Ференц Лист и Даниэль Стерн: Легко ли быть любовью и неофициальной женой рок-звезды XIX века



Обычно изо всех романов Ференца Листа вспоминают его последнюю большую любовь, Каролину Витгенштейн, уговорившую его уйти в монахи после того, как папа Римский отказал ей в разводе и праве на второй брак. Но в жизни знаменитого композитора была другая, не менее важная связь: писатель Даниэль Стерн. Он же - мать трёх его детей, Мария д'Агу, ставшая его неофициальной женой на много лет.


Сатанинское дитя
Юного Ференца Листа много сранивавали с юным же Паганини: необычайное музыкальное дарование, разве что только играл не на скрипке, а на фортепиано, и необычайные физические данные, позволявшие делать игру недосягаемо виртуозной. Один из учителей Листа-мальчика называл его "сатанинское дитя", не в силах поверить, что простой мальчик, рождённый к тому же в деревне, может проявлять в музыке такие чудеса. Выглядел Лист при этом с детства как настоящий ангел - с нежным цветом лица, красивыми чертами, белокурыми локонами до плеч и ясными голубыми глазами.




Юный Ференц Лист. Художник Стефано Бьянкетти.
Стоило десятилетнему Листу впервые выступить с концертом - в усадьбе помещика, которому его отец служил - как сразу несколько гостей, потрясённые, вызвались оплачивать его обучение. А когда мальчик выступил в присутствии уже глухого Бетховена, тот - следя, как обычно, за игрой по движению пальцев - обнял и поцеловал его, впечатлённый до глубины души.

К семнадцати годам мальчик вырос в юношу с такой же милой внешностью и с практически всеевропейской славой. Отец его умер, наказав не слишком увлекаться женщинами, но юному Листу очень нравилось женское внимание. Он привык рисоваться, выступая - картинно взмахивал волосами, по-актёрски играл лицом, стал первым разворачивать рояль на сцене так, чтобы демонстрировать свой выразительный профиль и движения пальцев. Тем не менее его первой любовью стала не одна из многочисленных поклонниц, а ученица, ровесница из дворянской семьи.




Портрет молодого Листа. Художник Анри Леман.
Родители ученицы оказались не просто против их любви и брака - они дали понять Листу, что мальчик из далёкой дикой Венгрии должен бы знать своё место. Но Ференц горевал недолго и вскоре нашёл утешение в объятьях не менее знатной, но взрослой женщины и с тех пор так же легко переходил от объятий к объятьям всю свою жизнь, благо, по меркам своего времени он был тем же, чем рок-звёзды в двадцатом веке: невероятно притягательным в своей популярности музыкантом. Даже обстоятельства рождения - в ночь, когда по небу летела комета - передавались с волнением.

Даже в старости, уже приняв постриг и сочиняя духовную музыку, Лист говорил, что ещё не навкушался запретного плода и принимал афродизиаки, чтобы делить постель с женщинами. Ему ничуть не мешало соседство греха и высокой и трепетной любви к Каролине Витгенштейн. А когда он был молод, ему точно так же не мешал тот факт, что у него была фактическая жена.




В старости Лист только и думал, как успеть довкушать греха, и принимал бодрящие потенцию средства.

Графиня д'Агу
Двадцатисемилетняя красавица-графиня д'Агу обладала сразу тремя достоинствами: острым умом, красивыми нежными русыми волосами и известным светским салоном, где можно было встретить таких людей, Оноре де Бальзак, Фридерик Шопен или Полина Виардо. Не могла Мария д'Агу не попробовать заполучить в салон и Листа, двадцатидвухлетнего гения, о котором говорила вся Европа.

Ференц приехал на вечер прямо с концерта, свободно и стремительно вошёл, говорил фамильярно, почти развязно, но без наглости. Весь вечерм Мария и Ференц не сводили друг с друга глаз, хотя поначалу оба считали, что просто в восторге от талантов и ума друг друга. Некоторое время после встречи они переписывались, пока Лист не заехал к Марии в замок - проведать. Встреча быстро перешла в постель, и после этого графиня на многие годы стала постоянной спутницей музыканта.




Анри Леман оставил и портрет Марии д'Агу.
Иногда любовь их казалась похожей на сказку. Хотя муж не давал ушедшей из дома Марии развода, она стала Ференцу фактической женой и прожила с ним почти десять лет, родив одного за другим двух дочерей и сына. Старшую дочь влюблённые зачали во время путешествия в Швейцарию. Там в гостинице Ференц расписался в журнале посетителей так: "Род занятий – философ-музыкант, домашний адрес – Парнас, откуда прибыл – из сомнения, куда направляюсь – на поиски Истины". Родившегося потом ребёнка назвали Бландиной; Ференц в ней, как, впрочем, и во всех своих детях, души не чаял. В документах о рождении Мария исказила свои имя и возраст - ведь официально она была женой другого. А вот по фамилии все дети были записаны на отца, словно родились в законном браке.

Вторую дочь, Козиму, Лист и д'Агу зачали во время путешествия в Италию. Это было примирительное путешествие - Мария изменила Ференцу, и тот, испугавшись, что интрижка её примет серьёзный характер, отменил все концерты и срочно увёз возлюблённую на море. Разрыв наступил только через несколько лет после рождения сына. Мария слишком устала от постоянных романов Ференца на стороне.




Ференц не собирался ни рвать с Марией, ни прекращать бесконечные интрижки. Это изматывало женщину.
Да, каждый миг, когда Лист не сидел или не лежал непосредственно возле матери своих детей, он считал себя вольным спать с любой другой женщиной, и многие знаменитые красавицы своего времени побывали в его постели. Вероятно, заражения сифилисом музыкант избежал только чудом. Среди его любовных побед были как знатные особы, так и знаменитые куртизанки Лола Монтес и Мари Дюплесси. Но только к одной женщине Мария ревновала его напрасно - к Авроре Дюпен, известной широкой публике как писатель Жорж Санд.


Как Жорж Санд породил Даниэля Стерна
Если остальных своих дам, чтобы не было сцен, Ференц старался разводить с Марией, то к Санд он, поняв, что Мария ревнует, привёл её сам. Аврора-Жорж была особой сканально известной: свободно заводила любовников, ходила в мужском костюме, выхлопотав себе разрешение от властей Парижа под предлогом чрезмерной для неё дороговизны женской одежды, курила и писала слишком смелые для дамы романы. Она также держала литературный салон, где можно было увидеть многих литераторов, критиков и издателей Франции.




Жорж Санд всегда вела себя очень вызывающе и притом была так остра на язык, что никому не удавалось её поставить на место.
С первых же слов разговора Мария и Аврора прониклись друг к другу взаимной симпатией. Аврора нашла, что у Марии замечательный слог, и рекомендовала ей издаваться - но только под мужским псевдонимом, иначе у неё согласятся публиковать максимум книгу рецептов. Она и сама когда-то так обошла предвзятость издателей и читателей. Так Мария стала Даниэлем Стерном.

Первые же повести Марии-Даниэля, опубликованные в газете "Пресс", имели успех. Позже к литературе Мария добавила критические и обзорные статьи по актуальной музыке и музыкантам - ей ли, благодаря Ференцу вращавшейся в этой среде, было не понимать её? Статьи тоже полюбились публике. Расходились и афоризмы её сочинения.




Громкий роман Листа с Лолой Монтес стал для д'Агу последней каплей.
Много позже Лист, должно быть, проклял тот вечер, когда свёл Дюпен-Санд и д'Агу вместе: узнав об очередном громком романе своего мужчины, с той самой Лолой Монтес, Мария не просто прислала ему прощальное письмо, но и опубликовала роман "Нелида", где Лист оказался выведен в виде беспринципного выскочки, который мучает благородную даму. Несмотря на изменённые имена, прототипов читатели опознали сразу, и роман наделал огромный скандал. Лист сделал единственное, что мог сделать в этой ситуации: сделал вид, что книги - это просто книги. Литература-с. При чём тут он?

Увы, двое из трёх детей этой бурной и болезненной любви умерли молодыми. Даниэль, талантливый музыкант, скончался в двадцать лет от туберкулёза. Бландина успела успешно выйти замуж - за политика Эмиля Оливье, но умерла, не дожив до тридцати. Их смерть оба родителя перенесли очень тяжело. Только Козима, ставшая женой Рихарда Вагнера, дожила до девяносто трёх лет и умерла в тридцатом году.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/130319/42494/

Комментариев нет:

Отправить комментарий