Огюст Роден собирал скульптуры из готовых конечностей

Изучение глиняных фигурок и гипсовых форм для отливки показало, что скульптор часто использовал заранее сделанные заготовки



Модель Родена Альда Морено в журнале Le Nu Académique (Академическое ню). 1905 AGENCE PHOTOGRAPHIQUE DU MUSÉE RODIN

Не секрет, что Огюст Роден (1840–1917) был приверженцем переработки и вторичного использования своих заготовок. Достаточно посмотреть на версии «Врат ада» (работу над ними он начал в 1880 году, доделывая вплоть до самой своей смерти) в коллекциях Музея д’Орсе в Париже, Художественного музея Цюриха и Музея Соумайя в Мехико, чтобы обнаружить знакомые лица среди 200 его персонажей. Говоря проще, Роден был мастером фрагментации, ассамбляжа и варьирования.

Проведенное недавно исследование терракотовых фигурок и гипсовых форм из экспрессивной серии «Танцевальные движения», к которой Роден приступил в 70 лет, показало, что туловища и конечности двух скульптур, известных как «Альфа» и «Бета», использованы и в других фигурах, стоящих в неестественных, «крылатых» позах. Изучением техник, к которым скульптор прибегал при создании этой серии, занимались специалисты лондонской Галереи Курто, подготавливая посвященную Родену и танцу выставку. Организаторами ее стали Франсуа Бланшетьер из Музея Родена в Париже и куратор отдела скульптуры и декоративно-прикладного искусства Галереи Курто Александра Герстайн.

Танцевальное движение «А». 1911 AGENCE PHOTOGRAPHIQUE DU MUSÉE RODIN

Исследование фигур из «танцевальной серии» убедило в том, что они составлены из готовых конечностей, созданных ручным оттиском форм. Ранее считалось, что скульптор лепил их вручную, пока ему позировали модели, например акробатка Альда Морено. «Роден вынимал заготовки из форм еще влажными, чтобы перед обжигом их можно было подправить и составить в фигуры», — рассказывает Бланшетьер.

Огюст Роден. Карандашный набросок стоящей обнаженной. 1903. AGENCE PHOTOGRAPHIQUE DU MUSÉE RODIN

На многих предметах до сих пор заметны отпечатавшиеся швы от форм. На них также остались следы инструментов и пальцев, по которым видно, как скульптор перерабатывал сырые глиняные фигурки. Герстайн отмечает, что благодаря обследованию удалось определить, как именно должны были стоять фигурки по замыслу Родена: в местах, соприкасавшихся с опорой, глина примялась, став плоской.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/4224/

Анри Реньо: история славы и забвения

Художник Анри Реньо был сенсацией ориентализма XIX века, но рано умер. Монографии о забытых живописцах всегда ставят читателя перед необходимостью собственной оценки
Мишель Аннуш



Marc Gotlieb. The Deaths of Henri Regnault. University of Chicago Press. 320 с. £42, $60. На английском языке

Художник Анри Реньо (1843–1871), пожалуй, более всего известен своей ранней гибелью (в 27 лет на франко-прусской войне) и картиной «Саломея», которая стала сенсацией Салона 1870 года, а со временем хрестоматийным примером ориентализма последнего разбора. Его биограф Марк Готлиб взялся пересмотреть творчество художника и миф, сложившийся вокруг его личности. Им движет интерес не только к небольшому, пусть и яркому, творческому наследию Реньо, но и к тому, как работает механизм посмертной репутации — от пика славы сразу после гибели художника на поле боя и вплоть до полного забвения, когда музеи, недавно боровшиеся за его картины, сослали их в хранилища.

Удостоенный Римской премии в 1866 году, Реньо отправился в Италию, однако бóльшую часть своего пенсионерского срока провел в Испании и Северной Африке. Там он писал огромные полотна с сюжетами, полными более или менее откровенной «чернухи», отличавшиеся яркими, почти кричащими красками. Сочетание будоражащей экзотичности с брутальным натурализмом действовало на зрителя ошеломляюще.

Карикатура на тему продажи картины "Саломея" (1870) Анри Реньо. 1912

Далее рассказывается о мощном эффекте, произведенном двумя главными картинами Реньо: «Саломеей» (1870) и «Казнью без суда при мавританских королях Гранады» (1870), едва ли не карикатурными в своей театральности. В конце Готлиб анализирует героическую легенду Реньо, много послужившую патриотической мифологии после поражения Франции в 1871 году, а также его успех в США и полное крушение былой славы. Книга Готлиба — основательная работа о художнике, вызывавшем сильные, но противоречивые чувства — от восторгов, расточаемых Теофилем Готье, который называл Реньо «симфонистом цвета», до презрительной насмешки Эмиля Золя, обозвавшего его «Делакруа, улучшенным Жеромом».

«Шесть драконов» проданы за $49 млн

Аукцион произведений древнего китайского искусства из Музея Фудзита принес Christie’s рекордные $262 млн. Свиток XIII века «Шесть драконов» продан за $49 млн, ритуальный бронзовый сосуд для вина XIII–XI веков до н.э. ушел за $37 млн



Древний китайский свиток "Шесть драконов" имеет в длину более 4 метров. Courtesy of Christie's

В рамках блока аукционов азиатского искусства, которые в эти дни проходят в Нью-Йорке, аукционный дом Christie’s добился рекордного результата: за три десятка предметов удалось выручить $262 млн. Произведения древнекитайского искусства происходили из частного Музея Фудзита, основанного в середине ХХ века в Осаке (Япония) наследниками коллекционера Фудзита Дэндзабуро. Это одно из крупнейших частных собраний древнекитайского искусства, иногда — весной и осенью — открытое для публики. Почему музей решил расстаться с частью работ, не объясняется, однако вырученных денег явно хватит надолго. Ажиотаж, возникший в аукционном зале, объясним: некоторые из проданных предметов имеют великолепный провенанс, некогда были частью коллекции императора Цяньлуна (1711–1799) и помечены его печатями. К таким произведениям относится и свиток общей длиной более 4 м с монохромным изображением чернилами шести драконов среди волн и облаков кисти художника Чэнь Жуна, созданный в XIII веке. При эстимейте в $1,2–1,8 млн он невероятно подорожал и был продан за $48,967 млн. Второй сенсационной продажей стал уход ритуального бронзового сосуда типа «фанцзунь» для вина высотой около 50 см XIII–XI века до н.э., эпохи поздней династии Шан. Сосуд был продан за $37,2 млн при эстимейте $6–8 млн.

Чэнь Жун. Свиток "Шесть драконов". XIII в. Фрагмент. Courtesy of Christie's

Президент Christie’s Юсси Пилкканен, сам стучавший молотком, отметил невероятную активность азиатских покупателей, которые, по его словам, сделали успех недели аукционов модернизма и современного искусства, проходившей в прошлом месяце в Лондоне. Азиатский регион сейчас — несомненное третье «место силы» арт-рынка после США и Британии.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/4225/

Лев Толстой и Софья Берс: полвека войны и мира



Лев Толстой и Софья Берс: полвека войны и мира.
Об этой паре до сих пор идут споры, - ни о ком не ходило столько сплетен и не рождалось столько домыслов, как о них двоих. История семейной жизни Толстых - это конфликт между реальным и возвышенным, между бытом и мечтой, и неизбежно следующей за этим душевной пропастью. Но кто в данном конфликте прав - вопрос без ответа. У каждого из супругов была своя правда...


Граф
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в Ясной Поляне. Граф происходил из нескольких древних родов, в его генеалогию вплелись ветви Трубецких и Голицыных, Волконских и Одоевских. Отец Льва Николаевича женился на пересидевшей в девках наследнице огромного состояния Марии Волконской не по любви, но отношения в семье сложились нежные и трогательные.




Портретная фотография Льва Николаевича Толстого.

Мать маленького Левы умерла от горячки, когда ему было полтора года. Осиротевших детей воспитывали тетушки, которые рассказывали мальчику о том, каким ангелом была его покойная матушка - и умна, и образованна, и деликатна с прислугой, и о детях заботилась, - и как счастлив с ней был батюшка. Хотя это и была добрая сказка, но именно тогда в воображении будущего писателя сложился идеальный образ той, с которой он хотел бы связать свою жизнь.

Поиски идеала обернулись для юноши тяжким бременем, которое со временем превратилось в пагубное, почти маниакальное влечение к женскому полу. Первой ступенью к раскрытию этой новой стороны жизни для Толстого было посещение публичного дома, куда привели его братья. Вскоре в своем дневнике он напишет: "Я совершил этот акт, а потом стоял у кровати этой женщины и плакал!"

В 14 лет Лев испытал чувство, как он считал, похожее на любовь, соблазнив юную горничную. Эту картину, уже будучи писателем, Толстой воспроизведет в "Воскресении", подробно раскрывая сцену обольщения Катюши.

Вся жизнь молодого Толстого проходила в выработке строгих правил поведения, в стихийном уклонении от них и упорной борьбе с личными недостатками. Только один порок он не может преодолеть - сладострастие. Возможно, поклонники творчества великого писателя не узнали бы о многочисленных его пристрастиях к женскому полу - Колошиной, Молоствовой, Оболенской, Арсеньевой, Тютчевой, Свербеевой, Щербатовой, Чичериной, Олсуфьевой, Ребиндер, сестер Львовых. Но он настойчиво заносил в дневник подробности своих любовных побед.

В Ясную Поляну Толстой вернулся полный чувственных порывов. “Это уже не темперамент, а привычка разврата”, - записал он по приезде. “Похоть ужасная, доходящая до физической болезни. Шлялся по саду со смутной, сладострастной надеждой поймать кого-то в кусту. Ничто мне так не мешает работать."


Желание или любовь
Сонечка Берс родилась в семье доктора, действительного статского советника. Она получила хорошее образование, была умна, проста в общении, обладала сильным характером.




Софья Берс.

В августе 1862 года семья Берс поехала навестить деда в его имение Ивицы и по дороге остановилась в Ясной Поляне. И вот тогда 34-летний граф Толстой, помнивший Соню еще ребенком, вдруг увидел прелестную 18-летнюю девушку, которая взволновала его. Был пикник на лужайке, где Софья пела и танцевала, осыпая все вокруг искрами молодости и счастья. А потом были беседы в сумерках, когда Соня робела перед Львом Николаевичем, но ему удалось ее разговорить, и он с восторгом ее слушал, а на прощание сказал: “Какая вы ясная!”

Вскоре Берсы уехали из Ивиц, но теперь Толстой ни дня не мог прожить без девушки, которая покорила его сердце. Он страдал и мучился из-за разницы в возрасте и думал, что это оглушительное счастье ему недоступно: "Каждый день я думаю, что нельзя больше страдать и вместе быть счастливым, и каждый день я становлюсь безумнее." Кроме того, он терзался вопросом: что это - желание или любовь? Этот сложный период попытки разобраться в себе найдет отражение в "Войне и мире".

Более сопротивляться своим чувствам он не мог и отправился в Москву, где сделал Софье предложение. Девушка с радостью согласилась.Теперь Толстой был абсолютно счастлив: “Никогда так радостно, ясно и спокойно не представлялось мне мое будущее с женой.” Но оставалось еще одно: прежде чем венчаться, он хотел, чтобы у них не былоь никаких секретов друг от друга.




Лев Николаевич и Софья Андреевна. Ясная Поляна, 1895 г.

У Сони от мужа не было никаких тайн, - она была чиста, как ангел. Зато у Льва Николаевича их было предостаточно. И тут он совершил роковую ошибку, предопределившую ход дальнейших семейных отношений. Толстой дал невесте прочесть дневники, в которых описывал все свои похождения, страсти и увлечения. Для девушки эти откровения стали настоящим шоком.




Софья Андреевна с детьми.

Только мать смогла убедить Соню не отказываться от брака, постаралась объяснить ей, что у всех мужчин в возрасте Льва Николаевича есть прошлое, просто, они его благоразумно скрывают от своих невест. Соня решила, что любит Льва Николаевича достаточно сильно, чтобы простить ему все, и, в том числе, дворовую крестьянку Аксинью, которая на тот момент ждала от графа ребенка.


Семейные будни
Супружеская жизнь в Ясной Поляне началась далеко не безоблачно: Софье сложно было преодолеть брезгливость, которую она испытывала к мужу, вспоминая его дневники. Однако же она родила Льву Николаевичу 13 детей, пятеро из которых умерли в младенчестве. Кроме того, она на протяжении многих лет оставалась верной помощницей Толстому во всех его делах: переписчицей рукописей, переводчиком, секретарем, издателем его произведений.




Деревня Ясная Поляна. Фотография «Шерер, Набгольц и К0». 1892 г.

Софья Андреевна много лет была лишена прелестей московской жизни, к которой привыкла с детства, но она с покорностью принимала тяготы деревенского существования. Детей она воспитывала сама, без нянек и гувернанток. В свободное время Софья набело переписывала рукописи "зеркала русской революции". Графиня, пытаясь соответствовать идеалу жены, о котором Толстой ей не раз рассказывал, принимала у себя просителей из деревни, разрешала споры, а со временем открыла в Ясной Поляне лечебницу, где сама осматривала страждущих и помогала, насколько ей хватало знаний и умения.




Мария и Александра Толстые с крестьянками Авдотьей Бугровой и Матреной Комаровой и крестьянскими детьми. Ясная Поляна, 1896 г.

Все, что она делала для крестьян, на самом деле делалось для Льва Николаевича. Граф принимал все это, как должное, и никогда не интересовался, что творилось в душе его супруги.


Из огня - да в полымя...


Писатель Лев Николаевич Толстой с женой Софьей Андреевной, 1910 год
После написания "Анны Карениной", на девятнадцатом году семейной жизни, у писателя наступил душевный кризис. Он пытался найти успокоения в церкви, но не смог. Тогда писатель отрекся от традиций своего круга и стал настоящим аскетом: он стал носить крестьянскую одежду, вести натуральное хозяйство и даже обещал все свое имущество раздать крестьянам. Толстой был настоящим "домостроевцем", придумав свой устав дальнейшей жизни, требуя его беспрекословного выполнения. Хаос бесчисленных домашних забот не позволял Софье Андреевне вникнуть в новые идеи мужа, прислушаться к нему, разделить его переживания.




Лев Толстой с женой Софьей.

Иногда Лев Николаевич выходил за грань разумного.То требовал, чтобы младших детей не учили тому, что не нужно в простой народной жизни, то хотел отказаться от собственности, лишив тем самым семью средств к существованию. То желал отречься от авторских прав на свои произведения, потому что считал, что не может владеть ими и получать от них прибыль.




Лев Толстой с внуками Соней и Ильей в Крекшино

Софья Андреевна стоически защищала интересы семьи, что привело к неизбежному семейному краху. Более того, ее душевные муки возродились с новой силой. Если раньше она даже не смела оскорбляться на измены Льва Николаевича, то теперь ей стали вспоминаться разом все былые обиды.




Толстой с семьей за чайным столом в парке.

Ведь всякий раз, когда она, беременная или только что родившая, не могла делить с ним супружеское ложе, Толстой увлекался очередной горничной или кухаркой. Вновь грешил и раскаивался... Но от домашних требовал повиновения и соблюдения своего параноидального устава жизни.


Письмо с того света
Умер Толстой во время путешествия, в которое отправился после разрыва с женой в весьма преклонном возрасте. Во время переезда Лев Николаевич заболел воспалением легких, сошел на ближайшей крупной станции (Астапово), где в доме начальника станции умер 7 ноября 1910 года.




Лев Толстой по дороге из Москвы в Ясную Поляну.

После смерти великого писателя на вдову обрушился шквал обвинений. Да, она не смогла стать единомышленницей и идеалом для Толстого, но была образцом верной жены и примерной матери, пожертвовав своим счастьем ради семьи.




Лев Николаевич Толстой с женой Софьей Андреевной в Ясной Поляне. 1908 год.

Разбирая бумаги покойного мужа, Софья Андреевна нашла запечатанное его письмо к ней, датированное летом 1897 года, когда Лев Николаевич впервые решил уйти. И теперь, словно из мира иного, зазвучал его голос, словно просящий прощения у жены: “...с любовью и благодарностью вспоминаю длинные 35 лет нашей жизни, в особенности первую половину этого времени, когда ты со свойственным твоей натуре материнским самоотвержением, так энергически и твердо несла то, к чему считала себя призванной. Ты дала мне и миру то, что могла дать, дала много материнской любви и самоотвержения, и нельзя не ценить тебя за это... благодарю и с любовью вспоминаю и буду вспоминать за то, что ты дала мне.”
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/140317/33803/

10 темных тайн монгольской империи, о которых не рассказывали на уроках истории



Тёмные тайны монгольской империи.
Сегодня трудно представить, как кочевавшие в Центральной Азии монгольские племена во главе с Чингисханом смогли покорить многие высокоразвитые города и страны и создать могущественную империю. Но она действительно существовала, а её история хранит множество темных тайн.


1. Убийство


Реванш с Белгутеем.

Настоящее имя Чингисхана - Темуджин. Свое первое убийство он совершил уже в 14 лет. Сводный брат Темуджина, Бегтер, частенько издевался над ним и его младшим братом. И однажды братья подкараулили Бегтера и изрешетили стрелами до смерти. С тех пор Темуджин стал считать убийство самым действенным методом решения проблем. Однажды известный борец Бури оскорбил младшего брата Темуджина Белгутея.

Придя к власти, Чингисхан вызвал Бури на матч – реванш с Белгутеем. Бури очень испугался и не стал сопротивляться, решив, что для него будет лучше проиграть схватку. Но Чингисхан презирал трусов. И по его команде Белгутей особым приемом сломал сопернику позвоночник, после чего беспомощного Бури бросили одного умирать на улице.


2. Пытки и казни


Пир победителей при Калке.

Применение пыток не приветствовалось в империи, но они все же имели место и были очень жестокими. Так хан Гуюк, заподозрив одну из придворных, Фатиму, в убийстве своего его брата, вначале подверг ее пыткам, а затем ей зашили все, что можно на теле, обернули войлоком и сбросили в реку.

У монголов всегда существовало табу на кровопролитие для знатных особ, но они находили иные способы жестокой расправы с такими людьми. Одного халифа из Багдада завернули в ковер и бросили под копыта мчащегося табуна лошадей. А после победы над русскими у реки Калки пленных князей накрыли деревянными половицами и пировали на них, пока те не умерли.


3. Интриги


Шаман Теб Тенгри.

При монгольском дворе также процветали интриги, и он напоминал собою змеиный клубок. Во время правления Чингисхана шаман Теб Тенгри начал плести интриги против братьев Хана, для того, чтобы отстранить их от власти. Сначала он оклеветал Касара. Чингисхан поверил шаману и чуть было не казнил брата, но этому помешала мать.

Спустя некоторое время Касар умер собственной смертью, и шаман взялся за другого брата-наследника, Тэмуге. На этот раз брата спасла от смерти жена Чингисхана, Борте. А мужа она предупредила, что шаман скоро доберется и до него. После этого Чингисхан, используя свою излюбленную уловку, организовал соревнования по борьбе, в которых шаману сломали позвоночник и выкинули на улицу.


4. Положение женщин


Ботохой-тархун.

Хотя некоторые монгольские женщины и добились высокого положения в обществе, большинство их было бесправны. Женщины зависели от мужчин и должны были им полностью подчиняться. У монгольской степной знати было принято создавать гаремы с десятками жен. Кроме того, от порабощенных народов монголы часто вместо дани привозили себе в наложницы молодых девушек.

Однажды, пытаясь набрать себе жен среди женщин одного из бурятских лесных племен хори-туматов, монголы столкнулись с сопротивлением, возмущенные хори-туматы подняли восстание. В то время вождем этого племени была женщина, Ботохой-тархун. Ей удалось соблазнить одного из генералов Чингисхана и заманить в засаду его войско. Однако в дальнейшем восстание было подавлено, Ботохой-тархун захватили в плен и отдали одному из монгольских солдат.

Дальнейшая ее судьба неизвестна. Но некоторым женщинам удалось извлечь из такой ситуации пользу. После завоевания меркитов, сыну Чингисхана досталась в жены их принцесса Дорегене, которая вскоре возвысилась над остальными его женами и после смерти мужа около пяти лет управляла империей.


5. Создание и разрушение империи


Борте.

В 1178 году Темуджин женился на Борте, но вскоре после свадьбы ее похитили соплеменники меркиты. Темуджин пришел в ярость, собрал небольшое войско, напал на меркитов и освободил свою жену. В этом сражении он снискал репутацию отважного воина, после чего и началось его восхождение от Темуджина к Чингисхану. Вскоре выяснилось, что спасенная Борте беременна, но непонятно от кого – то ли от мужа, то ли от одного из насильников.

Когда родился мальчик, которого назвали Джучи, Чингисхан принял его и растил как родного сына. Но слухи расползались. И когда в конце жизни Чингисхан решил назначить своим преемником старшего сына Джучи, Чагатай, второй по старшинству сын, возразил отцу, считая, что приоритет должен иметь он, а не “меркидский выродок”.

Между братьями произошла неприятная ссора. Тогда Чингисхан назначил своим наследником третьего сына Угэдэя, что в дальнейшем послужило причиной непрекращающихся многолетних разборок между братьями, завершившихся распадом Великой Империи.


6. Религиозный фанатизм


Великий Хан.

Правящая элита Монголии считала себя носителями высшей божественной миссии, и оправдывала этим кошмарную резню, сопровождающую их походы. Завоевав Бухару, Чингисхан с кафедры проповедника вещал напуганным жителям, что он послан им в качестве наказания за все те грехи, которые они совершили.

Много лет спустя внук Чингисхана Гуюк в письме Папе Римскому Инносенту IV написал, что все захваченные земли даны монголам по божьему благословению и тот, кто не согласен с этим, будет считаться врагом империи. Другой его внук, хан Монгк, в письме королю Франции утверждал, что на небесах единственным и вечным повелителем является бог, а на земле - Чингисхан.


7. План по уничтожению китайцев


Елюй Чуцай.

Монголы всегда старались селиться на открытых равнинах, где было достаточно корма для их коней. И перед тем, как выступить в поход на новые земли, вначале туда отправляли специальные отряды, которые сжигали практически все на этих территориях. Через некоторое время, к моменту основного наступления, опустошенные земли успевали зарасти травой, и могли использоваться в качестве пастбищ.

Взбешенный неудачными попытками завоевать Китай, хан Угэдэй разработал план, который состоял в массовом истреблении всех китайских крестьян, проживающих на севере страны, и дальнейшем превращении их земель в сплошное пастбище.

К счастью, советнику Елюй Чуцаю удалось отговорить Угэдэя от этой идеи. Он объяснил, что лучше обложить крестьян налогом, что позволит получить постоянный источник доходов для финансирования армии. Угэдэй прислушался к его советам и больше к своему плану по истреблению китайцев никогда не возвращался.


8. Пьянство


Чингисхан.

Бедные монгольские скотоводы-кочевники главным образом употребляли перебродившее молоко кобылиц, в котором алкоголя было совсем мало. Однако после походов Чингисхана в империю неиссякаемым потоком потекли дары и дань от покоренных народов, многие монголы стали жить в роскоши и веселье, В неограниченных количествах имелись разные алкогольные напитки.

И уже в конце жизни Чингисхана, пьянство стало серьезной проблемой, коснувшейся и семьи самого Великого Хана. Два его сына, Толуй и Угэдэй, спились и умерли. После их смерти еще один сын, Чагатай, опасаясь, что и его постигнет та же участь, приказал слугам строго следить за тем, чтобы он не пил много.

Особенно серьезно от алкоголизма страдал Угэдэй, который почти постоянно был пьян, и даже важные решения принимал, находясь в таком состоянии. Проблема усугублялась еще и тем, что его жена, Дорегене, не препятствовала его пьянству, поскольку могла в это время почувствовать себя правительницей.


9. Гражданская война


Закат Монгольской Империи.

Во времена правления Гуюка в империи лишь чудом не вспыхнула гражданская война. На одном из банкетов Гуюк сильно поссорился с сыном Джучи, Батыем. И когда Батый впоследствии отказался воздать Гуюку подобающие почести в честь его восхождения на трон, они и вовсе возненавидели друг друга. Армия Гуюка выступила на завоевание русских княжеств, которые контролировал Батый. Однако во время этого похода Гуюк умер, и война на этот раз не случилась.

Но случилась позже. Когда умер правитель хан Монгк, его братья в своей борьбе за власть все же развязали в стране войну между кланами, в результате которой к власти опять вернулись потомки Угэдэя и Чагатая. Проигравшие кланы Джучи и Хулагу, брата Монгка, переселились на запад, где создали два независимых государства, Золотую Орду и Иль-ханат. Так наступил закат Монгольской Империи.


10. Большая чистка


Угэдэй.

По завещанию Чингисхана трон перешел к Угэдэю. Но он вскоре умер от пьянства, и началась борьба за власть, которую вначале на пять лет захватила вдова Угэдэя, Дорегене. Впоследствии в результате ее хитроумных интриг на трон взошел ее сын, Гуюк. Но будучи несогласным с матерью, пытавшейся оставить власть себе, он расправился с ней и ее советниками.

Спустя два года умер и Гуюк, в борьбу за власть вступили потомки сыновей Джучи и Толуя, которые привели к власти сына Толуя, Монгка. Кланы Чагатая и Угэдэя попытались свергнуть Монгка. Но, узнав об этом, Монгк провел в стране массовую чистку. Министры, зачинщики перевороты, были казнены, все сторонники Угэдэя и Гуюка схвачены. По всей стране проходили показательные судебные процессы.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/140317/33804/

История одного портрета: трагическая судьба графини Чернышевой-Муравьевой



П. Ф. Соколов. Портрет Александры Григорьевны Муравьевой, 1825
Этот портрет кисти Петра Соколова давно стал хрестоматийным, лицо красавицы, изображенной художником, наверняка всем знакомо – это Александра Григорьевна Муравьева, жена декабриста, последовавшая за ним в Сибирь. А вот о том, при каких обстоятельствах был написан этот портрет, и какую роль он сыграл в драматической истории любви Муравьевых, знают куда меньше.





А. Маньяни. Портрет А. Г. Чернышевой, 1816 | Фото: birmaga.ru и nkj.ru
Александра (Александрина) Григорьевна Муравьева, урожденная графиня Чернышева, могла бы избежать своей печальной участи, если бы не вышла замуж за человека, которого искренне любила. Хотя вряд ли она выбрала бы себе другую судьбу, даже если бы у нее была такая возможность. О ней говорили: «Ее красота внешняя равнялась ее красоте душевной», и в этом не было преувеличения.




О. Кипренский. Портрет Н. М. Муравьева, 1813. Фрагмент | Фото: liveinternet.ru
Александрина происходила из богатого графского рода Чернышевых, она получила хорошее домашнее образование и воспитание и была завидной невестой. Когда она встретила Никиту Муравьева, ей было 19 лет, ему – 27. Это была любовь с первого взгляда. Родители благословили молодых на этот брак, и в феврале 1823 г. состоялась свадьба. Их семейная жизнь была счастливой и благополучной. Александрина родила двоих детей и была беременна третьим, когда вдруг случилась беда: ее муж арестовали за участие в восстании декабристов. О том, что он был членом тайного общества, его жена даже не подозревала. Его забрали 20 декабря 1825 г., на глазах у ничего не понимающей семьи, и посадили в Петропавловскую крепость.




П. Ф. Соколов. Портрет Александры Григорьевны Муравьевой, 1825 | Фото: liveinternet.ru
Своей жене декабрист отправил покаянное письмо: «Увы! Да, мой ангел, я виновен – я один из вождей этого только что раскрытого общества. Я виновен перед тобой, так часто просившей меня не иметь от тебя никаких секретов… Я являюсь причиной твоего несчастия и несчастия всей твоей семьи. Мой ангел, припав к твоим ногам, умоляю тебя о прощении».




А. Г. Муравьева-Чернышева, 1820 г. С портрета художника П. Соколова | Фото: xliby.ru
Следствие по делу декабристов длилось полгода. Никиту Муравьева приговорили к смертной казни, позже замененной на 20 лет каторги. Пока муж находился в Петропавловской крепости, Александрина, по его просьбе, заказала у П. Соколова свой портрет и передала его мужу. Художнику удалось передать присущее Муравьевой гармоничное сочетание внутреннего благородства и внешнего обаяния. С этим портретом и письмами жены Никита Муравьев не расставался до конца своих дней. «В минуту наибольшей подавленности мне достаточно взглянуть на твой портрет, и это меня поддерживает», – с благодарностью писал он любимой жене. В другом письме: «Время от времени я беру твой портрет и беседую с ним».




Я.Ф. Яненко. Портрет А.Г. Муравьёвой, 1826 | Фото: dekabrist.mybb.ru
В январе 1827 г. Муравьева отправилась вслед за мужем в Сибирь. Родители не стали удерживать дочь от этого решения, поддержала невестку и Екатерина Федоровна Муравьева, на попечении которой остались их маленькие дети. Никиту Муравьева направили в Читинский острог, Александра поселилась напротив каземата. Декабрист А. Розен вспоминал: «Она разрывала жизнь свою сожигающим чувством любви к присутствующему мужу и к отсутствующим детям. Мужу своему показывала себя спокойную, даже радостною, чтобы не опечалить его, а наедине предавалась чувствам матери самой нежной». Через год после ее отъезда умер их сын, затем дочь, еще одна дочь лишилась рассудка. В Сибири у них родилась дочь Софья, которую все называли Нонушкой, а еще один ребенок умер, не прожив и суток.




Н. Бестужев. Александра Григорьевна Муравьева, 1825 | Фото: liveinternet.ru
Александра помогала всем декабристам, выписывая для них лекарства, книги, продукты и теплые вещи. И. Пущин говорил о ней: «Непринужденная веселость с доброй улыбкой на лице не покидала ее в самые тяжелые минуты первых годов нашего исключительного существования. Она всегда умела успокоить и утешить – придавала бодрость другим». Якушкин писал: «Она была воплощенная любовь, и каждый звук ее голоса был обворожителен».




Портрет Александры Григорьевны Муравьёвой. Литография Кружкина с оригинала Я.Ф. Яненко | Фото: dekabrist.mybb.ru
Проявляя заботу о других, она нередко забывала о себе самой. Однажды Александра сильно простудилась и слегла. На тот момент ей было 28 лет, но в письме матери она признавалась: «Я старею, милая маменька, Вы и не представляете себе, сколько у меня седых волос». 22 ноября 1832 г. Александра Муравьева, которая стала для своего мужа не только женой, но и верным другом, и ангелом-хранителем, скончалась. У него остался только портрет, на котором его жена навсегда осталась молодой, здоровой и цветущей.




Н. Бестужев. Часовня | Фото: liveinternet.ru
Никита Муравьев, узнав о смерти жены, за одну ночь поседел. Позже по его рисункам соорудили часовню с неугасимой лампадой, которая светилась в течение 37 лет, поддерживаемая декабристами.




Памятник женам декабристов в Чите | Фото: liveinternet.ru
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/150317/33811/

Два Люцифера, один другого краше: споры о падшем ангеле в Льежском соборе



Две скульптуры Люцифера, установленные в разные годы в Льежском соборе, Бельгия
Статуя Люцифера - одна из самых известных достопримечательностей Льежского собора Святого Павла. Интересно, что та скульптура, которую туристы и прихожане видят сегодня, - это уже второй вариант изображения Гения Зла. Ее автор - бельгиец Гийом Гейфс. Первая же скульптура была сделана его братом Жозефом. Замена произошла из-за того, что первое изваяние сочли чрезмерно привлекательным.



Падший ангел в восприятии Жозефа Гейфса
Братья Гейфс оба были превосходными скульпторами, много и успешно работали на заказ. Первым скульптуру Люцифера для Льежского собора делал Жозеф, в его варианте падший ангел предстал ослепительно красивым юношей, чью наготу прикрывал лишь небрежно спадающий обрез ткани. У его ног извивалась змея, а за спиной возвышались крылья, как у летучей мыши. Служители собора скульптуру не оценили, вскоре после ее установки посыпались обвинения в адрес Гейфса. Несмотря на это, очаровательное изваяние Люцифера находилось в соборе шесть лет.



Скульптура Люцифера от Гийома Гейфса
Для замены скульптуры к работе привлекли второго брата - Гийома. В его интерпретации Люцифер стал выглядеть не менее прекрасно, но появились детали, которые, по мнению настоятелей, делали образ не столь привлекательным. Ноги Люцифера опоясывали кандалы, в руке появилась корона, которую он снял в знак падения, а на голове - едва различимые рожки.



Льежский собор



Люцифер, установленный сегодня в Льежском соборе
Скульптура Гийома до сих пор находится в Льежском соборе, Люцифер Жозефа был отправлен в Брюссельский музей. Обе работы - прекрасные произведения искусства, достойные восхищения!



Льежский собор Святого Павла в Бельгии
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/150317/33815/

ХУДОЖНИК RON DI SCENZA И ЕГО ПРЕКРАСНЫЕ НЕЗНАКОМКИ

художник Ron Di Scenza картины - 01
В раннем детстве Ron Di Scenza был поражён тем, как играет свет от капризных свечей на картинах Рембрандта.

Художник Ron Di Scenza (Рон ди Сценза) родился в 1954 году в штате Огайо (США). С трех лет начал рисовать и родители, которые всячески поощряли увлечение сына, начали возить его в Рим, где семья часто посещала музеи и картинные галереи. Именно тогда Ron Di Scenza был поражен светом свечей на картинах великого Рембрандта, работами Вермеера и фресками Микеланджело Буонаротти.
В 1970 году семья переехала на Лонг-Айленд, а Ron Di Scenza поступил в университет, который через несколько лет окончил со степенью бакалавра изобразительных искусств. После окончания университета Рон начал работать преподавателем в школе изобразительных искусств.
А в свободное время писал картины. На льняных холстах с идеально гладкой поверхностью. Картины, на которых очень важную роль играет гармония света и тени, гармония цвета.
В настоящее время Рон ди Сценза живет в Италии, много работает, постоянно участвует в выставках.
художник Ron Di Scenza картины - 02
художник Ron Di Scenza картины - 03художник Ron Di Scenza картины - 04художник Ron Di Scenza картины - 05художник Ron Di Scenza картины - 06художник Ron Di Scenza картины - 07художник Ron Di Scenza картины - 08художник Ron Di Scenza картины - 09художник Ron Di Scenza картины - 10художник Ron Di Scenza картины - 11художник Ron Di Scenza картины - 12художник Ron Di Scenza картины - 13художник Ron Di Scenza картины - 14художник Ron Di Scenza картины - 15художник Ron Di Scenza картины - 16художник Ron Di Scenza картины - 17художник Ron Di Scenza картины - 18художник Ron Di Scenza картины - 19художник Ron Di Scenza картины - 20художник Ron Di Scenza картины - 21