Шесть известных памятников России, содержащих исторические ошибки в области ставрографии



Исторические монументы и памятники, как маяки, освещают важные вехи в истории государства, напоминая людям о значимых датах и событиях. Иногда при создании скульптур авторы допускают ошибки, связанные с осознанной вольной трактовкой либо обычной некомпетентностью. Сегодня мы рассмотрим несколько известных российских памятников, содержащих исторические ошибки в области ставрографии.

Прежде всего следует пояснить, что ставрография - это сложившаяся историческая дисциплина, связанная с изучением иконографии и истории христианского Креста как одного из основополагающих религиозных символов. В настоящее время в России существует немало ученых, религиозных деятелей и просто исследователей-коллекционеров, которые занимаются развитием ставрографии, пишут на эту тему образовательные статьи и даже издают книги-каталоги.

Мы решили рассмотреть с точки зрения ставрографической науки некоторые известные российские монументы, посвященные выдающимся историческим личностям и событиям, и нашли немало занимательных несоответствий.


Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому в Москве


Памятник Минину и Пожарскому в Москве.

Как оказалось, ошибки при создании монументов происходили не только в наше время. Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому, выполненный по проекту архитектора Ивана Мартоса, был торжественно открыт на Красной площади Москвы ещё в 1818 году. Созданный на народные деньги монумент посвятили предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. 



Памятник Минину и Пожарскому в Москве.

На груди у Минина висит нательный крест, который появился как минимум на двести лет позже и никак не мог находиться у того при жизни.

Известно, что при работе над скульптурной композицией Мартосу позировали его сыновья. Возможно и крест, изображенный на груди Минина, тоже принадлежал сыну автора, тем более, что датировка креста — 19 век вполне подходит по временным рамкам. 

Однако, это не единственный казус с крестом Минина, верхняя перекладина которого почему-то изображена наклоненной вправо. Причина этого неизвестна до сих пор. 


Памятник Ивану Грозному в Орле


Памятник Ивану Грозному в Орле.

Памятник Иоанну Васильевичу, открытый недавно в Орле, вызывал бурные споры общественности еще до момента установки, несмотря на это большинство жителей Орла одобрило установку скульптуры. Не обсуждая политические и социальные вопросы, связанные с фигурой царя Ивана Грозного, рассмотрим монумент с точки зрения ставрографии, тем более что памятник украшен сразу двумя выразительными крестами.



Напрестольный крест в руке Ивана Грозного в Орле.

За время правления Ивана Грозного площадь российского государства выросла почти в два раза. Вслед за расширением границ страны расширялись и границы христианского влияния. Крест в поднятой правой руке царя изображает Иоанна Васильевича, как крестителя новых земель. К сожалению, создатели монумента отнеслись к изображению этого символа весьма вольно, вручив царю крест, датируемый примерно 19-20 вв. с разницей во времени не менее 300 лет.



Нательный крест на памятнике Ивану Грозному в Орле.

Известно, что при всей своей противоречивости Иван Грозный был очень набожным человеком. Вероятно по этой причине, другой нательный крест висит поверх одежды царя. Но авторы памятника промахнулись и с ним, изобразив распространенный тип креста 17-18 веков, именуемый у коллекционеров «штурвалом». На этот раз разброс во времени составил 150-200 лет.


Памятник Великому князю Иоанну III в Калужской области


Памятник Великому князю Иоанну III в Калужской области

В 2017 году на территории музейного комплекса в Калужской Свято-Тихоновой пустыни был открыт монумент Великому князю Иоанну III. Хотя для официальной истории он долгое время находился в тени своего внука Ивана Грозного, в последние годы происходит переоценка важности деяний Иоанна III, приведших к объединению разрозненных княжеств и возвышению Московской Руси, фактически заложивших основу для будущего развития единого сильного государства.



Памятник Великому князю Иоанну III в Калужской области.

Авторы монумента украсили фигуру Великого князя красивым наперсным крестом, но... современным. В 15 веке нательные кресты выглядели иначе, а подобных массивных крестов не существовало. Ошибка в 500 лет.


Памятник царю Федору Иоанновичу в Белгороде


Памятник царю Федору Иоанновичу в Белгороде.

Своим появлением современный Белгород во многом обязан последнему из династии Рюриковичей царю Федору Иоанновичу, который в конце 16 века повелел создать засечную черту из русских крепостей на пути набегов крымских татар. В 2016 году на бульваре в центре города был установлен памятник, изображающий государя, который сидит на троне с символами власти в руках и зорко вглядывается в даль. 





Идея монумента красивая и символичная, но и тут не обошлось без ставрографической ошибки. На шее Федора Иоанновича висит наперсный крест, не имеющий точных исторических аналогов. Вероятно это плод авторской фантазии, возможно созданный по мотивом модерновых крестов 19-20 вв. 


Памятники князю Владимиру в Смоленске и в Москве


Памятник князю Владимиру в Смоленске.

В России установлено минимум тринадцать монументов князю Владимиру, а в мире их насчитывается порядка двадцати с учетом сборных скульптурных композиций. На большинстве из них вопросы ставрографии трактуются весьма вольно, но сегодня мы рассмотрим только два из них - в Смоленске и Москве. 



Памятник князю Владимиру в Москве на территории Даниловского мужского монастыря.

Дело в том, что на обоих памятниках князь Владимир, несмотря на разницу в возрасте, держит в руке очень похожие кресты. Доподлинно известно, что во время правления Владимира на рубеже 10-11 веков кресты выглядели по-другому. Авторы обеих скульптур вложили в руку князя кресты, созданные по мотивам изделий 19-20 веков. 



Кресты на скульптурах князя Владимира в Смоленске и в Москве.

К вопросу, поднятому в статье, можно относиться по-разному. С одной стороны, расхождения в датировках и визуальных образах крестов, которые визуально являются незначительными деталями монументов, никак не сказываются на общем авторском замысле, да и подавляющее число граждан эти расхождения просто не замечают.

С другой стороны, Крест на Руси всегда был важным символом Веры, очень значимым предметом для русского человека. Присутствие креста на каждом из памятников обусловлено смысловой нагрузкой, раскрывающей идею монумента. Авторы скульптур вполне могли бы обратиться за консультацией к научному сотруднику любого доступного музея.

Автор: Юрий Арбузов 
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/201218/41705/

Комментариев нет:

Отправить комментарий