Неизвестные таланты Сары Бернар: Как эпатажная актриса ваяла чувственные скульптуры и писала книги



Весь мир знает легендарную Сару Бернар как величайшую актрису своего времени. Экстравагантная и непостижимая, она была музой многих живиписцев, композиторов, писателей, а также непревзойденным мастером эпатажа. Однако мало кто знает ее как скульптора. Да-да, эта хрупкая женщина мастерски владела резцами, пробовала она себя в живописи и в литературе. 175 лет прошло со дня ее рождения и почти столетие после смерти, а легендарный образ актрисы до сих пор интригует, восхищает и шокирует наших современников.




Сара Бернар.(1879). Автор: Jules Bastien-Lepage.

Сара Бернар(1844-1923) при рождении Генриетт Розин Бернар – французская театральная дива, первая из киноактрис немого кино, писательница и скульптор. Она сумела пленить сердца миллионов зрителей, играя лишь только на французском. Ее неповторимый тембр и сила голоса давали возможность перевоплощаться в любую роль. И что интересно, на закате своей жизни она умудрялась играть роли молодых девушек и юношей. И даже когда ей было далеко за 70, она довольно успешно играла образ юной Джульетты.




Сара Бернар. (1864). Фото: Надара.

Однажды взойдя на Олимп славы, Сара Бернар, долгое время сохраняла титул «самой знаменитой актрисы за всю историю театра». Она творила мир вокруг себя, ломая всевозможные стереотипы. "Жизнь постоянно ставит точку, а я ее меняю на запятую",- под таким девизом и прошла весь свой жизненный путь эта хрупкая эксцентричная женщина.


Чудачества легендарной Сары
Потрясающая жизнь неординарной и непредсказуемой, великолепной Сары Бернар, была овеяна легендами и преисполнена разных странностей. Одним из шокирующих фактов ее жизни было то, что она с юных лет была одержима неизбежностью смерти. А все потому, что с самого рождения имела слабое здоровье, часто и подолгу болела. К тому же жуткая ее худоба и непрекращающийся кашель, грозящий перейти в туберкулез, очень беспокоил врачей, и они из года в год пророчили хилому ребенку скорую кончину.




Сара Бернар с матерью.

Вот так, свыкнувшись с этой мыслью, девочке каким-то образом удалось уговорить мать приобрести ей гроб. И что интересно, Сара уже никогда не расстанется с этим предметом напоминающим ей о неизбежности. Актриса последующие годы будет возить его с собой на все гастроли, брать во все турне и путешествия, а иногда даже спать в нем.




Инсценированное фото. Сара в гробу.

Навязчивые мысли о смерти даже сподвигли Сару сфотографироваться лежащей в гробу в белых одеждах, с закрытыми глазами и усыпанной цветами. Это фото некоторое время выпускалось большими тиражами и продавалось в виде почтовой открытки по всему миру.




Портрет Сары Бернар. (1876). Автор: Жорж Кларен.

Впрочем, смерть во всех ее проявлениях была любимым коньком актрисы и на сцене. Как правило, в заключительных сценах она мастерски изображала гибель той или иной героини, под всеобщее рыдание зрителей. Джульетта, Дездемона, Маргарита Готье, Клеопатра, Адриенна Лекуврер, Жанна д’Арк - совсем немалый список персонажей, которых сыграла актриса и вместе с которыми каждый раз уходила из жизни и с триумфом возвращалась на сцену к следующему представлению.




Сара в роли Жанны д'Арк и в роли Клеопатры.

Безудержно влекомая потусторонним миром Сара долгие годы в своем доме хранила не только гроб, а и преподнесенные ей в дар Виктором Гюго скелет с черепом. Писатель знал о странностях актрисы и решил, что такой подарок ее порадует. И не прогадал.




Сара Бернар в роли Гамлета.

И что любопытно, Сара, питая страсть к подобного рода вещам, одно время была не на шутку увлечена анатомическим строением человека: она прилежно посещала школу анатомии и захаживала иногда в морги Парижа. Позже, когда она увлеклась ваянием скульптур, познания в этой области ей очень пригодились.


Сара Бернар - профессиональный скульптор, литератор, киноактриса



Сара Бернар в своей мастерской.

Новый талант скульптора у Сары Бернар открылся совершенно случайно. Так, в конце 1860-х скульптор Ролан Матье-Менье, ваяя бюст знаменитой актрисы, был удивлен тем, как женщина тонко, со знанием дела давала ему советы. И, наконец, потрясенный мастер предложил своей модели испробовать свои силы в ваянии. Его совет был принят не только к сведению, но и начал воплощаться в жизнь.




Сара Бернар в своей мастерской.

Саре было двадцать пять, когда она стала брать первые уроки мастерства у того же Ролана Матьё-Менье и скульптора Эмилио Франчески.

«Поскольку я не могу использовать свой интеллект и мою энергию в создании ролей в театре, как мне хотелось бы, я посвятила себя другому искусству и начала заниматься скульптурой с неистовым энтузиазмом», - из мемуаров Сары.




Пьета. Скульптор: Сара Бернар.

Театральная дива, блистательно перевоплощавшаяся на подмостках в драматические образы, подбирала для своих скульптурных работ такие же сложные темы. Зачастую Любовь и Смерть — были главными образами ее скульптур, сложнейших по содержанию и композиционному решению, а иногда и трагических по сюжетной линии.




Сара Бернар в своей мастерской.

«За пределами мастерской — это женщина, очаровательная женщина Сара Бернар. Но стоит ей переступить порог святилища, где она месит гончарную глину, это уже мужчина с резцом скульптора в руках. В самом деле, только мужчина может так пренебрегать своим внешним видом, только мужчина может обладать такой энергией и волей, не зная устали», — так писал очевидец Пьер Верон о Саре.




Сара Бернар. Дочь Роланда. Автопортрет. (1876 год)

В железной воле и упорстве хрупкой на вид женщины, которая серьезно занималась ваянием, многие видели протест и нарушение всех общепринятых правил. Новое увлечение Сары приписывалось к ее тщеславию и стремлению спровоцировать публику на еще большее восхищение ее талантами.




Сара Бернар. Автопортрет в образе Сфинкса. Фантастическая чернильница. (1880 год)

С годами, к сожалению, творчество Сары Бернар-скульптора незаслуженно было позабыто, а вот в конце XIX столетия ее творения вызывали огромное восхищение, как у публики, так и у критиков. Почти два десятилетия Сара Бернар представляла свои скульптурные композиции в Парижском Салоне, принимала участие в выставках в Лондоне, Нью-Йорке, Филадельфии, а также экспонировала свои произведения на Всемирных выставках - в Чикаго (1893) и в Париже в (1900).




Бюст Эмиля де Жирардена. Автор: Сара Бернар.

На сегодняшний день известно о существовании полусотни скульптур Сары, хранящихся в частных коллекциях и музеях. К слову, увлекалась актриса и живописью, но впечатляющих результатов не достигла.




Сара Бернар «Погребальный портрет Жака Дамала». (1889 год).

И наконец, хотелось бы отметить, что был у Сары и незаурядный дар литератора, из-под ее пера вышли автобиографические книги «Мемуары одного стула», «Моя двойная жизнь», а также несколько пьес. А еще она стала одной из первых театральных актрис, снимавшихся в немых фильмах. И нужно сказать, кино - это не театр, все намного сложнее. И Сара снова вернулась на подмостки.




Сара Бернар. Шут и смерть. (1877 год).

Своей талантливой игрой Бернар буквально пленила и сводила мужскую половину публики с ума. Поговаривали, что актриса знала толк в любовных отношениях и сумела соблазнить почти всех монарших особ Европы и даже самого Папу Римского. Впрочем, она и сама не прочь была рассказать репортерам о своих очередных «победах».




Сара Бернар с бюстом Эдмона Ростана, созданном актрисой в 1900 году. Фото 1922 года.

А как-то в 1905 году во время гастролей в Бразилии с актрисой произошел несчастный случай. Она серьезно повредила ногу, а через 10 лет ее пришлось ампутировать. Казалось, жизнь должна была рухнуть, однако физический недуг не сломил мужественную Сару. Мало того, она даже со сцены не ушла, а продолжала появляться на подмостках в любимых спектаклях, порой превозмогая сильную боль и мучения. Так, «Даму с камелиями» Сара играла сидя и лежа в постели. И что тут сказать, поистине потрясающая женщина, которая борясь с пророчествами и маниакальными страхами, прожила достаточно длинную жизнь. Ее сердце перестало биться в 78 лет.

В последний свой путь уходила Сара как и жила - красиво. Провожали ее тысячи почитателей, а дорога, по которой везли тело была буквально услана камелиями, ее любимыми цветами.




Надгробный памятник Сары Бернар.


Бонус.
Судьба "Офелии"- гениального творения французской актрисы.
Ровно два года тому назад, барельефное изваяние, вырезанное из каррарского мрамора "Офелия", авторства легендарной актрисы Сары Бернар было представлено на аукционе Sotheby’s. Это резонансное событие вернуло былой интерес к знаменитой француженке как к скульптору. И ее талантливое мраморное творение с первоначальной стоимостью в 50 — 70 тысяч фунтов стерлингов, ушло с молотка за рекордную для наследия Сары сумму — 308 тысяч.




Мраморный барельеф «Офелия». Скульптор: Сара Бернар.

Впервые публика увидела восхитительную "Офелию" во время американского турне Сары Бернар в 1881 году. А немногим позже оригинал был подарен актрисой Королевскому Театру в Копенгагене. После чего Сара изваяла еще две мраморные авторские копии, с небольшим отличием от оригинала.

И что любопытно, одна из копий "Офелии" была подарена актрисой венскому художнику Гансу Макарту, после смерти которого в 1885 году с аукциона была распродана вся его коллекция и барельеф, в том числе. Обладателем "Офелии" стал Богдан Ханенко - известный украинский промышленник, коллекционер и меценат. Таким образом авторская копия известного творения французской актрисы оказалась в Киеве. И сегодня в столичном Музее Ханенко можно увидеть ее среди других экспонатов.




Экспозиция в музее Богдана Ханенко. Киев.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/060319/42420/

Комментариев нет:

Отправить комментарий