Малая Армения, Каппадокия, Киликия) ковры служили выгодным товаром, вывозились в Россию и Европу - Москву и Марсель, в Голландию и Венецию.
В начале 19 века, когда турецкому султану захотелось основать производство ковров в Константинополе, это дело было поручено именно армянам.  
Общее представление о стилистике и расцветке армянских полотен того периода дает Пазырыкский ковер, датированный V-IV в. до н.э. Этот древнейший из дошедших до нас ворсовых ковров хранится в петербургском Эрмитаже. На полотне преобладает мидо-персидская орнаменталистика, однако ярко-красный фон ковра и расположение символов говорит в пользу его армянского происхождения.
Ковры, пожалуй, один из самых необходимых в быту армян предметов. Ими устилали полы, покрывали сундуки, сиденья и постели. Ковры часто служили завесами дверных проёмов, ризниц и алтарей в храмах.

 Знаете ли вы? Слово «carpet», используемое для обозначения ковра в английском языке, имеет армянское происхождение. В древние времена словом «карпет» армяне называли тканый ковер, а заимствованию этого термина в английский язык поспособствовали местные купцы, активно торговавшие ковровыми полотнами на территории Европы.
  
Характерные особенности армянских ковров

Издревле каждый ковер имел свою символику и тайный смысл, зачастую в коврах шифровали письма.  Ковры родом из Армении известны миру благодаря благородству, своеобразным рисункам и натуральным (несмывающимся) цветам. Различают две разновидности армянских ковров: горги и карпеты, которые ткутся по особой и традиционной технологии. Особенности армянского ковра Крестообразные узоры. Ковроделием армяне занимались издревле. Главное отличие армянских ковров от других — применение в качестве орнаментальных мотивов стилизованных изображений животных и людей. 

Материалы и стиль плетения. В Армении традиционно используется двойной узел, технология, позволяющая коврам "жить" дольше.  Примечательно, что в некоторых районах Ирана его называют "Армани баф", что означает армянский узел, генеалогия которого насчитывает 2500 лет. При завязывании такого узла, пряжа обвивает с разных сторон две соседние нити основы, и оба конца пряжи выходят на поверхность ковра рядом.
Армянские ковры изготавливались из чистой овечьей шерсти, причем шерстяными в большинстве случаев были все части полотна: основа, уток, ворс. Прославленное качество армянских шерстяных полотен связано с использованием шерсти овец «балбас» – самой ценной грубошерстной породы Закавказья. Этот вид шерсти содержит большой процент ланолина и ценится за характерный блеск.
В армянских коврах используется также шерсть ангорской козы, а в некоторых районах страны – хлопок и шелк.
Красители. В древности для изготовления армянских ковров использовались натуральные красители растительного и животного происхождения. Наиболее известный из них – Армянский кошениль, красный краситель животного происхождения. Использование кошенили придавало полотнам стойкий, яркий пурпурный цвет, который стал визиткой карточкой древних ковров из Армении и дал им второе название «kirmiz» (в переводе – «красный»).
ИзображениеОрнаменталистика. Стилистика ковров теснейшим образом переплетена с дохристианской верой народностей Армянского нагорья. Она уходит своими корнями в эпоху шаманизма, когда люди впервые начали изображать символы Бога, защиты, удачи на своих одеяниях из шкур диких животных. Армянские ковры содержат тайную символику.
С изобретением ткачества, это все плавно перешло на ткани. Сакральные (божественные, солярные, астральные) символы изображались в равной степени как на одеждах, так и на коврах. Но все же ковры отличались особой святостью. Издревле считалось, что висевший на стене в доме ковер с сакральными знаками защищал семью, даровал успех и благоденствие.
Разумеется, такие ковры не стелили на пол или на стол. На половиках и скатертях не размещали божественной символики, поскольку ходить по таким символам или есть на них считалось святотатством. Ковры с божественными символами вешались на стену, но не на всякую стену, а на "главную", на которой в древности размещали оружие, а позже – портреты и фотографии предков.
Вот некоторые виды божественных и сакральных символов, встречающихся на армянских коврах:
  • Крестовидный узор. Основным орнаментом этого узора является один или несколько крестов, размещенных в рамки (или без них). Если крестов несколько, то они располагаются рядами.
    Крест и крестообразные знаки, включая свастику и многоконечные звезды, – наиболее распространенные в армянских коврах символы Бога, который в древнеармянской вере часто отождествлялся со светом, солнцем и звездами. Ковры часто изображали микрокосм с Богом в центре.
  • Вишап - дракон. Вишап далеко не всегда считается злым. В армянской вере вообще не было понятия абсолютного зла. Вишап воплощал лишь стихию, которая могла быть злой, но могла оказаться и доброй. Есть отдельный подвид армянских ковров с изображением драконов – вишапагорг, т.е. "драконовые ковры". Разумеется, дракон изображался символически, в виде своеобразных сороконожек. Основной культовой целью вишапагорга была, вероятнее всего, защита дома и отпугивание злых духов.
  • Мировое древо – знак сакрального центра мира. Мировое древо – довольно распространенный сюжет в религиях разных народов: священный ясень у викингов, символ дуба у славян, мировое древо вавилонян и ассирийцев и минора иудеев.
На армянских коврах есть также множество других символов и орнаментов. Некоторые изображения эпизодичные, т.е. могут "рассказать" об определенных событиях, которые имели место в прошлом - сцены охоты, сражения и т.п.. Другие - лишь отдельные символы, скажем предка, оружия (меч, копье, стрела, щит). Отдельные изображения очень распространены, но их значение не совсем понятно. Скажем, изображение двуглавых существ (коней?) - это довольно часто встречающийся мотив на армянских коврах. Но что это за существа - можно только гадать: кентавры (гандхарваны). Близнецы (которые в арийских мифах всегда связаны с конями - сравните ведических Ашвинов, греческих диоскуров, армянских эпических героев). Волшебные кони (скажем, Джалали из Сасна Црер).

Разновидности армянских ковров
Существуют различные классификации ковров: по технике исполнения, по основной декоративной структуре и орнаментам, использованию и размеру, по географическому и климатическому фактору, по красителям и другим особенностям.
Классификация армянских ковров по технике исполнения:
Армянские ковры можно разделить на две основные группы: безворсовые и ворсовые. Также изготавливали войлочные ковры, но они ценились менее тканных. Армянские ковры (карпеты) классифицируются по семи группам по техническим, цветовым, орнаментальным и другим параметрам: джеджин, мезар, шулал-карпет, двусторонний карпет, карпет в прямую обкрутку, карпет в косую обкрутку и карпет с частичным ворсом.
К простым по технике исполнения можно отнести:
Джеджимы – ткались самым примитивным и древним способом, в Васпуракане их называли «тчимтчим». Джеджимы изготавливаются из тонкой шерстяной пряжи и из шёлковых нитей. Бывают гладко-полосатые и узорно-полосатые.
Мезар – самая простая из всех карпетных тканей. Используются нити натуральной расцветки шерсти серая, белая, золотисто-коричневая. На нарядных мезарах, предназначенных в приданое девушке, оживляют узоры красными, синими и зелёными нитями.
Двусторонний карпет – третий и основной вид. Фон у таких ковров в основном тёмно-красный или тёмно-синий, на котором располагаются большие медальоны. На таких карпетах узоры крупные. Двусторонний карпет по техники тканья является самым распространенным, очень легок и доступен.

К сложным по технике тканья относятся:
Шулал.
В Закавказье этот тип карпета называется сумах изили от названия современного города Шемаха. Для тканья узора берутся нити мягкие, как для ворса ковра. Иногда узор занимает много места, поэтому фон ткут более тёмного цвета, объединяющий цветные рельефные медальоны в единую крепко спаянную композицию. Ввиду плотности ткани карпетов типа шулал изготовляют постельники, узорные мешки для соли и зерна.
Карпеты в обкрутку. Ткань карпетов в обкрутку очень плотная, работа над ней трудоёмкая. С первой четверти XX века этот способ стал забываться. Сохранившиеся образцы карпетов в обкрутку, насыщенно красного или малинового цвета в сочетании c тёмно-синим, тёмно-зелёным, золотистым, встречались и бежево-орехово-коричневые. Особая группа карпетов в косую обкрутку это «оцакарпеты» (змеиные ковры). В армянском ковроделии известны средневековые «вишапагорги» (драконовые ковры с ворсом).
Карпеты с частичным ворсом. На ровной поверхности двустороннего ковра в некоторых частях выткан ворсовый узор, при этом нити ворса или разрезаются, как при тканье ворсового ковра, или весят петлями. Узоры на гладком фоне выступают как рельефный разноцветный ковровый узор.

Классификация армянских ковров по предназначению:
В быту армянские ковры использовались по-разному. Вешали на стены, стелили на пол, использовались как завесы в храмах, в дверных проемах, как элементы национального костюма и в других целях. Считалось, что, висевший на стене в доме ковёр с сакральными знаками, защищал семью, даровал успех и благоденствие. Ковры широко использовались в качестве убранства армянских церквей, а также их применяли во время богослужений для оформления алтарей.

Классификация на основе наличия или отсутствия надписей:
Существует довольно многочисленная группа армянских ковров, с надписями на армянском языке. Предположительно данный тип ковра появился в XVII веке, а самый ранний из сохранившихся ковров называется «Гоар». Среди надписей на коврах встречаются: указание даты, имена соткавшего ковер, дарителя или того кому был подарен ковер.
Также с помощью надписей увековечивалась память, о каком либо человеке или важное семейное событие, нередкими были ковры, на которых были вытканы молитвы. На некоторых армянских коврах с надписями, которые ткались в подарок, помещались своеобразные «дарственные надписи», также ковры ткались по случаю свадьбы, рождения ребенка или в память.
Наличие армянских надписей на коврах значительно облегчает их распознание. Считалось, что не существует армянских ковров без надписей. Существует довольно много армянских ковров без надписей, так как часто ковры ткались на продажу.

Армянский ковер, Около 100-110 лет, ручной работы лорийский марз.
1900 г. Армения. Конец XIX века. Ширина: 185 см Длина: 265 см 

Изображение



 

Зангезур, 19 в, 115х270 см
Изображение

Сасун, 19 в, 143x307 см

Изображение

Нахиджеван, 19 в, 120x230 см

Изображение

Дилижан, 19 в, 140x259 см

Изображение

Арцах, 19 в, 127x228 см

Изображение

Алашкерт, 19 в, 140x240 см

Изображение

Ереван, 19 в, 117x286 см

Изображение

Гугарк, 19 в, 127x 215 см

Изображение

Хой, 19 в, 125x255 см

Изображение

Вайоц Дзор, 19 в, 120x200 cм

Изображение



Ковры Мегерян


На сегодняшний день в мире есть всего несколько фирм, поставляющих армянские ковры ручной работы. Одна из них — Megerian Сarpets — основана еще в 1917 году. В первые десятилетия своего существования компания занималась куплей, продажей и реставрацией ковров, и только в 1970-х открыла заводы по мануфактурному изготовлению армянских ковров в Пакистане, Египте, Румынии, Индии и Китае. Главной целью Megerian Сarpets было и остается сочетание армянских ковродельческих традиций с новыми современными стандартами.
В 2002 году мануфактурные заводы были открыты по всей Армении и Нагорному Карабаху. Мастеров для них сегодня найти очень сложно, особенно в Ереване. Вот почему основные производства сосредоточены в областях, где еще остаются настоящие и преданные профессионалы своего дела, а изготовление ручного ковра по-прежнему считается престижным занятием, почитаемой профессией, нюансы которой до сих пор бережно передаются в семьях из поколения в поколение.
В Megerian Сarpets ковер изготавливают, следуя всем правилам, которые отличают мануфактурное производство от заводского. В одном из залов бывшего завода «Армянский ковер» (Հայ Գորգ), приобретенного Мегерянами для ереванского филиала компании, выставлены оригинальные красители для ниток: из цветка шафрана получается желтый цвет, из кожуры граната — бордовый, для синего используют привезенный из Индии краситель индиго, который добывают из листьев тропического растения индигоферы. Для красного берут корень марены, сегодня он заменил легендарный вордан кармир, которым славились армянские ковры в средневековье. От химических красителей отказались сознательно. Говорят, окрашенный ими ковер как будто и не успокаивает глаза вовсе, да и тускнеет со временем. А настоящий армянский ковер с годами должен стать только ярче и блестеть сильнее. Связано все это с секретами окраски, которые строго соблюдаются в Megerian Сarpets. Вообще, когда ходишь мимо станков, у которых женщины всех возрастов с фантастической скоростью выделывают с разноцветными нитями нечто невероятное, начинаешь думать, что в этом древнем ремесле не обошлось без магии. Между прочим, в этом деле ценится все, даже ошибка. Рассказывают, что ковер может стать дорогим даже благодаря просчету, неверному узелку или не до конца выверенному цветовому тону. Все оригинальное, неповторимое в ручном труде — в цене.

Следующий этап — выравнивание ворса и многократная стирка ковров. С каждым днем ковер сияет все ярче и ярче, хотя производители уверяют: для лучшего вида он должен «работать». Чем больше по ковру ходят, тем больше он ценится. Как можно заставить «работать» таких красавцев, представить особенно сложно, когда попадаешь в выставочный зал Megerian Carpets в Ереване. Тут ковры всех размеров, цветов и искусно переплетенных орнаментов. Они повсюду — на стенах, на полу. В иных местах глаз так и ищет безопасную «тропинку», не застланную этим великолепием. Здесь имеются образцы всех типов ковров, и, даже не будучи знатоком, сразу видишь различия между, скажем, Вишапагоргом и Карабахом. Как можно выбрать что-то одно, остается загадкой. Однако нас уверяют, что сделанный на заказ ковер всегда «подходит» своему хозяину. На производстве Мегерянов действительно не отпускает мысль, что, наверное, у каждого человека свой ковер. Остается только его отыскать за пеленой времени.
Бизнес для взрослых
Спрос на ковер тесно переплетается с уровнем благосостояния. В первую очередь, на объемах продаж негативно сказывается ипотечный кризис, с которого несколько лет назад началась глобальная рецессия. Ведь ковер связан с домом, с возможностью красиво и комфортно обставить свое жилище. В Соединенных Штатах, где осуществляется львиная доля продаж, спрос на ковры очень высок. Мегеряны успели завоевать свою нишу в этом бизнесе и продолжают активно работать в направлении повышения имиджа, узнаваемости своих ковров. Дважды в год представители компании принимают участие в выставке America’s Mart в Атланте. Здесь же, кстати, определяются ежегодные тенденции ковровой моды. Шагать в ногу со временем должно любое предприятие, вне зависимости от традиционной национальной направленности, считают владельцы компании. Учитывать современные веяния и спрос необходимо, ведь среди покупателей Megerian Carpets люди самых разных национальностей. К слову, редкая выставка ковровых изделий в США и Европе обходится без большого павильона от Megerian.
Сложность мануфактурного бизнеса в том, что каждый продукт требует изрядных временных затрат. Сначала готовят краски, шерсть, нити, потом ткут сам ковер, но и после этого его ждет долгая обработка. Именно поэтому такой бизнес не для новичка: необходима огромная база. У Megerian Carpets она имеется, благодаря чему компания может выполнять самые сложные заказы. Три года назад именно тут, на армянском предприятии, был создан самый большой в стране ковер ручной работы — 90 квадратных метров. Изготовлен он был специально для президентского дворца. Ткали его ровно 8 месяцев…
Основная задача Megerian Carpets на сегодня — улучшить производство ковров ручной работы в Армении и освоить новые рынки. К примеру, сейчас ведутся работы по изучению российского рынка: уже получено несколько интересных предложений, так что владельцы компании собираются послать в страну своих дилеров.
Это ответственный бизнес, неразрывно связанный с историей страны. Конечно, осознание этого накладывает особенный отпечаток на работу всех работников Megerian Carpets. С каждым сотканным ковром появляется ощущение еще одной частички родины, выпущенной в мир, а затем посланной к кому-то домой. На долгие годы. Навсегда.

Карабахские ковры

С установлением в зоне карабахского конфликта перемирия при содействии предпринимателей из армянской диаспоры в Нагорном Карабахе стали предприниматься меры по восстановлению одного из традиционных в крае видов ремесла - ковроделия. Карабахские ковры, сотканные из натуральных нитей искусными мастерами, всегда пользовались хорошим спросом как в пределах края, так и за рубежом. 
Одним из ведущих ковродельческих предприятий Нагорного Карабаха на сегодня является ЗАО "Овани" (ранее называлось "Арцахраг), владельцем которого является американский предприниматель Овик Махсереджян (Лос-Анжелес). По словам исполнительного директора ЗАО "Овани" Олега Бахшияна, на предприятии сегодня производится около 100 видов ковров, в том числе, сувенирных - с изображением символов Нагорного Карабаха, в частности, памятника "Мы и наши горы". 
Продукция предприятия главным образом реализуется в США и Канаде. В нынешнем году объемы реализации по сравнению с прошлым годом выросли почти вдвое, что во многом связано также с увеличением числа туристов, прибывших в республику. На производстве занято более 40 человек. Зарплата работников с октября месяца увеличилась с 17 тысяч 34 драмов (около $34) до 19 тысяч драмов (порядка $38) за 1 кв метр.

Утерянное завещание Александра Великого обнаружено в древнем армянском манускрипте

Завещание Александра Великого, возможно, обнаружено спустя две тысячи лет после его смерти в древнем армянском манускрипте, пишет Daily Mail. Британский эксперт Дэвид Грант заявил, что он обнаружил завещание Македонского в древнем тексте. Оно раскрывает его планы относительно империи Александра Македонского. В нем также упоминаются его пожелания по поводу похорон и наследников его огромного состояния и власти. Завещание, считавшееся утерянным, найденo в манускрипте, известном как “Роман Александра” – книге сказок о мифических подвигах Александра. Рукопись выполнена на армянском языке. Об открытии Грант написал в своей новой книге “В поисках утраченного завещания Александра Македонского”. Он считает, что последнюю волю Александра скрыл один из его самых могущественных генералов, поскольку в ней в качестве наследников были указаны сыновья полководца.

Королева Виктория и принц Альберт: искренняя любовь вопреки чопорным традициям британского двора



Принц-консорт Альберт и королева Виктория. | Фото: colors.life.
Викторианская эпоха в понимании современников ассоциируется с чопорностью и пуританством. Но так было не всегда. Первые годы правления молодой королевы были другими. Тогда она считала себя счастливой женой и матерью. Все изменилось после смерти ненаглядного супруга. Убитая горем королева Виктория до конца своих дней носила траур по горячо любимому Альберту.




Юная британская королева Виктория. | Фото: artchive.ru.
Первая встреча Виктории и Альберта состоялась за год до ее вступления на трон. Молодые люди не произвели друг на друга никакого впечатления. Но дядя Виктории, ставший королем Бельгии, начал лелеять мечту о свадьбе будущей королевы Англии и своего племянника Альберта Саксен-Кобург-Готского. И его совершенно не заботило, что они приходились друг другу кузенами. Тогда такая связь не считалась близкородственной. Виктория, в свою очередь, в письмах указывала на то, что сама идея замужества ей противна.




Женитьба королевы Виктории и принца Альберта. | Фото: historytoday.com.
Ситуация изменилась в корне, когда Альберт с братом Эрнестом приехал в Виндзор в гости в 1839 году. Тогда королева совершено по-иному взглянула на кузена, и она влюбилась. Если раньше в своем дневнике Виктория отзывалась об Альберте как об «инвалиде» или «деликатном желудке», то сейчас она восхищалась достоинствами молодого человека: «изысканным носом», «прекрасной фигурой, широкой в плечах и тонкой в талии». Уже через день после прибытия Альберта в Виндзор Виктория уединилась с кузеном и сама сделала ему предложение. Жених не посмел ответить отказом.




Реконструкция свадебного фото Королевы Виктории и Принца Альберта. | Фото: yesiltopuklar.com.
10 февраля 1840 года произошло событие, которое позже назвали «главной свадьбой XIX века». Впервые подвенечное платье королевы было белого цвета, а сзади тянулся 5-метровый белоснежный шлейф. Когда снимки королевской четы попали в прессу, невесты тут же кинулись заказывать себе свадебные платья белого цвета.

Счастливая и влюбленная королева описывала в дневнике свои ощущения от брачной ночи так: «У меня никогда, никогда не было такого вечера! Мой дорогой, дорогой, дорогой Альберт… его большая любовь и привязанность дали мне чувство небесной любви и счастья, которое я никогда не надеялась почувствовать раньше! Он заключил меня в свои объятья, и мы целовали друг друга снова и снова! Его красота, его сладость и мягкость – как я могу когда-нибудь быть действительно благодарна за такого Мужа!.. Это был самый счастливый день в моей жизни!»




Реконструкция свадебного фото Королевы Виктории и Принца Альберта. | Фото: mirror.co.uk.
Любил ли Альберт свою супругу так же беззаветно, трудно сказать. Всепоглощающей страсти там не было, но искренняя привязанность присутствовала. Историки отмечают, что за весь период семейной жизни Альберт ни разу не был замечен в какой-либо компрометирующей истории. О своих отношениях с женой в письмах к друзьям он писал, что полностью ей доволен.




Королева Виктория при дворе. | Фото: colors.life.
Поначалу придворные не воспринимали всерьез Альберта. Его не допускали к политическим делам, распорядок дня был расписан по часам. Медленно, но верно Альберт стал самым незаменимым советником королевы в плане управления страной. Он составлял дипломатические письма, писал ответы министрам, а Виктории оставалось их только подписывать. Видя, как осмелевший муж разбирается в государственных делах, королева писала в своем дневнике: «Я теряю интерес к политике. Мы, женщины, не созданы для правления, если б мы были честны сами с собой, то отказались бы от мужских занятий... С каждым днем я все больше убеждаюсь, что женщины не должны брать на себя правление Королевством».




Королева Виктория и ее дочь Беатрис. | Фото: mirror.co.uk.
Через год супружеской жизни королева родила девочку. Всего у них было девять детей. Виктория не раз восклицала, как она ненавидит быть беременной. Она считала, что нет ничего ужаснее, чем кормить грудью, а дети, в ее понимании, были «уродливыми существами» с огромными головами и короткими руками и ногами.

Но, как это бывает, счастье не может длиться вечно. В 1861 году Альберт заболел. Королева не придала этому значения. Тревогу забили только тогда, когда медики сообщили Виктории, что ее «Милый Ангел» умирает. Последними словами Альберта стали: «моя дорогая жена».




Королевская семья. | Фото: mirror.co.uk.
Королева замкнулась в себе. Она не покидала спальню, не интересовалась государственными делами, приказывала каждый вечер класть на постель чистую пижаму Альберта. При дворе уже шептались, что королева сходит с ума. Единственное, что отвлекало Викторию, так это создание памятников мужу. Она распорядилась возвести мавзолей в дворцовом парке, где и был похоронен Альберт.




Британская королева Виктория. | Фото: colors.life.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/230217/33576/

5 величайших произведений искусства, спасенных в годы Второй мировой войны



Предметы искусства, спасенные во Второй мировой войне.
Война – это время тотального уничтожения людей, зданий, исторического наследия. В годы Второй мировой войны нацисты, помимо прочего, вели охоту на предметы мирового искусства. Чтобы спасти картины, скульптуры, их прятали в неприметные коробки, засыпали песком, вывозили в деревни. Благодаря таким действия, многие шедевры удалось спасти. Этот обзор - о пяти самых знаменитых из них.

1. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи



«Мона Лизу» впервые показывают после войны. | Фото: louvre.fr.
Мало кто знает, сколько пришлось путешествовать знаменитой картине «Мона Лиза» во время Второй мировой. Когда объявили войну, наиболее значительные сокровища Лувра поместили в водонепроницаемые коробки и вывезли из Парижа в сельскую местность. Впервые покинув музей 28 августа 1939 года, «Мона Лиза» перемещалась еще пять раз, в том числе по замкам долины Луары и тихим аббатствам. Все это время знаменитое полотно находилось в простом неприметном ящике. Любители искусства вздохнули с облегчением, когда после войны картина вернулась в Лувр, где знаменитый портрет таинственно улыбается до сих пор.




Эвакуация предметов искусства из Лувра. Вывозят статую Ники Самофракийской. Фото: louvre.fr.

2. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи



Знаменитая «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. | Фото: commons.wikimedia.org.
Другой шедевр Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря», действительно едва не погиб во время войны. Изображение на стене церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане было тщательно укрыто мешками с песком и строительными лесами, что, вероятно, и спасло произведение Леонардо, когда Союзники бомбили город 15 августа 1943 г. Воздушный налет превратил все церкви в руины, но стена с «Тайной вечерей», на удивление, выстояла среди обломков.




«Тайная вечеря» в миланском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие перед Второй мировой войной. | Фото: witcombe.sbc.edu.



После воздушного налета. «Тайная вечеря» укрыта за лесами и мешками с песком. | Фото: monumentsmen.com.

3. Коллекция Принцхорна



Голова ведьмы. Автор – больной шизофренией Август Наттерер, 1915 год. | Фото: commons.wikimedia.org.
В годы Второй мировой войны были спасены и менее известные произведения искусства, например, коллекция Принцхорна. Это рисунки и картины, которые собирал немецкий доктор Ханс Принцхорн (Hans Prinzhorn) в университетской психиатрической клинике в Гейдельберге. Он практиковал в годы после Первой мировой войны и заинтересовался художественным творчеством душевнобольных. Нацисты уничтожили часть коллекции, около 5000 изображений от 450 пациентов. Они считались проявлением «дегенеративного» искусства, которое выходит за рамки идей совершенства. Позже такое проявление творчества стали называть ар брют, наивным искусством или примитивизмом. К счастью, часть коллекции была спрятана в хранилище университета, пережила войну и сейчас находится на постоянной экспозиции в клинике.




Письмо душевнобольной Эммы Хаук. 1909 год. | Фото: commons.wikimedia.org.

4. Алтарь Вита Ствоша



Алтарь Вита Ствоша в Мариацком костеле в Кракове. | Фото: drewno.pl.
Созданный в конце XV века алтарь церкви Успения Пресвятой Девы Марии в Кракове (Польша) является самым большим образцом религиозной готической скульптуры. Немецкий скульптор Вит Ствош (Veit Stoss) за двенадцать лет (1477-1489 гг.) создал удивительной красоты алтарь размером 13 на 11 метров, на который был потрачен годовой бюджет средневекового Кракова. Веками этот образец поздней готики стоял в церкви, но в 1939 году поляки его демонтировали и спрятали в разных ящиках по всей стране. Когда нацистская Германия оккупировала Польшу, контейнеры обнаружили и переправили в Рейх. Там алтарь хранился в подвалах Нюрнбергского замка, который позже был полностью разбомблен. Тем не менее, польские заключенные предупредили Сопротивление о присутствии алтаря, и тот был найден неповрежденным в уцелевшем подвале. В 1946 году алтарь Вита Ствоша вернули в Польшу и снова украсили им Мариацкий костел.




Поклонение волхвов. Элемент алтаря Вита Ствоша. | Фото: flickr.com.



Панно «Успение Богородицы». | Фото: ru.wikipedia.org.

5. Соляные копи в Альтаусзее



Шахта Альтауcзее в мае 1945 году. | Фото: en.wikipedia.org.
У Адольфа Гитлер были грандиозные представления о Музее фюрера (Führermuseum), в который планировалось собрать все чудеса европейского искусства, ограбив лучшие музеи на занятых территориях. Большая часть будущей коллекции едва не погибла в австрийских соляных шахтах Альтаусзее (Altaussee), в том числе произведения Микеланджело, Вермеера, Дюрера, а также Гентский алтарь ван Эйков. Шахты на самом деле планировалось взорвать, похоронив под землей 6500 картин. Но наступление американцев помешало уничтожить шахты.




Гентский алтарь извлекают из шахты. | Фото: en.wikipedia.org.



Гентский алтарь – работа Хуберта и Яна ван Эйков. XV век. | Фото: ru.wikipedia.org.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/230217/33574/