Какие драгоценности российских монархов хранятся в Алмазном фонде Московского Кремля



Императорские драгоценности Алмазного фонда России
Роскошь и сияние экспонатов Алмазного фонда просто зашкаливает. Несмотря на то, что многие драгоценности большевиками были распроданы на аукционах, этому музею есть чем гордиться.



Оружейная палата в Москве

Алмазный фонд располагается в здании Оружейной палаты, занимает в ней два зала.
Его основателем по праву можно считать Петра I. Именно он в 1719 году собрал на хранение в одной из комнат все драгоценности. В середине 18 века их переместили в Зимний Дворец, в Бриллиантовую комнату.
Но началась война, и летом 2014 года коллекцию в срочном порядке эвакуировали в Москву. Привезли их в восьми сундуках без каких-либо описей и актов передачи. Так же, без проверки, их и приняли.

Почти восемь лет они пролежали в подвалах Кремля, заваленные другими грузами. И только в 1922 году сундуки с драгоценностями передали в Гохран, где и занялись их разборкой и переписью. А, начиная с 1926 по 1938 гг., по личному поручению Ленина и советского правительства, очень много драгоценностей распродали на аукционах Европы и Нью-Йорка. Но потом все же остановились.




Комиссия по отбору изделий для продажи на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1927г.




Лоты на продажу

«Семь чудес Алмазного фонда»
Алмаз «Орлов»




Алмаз «Орлов»

Удивительно прозрачный алмаз в 189 карат, переливающийся зеленоватым и голубым цветом. Самый крупный и самый ценный алмаз в коллекции. У него 180 граней, формой он напоминает индийскую розу. Изначально алмаз находился в Индии, но в результате череды похищений и продаж оказался у графа Орлова. А он, в свою очередь, подарил его Екатерине II.

Алмаз «Шах»




Алмаз «Шах»

Это второй по ценности алмаз в коллекции, тоже отличающийся идеальной прозрачностью, весом 88 карат. Найденный в Индии, он почти сохранил свою первоначальную форму, слегка подправлены у него лишь несколько граней. На этом алмазе отчетливо видны надписи, сделанные на персидском языке – это имена трех его предыдущих обладателей. В 1824 году этот великолепный алмаз с целью примирения привезли в дар Николаю I после жестокой расправы в Тегеране над Александром Грибоедовым, нашим послом, дипломатом и известным писателем.

Алмаз-«портрет»




Портретный алмаз

Один из самых крупных, так называемых портретных, алмазов. Он имеет плоскую форму и площадь – 7.5 квадратных сантиметром. А поскольку этот алмаз еще и совершенно прозрачный, его вполне можно использовать как портретный, что, собственно, и было сделано - под ним разместили портрет императора.

Гигантская шпинель




Гигантская шпинель

Вес этого великолепного, необыкновенно прозрачного самоцвета 399 карат. Именно он украшает российскую Большую императорскую корону.

Изумруд, инкрустированный в брошь




Изумруд, инкрустированный в брошь

Это также один из самых известных и ценных камней, его вес 136 карат. Он отличается очень красивым насыщенным цветом и ступенчатой огранкой. Очень красиво смотрится в обрамлении бриллиантов и серебряных виноградных листьев.

Цейлонский сапфир




Цейлонский сапфир

Легендарный, крупнейший в мире ограненный сапфир в 260 карат. Верхняя его поверхность имеет более ста граней. Этот прекрасный камень в ажурной оправе, подчеркивающей его красоту, Александр II приобрел в 1862 году в Лондоне для своей супруги.

Хризолит

Совершенно уникальный камень весом в 192.6 карат, необыкновенно прозрачный, с великолепной огранкой.




Хризолит

Символы самодержавия
Помимо этих уникальных алмазов в музее имеются и другие эксклюзивные экспонаты и, в первую очередь, это главные регалии монаршей власти.




Символы самодержавия

Императорский скипетр




Императорский скипетр - золото, бриллиант «Орлов», другие бриллианты, серебро, эмаль. Длина скипетра - 59,5 см. Начало 1770-х годов

Скипетр с двуглавым орлом на вершине изготовлен для Екатерины II. С 1774 года его украшает роскошный алмаз «Орлов», подаренный графом своей императрице.

Держава императорская




Держава императорская 1762 г. Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см Длина окружности шара 48 см

Держава, иначе именуемая «Царское яблоко», - творение ювелира Экарта, изготовленное для коронации Екатерины II. Уже при императоре Павле I ее дополнительно украсили великолепным сапфиром и бриллиантом.




Сапфир со скипетра

Большая корона Российской империи




Большая императорская корона Российской империи 1762 г.

Эта корона, по праву считающаяся самой красивой и дорогой в мире, – творение придворных ювелиров Георга-Фридриха Экарта и Иеремия Позье. Также создана по поручению Екатерины II для ее коронации в 1762 году в рекордные сроки - всего лишь за два месяца. После революции этот главный символ Российской империи около 30 лет находился в Ирландии, передали туда корону в качестве залога за оказанную финансовую помощь. Выкупить этот шедевр смогли лишь в 1950 году, тогда корона и вернулась в Москву.




В. Боровиковский. «Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена». 1820 г. (?)


Другие экспонаты музея
Малая императорская корона Российской империи




Малая императорская корона Российской империи Бриллианты, серебро.Высота с крестом 13 см

Раньше предполагали, что она была изготовлена для Елизаветы Алексеевны братьями Дюваль. Сейчас же считают, что корону создал ювелир Зефтиген для Марии Александровны.

Корона императрицы Анны Иоанновны




Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730—1731 г.

Великолепная корона, сверкающая двумя с половиной тысячами драгоценных камней, инкрустированных в ее серебряный остов. В качестве украшения использован также темно-красный турмалин, снятый с короны Екатерины I.




Генрих Бухгольц (1735-1781. Портрет императрицы Анны Иоанновны

Бриллиантовая диадема императрицы Елизаветы Алексеевны

Эта диадема, украшенная розовым бриллиантом, - из свадебного набора великих княгинь дома Романовых.




Бриллиантовая диадема императрицы Елизаветы Алексеевны, жены императора Александра I Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты, 1810 год





Большая пряжка-аграф и серьги




Большая пряжка-аграф и серьги, 1750-е годы. Мастер И. Позье

Предположительно, ее автор - Позье. Вначале принадлежали Екатерине II. Серьги-вишенки впоследствии тоже входили в свадебный набор невест дома Романовых.




Серьги-вишни на Марии Павловне, дочери великого князя Павла Александровича, внучке Александра II. 1908.

Браслет с портретом императора Александра I




Браслет с портретом императора Александра I

Портрет императора заключен не под стекло, его покрывает необыкновенный алмаз редкой чистоты.

Знаки ордена Андрея Первозванного




Косой крест с изображением распятого св. Андрея



Восьмиконечная звезда




Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми. 1801

Украшение орденской шляпы

Один из знаков ордена св. Екатерины.




Украшение орденской шляпы Бриллианты, рубины, золото, серебро 8,5 х 8,5 см Конец XVIII века

Орден Золотого Руна




Орден Золотого Руна Золото, бриллианты, серебро, топазы 6,2 х 6,2 см Середина XIX века

Этот древний и почетный орден был учрежден еще в 1429 году. Награждали им лишь представителей древнейших дворянских родов.

Медальон с изумрудом




Медальон с изумрудом Золото,серебро, изумруд в 250 карат, бриллианты Середина XIX века

«Большой букет»




Большой букет Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.



Большой букет и малый Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.

Великолепный драгоценный букет, поражающий многообразием цветовых оттенков используемых камней, чувствуется рука большого мастера. Принадлежал императрице Елизавете Петровне.

Диадема-бандо и серьги




Диадема-бандо и серьги. Бриллианты, золото, серебро, эмаль 1750-е годы

Букет нарциссов




Букет нарциссов Бриллианты, золото, серебро, эмаль 18,8 х 8,5 см Вторая половина XVIII века.

Эгрет - украшение для причёски или шляпы




Эгрет - украшение для причёски или шляпы. 1750-е гг.

Очень необычное украшение, представляющее собой фонтан из бриллиантовых струй, на концах которых свободно подвешены капельки из сапфиров. При малейшем движении внутри сапфиров вспыхивают темно-синие огни, отбрасывающие свои голубые тени на искрящиеся бриллианты.

Портбукет




Портбукет. Бриллианты, золото, серебро, эмаль 13,5 х 8 см Около 1770 года

Это украшение прикалывали на платье в качестве миниатюрной вазочки, в которую вставляли маленький букетик живых цветов.

Турмалин розовый




Турмалин розовый. Золото, эмаль 4 х 2,7 х 2,3 см

Редкой красоты камень во время своего визита в Россию преподнес Екатерине II король Швеции Густав III в 1777 году. Долгое время считали, что это рубин. Очень необычна его гравировка в виде виноградной грозди.

Парюра "Бант-склаваж" императрицы Екатерины II




Бант-склаваж и серьги императрицы Екатерины II. Серебро, бриллианты, шпинели, золото
11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер

Склаваж – это небольшое ожерелье, которое носили на широкой ленте из кружева или бархота. Хотя на самом деле ожерелье довольно массивное, но выглядит очень легким, ажурным.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/271217/37203/

Пещерные храмы Эфиопии



Abuna Yemata Guh
Одна из колыбелей христианства на планете – Аксумское царство, располагавшееся на территории современной Эфиопии. Еще в дохристианские времена здесь строились культовые сооружения и храмы. Некоторые из них сохранились до сегодняшнего дня, правда, чтобы к ним пробраться, нужно преодолеть полосу непростых испытаний. Располагаются эти храмы высоко в горах.



Священник в окне одного из храмов.

Аксумское царство считается одной из первых цивилизаций в мире, которая приняла христианство. Еще в 330 году здесь была построена церковь Марии Сионской, древнейший из храмов в Африке. Согласно преданиям, именно в этой церкви хранился ковчег Завета, принесенный Менеликом, сыном царя Соломона и царицы Савской.




Вход в пещерный храм.

В V в. десять святых из Сирии, Константинополя и других стан стали совершать паломничества в безлюдные места, поднимаясь все выше в горы. Эти миссионеры и принесли христианство в Эфиопию, они толковали Библию и другие религиозные тексты, обращаясь к эфиопам на их родном языке, ведь читать на греческом жители Аксумского царства не могли.




Фрески, украшающие потолок церкви Абуна Йемата.

Молодежь была увлечена религией, многих интересовали необъяснимые чудеса, о которых говорили миссионеры. Постепенно в горах стали появляться первые христианские храмы. Многие из них располагались на вершинах гор или были оборудованы прямо в пещерах. Некоторые являются действующими и до сих пор. Одна из самых известных церквей – Абуна Йемата. Чтобы добраться к ней, нужно обладать навыками скалолазания, поскольку взобраться можно только по отвесным камням, и никаких страховок не предусмотрено. Один из отрезков пути пролегает по тонкому бревну, переброшенному через обрыв, как мост. Церковь была основана Абуной Йематом, одним из девяти отшельников, причисленных к лику святых. На скале Гуха в уединении он провел много времени.




Старинные фрески.




Страницы старинной Библии.

Интересно, что действующие церкви регулярно посещают и дети, и престарелые люди, и даже беременные. Тяжелый подъем никого не пугает: все привыкли и воспринимают тернистый путь к Богу как нечто само собой разумеющееся.




Мост на пути к храму.




Мост на пути к храму.




Непростой подъем к храму.




Священник в горах.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/271217/37205/

Печальные невесты на картинах русских живописцев



«Уж замуж невтерпёж»: Печальные невесты на картинах русских живописцев.
Свадьба - одно из наиважнейших событий в жизни каждого человека. И художники, конечно, не могли обойти вниманием эту обширную тему. На картинах русских живописцев XIX века отражены брачные традиции и тенденции того времени, события, с которыми были связаны свадьбы.


«Неравный брак» и «Прерванное венчание» Василия Пукирева
Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым. Славе полотна способствовали и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это — исследователи спорят до сих пор.




«Неравный брак». Художник Василий Пукирев.

В любом случае, в этом варианте, лицо невесты, как и положено по старым русским традициям, печально, а взор опущен «к долу». На лице написаны грустные думы перед неизвестным будущим брака. На мой взгляд, невеста расстраивается из-за жениха довольно зря: у него не будет ничего такого, чего бы ей пришлось бояться. А вот она и ее семья будут в достатке, и она сможет еще долгое время до наступления возраста своей зрелости позволить себе читать романы, наслаждаться своей трагичностью и никогда не нужно будет трудить руки до крови, драя полы или стирая одежду, чтобы прокормить мужа-свободного художника и их несчастных обездоленных детей.




«Прерванное венчание». Художник Василий Пукирев.

Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины — «Двоеженец».


«Прерванное обручение» Адриана Волкова


«Прерванное обручение». Художник Адриан Волков.
В картинах передвижников и других русских реалистов второй половины XIX века часто можно встретить сцены из купеческой жизни, которую тогда же начинают активно высмеивать на театральной сцене, в особенности - в постановках Осровского. На этой картине изображен жених купеческой дочки, помолвка которого срывается из-за появления прежней возлюбленной с младенцем на руках! Вот это скандал…




Эскиз картины «Прерванное обручение» Адриана Волкова.

По эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то есть срывалась не помолвка, а само венчание. В принципе, это довольно реалистичный сюжет, поскольку охотников удачно жениться на богатой невесте было достаточно много. Особенно аферистам облегчал задачу тот факт, что в Российской империи не существовало единого электронного документооборота, а иногда и бумажного – тоже, поскольку документы часто сгорали или терялись, да и в огромной стране было тяжело проследить за тем, кто с кем и сколько раз женился с одного края империи в другой.


«Сватовство майора» Павла Федотова Картина «Сватовство майора» является наиболее известным полотном русского художника Павла Андреевича Федотова. Сюжет ее тесно связан с реальными историями того времени.




«Сватовство майора». Художник Павел Федотов.

На Руси издавна было принято давать приданое, как за невестами знатного рода, так и за простолюдинками. Еще в XVII веке знаменитый «Домострой» советовал запасать приданое год за годом с самого рождения девочки, чтобы не пришлось потом все необходимое покупать одномоментно, входя в большие расходы.




Павел Андреевич Федотов. Сватовство майора (фрагмент).

Кропотливым сбором приданного для многочисленных царских дочерей занималась супруга императора Павла I, Мария Федоровна. Ежегодно из казны откладывалось по 30 тысяч рублей. В 1840 г. эта традиция упрочилась созданием особого фонда, в который ежемесячно выделялось 50 тысяч рублей.
Таким образом, полотно рассказывает нам о простой «продаже» девушки, которую воспитывали, наряжали, давали ей образование только для того, чтобы потом выгодно с пользой для себя выдать замуж. Мы понимаем, что при подобном подходе человек превращается в вещь. Вспомним слова знаменитой бесприданницы Н.А. Островского Ларисы: «Я – вещь, красивая игрушка». Вещь, которую можно при желании продать и получить с ее продажи выгоду.




Павел Андреевич Федотов. Сватовство майора (фрагмент).

Современники встретили картину с одобрением, о ней писали ведущие газеты Петербурга, указывая на подобные свадебные сделки как на позорное пятно на нравах своего времени
Часто обедневшие дворяне стремились заключить брак с дочерьми купцов, который позволял им получить богатое приданое. Таким образом, они обменивали свою знатность на золото, купцы же получали хорошие связи и родовитость для своих внуков. Естественно, что ни о какой любви речь не шла, ее не было ни с одной, ни с другой стороны.


«К венцу (Прощание)» и «Выбор приданого» Владимира Маковского


«Выбор приданого». Художник Владимир Маковский.
Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. Хотя основной набор атрибутов неизменен — фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся.




«К венцу (Прощание)». Художник Владимир Маковский.

На картине Пукирева, написанной в 1862 году, — у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон полуторавековой давности, с кринолинами.


«Перед венцом» и «После венчания» Фирса Журавлева


«Перед венцом». Художник Фирс Журавлёв.
Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант. В первом, из Русского музея, полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними.




«Благословение невесты». Художник Фирс Журавлёв.

Второй вариант, из Третьяковской галереи, более лаконичен и трагичен: тут дело только между отцом и дочерью. Картину называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу»…




«После венчания». Художник Фирс Журавлёв.

В более позднем полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест). А невеста, конечно же, рыдает.


«В ожидании шафера» Иллариона Прянишникова


«В ожидании шафера». Художник Илларион Прянишников.
Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе везде пишут полотна про несчастливых невест. В викторианскую эру, когда стал господствовать капитал и стало весьма модным мужчинам жениться в зрелом возрасте второй раз, откупившись как от первой старой жены (или удачно похоронив ее), так и от церкви, тема неравных браков стала весьма актуальной. Кроме того, плачущие девушки в белом на картинах просто эффектно смотрятся!




«Пока смерть не разлучит нас». Эдмунд Блэр Лейтон.

Названия картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее… Однако, не следует думать, что невесты «в те времена» были безумными в плане планирования семейной жизни и не думали о своем будущем и о будущем своих детей, желая выйти замуж и родить от сплошь арестантов-революционеров, безответственных ловеласов-сердцеедов и просто свободных художников с симпатичным лицом.




«Несчастная невеста». Художник Огюст Толмуш.

Да, достаточно закрытое воспитание, вынужденная, порой, изоляция от внешнего мира в деревнях и провинциях, обилие романтической литературы, безусловно, делали свое черное дело и, не видя того, что может случиться с женщиной при ее легкомысленном выборе, невесты, конечно, страдали.





Однако, пожив совсем немного взрослой замужней жизнью, все становилось «на круги своя» и вчерашние «плакальщицы» сегодня уж с завидным рвением искали «нормального, достойного» мужа для своих дочерей. «А как же насчет изображений на картинах?», - спросите вы… Ну, искусство на то и искусство, чтобы поражать, восхищать и растрогать. Людям нужно хлеба и зрелищ, а художникам – хлеба и слава, поэтому при удачном нахождении компромисса все остаются довольны.


«Свадьба в тюрьме» Николая Матвеева


«Свадьба в тюрьме». Художник Николай Матвеев.
Одним из аспектов отличия русской живописи от европейской было небывало прогрессивное отношение (существование прогрессивности как факта – уже небывало для славянской культуры;) к многочисленным политарестантам. Ведь они боролись с царским режимом путем террора, овеянные ореолом героизма, и ими восхищались и сочувствовали все подвижники и интеллигенты страны.

Отсюда и такие доброжелательно идеализированные тюремные сюжеты, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Поэтому неудивительно появление картины про венчание заключенного. Невеста не в белом, лицо ее одухотворенно осознанием собственной романтичной жертвенности и бескорыстия, ведь теперь ей намного легче будет получать разрешение на свидание, ведь они уже семья и можно будет зачать еще поколение арестантов – героев – террористов, продолжить, так сказать, славный достойный род.


«Венчание Николая II и Александры Федоровны» Лаурица Туксена и Ильи Репина


«Венчание Николая II и Александры Федоровны». Художники Лауриц Туксен и Илья Репин.
Невеста на этих картинах — гессенская принцесса Алиса, в православии — Александра Федоровна, и, конечно, она совсем не печальна. Наоборот, - она торжествует. Конечно, всего через пять лет ожидания, она выходит замуж не за какого-нибудь профессионального игрока в Варкрафт или бродячего музыканта, а за самого российского императора самой большой в мире по территории империи. Несмотря на тайную любовь императора к балерине, несмотря на несговорчивость родственников с обеих сторон, которые все не могли придти к согласию и миру.

Этому браку было положено скрепить союз двух держав и подарить империи здоровых наследников. Но мы-то знаем, что эта свадьба — самая печальная из всех, поскольку не придумана живописцем, а произошла на самом деле. Семейное счастье закончится крахом ожидания любви, крахом целой страны и, в конце концов, безвременной смертью.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/291217/37236/