О роли репродукции в создании хорошей живописи

Каталог выставки Джорджо Моранди в Пушкинском музее помогает понять, зачем вообще нужны каталоги



Джорджо Моранди. «Натюрморт». 1958. Холст, масло. Частная коллекция, Турин

Во вступительном эссе Виктория Маркова, российский куратор выставки в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, отвечает на один из самых важных вопросов, связанных с местным восприятием творчества Джорджо Моранди (1890–1964), — о его влиянии на манеру Владимира Вейсберга (1924–1985).

«Он видел в Моранди тончайшего колориста, работавшего на нюансах цвета. В понимании Вейсберга предметы в картинах [Моранди] не отделялись четкими контурами от окружающей среды, а превращались в своего рода уплотнения атмосферы. Подтверждение этому мы находим в работах самого Вейсберга. И он пережил глубокое потрясение, увидев наконец произведения любимого мастера, которые оказались не такими, как он многие годы предполагал».

Джоржо Моранди в мастерской. Ок. 1950 г. Фото: Ansa / Archivi Fratelli Alinari, Firenze

Творческая фантазия богаче реальности и преобразует влияния в самодостаточные явления. Подобно многим живописцам ХХ века, Вейсберг судил о современном западном искусстве по плохим репродукциям из «польских журналов». Но именно это в том числе помогло ему сформировать собственную, манеру. И этом Вейсберг не одинок. Вот и сам Моранди, если судить по очерку Марии Кристины Бандеры, выше всех ставил творчество Поля Сезанна. И первоначально он судил о его картинах тоже по репродукциям.

«В 1914 году внимание Моранди привлекли иллюстрации в книге „Шестнадцать произведений Сезанна“ — разумеется, черно-белые. Впрочем если для нас сегодня черно-белые фотографии обедняют зрительный образ, то Моранди был к ним привычен, более того — отсутствие цвета не портило изображения, а помогало сосредоточиться на главном, уловить суть живописи Сезанна». Страницы двуязычного альбома, посвященные параллелям с Вейсбергом и Сезанном, полны качественных репродукций, делающих визуальные рифмы особенно наглядными.

Джорджо Моранди. Работы из собраний Италии и России. М.: Арт-Волхонка, 2017. 360 с.

Жаль, что этого не произошло на самой выставке, сплошь состоящей из работ одного Моранди. Хотя, казалось бы, в Пушкинском есть масса работ и Сезанна, и Вейсберга, появление которых на ретроспективе вывело бы экспозицию на иной уровень.

http://www.theartnewspaper.ru/posts/4782/

Романовы: от расцвета до заката

Музей-заповедник «Царское Село» получил в дар крупнейший архив семьи Романовых



Архив семьи Романовых, переданный в дар музею-заповеднику «Царское Село» Сбербанком. Фото: Музей-заповедник «Царское Село»

За почти 100-летие существования Государственного музея-заповедника «Царское Село» это собрание документов — самое значительное пополнение его фондов: впервые он получил столь масштабную и полную коллекцию документов, которые представляют жизнь российской императорской семьи с середины 60-х годов XIX века до 1928 года. Архив поступил в музей-заповедник благодаря финансовой поддержке Сбербанка, который за 5,3 млн руб. выкупил коллекцию целиком у бывших владельцев до передачи ее на аукцион Sotheby’s.

«Осенью прошлого года нам сообщили, что на аукцион в Лондоне будет передан архив Романовых, — рассказала Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село». — Мне сразу стало грустно, потому что я понимала: если архив попадет на аукцион, он будет разделен на лоты, разойдется в разные страны, в разные руки, разным владельцам. Кроме того, проданный по частям, он будет стоить значительно дороже. А когда мы узнали, что именно входит в архив, нам стало понятно, что эти документы должны принадлежать России, что их нельзя разделять».

Архив Романовых, попавший в «Царское Село», — это более 200 предметов: письма, телеграммы, фотографии, рисунки членов императорской семьи. Среди них — письма Марии Федоровны, жены императора Александра III, его телеграммы, в том числе последняя телеграмма дочери Ксении перед поездкой в Крым в сентябре 1894 года, за месяц до его смерти в Ливадии. В коллекции есть черновик речи и собственноручная записка Николая II.

Архив семьи Романовых, переданный в дар музею-заповеднику «Царское Село» Сбербанком. Фото: Музей-заповедник «Царское Село»

Как считают сотрудники музея, скорее всего, архив принадлежал кому-то из потомков великой княгини Ксении Александровны, поскольку в нем много ее писем или адресованных ей. Например, переписка с братом, великим князем Михаилом Александровичем (младший брат Николая II, последний российский император, был им всего одну ночь, 3 марта 1917 года, когда Николай отрекся от престола в его пользу; убит большевиками 13 июня 1918 года). Или письма ей от тети, английской королевы Александры, супруги Эдуарда VI, сестры Марии Федоровны.

Особый интерес для специалистов представляют письма историка Николая Михайловича Романова его другу Георгию Шервашидзе, в 1889–1897 годах бывшему губернатором Тифлиса. В частности, одно из этих писем датировано 24 октября 1917 года. В нем историк Романов подробно описывает события в Петрограде в тот исторический день, рассказывает о своих встречах с Лениным, Луначарским, Троцким. О Ленине, например, Романов пишет как об очень улыбчивом человеке.

«Для специалистов наш архив Романовых будет настоящим откровением: эти документы нигде раньше не публиковались, — рассказала Ираида Ботт, заместитель директора музея-заповедника по научной и просветительской работе. — Этот уникальный блок документов уже прошел экспертизу специалистов, в наших планах — опубликовать в следующем году научный каталог этого архива».

В 2018 году, к трагической дате расстрела Романовых, в ГМЗ «Царское Село» собираются открыть после реставрации часть помещений Александровского дворца, последнего мирного дома императорской семьи. В них будет размещен фонд Романовых, в который входят документы и вещи, принадлежавшие императорской семье и ее окружению в последние годы жизни, в том числе и этот архив.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/4777/

Художник John Simmons (1823 – 1876)

художник Джон Симмонс (John Simmons) картины – 01
Вот, спящая Титания (There Sleeps Titania)
Художник Джон Симмонс (John Simmons) много лет писал портреты, однако настоящую славу ему принесла не портретная живопись.

Акварели с очаровательными феями, сказочные сцены, иллюстрации к произведениям Шекспира. Этот фантастический жанр стал очень популярным в девятнадцатом веке, когда публика стремилась найти утешение в придуманном сказочном мире.

художник Джон Симмонс (John Simmons) картины – 02
Вечерняя звезда (The Evening Star)
художник Джон Симмонс (John Simmons) картины – 03
Утренняя звезда (The Morning Star)
художник Джон Симмонс (John Simmons) картины – 04
Сцена из комедии «Сон в летнюю ночь» (Шекспир)
художник Джон Симмонс (John Simmons) картины – 05
Под радугой (Under the rainbow)
художник Джон Симмонс (John Simmons) картины – 06
День, проведенный на берегу моря (A day out on the seashore)
художник Джон Симмонс (John Simmons) картины – 07
Титания лежит на листе
художник Джон Симмонс (John Simmons) картины – 08
Титания, спящая в лунном свете под охраной своих фей
художник Джон Симмонс (John Simmons) картины – 09
Гермия и Лисандр (Шекспир, Сон в летнюю ночь (Hermia and Lysander)
художник Джон Симмонс (John Simmons) картины – 10
Титания
художник Джон Симмонс (John Simmons) картины – 11
Лучшие времена впереди (Better times ahead)
художник Джон Симмонс (John Simmons) картины – 12
Сцена из комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»

Московский художник Людмила Гурар (1960 – 2016)

художник Людмила Гурар картины – 01
Художник Людмила Ильинична Гурар родилась в октябре 1960 года в городе Черновцы (Западная Украина). Училась в Вижницком училище прикладного искусства.

В начале восьмидесятых годов Людмила Гурар переехала в Москву, где поступила на факультет прикладного искусства Московского технологического института лёгкой промышленности имени А.Н. Косыгина. В 1994 году организовала первую персональную выставку.
Она была членом Союза художников и маринистов, и Международного художественного фонда, академиком Европейской академии естественных наук.
25 декабря 2016 года Людмила Гурар находилась в самолёте, который вёз на российскую базу в Сирии деятелей российской культуры и искусства. Самолёт, как известно, потерпел катастрофу над Чёрным морем. И художника не стало.


художник Людмила Гурар картины – 02художник Людмила Гурар картины – 03художник Людмила Гурар картины – 04художник Людмила Гурар картины – 05художник Людмила Гурар картины – 06художник Людмила Гурар картины – 07художник Людмила Гурар картины – 08художник Людмила Гурар картины – 09художник Людмила Гурар картины – 10художник Людмила Гурар картины – 11художник Людмила Гурар картины – 12художник Людмила Гурар картины – 13художник Людмила Гурар картины – 14художник Людмила Гурар картины – 15художник Людмила Гурар картины – 16художник Людмила Гурар картины – 17художник Людмила Гурар картины – 18

Разнообразие в единстве:как постимпрессионисты на рубеже XIX-ХХ веков пытались воссоздать сущность мироздания



Полотна выдающихся постимпрессионистов.

На рубеже XIX-XX веков в живописи было популярным такое направление как постимпрессионизм. В отличие от натуралистов, стремящихся к передаче зримой действительности, или же импрессионистов, руководствовавшихся эмоциями, постимпрессионисты не имели четких правил при создании своих полотен. О том, к каким приемам прибегали Поль Сезанн, Винсент Ван Гог и Поль Гоген, пытаясь воссоздать сущность мироздания – далее в обзоре.



Звездная ночь. Ван Гог, 1889 год. | Фото: mymodernmet.com.

«Искусство - это выражение и стимул для воображаемой жизни, а не копия реальности», - именно такое определение постимпрессионизму дал английский художник и критик Роджер Фрай. Художники искали новые выразительные средства, которыми на полотнах можно было бы отобразить перемену веков и эпох. Для Ван Гога важна была яркая цветовая гамма, Гоген «синтезировал» свое восприятие изображаемого предмета вместе с его реальными очертаниями и эстетичностью линий и передаваемых оттенков, Сезанн применял только устойчивые цветовые сочетания.




Купальщицы, Поль Сезанн, (1898–1905). | Фото: mymodernmet.com.




Желтый Христос. Поль Гоген, 1889 год. | Фото: mymodernmet.com.

«Цвет! Какой глубокий и таинственный язык, язык снов!» - восклицал Поль Гоген. Художник намеренно использовал искусственную цветовую палитру. Для него и остальных постимпрессионистов было важным не изображение, а отображение окружающего мира.




Пирамида из черепов. Поль Сезанн, 1901 год. | Фото: mymodernmet.com.

Подобно работам, выполненным в импрессионистическом стиле, большинство картин постимпрессионистов отличаются заметными широкими мазками. Помимо добавления текстуры и ощущения глубины к произведению искусства они дают понять, что произведения не предназначены для реалистичного отображения предмета.




Сон. Анри Руссо, 1910 год. | Фото: mymodernmet.com.



Подлесок с двумя фигурами. Винсенг Ван Гог, 1890 год. | Фото: mymodernmet.com.

Постимпрессионисты противопоставляли себя буржуазному обществу. Поль Сезанн был сыном банкира, но он выглядел как деклассированный художник. Поль Гоген тоже бросил прибыльную работу на бирже и полностью посвятил себя живописи. Не соглашаясь с устоями общества, эти художники обращались к природным истокам, т. к. считали, что важнее запечатлеть вечность, а на сиюминутные мгновения.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/020817/35498/

Шедевр Паоло Веронезе «Обращение Савла» вернулся в постоянную экспозицию Эрмитажа

Реставраторы сохранили некоторые поздние вмешательства для целостности восприятия картины



Паоло Веронезе (Паоло Калиари) (1528–1588). «Обращение Савла». Около 1570. Фото: Государственный Эрмитаж

Шедевр Паоло Веронезе «Обращение Савла» вернулся в постоянную экспозицию Эрмитажа после реставрации
Картина «Обращение Савла» (около 1570) — одна из тех значительных работ Паоло Веронезе, что мало известны зарубежным исследователям его творчества. С момента приобретения Екатериной II коллекции Роберта Уолпола в 1778 году этот холст висел в Малом Итальянском просвете, куда и вернулся теперь после почти трех лет реставрации вскоре после Дня святых апостолов Петра и Павла.

Впервые «Обращение Савла» упоминается среди творений мастера в 1648 году как собственность графов Видман, при продаже собрания мантуанскому герцогу Фердинандо Гонзага она стала одной из самых дорогостоящих — картина была оценена в тысячу дукатов. Последовательно сменив пару именитых коллекций, она стала частью художественного собрания первого премьер-министра Великобритании Роберта Уолпола в Хоутон-холле.

По сохранившемуся на изнанке холста оттиску старого подрамника выяснилось, что картина была обрезана с левого края примерно на 40 см, и сейчас видные наполовину фигуры придают дополнительную кинематографичность композиции.
Чтобы придать яркость живописи, картину неоднократно покрывали новыми слоями лака, который темнел и изменял цвет. Поэтому каждый следующий раз изображение приходилось дополнять — эти позднейшие записи, обнаруженные при исследовании работы, были расчищены и удалены реставраторами.

В результате кроны деревьев стали хорошо видны и впервые в эрмитажной истории картины обозначились как форма, разнообразно проработанная художником.

Некоторые поздние вмешательства сохранены для целостности восприятия — к таким относится оранжевая драпировка фигуры в нижнем правом углу.

По словам реставратора Виктора Коробова, чтобы живопись выглядела естественной и «на свои годы», на поверхности работы оставили тонкий слой старого лака.

Разрезая перед картиной торжественную ленточку, Михаил Пиотровский посетовал на ее неподходящий цвет — с Веронезе сочетается глубокий зеленый (по названию краски), но в эрмитажном хозяйстве такие как раз закончились.

http://www.theartnewspaper.ru/posts/4776/

15 картин русских классиков, которые никогда не печатали в школьных учебниках



Павел Ковалевский.«Порка». 1880 г.
Художественные произведения классиков русской живописи, отразившие в себе издевательства над детьми и женщинами, бесправие, беспробудное пьянство и насилие в семье, не найти на страницах школьных учебников. И тем не менее они существуют и хранятся в музеях как свидетельство порока и греха нашего общества.

"История детства - это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным."- писал Ллойд Демос, американский историк, основатель психоистории.




Медея убивает своих сыновей.

В древние времена ребенка могли запросто убить из-за его физических недостатков или же просто от сознания того, что его сложно будет прокормить. Родители всегда отдавали предпочтение мальчикам, а жизнь девочки и в грош не ставилась: их иногда просто выбрасывали. Ну а что касается незаконнорожденных детей то их убийство было обыденным делом почти до 19-го века. А еще считалось нормой отдать ребенка в монастырь или продать богатой семье в качестве слуги, раба: он был обычным товаром.


1. «Порка»



Павел Ковалевский. «Порка». 1880 г.
Детей регулярно подвергали побоям, используя кнуты, хлысты, палки, розги. Даже отпрыски знатных семей не освобождались от наказания. Так родители всеми силами пытались направить свои чада на путь истинный.

С 19 века и до средины 20 воспитание заключало в себе уже не только подавление воли, но и ее "тренировке". В процесс воспитания уже были вовлечены отцы и ,как правило, не всегда трезвые.


2.«Пьяный отец семейства»



Алексей Корзухин.«Пьяный отец семейства». 1861г.
Алексей Корзухин за эту работу был награжден малой золотой медалью Академии художеств. Художник был одним из первых, кто поднял такую злободневную тему в искусстве в средине 19 века, когда бесправие женщин и детей носило ужасающие масштабы: такие сцены были обыденными во многих российских семьях.
Художник И.Е. Репин говорил о зарождении нового направления в жанровой живописи: «Картины той эпохи заставляли зрителя краснеть, содрогаться и построже вглядываться в себя. Не угодно ли любоваться картиной Корзухина: пьяный отец вваливается в свою семью в бесчувственном состоянии. Дети и жена в паническом ужасе… До чего одичал этот варвар!»


3.«Запил»



Иван Горохов. «Запил» (кон.19-нач. 20 вв).
Эту же тему в своем творчестве затронул почти пол века спустя художник Иван Горохов: захмелевший крестьянин, переступив порог дома с бутылкой водки, привел домочадцев в отчаяние. Но что могут сделать женщина и 10-летний мальчик, в гневе сжимающие кулаки?
Живописец Иван Горохов был выходец из крестьян и не по наслышке знал о суровых буднях деревенской жизни. Он знал, о чем писал.


4.«Не пущу!»




Владимир Маковский.«Не пущу!». 1892 г.
А на этом полотне Владимира Маковского видим, как отчаявшаяся жена пытается всеми силами удержать отца семейства от очередного похода в пивную лавку. Но судя по выражению лица настроившегося на выпивку мужа - ни женщина, ни ребенок ни за что его не остановят.

"Несчастные работники и ремесленники часто тратят в кабаках все, что должны были бы принести своим женам и детям; часто можно видеть, как они пропивают даже одежду и остаются абсолютно голыми",- писал в своих записях о России английский дипломат Д.Флетчер.


5.«По примеру старших»



Василий Максимов. «По примеру старших». 1864 г.
Подрастающие мальчики, беря пример со своих отцов, старались не отставать и рано приобщались к алкоголю. Обрекая свои будущие семьи на жизнь в пьяном угаре.

В бедных семьях к ребенку относились как к взрослому человеку. С трех дети выполняли иногда непосильную работу и в огороде, и по дому наравне со взрослыми. А тех, которые уже подросли, сдавали в подмастерья: на обучение ремеслу. А мастера-учителя были еще те "воспитатели"...


6.«Новичок»



Иван Богданов. . 1893 г.
На картине Богданова видим как пьяный в стельку обувной мастер своего зареванного подмастерья «учит жизни» ...


7.«Воспитатель»



Михаил Ватутин. «Воспитатель». 1892 г.
А вот еще один сапожник за рюмкой водочки да под огурчик "воспитывает" своих подмастерий. А перед этим еще и уши им надрал.


8.«Тихонько от жены»



Владимир Маковский. «Тихонько от жены». 1872 г.
А были и такие тихушники, которые боясь своих жен, выпивали втихаря. Они хоть и не издевались над своими семьями, но постоянно жили в хмельном угаре.


9.«Винодел»



Владимир Маковский. «Винодел». 1897 г.
Со времен правления Екатерины II, придерживающейся алкогольной политики: «Пьяным народом легче управлять», к 19 веку пьянство стало «национальной традицией» на Руси. Усугубилась ситуация с употреблением алкоголя в связи техническим прогрессом, который позволил наладить массовое производство сравнительно недорогой водки. "В 1913 году литр водки стоил 60 копеек при зарплатах квалифицированных рабочих от 30 до 50 рублей в месяц".


10.«Купеческие поминки»



Фирс Журавлев.«Купеческие поминки».1876 г.

На полотне видим сцену, когда упившиеся купцы призабыли по какому они поводу собрались, и кажется, что совсем немного, и некоторые из них пойдут в пляс. Притом всем известно, что обряд поминания усопших в православии - мероприятие религиозное и скорбное.


11.«Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие».



Николай Неврев. «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие». 1866 г.
Что тогда уж говорить об именинах...


12.«Освящение публичного дома» (Эскиз).



Владимир Маковский.«Освящение публичного дома» . 1900 г.
При виде этого неоконченного полотна на ум сразу же приходят вопросы: как богоугодным заведением может быть дом терпимости, и кто может взять на себя смелость «освятить» грех?
Маковский затронул горячую тему «критического реализма»: "бордель как низменная точка греховности и религия, воспринимающаяся обществом как высшее проявление духовности, совместившиеся вместе как общее социальное падение".


13.«Освящение водочного магазина»



Николай Орлов. «Освящение водочного магазина». 1904 г.
Тем не менее на Руси церковь освящала все: и винно-водочные лавки и видеочат Рунетки, в том числе.


14.«Сельский крестный ход на Пасху»



Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасху». 1861 г.
На полотне Перова видим празднование Пасхи. Перепившие крестьяне уже не стоят на своих ногах, а те кто еще могут идти также мало что соображают: мужичек в центре несет икону перевернутую вверх ногами.


15.«Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда»



Василий Пукирев.«Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда». 1868 г.
В те времена основы православной веры служили запугиванием и угнетением непросвещенного крестьянства.

Максим Горький в автобиографичной повести "Детство" писал: «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит..."

Прошло в среднем полтора столетия с тех времен, которые отражены на полотнах русских классиков, но совсем мало что изменилось в общественном устое страны, что касается алкоголизма.
Единственное, что в большей части семей детей перестали бить, ругать... им прощают все их проказы и истерики. Главным в семье стал - ребенок.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/020817/35461/