Тропой Ван Гога, Бэкона и Сутина

Каталог-резоне Олега Кудряшова — первая публикация, максимально полно представляющая произведения мало известного широкой публике современного художника, чьи работы украшают крупнейшие музеи мира



Олег Кудряшов. «Без названия». 1995. Бумага, сухая игла, акварель. Фото: собрание Сергея и Валентины Ревякиных, Лондон

Цитата из воспоминаний недавно умершего историка искусства Игоря Голомштока заставляет пристальнее вглядеться в прекрасно изданный внушительного размера (400 с лишним страниц плотной мелованной бумаги) каталог с репродукциями работ Олега Кудряшова: «По психологическому складу Олег принадлежит к редкой сейчас категории „одержимых“ художников, каковыми были до него Ван Гог, Хаим Сутин, Фрэнсис Бэкон…»

Этот альбом — первая публикация, максимально полно представляющая произведения мало известного широкой публике современного художника, чьи работы украшают крупнейшие музеи мира. Каталога-резоне при жизни удостаиваются немногие. Однако известный искусствовед Юрий Петухов решился на сей нелегкий труд — и не прогадал.

Олег Кудряшов (р. 1934) — график, живописец и скульптор. Родился в Москве, в Лефортове, в семье военного. Уже с детских лет (отец не оценил желание сына быть художником) одиночество и независимость становятся обязательными составляющими его творчества. Яростное отстаивание творческой свободы и никаких компромиссов — эта жесткая позиция отражается в четких формах и в выборе техники (стальная игла, печатная графика).

Олег Кудряшов. Каталог. М.: Modernart- consulting, 2017. 419 с.

Получив художественное образование (курсы мультипликаторов при творческом объединении «Союзмультфильм»), Кудряшов попадает в круг художников московского андерграунда, а в 1974 году эмигрирует, сжигая тысячи работ, которые не разрешили вывезти. Частым гостем художника в Лондоне, где Кудряшов жил до возвращения на родину в 1997 году, был Георгий Костаки, высоко ценивший его творчество и ставивший его выше иных представителей «второго авангарда». Знаменитому коллекционеру была близка эстетика Кудряшова, отсылающая к поискам художников-беспредметников 1920-х.

Как видно из каталога, геометрическая абстракция занимает главное место в его работах и сегодня. Каталог разделен на блоки по десятилетиям творчества начиная с 1959 года и до наших дней, давая читателю ретроспективную картину становления художественного языка Олега Кудряшова.

http://www.theartnewspaper.ru/posts/4841/

«Код да Винчи» Серебряного века


Во вступлении к книге «Кочевники красоты» Олег Клинг и Наталия Дровалева размышляют о феномене писательского рисования




Поликсена Соловьева. «Порог». Рисунок во всю страницу. Книга «Иней», ок. 1905. Фото: Бослен

Интересное в этой книге начинается еще прежде собственно текста — с контекста, в который ставят описанное в ней авторы предисловия. Во вступ­лении Олег Клинг и Наталия Дровалева размышляют о феномене писательского рисования. Для этого явления они предлагают название «код да Винчи» — устойчивое совмещение в одном лице литератора и рисовальщика. Но разговор неминуемо оказывается шире — о взаимодействии словесного и изобразительного искусств, даже об их соперничестве: «в течение долгого времени», еще с Античности, «литература и живопись соревновались в искусстве овладения сознанием творца». Для Серебряного же века, к которому принадлежат все пятеро героев книги, практика совмещения разных искусств, пересечение границ между ними, внимание к их влиянию друг на друга были характерны особенно. Михаил Шапошников рассматривает эту особенность эпохи на пяти ярких примерах.

Шапошников М., П.С. Соловьева, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, А.А. Блок, А. Белый. Кочевники красоты / Вступ. ст. О.А. Клинга, Н. А.Дровалевой. М.: Бослен, 2016. 240 с., ил.

Не все герои книги — профессиональные рисовальщики. Художниками в строгом смысле слова были только Поликсена Соловьева (Allegro) и Максимилиан Волошин. Соловьева, считает автор, была даже сильнее в рисунках, чем в литературе (в книгу включено много репродукций); Волошин же был равномощен в изображении и в разных видах слова — в этом смысле он был, пожалуй, одной из наиболее знаковых фигур своего тяготевшего к большим синтезам времени. Для трех остальных героев роль рисования и иногда живописи (как в случае Андрея Белого) была, скорее, вспомогательной — в помощь слову, ему в опору и расширение. В число способов такого расширения автор книги включает рисунки любой степени серьезности и черновиковости, вплоть до адресованных узкому кругу карикатур и шаржей (Александр Блок) и до полубессознательного черкания на полях пишущихся текстов (Валерий Брюсов). Между разными типами их графического поведения, по интуиции Шапошникова, нет иерархии: все они важны в том смысле и в той мере, в каких помогают понять особенности эстетических позиций своих авторов, их мировосприятия и личности вообще.

http://www.theartnewspaper.ru/posts/4840/

Картину Василия Кандинского привезут в Москву на один день

Топ-лот ноябрьского аукциона импрессионизма и модернизма в Нью-Йорке покажут в фонде IN ARTIBUS



Василий Кандинский. «Импровизация с лошадьми» (эскиз к «Импровизации № 20»). 1911. Аукцион Сhristie’s «Искусство импрессионизма и модернизма», ноябрь 2017 г., Нью-Йорк. Эстимейт $10–15 млн. Courtesy of Christie's

Полотно Василия Кандинского «Импровизация с лошадьми» (эскиз к «Импровизации № 20») 1911 года происходит из частной европейской коллекции, включающей не только модернизм и современное искусство, но и дизайн и искусство Африки и Океании. Целиком собрание оценивается в $30 млн.

Картина приедет в Москву в рамках предаукционного тура с очень разнообразной географией — от Парижа и Женевы до Нью-Йорка и от Лондона до Токио, Гонконга и Тайбэя. То, что Москва включена в мировой тур коллекции, — признание важности русских участников арт-рынка.

Работа Кандинского разместится в пространстве некоммерческого фонда IN ARTIBUS, где будет доступна клиентам аукционного дома 19 сентября. Для этого одного полотна фонд IN ARTIBUS, созданный меценатом Инной Баженовой для изучения и популяризации классического и современного искусства, на два дня прервет собственную выставку «Позади Москва», посвященную московскому городскому пейзажу ХХ века.

За Кандинского Christie’s планирует получить $10–15 млн — не так уж и много, если учесть, что в июне за «Абстрактную композицию» 1913 года Sotheby’s выручил почти $42 млн, установив новый аукционный рекорд цен для живописных работ художника.

«Импровизация с лошадьми» написана в 1911 году, и это одно из произведений, предшествующих переходу Кандинского к чистой абстракции. Созданные в 1908–1911 годах картины сам он делил на «композиции», «импрессии» и «импровизации».Последние он описывал как преимущественно бессознательные, внезапно возникающие впечатления от внешних событий. Одним из главных образов, символизирующих собой творческие поиски художника, является фигура всадника. Впервые она возникает на картине 1903 года под названием «Синий всадник». Аналогичное название получили созданное в 1911 году Кандинским и Францем Марком творческое объединение, а также выпущенный ими альманах. Выставляемое на продажу полотно — эскиз к более масштабной «Импровизации № 20», датированной в записях художника апрелем 1911 года. Эта картина хранится неподалеку — в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Выставка будет открыта для публики 20 сентября с 11 до 16 часов.

http://www.theartnewspaper.ru/posts/4843/

Сальери, Ирод, Дракула и другие... : Душегубы, чьи имена стали нарицательными



Моцарт и Сальери. М. Врубель. | Фото: opera.odessa.ua.

История сохранила немало сведений о душегубах. Среди них попадаются такие злодеи, имена которых стали нарицательными как олицетворение абсолютного зла. Конечно, многие из них совершили немало лиха, но виновны ли они в том, в чем их обвиняют на протяжении столетий, попробуем разобраться далее в обзоре.
Дракула


Господарь Валахии Влад III Цепеш. | Фото: cdn.turkaramamotoru.com.

Господарь Валахии Влад III Цепеш стал настоящим воплощением потустороннего зла не в XV веке, когда он правил, а в 1897 году после выхода романа Бэма Стокера «Дракула». Романист описал его как безжалостного вампира, пьющего кровь. Если обратиться к истории, то все обстояло несколько иначе.




Влад III по прозвищу Дракула. | Фото: bestof25.com.

В переводе с румынского «дракула» означает «дракон». И это прозвище не имеет ничего общего с мистикой. Отец Влада состоял в ордене Святого Георгия, который по-другому именовали орденом Дракона. Еще одно прозвище Цепеш господарь Валахии получил за казни через сажание на кол. Но если учесть, что в те времена подобный способ лишения жизни был довольно распространенным явлением, в глазах своих подданных Дракула не был настолько уж жестоким правителем.
Сальери


Сальери и Моцарт действительно были соперниками. | Фото: sterzhen.com.
С легкой руки Александра Сергеевича Пушкина, написавшего цикл «Маленькие трагедии», композитора Антонио Сальери стали считать злодеем, погубившим замечательного музыкального гения Вольфганга Амадея Моцарта. Якобы из зависти Сальери отравил его. Существует даже понятие «синдром Сальери», которое подразумевает агрессивное поведение одного по отношению к успехам другого. В действительности зависть присутствовала, однако все было совсем наоборот.




Антонио Сальери. Автор: Joseph Willibrord Muhler. | Фото: miliydom.com.

В конце XVIII века Антонио Сальери был гораздо популярнее и более востребованным, нежели Моцарт. Если Сальери часто приглашали в качестве преподавателя музыки для венценосных особ и делали ему заказы на новые произведения, то Моцарт в сердцах восклицал: «Для них не существует никого кроме Сальери!» Даже музыкальные поединки, устраиваемые между композиторами, чаще оканчивались поражением для Моцарта.

Что побудило Пушкина сделать итальянского композитора палачом австрийского коллеги, никому не известно. Любопытно то, что в 1997 году состоялся суд, который признал Антонио Сальери невиновным в смерти Вольфганга Амадея Моцарта.
Ирод


Пир Ирода. | Фото: otvet.imgsmail.ru.

Пожалуй, каждый хоть раз слышал о царе-детоубийце Ироде. В Евангелии от Матфея подробно описывается эпизод, в котором Ироду сообщают о рождении ребенка (Иисуса), который свергнет царя с его трона. Тогда правитель отдает приказ об убийстве всех мальчиков в городе возрастом до двух лет.




Избиение младенцев. Автор: Daniele Da Volterra, 1557 год. | Фото: barok.cerkov.ru.

Большинство историков скептически относятся информации о 14 тысячах убиенных младенцах т. к. 2000 лет назад Вифлеем был относительно небольшим городком с населением, не превышавшим и 15 тысяч жителей.

При жизни царь Ирод заслужил прозвище не Жестокий, а Великий. Его правление ознаменовалось строительством храмов, борьбой с голодом. Правда, к концу жизни он стал подозревать всех в заговоре. Это убеждение превратилось в паранойю, поэтому после очередного доноса Ирод приказал убить трех своих сыновей.
Геростат


Геростат поджигает храм Артемиды Эфесской. | Фото: realnewsland.ru.

Когда говорят «Слава Геростата», то подразумевают позорную и ничтожную известность. Это выражение уходит своими корнями в Древнюю Грецию. В 356 году до н. э. в городе Эфес сгорел храм Артемиды Эфесской. Виновником стал некто по имени Геростат. На допросе он признался, что поджег храм, чтобы прославить себя в истории, т. к. других достоинств он не имел.

Геростат был казнен, а его позорное имя власти запретили упоминать. Но сегодня оно все-таки известно, т. к. древнегреческий историк Феопомп описал этот случай, тем самым прославив Геростата в веках.

На этом можно бы поставить точку, однако есть одно «но». В древние времена в храмах не только взывали к богам и совершали обряды, но и собирали денежные сбережения прихожан на хранение. После пожара хранившееся в Храме Артемиды золото внезапно исчезло. Скорее всего, Геростат был просто исполнителем, отвлекающим внимание от другого преступления.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/130917/35960/

Гейши, майко и знатные дамы: Картины с изящными, грациозными и таинственными красавицами в ярких шелках



В мире гейши царит безраздельная власть ритуала: кимоно, макияж, церемонии чайного дома. Автор: Haruyo Morita.
Картины японского художника Харуё Морита (Haruyo Morita) – это удивительный мир фантазий о японских красавицах, древних традициях и восточной культуре. В её работах оживают чарующие образы гейш, майко, ойран (они же тайю и юдзё) и знатных дам различных эпох.

Харуё изучала не только живопись. Почти десять лет она работала дизайнером кимоно, в результате чего выработала свой индивидуальный стиль, в котором удалось соединить классическое японское искусство и собственное представление о современной японской живописи. В итоге, она создала замечательную серию картин с изящными, грациозными и таинственными красавицами в ярких шелках.




Спящая дева. Автор: Haruyo Morita.



Цветочные мотивы. Автор: Haruyo Morita.



Сад цветущей сакуры. Автор: Haruyo Morita.



Гейши с зонтиком. Автор: Haruyo Morita.



Танец журавлей. Автор: Haruyo Morita.



Танец с веером под луной. Автор: Haruyo Morita.



Очаровательная майко. Автор: Haruyo Morita.



Традиционный японский танец в саду. Автор: Haruyo Morita.



Все четыре времени года. Автор: Haruyo Morita.



Знатная дама в роскошном костюме для прогулок Автор: Haruyo Morita.


Куртизанка-ойран (Эдо). Автор: Haruyo Morita.



Знатная дама в цветущем саду. Автор: Haruyo Morita.



Прекрасная гейша в праздничном наряде. Автор: Haruyo Morita.



Дама эпохи Хейан. Автор: Haruyo Morita.



Юная ученица гейши - майко. Автор: Haruyo Morita.



Гейша.Автор: Haruyo Morita.



Молодая гейша на берегу. Автор: Haruyo Morita.



Невеста в костюме для церемонии в храме. Автор: Haruyo Morita.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/140917/35947/

«Зеленее зелёного»: самые знаменитые изумруды и самые ценные ювелирных изделия из этого камня



Изумруд - драгоценный камень из великолепной четверки: Зеленее зеленого…
Чудесный драгоценный камень изумруд – камень с лучистой и глубокой изумрудно-зелёной окраской – ценятся порой выше алмазов такого же размера. Историю свою эти камни начинают ещё со времён Древнего Египта. Месторождения у берегов Красного моря, где добывали камни ещё в 2000 - 1500 году до н.э, известны как «Копи Клеопатры». И хотя к этому времени в Египте изумрудов не осталось, эти драгоценные камни в разное время находили в разных уголках планеты, и отдельных экземпляры действительно восхищают.

Блеск драгоценных камней и свет, исходящий из их глубины, восхищают, манят и завораживают. Особенно выделяется среди них «великолепная четверка» самых красивых, дорогих и редких камней - бриллиант, рубин, сапфир и изумруд. Ценность изумруда во многом определяется его цветом, и, хотя любой его цвет приятен для глаз, самым лучшим считается насыщенный зеленый.






«…В сравнении с ними никакая вещь зеленее не зеленеет… блеск свой распространяют далеко и как бы окрашивают около себя воздух» , - писал Плиний Старший, древнеримский писатель.

Добывали изумруды еще в Древнем Египте. Клеопатра считала этот камень единственным, достойным своей красоты, изумруд был на всех ее украшениях. Зная ее любовь к изумрудам, одно из месторождений так и назвали - «Копи царицы Клеопатры». В XVI веке, после покорения Южной Америки испанцами, поток самоцветов хлынул в Испанию, а оттуда в Европу и Азию.

Крупнейшим местом добычи зеленых минералов с тех пор и по сей день считается Колумбия, здесь находятся самые знаменитые копи Муко. Самые качественные и красивые изумруды ярко-зеленого цвета находят здесь.




Изумруд в естественных условиях




Изумруд в кварце




Кристаллы изумруда в слюдите

Истинная красота изумруда проявляется лишь после огранки, когда камень начинает светиться изнутри.
«Мы набиваем камень лучами света» – говорили мастера-гранильщики.




Ограненные изумруды


Знаменитые изумруды



«Девонширский» изумруд

Этот изумруд, найденный в Колумбии, практически не нуждается в огранке и обладает великолепным густо-зеленым цветом. Его вес 1383,95 карат, долгое время он считался самым крупным. Его преподнес в качестве подарка герцогу Девонширскому Дон Педру I, император Бразилии.




Изумруд «Могол»

В XVI – XVII веках в Индии правили Великие Моголы, в честь которых и был назван этот изумруд в 218 карат, темно-зеленого цвета. Предполагают, что он попал в Индию из Колумбии. На его обеих сторонах видна изящная гравировка, на одной – цветочный орнамент, на другой – несколько строк из молитвы.




Изумрудный Будда

В 1994 году на приисках Мадагаскара нашли очень крупный самородок. Спустя 12 лет мастера-камнерезы вырезали из него статую Будды, при этом камень из своих 3600 карат потерял 1000. Сейчас статуя находится а Таиланде.




«Коковинский» изумруд

Конкурентами изумрудов из Колумбии в XIX веке стали наши уральские зеленые минералы. Здесь нашли очень крупный самородок в 2226 карат, назвали который в честь уральского камнереза Якова Васильевича Коковина. Самородок отличался не только удивительной красотой, но также тем, что многие его части, имеющие темно-зеленый цвет, были совершенно прозрачны.
Хранится этот изумруд в Минералогическом музее Москвы.




Изумруд «Президент»

В 1993 году на Урале нашли сросток кристаллов весом 5860 карат, назвали его в честь Б.Н. Ельцина.




Изумруд Патриция

Изумруд очень красивого зеленого цвета, имеющий голубоватый оттенок. Кроме того, у него очень редко встречающаяся форма кристалла - 12-гранная, в отличие от обычной 6-гранной. Вес его 632 карата, найден в Колумбии.




Изумруд Баия

Летом 2001 года в бразильском штате Баия, обнаружили огромнейший самородок весом 38 кг (1,9 миллиона карат). Контрабандой он был переправлен в США, сейчас находится в Новом Орлеане. Ведется судебная тяжба по установлению его собственников.


Ювелирные изделия с изумрудами




Кольцо с изумрудом Чак. Великолепный изумруд в 37,82 карата редкой чистоты, найден в Колумбии




Тиара королевы Виктории, одна из самых известных в мире тиар с изумрудами




Вазочка из цельного изумруда и брошь российской императрицы Екатерины Алексеевны




Браслет Пантера, подарок Эдуарда VIII, короля Великобритании и Северной Ирландии, роковой американке Уоллис Симпсон, ради которой он отрекся от престола




Подвеска из Эрмитажа. XVI век, Испания. Корпус каравеллы выточен из цельного куска изумруда.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/140917/35976/