С чего начиналось барокко: Морская посуда времён Ренессанса, с которой ели богачи


Кубок-наутилус времён времён Ренессанса.

Кубок-наутилус времён времён Ренессанса.

Несколько столетий назад мастера создавали совершенно фантастические предметы быта, предназначенные, разумеется, для богачей. Непривычные сегодня материалы и образы декоративно-прикладного искусства всегда прочно связаны с изменениями в экономической и политической жизни общества. В связи с развитием морского транспорта и торговли особо популярными становятся морские мотивы. На излете Ренессанса зародился кратковременный стиль маньеризм, вычурный, странный, даже болезненный, провозвестник барокко, а по мнению некоторых историков – и рококо. Именно в это время мастера, ювелиры, керамисты и камнерезы, дают волю фантазии и творческим экспериментам.


Посуда с морскими гадами от Бернара Палисси



«Сельские глины» Бернара Палисси из собрания Эрмитажа

«Сельские глины» Бернара Палисси из собрания Эрмитажа


Одно из сокровищ Эрмитажа – «сельские глины» Бернара Палисси. Этот гениальный, одержимый поисками идеальной керамики художник и ученый жил во Франции XVI века. Его уникальная техника долгое время оставалась загадкой для исследователей. Истинный перфекционист, однажды он сжег всю мебель в своей мастерской, чтобы разжечь печь до нужной температуры. Блюда с шокирующе натуралистичными изображениями обитателей водной стихии притягивают взгляд – кажется, что змеи извиваются, а рыбы бьют плавниками. Он был одним из немногих керамистов своего времени, кто отказался от гончарного круга и посвятил жизнь разработком новых технологий изготовления керамики.

Палисси закреплял на латунном блюде усыпленных эфиром земноводных и рептилиц, украшал блюдо композицией из растений, а затем заливал все гипсом. С полученного оттиска делался слепок из прессованной глины, он расписывался цветными глазурями и затем обжигался. Потрясающе рельефные изделия Палисси пользовались невероятным успехом, его натурфилософские лекции привлекали внимание, а заказчиками становились высокопоставленные люди – например, Екатерина Медичи и Карл IX. Однако жизнь его закончилась печально – в Бастилии, куда был помещен из-за религиозных убеждений.

Кубки-наутилусы



Кубки-наутилусы, XVII век, Аугсбург и Делфт

Кубки-наутилусы, XVII век, Аугсбург и Делфт


Ренессанс был просто помешан на всем морском и не чурался магических заблуждений, поэтому огромную популярность приобрели кубки-наутилусы – считалось, что таинственные очищающие свойства раковин могут обезвредить отравленное вино. Тонкие розовато-лиловые переливы перламутра удивительным образом сочетаются с серебрными аканфовыми листьями и головами морских чудовищ.

Изготовление этих фантасмагорических кубков, словно предназначенных для самого Посейдона (античность Ренессанс тоже обожал), было делом непростым. Сначала хрупкую раковину требовалось очистить, поместив в кислоту почти на две недели, а затем отполировать и промыть щелочью. Иногда раковины оставляли в их естественной красоте, иногда – украшали ажурной резьбой, из-за чего их стенки становились опасно тонкими. Также раковины красили или подцвечивали для усиления эффекта и наносили гравировку.

Оправа почти всегда была многоярусной и связанной с морем – нереиды, морские змеи, дельфины. На полотнах малых голландцев можно встретить кубки-наутилусы среди устриц и гроздьев винограда.

Корабли-нефы



Корабли-нефы, мастера Вольф и Линден

Корабли-нефы, мастера Вольф и Линден


С началом эпохи великих географических открытий в моду входят кубки-корабли. Есть предположение, что из них пили за здоровье мореплавателей. Однако они не всегда предназначались для вина – в них чаще помещали пряности, столовые приборы. В виде кораблей делали вазы, чаши, солонки и другую утварь. Генрих III Французский использовал такую емкость для… перчаток, которые снимал перед трапезой.

В XVII веке кораблик постепенно теряет свое утилитарное значение, становясь красивой безделушкой, хрупкой игрушкой, которую иногда позволяется подержать в руках. Такие корабли становились прекрасным подарком и символизировали «добрый путь» в «жизненном океане». Мастера иногда делали их механическими, подвижными, с поворачивающимися парусами или шагающими по столу. Вершин мастерства в создании нефов достиг нюрнбергские мастера Вольфф и Линден, использовавшие позолоченное серебро.

Серебряный кубок-кораблик также хранится в коллекции Эрмитажа – однако он изготовлен уже в начале XVIII века в подарок Петру Великому из первого добытого в России серебра. В корпус корабля наливали вино и пили через рожок на его носу.

Странное серебро братьев Вианен



Мемориальный кубок и его эскиз, Адам Вианнен

Мемориальный кубок и его эскиз, Адам Вианнен


Голландские ювелиры, художники и пивовары братья Вианен из Утрехта – Адам и Паулюс – прославились фантастическими серебряными кубками и кувшинами. Считается, что Паулюс ван Вианен придумал ормушль – особый декоративный элемент, позднее ставший ключевым для декора барокко. По одной из версий, вдохновила братьев раковина перламутра – или же лекции по анатомии, которые они с интересом посещали. Во всяком случае, изгибы формы напоминают то ли щупальца глубоководного существа, то ли морские волны, то ли раковину моллюска…

Одной из главных работ братьев Вианен является позолоченный мемориальный кубок, заказанный гильдией ювелирных мастеров Амстердама. Он был сделан методом чеканки из единого листа серебра и покрыт золотом уже позднее. В дальнейшем этот причудливый и загадочный предмет возникает в картинах многих художников голландского золотого века, особенно в библейских сценах – в глазах голландцев того времени он выглядел как творение мастеров древнего востока или, как в сюжете с Пандорой, и вовсе пришельцем из далеких языческих времен.

Кубок Адама Вианнена на полотах голландских художников

Кубок Адама Вианнена на полотах голландских художников


Предметы декоративно-прикладного искусства редко знаменуют собой поворотный момент в истории культуры, однако братьям Вианен посчастливилось создать именно такую вещь. По словам Джеймса Триллинга, их прорыв состоял в создании бесконечной или неопределенной формы, которая затем обнаружит себя и в рококо, и в орнаменте модерна.

Источник: https://kulturologia.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий