10 малоизвестных фактов о шумерах – представителях первой цивилизации человечества



Шумеры - появившиеся ниоткуда. / Фото: paranormal-news.ru
Шумер был одной из древнейших цивилизаций на Земле. Более 7000 лет назад шумеры построили дороги и стены своего первого города. Они первыми в истории человечества покинули свои насиженные места и племенные дома, отказавшись от привычных земледелия и скотоводства, и переехали жить в настоящий город. сегодня сохранилось мало артефактов, которые бы могли что-то рассказать о жизни в 5000 году до н.э., тем не менее учёные тщательно изучают все находки и уже могут рассказать о жизни шумеров.


1. У женщин был свой собственный язык


Фигурка шумерской женщины.
Мужчины и женщины в Шумере не были равны. Когда наступало утро, мужчина был уверен, что жена уже приготовила ему завтрак. Когда у семьи были дети, то они отправляли мальчиков в школу, а девочек оставляли дома. Жизнь мужчин и женщин была настолько разной, что женщины даже разработали свой собственный язык.

Основной шумерский язык назывался «эмегир», но у женщин был свой отдельный диалект под названием «эмзаль» («женский язык»), и о нем не сохранилось никаких записей. Некоторые звуки в женском языке произносились по-другому, также представительницы слабого пола использовали некоторые слова и несколько гласных, которых не было в эмегире.


2. Шумеры платили налоги, прежде чем они изобрели деньги


Натурпродукт как средство уплаты налогов.
Налоги существуют дольше, чем деньги для их оплаты. Еще до того, как в Месопотамии появились первые монеты и серебряные сикли, народ должен отдавать правителю часть своих доходов. Часто шумерские налоги не отличались от современных. Вместо денег правитель взимал процент от того, что производили люди. Фермеры отправляли урожай или скот, в то время как торговцы могли платить кожей или древесиной.

Богатые люди облагались гораздо большим налогом - в некоторых случаях приходилось отдавать правителю половину того, что они заработали. Однако это был не единственный способ оплаты налогов. Шумеры практиковали работу в общественных проектах. В течение месяца каждый год мужчина должен был покинуть свой дом, чтобы работать на ферме, копать оросительные каналы или воевать. От подобной повинности могли откупиться (заплатить кому-то другому, чтобы отработали вместо него) только богатые люди.


3. Жизнь вращалась вокруг пива


Шумерская табличка с рецептом приготовления пива.
Есть теория, что цивилизация началась из-за пива. Якобы люди начали заниматься сельским хозяйством, только, чтобы иметь возможность напиться. А в город их «заманили» только обещанием большего количества пива. Правда это или нет, пиво было, безусловно, важной частью жизни в Шумере. Оно подавалось на стол при каждом приеме пищи, от завтрака до ужина, и его не рассматривали как основной напиток в жизни любого человека.

Конечно, шумерское пиво отличалось от современного. Оно было по консистенции чем-то вроде каши, с грязным осадком внизу, слоем пены сверху и небольшими кусками хлеба, оставшимися от ферментации, плавающих на поверхности. Его можно было пить только через соломинку. Но оно того стоило. В шумерском пиве было достаточно зерна, чтобы оно считалось питательной частью сбалансированного завтрака. Когда рабочие приходили на работу в общественные проекты, очень часто им платили пивом. Именно так правитель «заманивал» фермеров работать над своими строительными проектами: у него было лучшее пиво.


4. Использование опиума


Опиумный мак как средство расслабиться.
Пиво не было единственным способом «расслабиться» в Шумере. У шумеров был опиум, и они определенно использовали это вещество. Шумеры выращивали опийный мак по меньшей мере с 3000 г. до н.э. Сегодня нет большого количества информации о том, что они с ним сделали, но название, которое дали маку шумеры, явно говорит само за себя — они называли его «растением радости». Существуют теории, что шумеры использовали эти растения для медицины, в частности, в качестве болеутоляющего средства.


5. Новая жена для правителя ежегодно


Документ о вступлении в брак.
Каждый год правитель женился на новой женщине. Он должен был жениться на одной из жриц - группе девушек-девственниц, выбранных для того, чтобы быть «совершенными телом» - и заниматься с ней любовью. В противном случае боги якобы сделали бы землю и женщин Шумера бесплодными. Правитель и его избранная невеста должны были бы «отображать акт занятий любовью богов в земном мире». В день ее свадьбы невесту купали, окуривали благовониями и одевали в самые красивые одеяния, в то время как правитель и его окружение шли к ее храму.







В храме же ждала толпа священников и жриц, которые начинали петь песни любви. Когда прибывал правитель, он вручал подарки невесте, а затем они отправлялись вместе в комнату, обкуренную дымом благовоний и занимались любовью на церемониальной кровати, которую делали на заказ исключительно для этого события.


6. Жрицы были врачами и стоматологами


Шумерская жрица.
Жрицы были не только гаремом правителя - они были одними из самых полезных людей в шумерском обществе. Это были поэты, книжники и некоторые из первых врачей в истории. Шумерские города всегда строили вокруг храмового комплекса. В центре располагался великий зиккурат, окруженный зданиями, в которых жили священники и жрицы, а ремесленники работали над общественными проектами. Это было огромное пространство, которое занимало треть города, и оно использовалось не только для проведения церемоний.

Здесь также были детские дома, астрономические центры и крупные деловые организации. Однако именно снаружи комплекса проделывалась самая исторически важная работа. Сюда приходили больные и просили жриц осмотреть их. Эти женщины выходили наружу и проверяли здоровье пациентов. Они диагностировали больных и готовили для них лекарства для них.


7. Грамотность - это богатство


Табличка с шумерской клиинописью.

Чтение и письмо были довольно новыми понятиями в древнем Шумере, но они были уже тогда невероятно важны. Люди никогда не становились богатыми, работая руками. Обычно торговцы и фермеры принадлежали к низшему классу. Если кто-то хотел разбогатеть, то он становился управляющим или жрецом. И обязательным условием была грамотность. Шумерские мальчики могли начинать учебу, как только им исполнялось семь лет, но это было дорого. Только самые богатые люди в городе могли позволить себе отправить детей в школу, где их учили математике, истории и грамотности. Обычно дети просто копировали то, что пишет учитель, до тех пор, пока они не могли точно имитировать его.


8. Бедняки, живущие за пределами города


Стены шумерского города.

Не каждый шумер был частью подобного «верхнего эшелона общества». Большинство из них относились к нижнему классу, живя на фермах за пределами городских стен или помогая низкооплачиваемым рабочим-ремесленникам в городе. Пока богатые жили в глинобитных домах с мебелью, окнами и лампами, бедные должны селиться в тростниковых палатках. Они спали на соломенных матах на земле, и в таких условиях жили все их семьи. За пределами городских стен жизнь была тяжелой. Но люди могли двигаться вверх. Трудолюбивая семья могла торговать некоторыми из своих культур, чтобы купить больше земли, или сдавать свои земли с прибылью.


9. Армия завоевателей


Шумеры-завоеватели.
И все же жизнь бедняков Шумера была намного лучше, чем жизнь рабов. Шумерские правители постоянно использовали порабощенных рабочих в своих городах, а набирали рабов просто - проводя набеги на людей, которые жили в горах. Налетчики уводили с собой этих людей в плен и отбирали у них все имущество. Шумерские правители считали, что если боги даруют им победу, то божественная воля заключается в том, чтобы сделать из жителей гор рабов.

Обычно рабами-мужчинами руководили женщины, а женщины-рабыни часто становились полностью бесправными наложницами. Хотя, стоит отметить, что были и варианты обрести свободу. Женщина-рабыня могла выйти замуж только за свободного мужчину, хотя ей пришлось бы отдать своего первенца своему хозяину в качестве оплаты. Мужчина-раб мог сделать достаточно, чтобы купить свою свободу и даже получить свою землю. Но здесь была и обратная сторона - никто не был застрахован от рабства. Если свободный человек попадал в долговую кабалу или совершал преступление, то его делали рабом.


10. Ритуальные погребения


... и слуг хоронили с хозяевами.

В Шумере смерть была настоящим таинством. Мертвые якобы отправлялись в то, что шумеры называли «землей без возврата», но при этом никто не знал, что находится там. Поэтому шумеры верили в то, что им понадобятся все земные блага, которыми они владели, в загробной жизни. Они были в ужасе от возможности провести вечность в одиночестве и голоде, поэтому мертвых хоронили с украшениями, золотом, едой и даже с их домашними собаками. Правители же «забирали» с собой в мир иной всех своих слуг и «придворных», а иногда и свои семьи.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/060717/35193/

Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic

Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic

Поэтому я считаю, что каждый из нас должен иметь позитивные и приятные эмоции, и моя цель подарить их людям


Слободан Паунович (Slobodan Paunovic) - сербский художник. Родился в сентябре 1946 года в Белграде, где живёт и работает до сих пор. Учился на факультете архитектуры, но практически всё свободное время оставлял для живописи и графики. В качестве основной среды использует масло и, иногда, акрил на холсте. Стиль его работ импрессионизм, экспрессионизм, реализм. У него было более ста персональных выставок.

"Я ищу красоту во всём, что находится вокруг нас, а найдя, рисую её с огромным удовольствием. Живопись - это часть области, в которой мы находимся постоянно и которую редко замечаем. Человек изначально является существом эмоциональным. Поэтому я считаю, что каждый из нас должен иметь позитивные и приятные эмоции, и моя цель подарить их людям".


Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic
Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic
Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic
Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic
Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic
Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic
Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic
Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic
Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic
Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic
Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic
Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic
Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic
Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic
Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic
Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic
Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic
Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic
Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic
Получите позитивные и приятные эмоции. Slobodan Paunovic

ГОЛЛАНДСКИЙ ХУДОЖНИК THOMAS HEEREMANS (1641 – 1694)

художник Томас Хереманс картины - 01
Зимний пейзаж с фигурами и лошадьми за городскими стенами
Художник Томас Хереманс (Thomas Heeremans) жил и творил в Голландии, был учеником знаменитого Цезаря ван Эвердингена, в 1664 году стал членом гильдии Святого Луки. В гильдии он состоял практически до самой своей смерти (до 1694 года). Вот, в целом, и всё, что известно о этом художнике.
художник Томас Хереманс картины - 02
Пейзаж с деревней и женщинами, отбеливающими ткани на берегу реки
художник Томас Хереманс картины - 03
Речной пейзаж с рыбаками и их лодками у поселка
художник Томас Хереманс картины - 04
Пейзаж с деревенской дорогой и путешественниками, отдыхающими у таверны
художник Томас Хереманс картины - 05
Речной пейзаж с фигурами на берегу
художник Томас Хереманс картины - 06
Деревенская дорога с всадниками перед таверной
художник Томас Хереманс картины - 07
Зимний пейзаж с катанием на коньках и санках на замерзшей реке
художник Томас Хереманс картины - 08
Развлечения на льду
художник Томас Хереманс картины - 09
Вид на побережье Scheveling
художник Томас Хереманс картины - 10
Деревенская улица с крестьянами у таверны
художник Томас Хереманс картины - 11
Речной пейзаж с деревней и фигурами на берегу и в лодках
художник Томас Хереманс картины - 12
Зимний пейзаж с крестьянами на льду озера за пределами города
художник Томас Хереманс картины - 13
Вид деревенской улицы с таверной и крестьянами
художник Томас Хереманс картины - 14
Деревенская улица с фигурами перед церковью
художник Томас Хереманс картины - 15
Речной пейзаж с деревней и фигурами в лодках

НАТЮРМОРТЫ ХУДОЖНИКА ВЛАДИМИРА ЖДАНОВА

художник Владимир Жданов натюрморты – 02
Художник Владимир Юрьевич Жданов родился в Сибири, в городе Омске в 1957 году. До 1999 года Владимир Юрьевич жил и творил в Сибири. В настоящее время художник живет в городе Пушкине.

Темы картин художника: сибирские пейзажи, жанровые картины из жизни старинных русских городов, архитектурные ансамбли пригородов Санкт-Петербурга, детские и женские портреты. А ещё совершенно очаровательные натюрморты.
художник Владимир Жданов натюрморты – 03художник Владимир Жданов натюрморты – 04художник Владимир Жданов натюрморты – 05художник Владимир Жданов натюрморты – 06художник Владимир Жданов натюрморты – 07художник Владимир Жданов натюрморты – 08художник Владимир Жданов натюрморты – 09художник Владимир Жданов натюрморты – 10художник Владимир Жданов натюрморты – 11художник Владимир Жданов натюрморты – 12художник Владимир Жданов натюрморты – 13художник Владимир Жданов натюрморты – 14художник Владимир Жданов натюрморты – 15художник Владимир Жданов натюрморты – 16художник Владимир Жданов натюрморты – 17художник Владимир Жданов натюрморты – 18художник Владимир Жданов натюрморты – 19художник Владимир Жданов натюрморты – 20художник Владимир Жданов натюрморты – 21художник Владимир Жданов натюрморты – 22

Германия превращает книги по искусству в арт-объекты

Современное книжное оформление далеко ушло от иллюстрирования текста, сейчас это прежде всего работа со шрифтами. Эффектность внешнего вида книги становится основной задачей книжного дизайна




Книжный магазин Walter König в Кельне. Фото: Ирина Лазебникова

Издание и распространение литературы по искусству — этим вопросам была посвящена поездка группы отечественных издателей, редакторов и менеджеров книготорговли в Германию, организованная Центром немецкой книги в Москве, существующим с 1993 года российским представительством Франкфуртской книжной ярмарки. Участники десятидневного тура представляли значимые культурные институции: Третьяковскую галерею, ГМИИ имени А.С.Пушкина, Эрмитаж, Московский музей дизайна, музей «Гараж», МГХПА имени С.Г.Строганова, «Электротеатр „Станиславский“».

За пять дней во Франкфурте с посещением Кельна, Майнца и Касселя и пять — в Берлине с заездами в Ганновер и Лейпциг десять москвичей и двое петербуржцев смогли составить достаточно полное представление о немецком книгоиздании в области искусства. Гостей принимали в издательствах, книготорговых фирмах, музеях, типографии, архивах — везде они становились заинтересованными и равноправными собеседниками для немецких дизайнеров, редакторов, книготорговцев, музейщиков.

В архиве Академии художеств в Берлине. Фото: Ксения Велиховская

Одни из главных вопросов, волнующих европейских профессионалов книжного дела, — наступление Интернета на книгоиздание и происходящие со сменой носителя текста изменения в способах его потребления. Известный афоризм Маршалла Маклюэна «media is the message» сейчас жив, как никогда, но прочитывается в обратном порядке. В 2015 году в Германии было издано 75 тыс. книг, и только 5% из них приходится на электронные. Казалось бы, издателям альбомов и книг по искусству можно не беспокоиться, переход к новой форме существования книги коснется этого сегмента рынка меньше других. Но все равно, по словам Уты Шнайдер, книжного дизайнера с 30-летним опытом работы, «в последний раз такие изменения были 500 лет назад, когда Гутенберг изобрел книгопечатание; теперь мы больше не можем издавать книги, как раньше». Некоторые считают, что дни бумажной книги сочтены и надо скорее переходить на электронные площадки вроде агрегатора Arts+, которому отводится все больше места в павильоне Франкфуртской книжной ярмарки. Другие справедливо полагают, что традиционной книге по-прежнему есть что противопоставить цифровым технологиям: требования к качеству и осмысленности исполнения издания только возрастут.

Современное книжное оформление далеко ушло от иллюстрирования текста, сейчас это прежде всего работа со шрифтами. Эффектность внешнего вида книги становится основной задачей книжного дизайна: точными минималистическими средствами сделать издание запоминающимся, выиграть борьбу за читательское внимание на полке книжного магазина. Франкфуртский фонд «Искусство книги» и его руководитель Катарина Хессе, которая организует конкурс «Самая красивая книга» с внутригерманским и всемирным охватом изданий, продемонстрировала нескольких победителей последних лет. Число книг, способных стать образцом книжного дизайна, не так уж велико: на протяжении всех дней бук-тура одни и те же обложки встречались и на лекции во франкфуртском медиакампусе, где обучаются будущие специалисты книжной сферы, и на выкладке в книжных магазинах, и, наконец, в самих издательствах. Например, книги, вышедшие в Matthes & Seitz, неоднократно получали премию «Самая красивая книга». Издательство, основанное в 1977 году в Мюнхене и теперь расположенное в модном берлинском районе Пренцлауэр-Берг, сочетает в своем портфеле философию — от Жоржа Батая до Мераба Мамардашвили, современную прозу (в том числе девятитомное собрание Варлама Шаламова, выходящее с 2007 года) и естественную историю, начиная с архива энтомолога Жан-Анри Фабра. Силами девяти постоянных сотрудников выпускается 76 названий в год. «Наши книги — ответ на современные процессы в Интернете, поэтому мы используем все возможности полиграфии», — говорят в издательстве.

Хранитель архива Джона Хартфилда в Академии художеств Анна Шульц. Фото: Игорь Калошин

Среди тенденций сегодняшней книжной моды в Германии есть такие приемы, как подбор в одном книжном блоке разных типов бумаги или смена ширины страниц, что характеризует различные части текста, рукописный шрифт в заголовке, брутально открытый корешок или китайский переплет «бабочкой», дающий свободу при использовании всего книжного разворота. Немецкий книжный дизайн наследует традициям Баухауса в остроте деталей и перфекционизме исполнения. Под переплетом классического вида с названием произведения, сделанном тиснением золотыми буквами на красном прямоугольнике, может скрываться впечатляющий современный дизайн-макет с цветными инициалами и колонцифрами, а вся книга будет помещена в яркий футляр — так выглядят издания серии «Другая библиотека», одним из основателей которой в 1985 году был поэт Ханс Магнус Энценсбергер. Выходящие сейчас в издательстве Aufbau Verlag строго лимитированным тиражом в 4444 экземпляра, книги серии стоят €42. По признанию ее многолетнего редактора Кристиана Дёринга, мировая классическая литература в диапазоне от Лукиана до Михаила Осоргина пользуется популярностью среди юристов, экономистов и врачей: 1,8 тыс. книг распространяются по подписке, а цена на первые тома серии у коллекционеров доходит до €1 тыс. Издания выполнены высокой печатью со свинцового набора, а не офсетом (что в наше время редкость), для переплета каждый раз выбираются оригинальные материалы. Если речь идет о высококачественных изданиях, немецкая книга недешева для покупателей — но цена во всех магазинах всегда будет одинаковой.

Издательская марка лейпцигского Spector Books выглядит весело и несерьезно из-за смайлика, что пририсован под буквами второго слова, превращенными в зрачки. Трое основателей — Маркус Дрессен, Анне Кёниг и Ян Венцель — начинали с книги к выставке Ильи Кабакова «Голоса за дверью», показанной в Лейпциге в 1996 году, и с тех пор считают художника почти что духовным отцом своего предприятия. Spector Books выпускает каталоги выставок и книги по искусству и философии, постоянно издает труды Баухауса в Дессау. Из новинок — каталог проходящего в Мюнстере в этом году очередного фестиваля «Скульптурные проекты» (Skulptur Projekte). Все книги — полсотни названий в год, выходящих средним тиражом в 1 тыс. экземпляров, — находятся на стыке книгоиздания и современного искусства. Издательство постоянно взаимодействует со студентами лейпцигской Высшей школы графики и книжного искусства. Выпускники имеют возможность довести до печати свой диплом, как, например, Under the Radar. Underground Zines and Self-Publications 1965–1975. За работу издательства отвечают трое сотрудников, все остальное происходит дистанционно — и такое положение вещей становится самым точным ответом на волнующий всех вопрос о роли Интернета в книгоиздании.

На встрече в издательстве Spektor Books в Лейпциге. Фото: Ксения Велиховская

Участники поездки, близко ощущающие музейную атмосферу, не могли не оценить книжный магазин Walter König, основанный в Кельне в 1969 году: помимо торгового зала, книги распространились на все пять этажей здания, которым теперь управляет сын основателя Франц Кёниг. В главном берлинском магазине известного издательства Taschen полы выложены плиткой знаменитого итальянского дизайнера Джо Понти с синим рисунком, создающим оптическую иллюзию, но голова может закружиться при взгляде на ассортимент издательства. Глава издательского дома Бенедикт Ташен по-прежнему выбирает художников, полагаясь на свой вкус. Так, еще недавно бывший представителем субкультуры фотограф Вольфганг Тильманс вошел в «модельный ряд» издательского дома между «Большой книгой пениса» и «Шедеврами Ренессанса в деталях».

На стену рабочего кабинета в архиве берлинской Академии художеств приколот фотопортрет Джона Хартфилда. Архив и библиотека включают 550 тыс. томов и основанный в 1999 году Кабинет каллиграфии, но самым сильным впечатлением, превзошедшим осмотр 14-й Documenta в Касселе, стало знакомство с архивом Джона Хартфилда, который поступил в Академию художеств по завещанию художника. Как рассказала его хранитель Анна Шульц, в следующем году планируется сделать доступным онлайн-каталог собрания, насчитывающего 6,2 тыс. произведений и личных вещей, а ретроспектива знаменитого дадаиста, мастера фотомонтажа и политического плаката готовится к 2019 году.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/4729/