Скульптор из Польши создает шедевры из бронзы и воды

Скульптор Малгожата Ходаковская (Malgorzata Chodakowska) из Польши создает невероятные фонтаны, в которых бронза и вода дополняют друг друга. Изначально она вырезает скульптуры из дубовых стволов. Когда процесс только начинается, тяжело себе представить, как из огромного бревна может родиться утонченная женская фигура. Но Малгожата снимает лишнее, слой за слоем — и вот перед зрителем оказывается ее очередной шедевр.
















5 великих художников-эротоманов и их любимые женщины, которых они погубили


Россетти, Ривера и другие художники-эротоманы.

Россетти, Ривера и другие художники-эротоманы.

Они были скандальны не меньше, чем талантливы, и в жизни каждого из них было две больших страсти - к живописи и к женщинам. Правда, если живописи эти художники оставались верны на протяжении всей своей жизни, то женщин они меняли, как перчатки, не особо заботясь о собственном моральном облике и нравственных принципах. И такой образ жизни сделал несчастными их избранниц.


1. Данте–Габриэль Россетти и Лиззи Сиддал

Данте-Габриэль Россетти - основатель братства прерафаэлитов, поэт и художник.

Данте-Габриэль Россетти - основатель братства прерафаэлитов, поэт и художник.


Данте-Габриэль Россетти - основатель братства прерафаэлитов, поэт и художник - был к тому же самым настоящим сексоголиком. В погоне за удовольствием Россетти не признавал никаких моральных ограничений. Он без зазрения совести крутил романы с Энни Миллер (натурщицей и невестой своего собрата-прерафаэлита Уильяма Холмана Ханта), Джейн Бёрдан (супругой другого собрата – Уильяма Морриса) и еще множеством женщин.

Лиззи Сиддал.

Лиззи Сиддал.


Главной музой, а впоследствии и женой для пылкого итальянца стала Элизабет Сиддал – рыжеволосая Офелия с полотна Джона-Эверетта Милле. Россетти писал ее портреты, посвящал ей стихи и… изменял направо и налево.

Офелия. Джон-Эверетт Милле

Офелия. Джон-Эверетт Милле


Сиддал, отличающаяся тонкой душевной организацией и хрупким здоровьем, терпела подобное обращение с трудом. Заболев хроническим туберкулезом после позирования для знаменитой Офелии, она была вынуждена принимать опиумную настойку в качестве лекарства. Употребления опиума быстро вызвало привыкание, а нелегкая жизнь с неверным супругом все больше погружала Лиззи в бездну депрессии. Неудавшаяся беременность стала для нее последней каплей, и в 1862 году Сиддал покончила с собой (другая версия – умерла от передозировки). Ей было всего 32 года.

Лишившись любимой музы, Россетти так страдал, что даже бросил в ее гроб рукописи своих стихотворений. Правда, спустя несколько лет передумал и вскрыл могилу, чтобы в итоге издать эти гениальные вирши.

2. Диего Ривера и Фрида Кало

Диего Ривера и Фрида Кало.

Диего Ривера и Фрида Кало.


Диего Ривера, известный по прозвищу «людоед», гениальный муралист и патриот родной Мексики, стал истинной погибелью для своей третьей (и четвертой) по счету жены – художницы Фриды Кало. Ривера как истинный мексиканский мачо обладал бешеным темпераментом, который выражался, в том числе, и в беспорядочных сексуальных связях.

Людоед и его голубка.

Людоед и его голубка.


Несмотря на священные узы брака, он постоянно заводил интрижки на стороне, и некоторое время Фриде удавалось делать вид, что она ни о чем не догадывается. Точкой невозврата стал адюльтер Диего с младшей сестрой жены – Кристиной.

Фрида Кало и Диего Ривера.

Фрида Кало и Диего Ривера.


Потрясенная двойным предательством Фрида, так и не смогла простить мужа, и после долгих мытарств и обоюдных измен они все же развелись. Через год самая эксцентричная пара Мексики воссоединилась, но с условием: никаких супружеских обязанностей – таково было решение Фриды. Четырнадцать лет спустя, полностью разрушенная болезнью и наркотической зависимостью, Фрида Кало умерла. Диего к этому моменту превратиться для нее в смысл жизни, она же для него так не стала единственной. ПОДРОБНЕЕ...

3. Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

Пабло Пикассо – самый дорогой художник ХХ века, олицетворение неустанного поиска и творческой воли, был настоящим разрушителем женщин.

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова.

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова.


«Для меня существует два типа женщин: богини и половые тряпки» – говаривал Пикассо. По этому принципу, собственно, и строилась личная жизнь гения. В 1917 году уже добившийся известности художник заметил балерину Ольгу Хохлову в труппе Сергея Дягилева, с которым тогда сотрудничал. Любовь, вспыхнула мгновенно, и Пикассо, наконец, решил жениться. Обязательным условием стало подписание брачного договора, по которому в случае развода половина имущества, включая и работы Пабло, отходила Ольге.

Горячий испанец и русская аристократка.

Горячий испанец и русская аристократка.


Семейная жизнь горячего испанца и русской аристократки, увы, не заладилась – слишком уж разными они были. Пикассо тянуло к богеме, Хохлову в высшее общество. Когда у пятидесятилетнего мэтра появилось очередное увлечение – юная Мари-Терез Вальтер, он стал подумывать о разводе. Хохлова потребовала половину картин, что для художника было недопустимо. Супруги так и не пришли к согласию, и Пикассо просто перестал воспринимать Ольгу как свою жену.

Пабло Пикассо, Ольга, Пауло, Антибы, 1924 год.

Пабло Пикассо, Ольга, Пауло, Антибы, 1924 год.


Он беззастенчиво менял женщин: Мари-Терез уступила место Доре Маар, Дора Франсуазе Жило, а несчастная Ольга, оставаясь мадам Пикассо, в буквальном смысле сходила с ума. Она преследовала неверного мужа, забрасывала письмами с угрозами его молоденьких любовниц и в 64 года всеми покинутая умерла от рака. Спустя шесть лет после ее смерти восьмидесятилетний Пикассо женился на очередной возлюбленной – тридцатипятилетней Жаклин Рок. ПОДРОБНЕЕ...

4. Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн

Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн.

Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн.


Амедео Модильяни, трагический герой авангардного Парижа, известный пагубными пристрастиями и эксцентричными выходками, утонченный интеллектуал и самобытный художник, обладал удивительной притягательностью для женщин. Биографы утверждают, что количество любовниц Моди представляло собой четырехзначное число. Создатель самых чувственных ню в искусстве, увы, сыграл роковую роль для единственной женщины, которую по-настоящему любил. Ее звали Жанна Эбютерн.

Жанна Эбютерн - последняя любовь Модильяни.

Жанна Эбютерн - последняя любовь Модильяни.


Они познакомились, когда Моди было 32 - к тому моменту за ним уже плотно закрепилась репутация пьяницы и дебошира. Девятнадцатилетняя Жанна, напротив, представляла собой образец чистоты и невинности. Ради этих отношений она пошла на разрыв с семьей, забросила учебу в художественной академии и обрекла себя на беспросветную нищету – картины Модильяни совершенно не продавались. Через год у пары родилась дочь, однако измученный безденежьем и безызвестностью художник, по-прежнему продолжал пить и употреблять наркотики.

Жених и невеста (Пара), Амедео Модильяни

Жених и невеста (Пара), Амедео Модильяни


В январе 1920 года после очередной попойки Модильяни случайно уснул на улице, что привело к ужасающим последствиям: он заболел туберкулезным менингитом и умер через несколько дней. Обезумев от горя, Жанна Эбютерн будучи на девятом месяце беременности выбросилась из окна. Ей был 21 год.

5. Эгон Шиле и Валли Нойциль

Эгон Шиле.

Эгон Шиле.


Эгон Шиле – венский экспрессионист и один из самых скандальных художников в истории искусства. Шиле любил рисовать обнаженных девочек-подростков - за это его обвинили в педофилии и судили. Обвинения не подтвердились, но художнику все равно пришлось провести три недели в тюрьме, так как его рисунки были признаны порнографическими.

Портрет Валли Нойциль.

Портрет Валли Нойциль.


В 1911 году Шиле познакомился с Валли Нойциль, ставшей его натурщицей и возлюбленной. Даже во время суда, когда многие друзья и покровители от него отвернулись, Валли была рядом и опровергла любые нападки в адрес любимого. За это Шиле отплатил ей тем, что женился на другой. Ее звали Эдит Хармс, и она была девушкой из благополучной буржуазной семьи, в отличие от бедной Валли.

«Смерть и дева». Эгон Шиле.

«Смерть и дева». Эгон Шиле.


Валли же художник предложил раз в год проводить с ним двухнедельный отпуск. Бывшая муза, отвергнув оскорбительное предложение, отправилась медсестрой на войну, где и сгинула. Когда Шиле узнал о ее гибели, он изменил название картины «Мужчина и девушка», которую написал в период расставания с Нойциль. Полотно, изображающее Эгона и Валли в объятьях друг друга, теперь называется «Смерть и дева».

Почему картины Василия Верещагина, прошедшего через ужасы двух войн, на 30 лет попали в опалу царей


«Смертельно раненый». / Василий Верещагин.

«Смертельно раненый». / Василий Верещагин.

Василий Верещагин - великий художник, путешествующий с мольбертом по земному шару; воин, принимавший активное участие в войнах: туркестанской (1867-1878) и русско - японской (1904); человек огромного личного мужества, которого знал и уважал весь мир. Сам же живописец-баталист считал, что лишь пройдя через "боевые сражения, испытав холод и голод, опасность быть раненным и даже мертвым, можно создавать подлинные шедевры о войне".


Вдохновение, полученное от войны.


«Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней свое слово, я обрадовался, что могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследует меня»,- писал художник о своем пристрастии к батальной живописи.

Василий Верещагин.

Василий Верещагин.


В русской литературе гениальным баталистом был Лев Толстой («Война и мир», «Севастополь»), а в живописи — Василий Васильевич Верещагин. Эти два гения разрушили миф о войне, который складывался веками в представлении непосвященного зрителя и читателя. Когда Россия увидела полотна Верещагина, неожиданно разоблачившего войну и представившего ее "грязным, отвратительным, мрачным и колоссальным злодейством", то произошел раскол общественности, часть из которой стала ненавидеть, а другая половина полюбила такого смельчака.

Апофеоз войны. (1872)


Апофеоз войны. (1872). Третьяковская галерея. Автор: Василий Верещагин.

Апофеоз войны. (1872). Третьяковская галерея. Автор: Василий Верещагин.


Наиболее известный шедевр Верещагина - "Апофеоз войны", являющееся философским посланием и предупреждением, обращенным в будущее. Пирамида из черепов на фоне странного абстрактного пейзажа, которую Тамерлан возводил каждый раз на покоренных территориях, впечатляет своим идейным смыслом. И что примечательно - эта картина первоначально была названа художником «Торжество Тамерлана».

На раме шедевра художник Верещагин начертал: "Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим".

Апофеоз войны. (1872). Фрагмент. Автор: Василий Верещагин.

Апофеоз войны. (1872). Фрагмент. Автор: Василий Верещагин.


Сила воздействия этого полотна была такова, что один прусский генерал посоветовал императору Александру II «сжечь все военные картины художника, как имеющие самое пагубное влияние». И как следствие: на протяжении 30 лет русские государственные музеи вообще не приобретали работы этого всемирно известного «скандального» художника.

Туркестанская серия, посвященная боевым действиям 1867-1878 годов

.
В Туркестане художник пробыл всего лишь год, но трудясь не покладая рук, сделал множество набросков и уникальных этюдов к будущим своим произведениям.
У крепостной стены. «Пусть войдут». (1871) Государственный Русский музей, С.-Петербург. Автор: Василий Верещагин.

У крепостной стены. «Пусть войдут». (1871) Государственный Русский музей, С.-Петербург. Автор: Василий Верещагин.


Смертельно раненый. (1873). Автор: Василий Верещагин.

Смертельно раненый. (1873). Автор: Василий Верещагин.


Парламентеры. «Сдавайся» - «Убирайся к черту!» (1873). Автор: В.В. Верещагин.

Парламентеры. «Сдавайся» - «Убирайся к черту!» (1873). Автор: В.В. Верещагин.


«После неудачи» (1868). Автор: Василий Верещагин.

«После неудачи» (1868). Автор: Василий Верещагин.


После удачи. 1868, Государственный Русский музей. С.-Петербург. Автор: Василий Верещагин.

После удачи. 1868, Государственный Русский музей. С.-Петербург. Автор: Василий Верещагин.


Всадник-воин в Джейпуре. (1881). Автор: Василий Верещагин.

Всадник-воин в Джейпуре. (1881). Автор: Василий Верещагин.


Художник всегда с большим интересом относился к деталям обмундирования воинов всех армий. Вот и на этом полотне видим яркий колорит индийского воина, сидящего на лошади, покрытой богатым ковровым покровом.

Цикл полотен «1812 год»


 Отступление. Бегство по смоленской дороге. Автор: Василий Верещагин.

Отступление. Бегство по смоленской дороге. Автор: Василий Верещагин.


Наполеон на Бородинских высотах. (1897). Государственный Исторический музей. Москва.<br>Автор: Василий Верещагин.

Наполеон на Бородинских высотах. (1897). Государственный Исторический музей. Москва.
Автор: Василий Верещагин.


Мастер создал немало батальных полотен о военных сражениях на полях брани 1812 года, когда Наполеон со своей армией двигался на Москву. Вот и здесь видим начало битвы под Бородино, где впереди всех восседает насупленный великий французский полководец. До начала боя, предвкушая решающую победу, он приказал офицерам одеть парадные мундиры. Но на картине просматривается неуверенность и страх главного героя, однако всем своим видом, Бонапарт пытается показать, что он главнокомандующий французской армии и отступать не намерен. Во всем полотне чувствуется ирония живописца, и с этой целью он как бы обезличил образ Наполеона.

Наполеон и маршал Лористон («Мир во что бы то ни стало!»). Из серии « Наполеон в России». (1899-1900). Государственный Исторический музей. Москва. Автор: Василий Верещагин.

Наполеон и маршал Лористон («Мир во что бы то ни стало!»). Из серии « Наполеон в России». (1899-1900). Государственный Исторический музей. Москва. Автор: Василий Верещагин.


Сюжет полотна «Мир во что бы то ни стало!» описывает события, когда великая французская армия после взятия Москвы столкнулись с холодом, голодом и нуждой. И тогда Наполеон решается на мирное предложение русским через маршала Лористона, на какое Кутузов ответил, что не имеет полномочий заключать мировую.

Русско-турецкая война 1877—78 годов.


Победители. Автор: Василий Верещагин.

Победители. Автор: Василий Верещагин.


Побежденные. Панихида по убитым. (1877-1879). Автор: Василий Верещагин.

Побежденные. Панихида по убитым. (1877-1879). Автор: Василий Верещагин.


Трагизмом и скорбью пронизано большое полотно "Панихида по убитым", где зритель как бы прощается с убитыми русскими воинами на поле брани, героизмом которых художник всегда восхищался. Историки искусства сопоставляют «Побежденных» Верещагина по идейному содержанию с произведением, пропитанным трагизмом - «Апофеоз войны». Оба этих полотна расцениваются как символ бедствия воен на земле. Унылость пейзажа, где поле смерти до самого горизонта покрытое телами убитых, над которыми нависло сумрачное небо, создает подавленное и мрачное настроение.

Перед атакой. Под Плевной. (1881). Автор: Василий Верещагин.

Перед атакой. Под Плевной. (1881). Автор: Василий Верещагин.


Русские позиции на Шипкинском перевале. Автор: Василий Верещагин.

Русские позиции на Шипкинском перевале. Автор: Василий Верещагин.


Жизнь этого неординарного мастера кисти воистину удивительна и необыкновенна, она полна приключений, опасностей, трагизма. "С точки зрения ученого, исследователя, историка, военного репортера и только потом уже художника он проникал в самое сердце военных действий. Был не просто наблюдателем, а участником сражений, являясь собой мужественным примером того, каким должен быть настоящий военный репортер — баталист",- из записок критика В.В. Стасова.

Василий Верещагин.

Василий Верещагин.


Великий художник-баталист погиб 31 марта 1904 с кистью в руке, когда работал над этюдом с натуры, находясь на флагманском корабле "Петропавловск", ушедшем под воду от взрыва японских мин. Вместе со всеми погиб и командующий русским флотом адмирал С.О. Макаров. Таким образом война унесла жизнь 62-летнего выдающегося художника.

В.В. Верещагин в Порт-Артуре (справа от В.В. Верещагина – главнокомандующий А.Н. Куропаткин)

В.В. Верещагин в Порт-Артуре (справа от В.В. Верещагина – главнокомандующий А.Н. Куропаткин)


Когда Россия узнала о страшной гибели Василия Верещагина, в Санкт-Петербурге пресса первой опубликовала короткий никролог:«Весь мир содрогнулся при вести о трагической гибели В. Верещагина, одного из самых горячих поборников идеи мира... Макарова оплакивает вся Россия; Верещагина оплакивает весь мир».

«Адмирал С.О. Макаров и художник-баталист В. В. Верещагин в каюте». (1904). Автор: Е.Столица.

«Адмирал С.О. Макаров и художник-баталист В. В. Верещагин в каюте». (1904). Автор: Е.Столица.

Александр Дейнека установил рекорд цены на MacDougall’s

«Герои первой пятилетки» советского классика ушли с молотка за £2,8 млн. Также проданы портрет кисти Николая Фешина и две работы из евангельского цикла Василия Поленова



Александр Дейнека. «Герои первой пятилетки». 1936. Эстимейт £2–3 млн. Продано за £2,8 млн. Аукцион MacDougall's, 29 ноября. Фото: MacDougall's

Аукцион русского искусства MacDougall’s в Лондоне еще не завершился, но важный рекорд цены уже установлен: картина Александра Дейнеки «Герои первой пятилетки» продана за £2,8 млн (включая комиссию аукционного дома). Теперь это официально самая дорогая работа художника, проданная на публичных торгах. Напомним, что предыдущий рекорд продержался два года: осенью 2015-го на аукционе «Советское и постсоветское искусство», также MacDougall’s, картина с фривольным сюжетом «За занавеской» (1933) ушла за £2,2 млн при эстимейте £2–3 млн. С таким же эстимейтом на этот раз был выставлен первый вариант композиции монументального панно для советского павильона на Всемирной выставке, которая состоялась в 1937 году в Париже. Оказалось, что коллекционеры ценят образы советского человека-труженика в творчестве Дейнеки даже больше, чем обнаженных девушек.

Василий Поленов. «Решил идти в Иерусалим». Эстимейт £400–600 тыс. Продано за £692 тыс. Аукцион MacDougall's, 29 ноября. Фото: MacDougall's

Среди других крупных продаж сегодня — «Портрет молодой американки Дуэйн ван Вехтен» (1926) кисти Николая Фешина, достигший на торгах £913 тыс. Впрочем, на фоне £3,7 млн за другую работу художника вчера на Sotheby’s это не такая уж и высокая цена, но там был портрет ранний, а тут — уже американского периода, который обычно ценится на рынке несколько меньше.

Пока что MacDougall’s удалось продать все основные топ-лоты. Организаторы очень гордились тем, что нашли для аукциона сразу две работы из евангельского цикла Василия Поленова. Теперь можно сказать, что они не зря убеждали владельцев продать картины и именно по таким ценам. Полотно «Решил идти в Иерусалим» достигло на торгах £692 тыс. при эстимейте £400–600 тыс. Другая работа, «Христос и Мария Магдалина» (эстимейт £360–500 тыс.), ушла за £480 тыс. (цена молотка, с комиссией аукционного дома — примерно £600 тыс.).

Андрей Мыльников. «Купальщицы у реки». Эстимейт £50–70 тыс. Продано за £294 тыс. Аукцион MacDougall's, 29 ноября. Фото: MacDougall's

Также среди удач Екатерины Магдугалл и ее команды можно отметить продажу двух работ Андрея Мыльникова со значительным превышением эстимейта. Особенно ярая борьба ставок разгорелась за «Купальщиц у реки», выставленных с оценкой £50–70 тыс. и проданных в итоге за £294 тыс., хотя и «Холм в тени» был с успехом продан за £200 тыс. при эстимейте £50–100 тыс. Аукционному дому удалось продать даже морской пейзаж Руфина Судковского за £457 тыс. — сумма почти баснословная (полотно, конечно, монументальное, 180х250 см, но Судковский все же не Айвазовский!). Ну и £180 тыс. за натюрморт Константина Горбатова никого не удивил бы еще семь-десять лет назад, но сейчас воспринимается как нечто из ряда вон выходящее.

Николай Фешин. «Портрет молодой американки Дуэйн ван Вехтен». 1926. Продано за £913 тыс. Аукцион MacDougall's, 29 ноября. Фото: MacDougall's

Накануне насыщенный событиями день русских торгов Sotheby’s завершился аукционом декоративно-прикладного искусства, который принес £1,8 млн. Результат хороший (это больше, чем в прошлом году, когда суммарная выручка составила £1,3 млн), но никаких потрясений не случилось, лишь один лот преодолел барьер в £100 тыс. Стоит отметить, что на этот раз самым дорогим на аукционе стало не изделие фирмы Карла Фаберже, как это часто бывает, а прекрасный образец советского агитационного фарфора — тарелка «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», изготовленная на Ломоносовском фарфоровом заводе в 1927 году к 10-летию революции по эскизу художника Сергея Чехонина, она была продана за £162,5 тыс. Кроме того, покупатели активно торговались за фарфоровые тарелки с военными сюжетами эпохи Николая I — одна из них ушла за £72,5 тыс., еще три были проданы дороже £50 тыс. Украшенный эмалью «клуазоне» серебряный ковш фабрики Хлебникова ушел за £52,5 тыс., а самыми дорогими предметами Фаберже оказались табакерка (£37,5 тыс.) и рамка для фотографии (£32,5 тыс.). Всего за этот день аукционный дом выручил за русское искусство £14,2 млн, основная часть этой суммы была обеспечена продажей живописи. И это несмотря на то, что одна из картин, полотно Генриха Семирадского «Танец среди мечей», была снята с торгов. «Существуют большие подозрения, что эта картина была вывезена из Польши нелегально. В 1953 году полотно было вписано в реестр памятников культуры, из чего следует, что разрешения на его вывоз из страны выдано быть не могло», — цитирует ТАСС вице-премьера польского правительства и министра культуры Петра Глинского. Картина существует в нескольких вариантах, один из них хранится в Третьяковской галерее в Москве, другой был продан на аукционе в 2011 году за $2,1 млн.

Василий Поленов. «Христос и Мария Магдалина». Эстимейт £360–500 тыс. Продано за £480 тыс. Аукцион MacDougall's, 29 ноября. Фото: MacDougall's

Для сравнения: суммарная выручка Christie’s накануне составила £13,2 млн, из которых значительная доля пришлась именно на декоративно-прикладное искусство, где целый ряд лотов был продан за сотни тысяч фунтов, в частности редкие предметы Фаберже (миниатюрная модель мебели, портшез — за £788,8 тыс., серебряная скульптурка носорога с заводным механизмом — за £704,8 тыс., вся коллекция — более £2 млн), напольная императорская ваза (£692,8 тыс.), а также русские ордена Святого апостола Андрея Первозванного (£548,8 тыс.) и Святого Александра Невского (£248,8 тыс.), врученные наполеоновскому маршалу Мюрату во время заключения Тильзитского мира в 1807 году.

Аукцион MacDougall’s продолжается, а позже сегодня начнутся торги Bonhams, которые завершат «русскую неделю» в Лондоне.

http://www.theartnewspaper.ru/

Николай Фешин, Василий Рождественский и Георгий Рублев возглавили русские торги Sotheby’s

Отечественная живопись принесла аукционному дому в общей сложности £12,4 млн

Георгий Рублев. «Партийное собрание на фабрике». 1932. Продано за £489 тыс. Аукцион Sotheby's, 28 ноября. Фото: Sotheby's
Николай Фешин. «Портрет Надежды Сапожниковой». 1908. Продано за £3,7 млн. Аукцион Sotheby's, 28 ноября. Фото: Sotheby's
Василий Рождественский. «Летний пейзаж». Продано за £585 тыс. Аукцион Sotheby's, 28 ноября. Фото: Sotheby's
Александр Родченко. «Добролет». 1923. Продано за £45 тыс. Аукцион Sotheby's, 28 ноября. Фото: Sotheby's
Александра Экстер. «Карнавал в Венеции». 1930-е. Продано за £321 тыс. Аукцион Sotheby's, 28 ноября. Фото: Sotheby's

После успехов аукционного дома Christie’s 27 ноября («Натюрморт с чайником и апельсинами» Наталии Гончаровой продан более чем с трехкратным превышением эстимейта за £2,4 млн, суммарная выручка аукциона русского искусства составила £13,2 млн) «русская неделя» в Лондоне продолжилась торгами Sotheby’s во вторник 28 ноября.

В этот день состоялось сразу три аукциона: «Русская живопись», «Искусство Советского Союза» и «Русское искусство, изделия Фаберже и иконы». Утренний аукцион живописи принес Sotheby’s £10,3 млн. Самым дорогим лотом этих торгов, как и ожидалось, стал «Портрет Надежды Сапожниковой» Николая Фешина(эстимейт £1,2–1,8 млн), который ушел за £3,7 млн. Очень успешной оказалась продажа двух пейзажей «бубнововалетовца» Василия Рождественского: «Лето» достигло на аукционе £585 тыс., а «Зима» — £489 тыс., притом что оба лота предварительно оценивались в £200–300 тыс. Также с молотка ушла большая часть коллекции живописных и графических работ Александры Экстер, принадлежавшей другу художницы Инно Эзратти (из 14 работ покупателей нашли 11), самой дорогой из них ожидаемо оказался «Карнавал в Венеции», проданный за £321 тыс. Наконец, осторожно оцененный специалистами Sotheby’s в £80–120 тыс. морской пейзаж Ивана Айвазовского значительно превысил на аукционе свой эстимейт и достиг £441 тыс. Покупателей нашли произведения Давида Штеренберга, Павла Челищева, Сергея Виноградова, Ивана Похитонова, Константина Маковского, Льва Бакста, Гриши Брускина (аукцион включал произведения современных художников) и многих других.

Бодрая распродажа русской живописи продолжилась аукционом советского искусства. Здесь организаторов торгов постигла неудача с топ-лотом недели (в соответствии с эстимейтом £3,5–4,5 млн) — «Шахтером» Александра Дейнеки из коллекции Рэя Джонсона. Вещь действительно музейного уровня, но совершенно некоммерческая не нашла своего покупателя. Зато другое выдающееся произведение из той же коллекции, «Собрание на фабрике» Георгия Рублева, ушло за £489 тыс., в пределах предварительной оценки в £400–600 тыс. Оно оказалось самой дорогой работой, проданной на аукционе «Искусство Советского Союза». Также внушительные результаты показали натюрморт Александра Герасимова (£309 тыс.), работа Эрика Булатова (£369 тыс.). Не были проданы «Рабочие» Серафимы Рянгиной и гибрид колхозного стада и «двух вождей после дождя» Александра Герасимова, оцененные в £100–150 тыс. и £80–120 тыс. соответственно. Вообще, на этом аукционе более не было цен в £100 тыс. и выше, зато адекватная продажа работ классиков соцреализма вроде Дмитрия Налбандяна, а также таких художников, как Макс Бирштейн, Ное Геденидзе, Юрий Матушевский, и многих других говорит о некотором оживлении рынка советского искусства. Суммарная выручка этого аукциона составила £2 млн, а общий итог русских торгов Sotheby’s можно будет узнать позже, когда завершится продажа декоративно-прикладного искусства и икон.

http://www.theartnewspaper.ru/posts/5167/