Франс Снейдерс - фламандский художник, который смог оживить натюрморты


Натюрморты Франса Снейдерса, гениального фламандского художника.
Имя знаменитого живописца Фландрии Франса Снейдерса вошло в историю искусства в самый яркий период развития фламандского натюрморта. Широкомасштабные композиции, впечатляющие своими огромными размерами, объединили в себе натюрморт, анимационный жанр и бытовые сцены. Живописец внес в этот жанр дыхание настоящей жизни, облагородил сюжет, придав обычным рыночным сценам характер грандиозного и яркого зрелища.



Антонис ван Дейк. Портрет Франса Снейдерса с женой (1-я треть XVII в) (Кассель, Картинная галерея старых мастеров)

На самом же деле уникальные композиции Франса Снейдерса создали в фламандском искусстве новое направление, так как основная часть произведений живописца к жанру натюрморта относится лишь условно. Размер каждого полотна составляет более трех метров в длину и более двух в высоту, что придает им признаки монументально-декоративного искусства.



«Натюрморт с косулей, кабаньей головой, омаром и фруктами». (ок.1657) (Амстердам, Государственный музей). Автор: Франс Снейдерс.

Эти грандиозные декоративные полотна, изображающие прилавки, заваленные дичью, рыбой, овощами и фруктами, а также образы продавцов и покупателей принесли мировую славу фламандскому живописцу.



«Натюрморт с битой дичью». (Мадрид, Прадо). Автор: Франс Снейдерс.


Немного о художнике
Маленький Франс был рожден в 1579 году в Антверпене в семье владельца большой таверны, пользующейся большой популярностью среди местных гурманов. Мальчик с малых лет видел множество разнообразной снеди, ставшей для него впоследствии главным объектом изображения.



«Натюрморт со служанкой и мальчиком». (Лос-Анжелес, Музей Пола Гетти). Автор: Франс Снейдерс.

Дар к рисованию проявился очень рано. И уже в 13-летнем возрасте он стал учеником Питера Брейгеля Младшего. А в 22 года Франса Снейдерса приняли в гильдию Святого Луки - цеховую организацию, объединявшую художников.




«Натюрморт с боевыми кошками». Автор: Франс Снейдерс.

Около года Франс прожил и в Италии, дабы совершенствоваться мастерству. А вернувшись сблизился с Питером Паулем Рубенсом, работая с которым подрисовывал на его полотнах цветы, фрукты и животных. Существует немало картин, являющихся свидетельством их творческого союза.



«Церера и Пан». (совместно с Паулем Питером Рубенсом) (ок.1615) (Мадрид, Прадо). Автор: Франс Снейдерс.



«Узнавание Филопомена». (совместно с Паулем Питером Рубенсом). (1609-1610). (Мадрид, Прадо). Автор: Франс Снейдерс.

Благодаря Рубенсу Снейдерс сумел найти те пути, на которых «со всей силой раскрылся его талант». Он перешел к большому монументальному и декоративному стилю, впоследствии принесшую ему мировую славу.



«Девушка с фруктами». (ок.1633)(Мадрид, Прадо). Автор: Франс Снейдерс.

Художник писал свои произведения для именитых заказчиков, среди их числа был испанский король Филипп IV, а также для зажиточных сограждан, желавших видать в своих апартаментах необычайно красивые натюрморты, пробуждающие аппетит и как бы говорящие о достатке владельцев дома. Как правило, такими монументальными картинами украшали столовые. 



«Натюрморт с битой дичью». (1610-1620) (Мадрид, Фонд Банко Сантандер). Автор: Франс Снейдерс.

Глядя на грандиозные полотна фламандского мастера, возникает ассоциация с рогом изобилия из которого на прилавки в хаотичном порядке высыпаны различные фрукты и овощи, груды всевозможной лесной дичи и заморские диковинные деликатесы.



«Натюрморт с обезъянкой, котом и белкой.» (Вена, Коллекция Гогенбухау). Автор: Франс Снейдерс.

Что притягивает особое внимание зрителя так это то, что на ряду с мертвыми животными, птицами, рыбой написаны живые представители животного мира. Это обезьяны, попугаи, белки, кошки, охотничьи собаки, привлеченные запахом свежего мяса, орехов и сладких фруктов.



«Натюрморт с виноградом и добычей». (ок.1630) (Вашингтон, Национальная галерея). Автор: Франс Снейдерс.

Практически все работы художника перенасыщены объектами и образами, однако он очень мастерски сумел завести все это изобилие в целостный композиционный ряд, чем совершенно не отяготил свои картины. 



«Натюрморт с омаром».(1615-1620). (Берлин, Государственный музей). Автор: Франс Снейдерс.

Воспевая в красках богатство природы и изобилие даров земли, Снейдерс с необыкновенным проникновением передавал форму, фактуру и цвет объектов, компонуя их в роскошные декоративные композиции. Выдерживая при этом богатую цветовую гамму.



«Натюрморт с битой дичью и фруктами». (1600-1657). (Амстердам, Государственный музей). Автор: Франс Снейдерс.

Однако во времена Снейдерса на самом деле не было такого изобилия в торговых лавках. В большинстве своем художник руководствовался вымыслом и своей фантазией. Он пытался всего-навсего подчеркнуть насколько земля богата на дары природы.



«Продуктовая лавка». (1614). (Чикаго, Институт искусств). Автор: Франс Снейдерс.



«Петушиный бой». (Мадрид, Прадо). Автор: Франс Снейдерс.


Зал Снейдерса в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга
В Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга есть целый зал посвященный творчеству выдающегося фламандского художника. В нем насчитывается четырнадцать работ Франса Снейдерса. Наиболее яркие и заслуживающие особого внимания четыре монументальные картины из серии «Лавки» (конец 1610-х годов).



«Зал Снейдерса в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга».


Рыбная лавка


«Рыбная лавка». (1620). (С.-Петербург, Эрмитаж). Автор: Франс Снейдерс.

В Эрмитаже хранится удивительное творение Франса Снейдерса «Рыбная лавка», которое завораживает своим изобилием морской и речной снеди. Художник мастерски скомпоновал на прилавке огромную массу обитателей подводного мира. 



«Рыбная лавка». Фрагмент.

От их изобилия просто разбегаются глаза. Здесь и готовые стейки красной рыбы, камбала и щука, угри и карпы, крабы и омары, окуни и различная крупная и мелкая рыбешка. Всевозможная рыба везде: на прилавке и под ним, в корзинах и на подвесном сооружении. Приглядевшись под прилавок, видим и черепаху, пытающуюся тихонько сбежать, и тюленя, оскалившегося на кота, и убегающих крабов, и касатку, невероятно малых размеров, бьющую хвостом по полу.



«Рыбная лавка. Фрагмент».

Меньше всего заметен в этом хаосе сам лавочник. Одна из причин та, что Снейдерс не любил рисовать людей и на его холстах их часто дописывали другие художники. Как правило это были Якоб Йорданс и Абрахам Янсенс. Видимо поэтому торговец и не вписался в колорит этой шевелящейся массы, которая аппетит вряд ли вызовет, а вот интерес зрителя - непременно. 



«Рыбная лавка. Фрагмент».


Фрукты в чаше на красной скатерти


«Фрукты в чаше на красной скатерти». (1640). (С-Петербург, Эрмитаж). Автор: Франс Снейдерс.

В Эрмитаже можно также увидеть и другие полотна Франса Снейдерса, так к примеру, "Фрукты в чаше на красной скатерти". Где на фаянсовом блюде соседствуют полупрозрачные зеленые ягоды винограда, ярко-желтые груши, сливы, веснушчатые абрикосы на ветке с листьями, инжир. А также в керамических тарелочках, стоящих рядом, ежевика и лесной орех. Всю композицию очень выгодно подчеркивает красная скатерть и темно синий фон.


Лавка дичи


«Лавка дичи». (совместно с Яном Вильденсом). (между 1618 и 1621). (С.-Петербург, Эрмитаж). Автор: Франс Снейдерс.
И снова торговая лавка. Только на этот раз наполненная битой дичью. Видим контрастирующее сочетание красного и белого, живого и мертвого. Стоит отметить реакцию охотничьего пса на притаившегося кота в оконном проеме да и переполошенных кур в корзине. 



«Повар у стола с дичью». (1634-1637). (С-Петербург, Эрмитаж). Автор: Франс Снейдерс.



«Натюрморт с лебедем». (1640-е) (Москва, ГМИИ им.Пушкина). Автор: Франс Снейдерс.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/020318/37969/

Комментариев нет:

Отправить комментарий