Как шведская принцесса Ингигерд обеспечивала геополитические успехи Ярослава Мудрого



Крещение Руси князем Владимиром стало переломным моментом не только во внутриполитической и культурной жизни, но и во внешнеполитических отношениях с европейскими государствами. Осмыслить и уяснить исторический выбор отца вместе со своим народом – задача, с которой успешно справлялся Ярослав Мудрый в годы своего правления с 1019 по 1054. Есть мнение, что большую и едва ли не главную роль в обеспечении геополитических успехов князя сыграла его вторая супруга – дочь шведского короля Олафа Шеткунга и королевы Астрид, имевшей славянские корни (она была дочерью князя ободритов).


Что подвигло князя Ярослава просить руки принцессы Ингигерд у шведского короля Олафа Эрикссона


Шведский король Олаф (Улоф) Эрикссон (прозвище – Шетконунг, что означает «Богач» или «Казначей»)./Фото: norsktour.com

Ярослав не был старшим сыном, но по воле отца в обход Святополка (он дискредитировал себя в глазах князя Владимира, поскольку имел сговор с королём польским Болеславом) становится на княжение в Новгороде – этот город был своего рода трамплином для дальнейшего продвижения на правление в Киеве. Но Ярославу нужны были союзники, и ими стали скандинавы. Он использовал их для разрешения внутренних политических конфликтов, так и во время военных походов. Именно из этих соображений Ярослав Мудрый женится на шведской принцессе, дочери первого короля шведов Олафа Шетконунга, принявшего христианство – Ингигерд (в крещении Ирине).

Её руки ещё в 1017 году добивался норвежский конунг Олаф Харальдсон. Ингигерд была согласна на этот брак – он принёс бы мир двум народам. Кроме того, были свидетельства в исторических источниках, что между дочерью шведского короля и Олафом Харальдсоном была взаимная симпатия. Однако, не остывший ещё от вражды между шведами и норвежцами, Олаф Шетконунг дал согласие на брак со своей дочерью другому именитому жениху – Ярославу Мудрому.

Последнему необходимо было закрепить отношения с королём шведов посредством родственных связей, чтобы можно было всегда рассчитывать на его поддержку. А нужна она ему была уже и на момент сватовства: после смерти отца Святополк был освобождён из темницы, сел на княжение в Киеве, убил своих братьев Бориса и Глеба и был намерен расправиться с остальными. Он поступил по примеру правителей соседних славянских стран: Болеслав Храбрый (Святополк был его зятем) изгнал из страны своих младших братьев и ослепил других родственников сразу после восшествия на польский престол; Болеслав Рыжий, едва начав правление в Богемии, оскопил одного брата и покушался на жизнь другого.


Храбрая и умная княгиня Ирина и её роль в государственных делах


Княгиня Ирина (Ингигерд) восприняла Русь как свою новую родину и немало сделала для величия страны./Фото: she-win.ru

Красивая и умная, княгиня Ирина с самого начала проявляет себя как дальновидный политик: накануне свадьбы с князем Ярославом она требует себе в дар Старую Ладогу (Альдейгьюборг), ставшую буферной зоной между скандинавскими странами и Русью, что давало возможность контроля торгового пути в Грецию. К чести Ирины надо заметить, что, согласившись на брак с нелюбимым ею человеком, она руководствовалась государственными интересами не только Швеции, но и своей новой родины.

И Ярослав Мудрый не ошибся в своём выборе: уезжая в походы, вызванные военной необходимостью, он оставлял на правление свою умную и храбрую жену. Ирина помогала Ярославу выстраивать отношения с северными соседями, улаживала возникающие во взаимоотношениях Ярослава проблемы с варяжскими дружинами. Их тандем оказался удивительно удачным для страны – именно на правление князя Ярослава и его супруги приходится расцвет Киевской Руси.


Центральная фигура в геополитических играх великих держав



Ярослав Мудрый не был харизматичным, как князь Владимир. Не был он и богатырём, как его братья Мстислав и Святополк. Он не стремился к завоеванию стран с высоким уровнем развития государственности, если и воевал за земли, то с народами «лапотными». В основном же он был сосредоточен на соблюдении существующих пределов Киевской Руси и решении охранительных задач, связанных с этим. С помощью варягов ему удалось разобраться со Святополком и умерить притязания Польши на Киев.

Ярослав Мудрый навсегда прогнал печенегов с земли русской, а они немало досаждали русичам своими набегами. В отличие от князя Владимира, Ярослав был грамотным и самолично читал Библию, вникал в основы христианского вероучения. Именно его заслугой является распространение на Руси христианства, появление славянских церковных иерархов, повсеместное строительство храмов. Он позаботился о просвещении своего народа, о развитии гражданского общества – создал свод законов («Русскую правду»), которым могли руководствоваться наместники князя. Так оценивается правление Ярослава Мудрого в древнерусских летописях и ведущими историками 19 века.

В современной историографии и древних скандинавских сагах имеют место отличные от этих взгляды на Ярослава Владимировича: слабовольный князь, успехи которого относят на счёт его жены Ингигерд, якобы это её мудрость приписывается мужу, а на самом деле ключевой фигурой в геополитике того времени была именно она. Согласиться с этим невозможно: князь с молодых лет показал себя состоявшейся личностью, осторожным и дальновидным политиком. Он был с детства хромоног и мог бы сдаться перед предстоявшими во взрослой жизни трудностями. Но он преодолел свой недуг и стал настоящим князем. В те времена князь – это ещё и воин, готовый в любое время выступить против врага своего народа. Женитьба на Ирине лишь упрочила его положение, а умная жена стала ему надёжным помощником в делах государственных.


Какие на самом деле были отношения между Ярославом и Ириной


Ирининский памятник – один из столпов летописного Ирининского монастыря, построенного князем Ярославом Мудрым в 1037 году./Фото: dagmaria.dk

Достоверных свидетельств тому, какими были взаимоотношения княгини Ирины и Ярослава Мудрого, нет. Но брак, в результате которого родились достойные дети (шестеро сыновей и четыре дочери), породнившиеся с царственными семьями многих европейских стран, а страна вошла в период своего расцвета, можно однозначно считать удачным.

После смерти мужа княгиня Ирина приняла постриг в монашество с именем Анна. Умерла она в Новгороде в 1056 году. Постриг Ирины-Ингигерд-Анны был первым в великокняжеском доме, с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/260219/42335/

Комментариев нет:

Отправить комментарий