Убежище ангелов и святых

Книга, изданная Метрополитен-­музеем, в 30 очерках исследует Иерусалим в Средние века, когда «город был домом наибольшему числу культур, религий и языков»



Архангел Азраил. Из «Чудес творения и странностей бытия» («Аджаиб аль-Махлукат») аль-Казвини. Египет или Сирия, конец XIV — начало XV в. Британский музей. Фото: The Trustees of the British Museum

На недавней выставке «После Караваджо» в лондонской Национальной галерее экспонировался холст, отличавшийся особой пронзительностью. Гефсиманский сад. В кромешной тьме лишь огонь факелов отражается на доспехах солдат. Иуда, подавшийся вперед в предательском поцелуе. Лицо Иисуса, наполненное в минуту пленения мучительной красотой. Волнующий сюжет, с такой силой отраженный Караваджо, мог бы стать символом города, где происходили эти события.
Иерусалим и сегодня продолжает вызывать сложные чувства. Постоянно растет количество людей, пораженных «иерусалимским синдромом», когда после посещения святых мест у паломников возникает комплекс мессии. И нет на земле другого такого места, где так бурлила бы мощная смесь культур, религий и национальностей. Мольба царя Давида в вавилонском пленении отзывается в душах людей любых вероисповеданий, стоит им только задуматься о значении этого города: «Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иеру­салима во главе веселия моего».

Изображение жертвоприношений из Мишне Торы Маймонидов. Северная Италия, около 1457. Фото: The Metropolitan Museum of Art, New York

Книгу, изданную Метрополитен-музеем, приурочили к прошлогодней выставке. В ней в 30 очерках исследуется мультикультурализм города в Средние века, включая торговлю и паломничество, расцветшие между 1000 и 1400 годами. Именно тогда «более, чем в любой другой период, город был домом наибольшему числу культур, религий и языков». Несомненный интерес вызывают глава о влиянии на Иерусалим францисканцев (оно восходит к первому посещению города святым Франциском в 1219-м) и очерк о меценатской деятельности мусульманских женщин, написанный на основе помещенных здесь же текстов из Корана 1358 года. А иранская книга примерно 1335 года из библиотеки стамбульского дворца-музея Топкапы дает представление о мастерстве мусульман-шиитов, которые, в отличие от суннитов, не отказывались от фигуративности в изобразительных искусствах.

Barbara Drake Boehm and Melanie Holcomb. Jerusalem, 1000–1400: Every People Under Heaven. The Metropolitan Museum of Art in association with Yale University Press. 400 с. $75

Авторы сборника стремились соблюсти баланс между разными вероисповеданиями и видами искусства, нашедшими свое отражение в истории Иерусалима. Эсхатология, наполняющая образы города, который Саладин называл убежищем «ангелов и святых», рассмотрена в главе «В поисках вечного Иеру­салима» с парой иллюстраций из древнееврейской рукописи «Барселонская Агада» (около 1360) из Британской библиотеки.

Капитель Святого Матфея из Музея Святой земли. До 1170. Церковь Благовещения, Назарет. Фото: Marie-Armelle Beaulieu /Custodia Terræ Sanctæ

В Средние века подобные места паломничества «действовали как пороговые пространства, снимающие религиозные, социальные и гендерные различия» и воспринимались как «убежище ангелов и святых».

Ларец Амбазак из сокровищницы аббатства Гранмон. Лимож. Около 1180–1190 © Region Aquitaine-Limousin-Poitou-Charentes, Service de l’Inventaire et du Patrimoine Culturel. Фото: Philippe Rivière

«Иерусалимский синдром», об открытии которого впервые сообщил Британский журнал психиатрии в 2000 году, можно приложить к любой стадии исторического развития этого города. Только за предыдущее десятилетие 1,2 тыс. иностранных туристов были госпитализированы после посещения Иерусалима с «тяжелыми психическими расстройствами».

http://www.theartnewspaper.ru/posts/4801/

Пять «Подсолнухов» Ван Гога воссоединятся на Facebook

Знаковые картины Ван Гога из мировых музеев окажутся вместе благодаря современным технологиям



«Подсолнухи» (1889) из Музея Ван Гога в Амстердаме. Фото: Vincent van Gogh Foundation

Пять картин Винсента Ван Гога из цикла «Подсолнухи» будут показаны на виртуальной выставке в сети Facebook в понедельник 14 августа. В ходе прямой трансляции покажут 15-минутные презентации от кураторов каждого из пяти музеев, где хранятся эти картины: лондонской Национальной галереи, Новой пинакотеки в Мюнхене, Художественного музея Филадельфии, Музея Ван Гога в Амстердаме и японского Художественного музея Сомпо.

Полотна, на которых в августе 1888 — январе 1889 года художник, живший в этот период в Арле, написал вазы с подсолнухами, никогда не выставлялись вместе с тех пор, как в конце XIX века невестка Ван Гога Йоханна Бонгер разделила коллекцию. Картины рассеялись по музеям, и лишь иногда некоторые из них встречались на выставках.

Две картины из арльской серии (всего она включала семь полотен) не будут показаны на виртуальной выставке: «Три подсолнуха», первая из них, хранится в частной коллекции и последний раз выставлялась в 1948 году в Художественном музее Кливленда, а полотно «Шесть подсолнухов» было уничтожено во время бомбежки японского города Асия в период Второй мировой.

Виллем ван Гог, правнук Тео, брата художника, также выступит на презентации в Facebook. Он хорошо помнит те времена, когда «Пятнадцать подсолнухов» висели в гостиной его дедушки: «Я провел много времени, глядя на оттенки желтого… Художник сделал так, что ты ощущаешь лучи солнца, пронизывающие лепестки цветов».

http://www.theartnewspaper.ru/posts/4802/

Сотрудница Пушкинского музея выяснила, что картину «Венера и Адонис» написал Тициан


Фото: Вечерняя Москва


Ранее считалось, что полотно принадлежит кисти неизвестного венецианского мастера.
Пушкинский музей установил авторство картины «Венера и Адонис», которая долгое время находилась в частной коллекции.
Истинное авторство установила научный сотрудник ГМИИ имени Пушкина, доктор искусствоведения Виктория Маркова. Специалист выяснила, что автором «Венеры и Адониса» является Тициан. Об этом в понедельник сообщила директор музея Марина Лошак.
Уточняется, что полотно прибыло в Россию впервые в рамках выставки «Венеция Ренессанса. Тициан, Титоретто, Веронезе. Из собраний Италии и России». Экспозиция открылась в музее 9 июня.
— До сих пор оригиналом композиции «Венера и Адонис» считалось полотно, хранящееся в Музее Прадо в Мадриде. Виктория Маркова не только установила сенсационную атрибуцию неизвестной ранее версии этой картины. Она с самого начала предполагала, что именно вновь обнаруженное полотно представляет собой оригинал, к которому восходят все последующие повторения Тициана, — сказала Лошак.
Известно, что Виктория Маркова первый раз увидела данную картину в 2005 году.
— Ко мне обратился российский коллекционер, купивший эту картину на аукционе в Сен-Жермен-ан-Ле как работу неизвестного венецианского мастера. Взглянув на нее, я сразу поняла, что это полотно Тициана, — рассказала Маркова.
Позже в Венеции была осуществлена реставрация работы, после чего ее атрибуцию поддержали несколько видных исследователей, сообщает ТАСС.
— Таким образом картина обрела новую жизнь. Мы бы очень хотели, чтобы картина «Венера и Адонис» стала частью нашего музея. Пока мы можем только обещать, что после завершения выставки, картина останется еще на год в постоянной экспозиции ГМИИ им. А. С. Пушкина, — резюмировала Лошак.

https://news.rambler.ru

Завораживающий дизайн старинных лестниц

Первые лестницы возникли во времена первых поселений человека. В 2004 году в городе Хальштадт, Австрия, в древней соляной шахте учёные обнаружили прекрасно сохранившуюся деревянную лестницу. Учёные утверждают, что она построена за 5000 лет до н. э.
Мы, конечно, не будем искать такие старинные лестницы, а вот на красивые старые лестницы в заброшенных здания в Европе посмотрим.
Завораживающий дизайн старинных лестниц



Первые письменные свидетельства о технологии строительства лестниц были в египетских папирусах 4—1 тысячелетий до н. э. Египетские пирамиды представляют собой гигантские лестницы, уходящие в небо.
Завораживающий дизайн старинных лестниц
Древние греки и римляне, возводившие колизеи, амфитеатры и храмы, не могли обойтись без массивных лестничных конструкций. Античные храмы строили на приподнятых платформах (стилобатах), состоящих из ряда ступеней. Иногда ступени достигали более 2-х м в высоту.
Завораживающий дизайн старинных лестниц
В Средние века замки имели оборонительные стены и башни, на которые поднимались по ступеням лестниц, и тёмные сырые подвалы и темницы, в которые по лестницам спускались.
Завораживающий дизайн старинных лестниц
Винтовые лестницы в башнях средневековых за́мков строились таким образом, чтобы подъём по ним осуществлялся по часовой стрелке. Это делалось для того, чтобы, в случае осады замка, защитники башни имели преимущество во время рукопашной схватки, так как наиболее сильный удар правой рукой можно нанести только справа налево, что было недоступно атакующим. Кроме того, если атакующий будет использовать для защиты щит, то он не сможет использовать оружие.
Завораживающий дизайн старинных лестниц
С развитием методов обработки материалов и освоением новых изменялись внешний вид и отделка лестниц.
Завораживающий дизайн старинных лестниц
Ну а мы продолжаем осматривать красивые лестницы в старых заброшенных зданиях Европы.
Завораживающий дизайн старинных лестниц
По большей части, эти лестницы заходятся в старых заброшенных европейских замках.
Завораживающий дизайн старинных лестниц
Завораживающий дизайн старинных лестниц
Завораживающий дизайн старинных лестниц
Завораживающий дизайн старинных лестниц
Завораживающий дизайн старинных лестниц
Завораживающий дизайн старинных лестниц
Завораживающий дизайн старинных лестниц
Завораживающий дизайн старинных лестниц
Завораживающий дизайн старинных лестниц
Завораживающий дизайн старинных лестниц

Завораживающий дизайн старинных лестниц

«Снится мне деревня»: живописные картины мастера русского пейзажа Дмитрия Лёвина



Изумительные деревенские пейзажи.
Дмитрий Лёвин, признанный мастер русского пейзажа, родился в 1955 году в Моршанске. Окончил Пензенское художественное училище. Особая привязанность этого художника и источник вдохновения – родная природа. На его картинах – деревенские пейзажи, дышащие утренней свежестью и лесной прохладой, которые удивительным образом передают тонкий аромат полевых цветов. Персональные выставки Дмитрия Лёвина проходили в Люксембурге, Германии, Франции, Австрии, Словакии, Дании, Италии, Голландии, США, Китае.

1. «Лето. Прогулка»





2. «Дорога в сказку»





3. «На Кашме»





4. «Счастливая пора»





5. «Подморозило»





6. «В рассветной тишине»





7. «Лето в деревне»





8. «Новый день начинается»





9. «Счастливый уголок»





10. «Под Тверью»





11. «Яблочный спас»





12. «Яблони цветут»





13. «Золотой рассвет»





14. «Любовь пришла»





15. «Маковый цвет»





16. «Ожидание»





17. «Птицы на озере»





18. «Утро в Лермонтово»





19. «Деревенская идиллия»





20. «Майское утро»





21. «Закат в Барыбино»





22. «Моршанский дворик»





23. «В Люксембургском лесу»





24. «После грозы»





25. «На опушке»


Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/090817/35450/