Кровавая драма, которая разыгралась много веков назад, на гениальной картине Рембрандта «Лукреция»



Как правило, художники во все эпохи, создавая свои картины, скрупулезно подходили к выбору сюжетов, которые вдохновляли бы их на написание неповторимых и шедевральных творений. А так как в старые времена сюжеты брались из легенд, мифов, библейских историй, то одна и та же тема раскрывалась живописцами в разных вариациях и по несколько раз. И сегодня хотелось бы припомнить одну из таких легендарных историй, положенных в основу произведений многих именитых мастеров европейской живописи. Этот душещипательный сюжет не обошел стороной и знаменитого голландца Рембрандта Харменса ван Рейна.

А история, занявшая все мысли художника была о благочестивой римлянке Лукреции, любимой героине художников Ренессанса и барокко, трагически ушедшей из жизни, но попытавшейся уберечь свою честь.

В этой удивительной легенде крепко переплелись эротизм и смерть. И сам собой напрашивается вопрос, почему подобные сюжеты были так популярны в живописи в те далекие эпохи: молодость, красота, секс, обнаженность, насилие и смерть и это все "в одном флаконе"? И чтобы это понять, нужно немного окунуться в историю этой старинной легенды.


Легенда о Лукреции



Лукреция. (1515 год). Франческо Франча.

Эта история, замешанная на кровавой драме, послужила причиной свержения монархии Тарквиниев в 510 году. Главными действующими лицами в ней были представлены: Секст Тарквиний, старший сын царя; добродетельная Лукреция, жена Коллатина, родственника правящей династии, сам Коллатин и его друг Брут.

Как-то во время военных действий царские сыновья пирова­ли вместе с Коллатином под стенами осажденного ими города. И в пьяном угаре, как это часто бывает, зашла речь о женах, их верности и безупречности. Каждый стал, как мог, нахваливать свою. Тогда Коллатин предложил воочию убедиться в справедливости слов каждого, и всем вместе отправиться домой, дабы убедиться, чем в данный момент занимаются их супруги.




Тарквиний и Лукреция.(1629 год). Автор: Симон Вуэ.

Вся компания вскочила на коней и через несколько часов очутилась в Риме. Царских жен они застали пирующими со своими приятельницами. А когда по­ехали в провинцию, где был дом Коллатина, то все увидели, что Лукреция,( как и подобало добродетельной римской матроне) поздней ночью сидела в окружении служанок и пряла пряжу. Таким образом, спор выиграл Коллатин. Однако знал бы тогда несчастный, какую цену он за это заплатит...




«Клятва Брута над телом Лукреции». Автор: Анри Пинта.

Красота и целомудрие Лукреции разожгли преступную страсть в сердце Секста Тарквиния и он через некоторое время тайно приехал в дом Коллатина. Лукреция радушно приняла царственную особу, угостила обедом и распорядилась приготовить ему ложе на ночь. Но, одержимый страстью Тарквиний явился к ней в спальню и, угрожая кинжалом, изнасиловал женщину. К утру незваный гость покинул ее дом, а Лукреция вызвала к себе мужа и отца. А когда они явились из-под осажденного города вместе с ближайшими друзьями, женщина поведала о случившемся, затем выхватила кинжал, спрятанный в складках одежды, и вонзила его себе в сердце.




Смерть Лукреции. (1620 год ). Автор: Франческо Рустичи.

Убитые горем мужчины вынесли окровавленное тело Лукреции на площадь и выступили с призывом к гражданам города восстать против Тарквиния. Толпа народа двинулась в Рим, и уже там поднялось восстание, которое царский отпрыск не смог придушить. Он вынужден был подчиниться воле народа и остаток своей жизни доживать вместе с семьей в изгнании. Римляне, таким образом, свергнув монархию, учредили республику, первым консулом которой стал Коллатин, муж погибшей Лукреции. Не все зло остается безнаказанным...Вот такова мораль этой легенды.


Самоубийство Лукреции на картинах Рембрандта



Самоубийство Лукреции. 2 версии картины Рембрандта Харменса ван Рейна.

Как было сказано выше, художники могли по несколько раз возвращаться к одной и той же теме, интерпретируя ее по-разному. Так и Рембрандт свою Лукрецию писал дважды. В первой версии, написанной в 1664 году, художник изобразил светскую женщину, которая держит у груди кинжал, только готовясь уйти из жизни.




Самоубийство Лукреции. (1664 год). /1-я версия/. Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн.

А вот во второй версии, отличающейся глубоким психологическим моментом, Рембрандт с невероятным лаконизмом изобразил несчастную Лукрецию в последние минуты ее жизни. Живописец не пожелал показать жестокое изнасилование, как многие другие мастера, а изобразил ужас спровоцированного им самоубийства. Он одел свою героиню в белую, свободного кроя тунику, запахнутую до самой шеи и яркий накинутый на плечи плащ. На ней нет никаких украшений, и ничто не отвлекает зрителя от кровавого пятна, которое медленно растекается в складках белоснежного льна. И перед нами предстает уже не просто женщина, а человек, сводящий счеты с жизнью. Особое внимание художник уделил написанию глаз своей героини. Поистине гениально и неописуемо словами. Сколько в них можно прочесть... В самом же выражении лица нет театрального страдания перед лицом смерти, лишь обостренное чувство неизбежного и серьезность принятого решения.




Самоубийство Лукреции. (1666 год). /2-я версия/. Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн.

Рембрандт гениально показал зрителю момент свершившегося, которое уже никак не отмотаешь назад. Только один миг и все закончится. А пока Лукреция еще стоит на ногах, одной рукой схватившись за шнур звонка для вызова слуг. Именно он – последнее, что связывает ее с миром живых. Другая же рука в это время вместе с кинжалом медленно опускается вниз. Еще секунду и орудие самоубийства со звоном ударится о каменный пол. Этот момент желанной и принимаемой смерти, предшествующий падению погружает образ женщины в состояние отрешенности и непричастности к будущему. Она поставила точку, еще миг и для нее все закончится. Невероятное ощущение вызывает это произведение у зрителя, который в любую секунду готов буквально зарыдать над загубленной жизнью Лукреции, ее несчастной судьбой, несбывшимися надеждами

«Лукреция» стала последним полотном художника на античную тему. Именно в античности Рембрандт часто искал мораль. И что любопытно, как показало рентгенографическое исследование, изначально острие кинжала было в крови, да и сама туника была более окровавлена. Но, кто стер эти яркие пятна с картины, кому это понадобилось? Исследователями предполагается, что скорее всего это был какой-то реставратор, перед которым поставили задачу привести картину в презентабельный для потенциальных клиентов вид.

Наверное, на фоне общей простоты форм эти два пятна крови были нестерпимо яркими и придающими сверх меры глубокий трагизм изображенному. Художник даже предположить не мог, что потомки когда-то сотрут окровавленные пятна, убрав при этом глубокий смысл этого холста.




«Хендрикье Стоффелс в бархатном берете» (1655 год) / Самоубийство Лукреции.(1666 год).

Что же касается женского типажа, взятого художником для этой картины за основу, то в нем есть немало чего от Хендрикье, модели, сожительницы и матери его дочери, которая умерла в 1663 году и соответственно не могла позировать, но оставалась для художника дорогим человеком до конца его дней.


Образ Лукреции в творчестве европейских художников
К этому сюжету на протяжении длительного времени обращались и другие великие художники, трактовавшие эту легенду в различных вариантах. В Италии, к примеру, легенда о Лукреции порождала изображения мужчины, насилующего женщину.




Тарквиний и Лукреция. Автор: Тициан Вечеллио.

У Тициана же насильник, угрожая обнаженной Лукреции кинжалом, опрокидывает ее на кровать. И казалось, отрадным было бы зрелищем, не будь оружия в его руках, бесчестящего любовь.




Тарквиний и Лукреция. Автор: Тициан Вечеллио.
А вот в Германии Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах, обращались к следствию изнасилования – самоубийству Лукреции. На этот раз кинжал уже в ее руке, и она собирается пронзить им свое сердце. Однако нагота красивой женщины притягивает взоры зрителей, тем самым притупляя чувство трагизма ситуации. Но, как говорится, у каждого мастера свой подход к теме, свое видение происходящего.




(1627 год). Автор: Гвидо Каньяччи.




(1640 год). Автор: Лука Феррари де Реджио.




Лукреция. Начало XVII века. Автор: Якопо Пальма Младший.




Лукреция. (1626 год). Автор: Гвидо Рени.




Tarquinius and Lucretia - Рубенс- 1610




«Lucrezia». (1540 год). Автор: Франческо Пармиджанино.




Автор: Артемизия Джентилески.

И наконец, хотелось бы отметить, что Лукреция Рембрандта, в отличие от множества других полотен, изображена одетой с серьезным лицом, едва сдерживающей слезы. Ведь это вполне естественно, что целомудренная и верная жена, обрекшая себя смерть, облачила свое обесчещенное тело в одежду, наиболее достойные для погребения. Таким образом Рембрандт нарушил вековые традиции живописи, и прикрыл наготу в момент самоубийства женщины.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/140619/43391/

Комментариев нет:

Отправить комментарий