Каннибализм и призраки джунглей: Как «вечная невеста» Тарсила ду Амарал стала самой известной бразильской художницей


Живопись Тарсилы ду Амарал.

Живопись Тарсилы ду Амарал.

Она была добропорядочной католичкой и индейской ведьмой одновременно. Каннибализм был ее творческим методом, а девственные леса Бразилии подарили цвет ее живописи. Мистическая и невероятно земная, Тарсила ду Амарал создала современное бразильское искусство.


Живопись Тарсилы ду Амарал.

Живопись Тарсилы ду Амарал.


Тарсила родилась в семье богатого кофейного плантатора и с детства слушала сказки своих черных нянек и песни индейцев. Ее увлечение живописью мало волновало родителей, стремящихся вырастить дочь в католической традиции. Она вышла замуж, но брак не задался. Оставив мужа, Тарсила предалась своей единственной настоящей страсти – живописи.

Пейзаж Тарсилы ду Амарал.

Пейзаж Тарсилы ду Амарал.


Тарсила ду Амарал училась живописи в Европе. Сначала – в Барселоне и Мадриде, где жила с родителями. Затем консервативные взгляды испанских педагогов стали ей в тягость, и Тарсила решилась попробовать свои силы в Париже, где обзавелась многочисленными полезными знакомствами. Она много общалась с кубистами и сюрреалистами, работала вместе с Фернаном Леже, получила возможность выставляться в престижных галереях. Но настоящего, подлинного искусства, к которому стремилась ее душа – не нашла.

Тарсила ду Амарал начинала как художница-кубистка.

Тарсила ду Амарал начинала как художница-кубистка.


Во многом именно разочарование в европейском искусстве подтолкнуло Тарсилу к поиску вдохновения в других источниках.

"Бразильская религия".

"Бразильская религия".


Один из парижских друзей попросил сопровождать его в путешествии по Бразилии, и раскрывая тайны родной земли чужестранцу, Тарсила обнаружила свой путь в искусстве.

Лес в живописи Тарсилы ду Амарал.

Лес в живописи Тарсилы ду Амарал.


Она вдруг вспомнила, как любила в детстве яркие цвета – пронзительный синий, отчаянный желтый, глубокий зеленый…

Яркие цвета в живописи ду Амарал.

Яркие цвета в живописи ду Амарал.


В Париже ее заставили думать, что чистые краски некрасивы, научили смешивать цвета и писать нежно-голубым, лиловым, розовым. На родине Тарсила начинает новую серию работ, где поначалу отражает формы и цвета бразильской природы, а затем включает в свои полотна и мифологических персонажей.

Живопись Тарсилы ду Амарал.

Живопись Тарсилы ду Амарал.


Этнические бразильцы считали лес живым, целостным организмом, единым существом, и ду Амарал старается передать это ощущение в своих работах. Ведьма Кука из индейских легенд, которые Тарсила слышала в детстве, предстает добрым созданием, лесным духом.

"Кука".

"Кука".


Диковинные животные и растения иной раз неотличимы друг от друга…

"Дистанция".

"Дистанция".


В начале 20 века бразильцы стремились отринуть культуру колонистов и обрести собственный голос. С этим связано и обращение к корням – индейскому и африканскому творчеству.

"Сон".

"Сон".


Тарсила присоединилась к творческим кругам бразильских модернистов, поэтов и художников.

Модернистская живопись ду Амарал.

Модернистская живопись ду Амарал.


Среди них особенно выделялся поэт Освальд де Андраде – парадоксально мыслящий, экстравагантный и дерзкий. Тарсила почувствовала в нем родную душу, а он в ней – мистическую силу, и скоро они стали близки.
Отец Тарсилы выхлопотал аннулирование первого брака дочери, и пара получила возможность обвенчаться.

Лес в живописи Тарсилы ду Амарал.

Лес в живописи Тарсилы ду Амарал.


Как-то раз Тарсила, Освалд и их друзья собрались пообедать в ресторане французской кухни. Кто-то заказал лягушачьи лапки, и Освалд в своей привычно экстравагантной манере пошутил, что они похожи на человеческие ноги. Тарсила ответила, что, если есть родство, все присутствующие немного людоеды. Однако они не были бы людьми искусства, если бы эта странная шутка не переросла в бурную философскую дискуссию, где «людоедством» была названа культурная преемственность.

Живопись Тарсилы ду Амарал.

Живопись Тарсилы ду Амарал.


Городские пейзажи ду Амарал.

Городские пейзажи ду Амарал.


Через некоторое время Тарсила решила подарить мужу на день рождения свеженаписанную картину. После недолгих размышлений она написала человеческую фигуру с диспропорционально огромной ступней, сидящую под огромным желтым солнцем.
Супруг был впечатлен мощью того образа, что запечатлела на холсте Тарсила. Он пригласил своего друга, писателя Рауля Боппа, взглянуть на эту картину, и у персонажа появилось имя – «Абапору». В переводе с языка одного из индейских племен оно означало «человек, который ест». Созданный Тарсилой персонаж казался пугающим и притягательным, от него веяло древностью, и друзья решили использовать его как символ нового движения в бразильском искусстве.

"Абапору

"Абапору


Освалд написал «Манифест антропофага» - за этим жутким названием скрывался модернистский текст, смысл которого сводился к тому, что современное бразильское искусство включает в себя как европейскую, так и народную бразильскую традицию, чтобы, переварив, представить миру нечто новое. В основе любого развития, по мнению автора, лежит два процесса – пожирание и переваривание.

Автопортрет Тарсилы ду Амарал и "Негритянка".

Автопортрет Тарсилы ду Амарал и "Негритянка".


Впоследствии Тарсила написала картину «Антропофагия», где изобразила Абапору и женщину со своей ранней картины «Негритянка», обнимающих друг друга на фоне девственного бразильского леса. Несмотря на страшное название, картина наполнена покоем и умиротворением.

"Антропофагия".

"Антропофагия".


Творческий стиль Тарсилы ду Амарал – это примитивные, застывшие формы, фантастические деревья и животные, невероятный колорит и многозначные символы, связанные с латиноамериканской культурой и литературой.

Мистические мотивы в живописи ду Амарал.

Мистические мотивы в живописи ду Амарал.


"Одинокая фигура".

"Одинокая фигура".


Тарила и ее муж были невероятно популярны, но их творческий и семейный союз оказался не вечен. Грянула Великая Депрессия. Семья Тарсилы потеряла все свое состояние, а любимый супруг сбежал к молодой, подающей надежды писательнице.

Вид Сан-Паулу.

Вид Сан-Паулу.


Тарсила же увлеклась социалистическими идеями и решила присоединиться к бразильским левым в борьбе с диктаторским режимом Жетулиу Варгаса. Так в ее живописи мифологические создания сменились простыми работягами, а густые леса – индустриальным пейзажем, выполненным в той же декоративной манере.

Живопись Тарсилы ду Амарал.

Живопись Тарсилы ду Амарал.


За яростную политическую пропаганду Тарсила ду Амарал угодила в тюрьму – к счастью, всего на месяц. Это несколько остудило ее страсть к революции (и к ее тогдашнему партнеру – коммунисту Сезару Осорио), но не лишило ее живопись новых, реалистических мотивов.

Городские пейзажи ду Амарал.

Городские пейзажи ду Амарал.


Тарсила ду Амарал была первой бразильской художницей, чьи работы экспонировались в СССР.

Наброски Тарсилы ду Амарал.

Наброски Тарсилы ду Амарал.


Наброски Тарсилы ду Амарал.

Наброски Тарсилы ду Амарал.


Она прожила долгую и насыщенную жизнь – выставки, творческие искания, бурные романы с мужчинами гораздо моложе. Она скончалась в 1973 году, в возрасте восьмидесяти двух лет, и была похоронена в белом – как «вечная невеста». Именем Тарсилы ду Амарал назван кратер на Меркурии, а сама она, быть может, гуляет в мистических бразильских лесах, вдохновляя современных латиноамериканских художников на новые свершения.

Текст: Софья Егорова.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/161018/40741/

Комментариев нет:

Отправить комментарий