Как несостоявшийся священник Пластов стал знаменитым художником, воспевающим вечную крестьянскую Россию



Сегодня хотелось бы рассказать о художнике прошлого века, чьи биография и творчество яркой страницей вошли в историю не только отечественного, но и мирового искусства. Это Пластов Аркадий Александрович - известнейший живописец советской эпохи, вышедший из народа и посвятивший ему все свое творческое наследие. Невероятная красота деревенского мира на его полотнах волновала и привлекала зрителей в прошлом веке, не в меньшей степени она интересна и нынешнему поколению.




Пластов Аркадий Александрович - русский живописец.

Цельная и впечатлительная натура живописца всю жизнь была полностью поглощена темой русской деревни, ее природой и людьми, мудрым, столетиями складывающимся народным бытом. Всему этому и посвятил Аркадий Пластов свой яркий и мощный талант. И я не ошибусь, если скажу, что его творческому наследию принадлежит будущее. А оно насчитывает 10 тысяч полотен, вошедших в золотой запас отечественной культуры. И это не считая того, что огромное количество картин живописца, написанных до 1931 года сгорело в огне.

Художественные работы члена Академии Художеств, лауреата Государственных премий, народного художника СССР - Аркадия Александровича Пластова уже давно стали классикой русской живописи ХХ века и продолжают борьбу за духовное возрождение нации и всего человечества. Ценнейшие экспонаты хранятся в собраниях Третьяковки, Русского музея и других отечественных и зарубежных музеях.


Несколько слов из биографии народного художника



«Витя-подпасок». 1951
Государственный Русский музей. Автор: А.А.Пластов.

Родом Аркадий Пластов (1893-1972) из деревни Прислониха под Симбирском (нынче Ульяновская область). Именно здесь и пройдет жизненный и творческий путь художника. Односельчане с восторгом рассказывали о необыкновенной тонкой душевной организации маленького Аркаши, который, по их мнению, мог понимать язык земли. Он разговаривал со всем, что его окружало. Можно было часто наблюдать как мальчишка по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы дает и это, не говоря о домашних животных, которые понимали его как "своего". И видимо, поэтому родители готовили своему сыну судьбу духовного наставника, которую он круто изменил.




Из серии «Великие художники». Автор: А.А.Пластов.

Его дед Григорий был сельским архитектором и занимался иконописью. По его проектам в свое время были построены храмы в Прислонихе и окрестных деревнях. Григорий Гаврилович с сыном Александром, отцом Аркадия, расписывал церковь в Прислонихе, а некоторые из его икон сохранились и поныне. Именно он свою любовь к искусству передал сыну, а через него и внуку. Однако, как часто бывает, родители, желая добра своему чаду, будущее Аркаши видели в служении Богу. И после трех классов образования сельской школы 10-летнего парнишку отправляют на обучение в Симбирское духовное училище, где проучившись пять лет, Аркадий поступает в духовную семинарию.




Из серии «Великие художники». Автор: А.А.Пластов.

А однажды на 15-летнего парня неизгладимое впечатление произвела работа артели иконописцев, реставрирующих церковную роспись в его родной Прислонихе. Именно с того времени он твердо решил: во что бы то ни стало быть, живописцем.




Из серии «Великие художники». Автор: А.А.Пластов.

Окончив семинарию, Аркадий, полный решимости, в 1912 году отправляется в Москву и поступает в столичное Строгановское художественно-промышленное училище, а через два года в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Параллельно посещает занятия живописи в мастерских А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова.




Из цикла «Житье-бытье». Автор: А.А.Пластов.

После революции 1917 года Пластов вернулся в родные края, где наряду с хозяйственной и общественной работой занялся живописью. Он пишет с натуры портреты своих односельчан и их детей, вошедшие в цикл картин, посвященный деревенскому быту, под названием «Житье-бытье».




«Василий Павлович Гундоров». (1949-1950 г.г.) Автор: А.А.Пластов.

Однажды произошло непредвиденное, сгорел дотла дом художника, и все работы, которые он успел написать, были уничтожены: не уцелело ни одного этюда, ни одного эскиза. Эта трагедия стала поворотной в жизни Аркадия Александровича. Шел 1931 год, и 40-летний Пластов остался практически ни с чем, ему нужно было начинать все с нуля. Он твердо решает оставить полевые работы и целиком посвятить себя живописи. Художник снова берет в руки кисть, и пройдет еще сорок лет неустанного труда — и число его произведений составит почти 10 тысяч экспонатов. Одних портретов, большинство из которых написаны из односельчан, насчитываются сотнями, не говоря о пейзажах, натюрмортах и жанровых картинах.




«Петя Тоньшин». (1947 год). / «Портрет Коли с кошкой». (1936 год). Автор: А.А.Пластов.

С головой окунувшись в творческий процесс, Пластов регулярно посещает выставки передвижников, русских художников-классиков, учась у них и перенимая лучшие их достижения. Пройдет какие-то четыре года и к художнику придет известность. В 1935-м на выставке в Москве впервые экспонировались картины Пластова: "Стрижка овец", "На сенокосе", "Колхозная конюшня". Именно с того дебюта художник начал постоянно выставляться на всех крупных художественных выставках.




«Купание коней». (1938 год). Государственный Русский музей. Автор: А.А.Пластов.

Однако самой значительной работой Аркадия Пластова того времени была признана картина «Купание коней», созданная в 1938 году, к юбилейной выставке «XX лет Российской Красной Армии» и считающаяся самой свободной и искренней картиной своего времени. Написав ее, Пластов состоялся как художник и приобрел широкую популярность.




Этюд к картине «Купание коней». (1937–1938 г.г.) Автор: А.А.Пластов.

Композиция этого полотна, построенная на гармоничном сочетании движения и статики, насыщена множеством образов молодых парней и лошадей, которые сплелись в единой круговерти. А эмоциональный его фон буквально пронизан ощущением радости, молодости и задора. Пластов, отлично чувствующий форму, написал фигуры почти скульптурно: не прошли даром его занятия скульптурой. Сочная же пленэрная живопись, фееричная игра солнечных рефлексов на мокрых телах и водной зыби, насыщенные контрасты - все это вызывает у зрителя незабываемое впечатление.




«Петр Григорьевич Черняев с граблями». (1940 год). Автор: А.А.Пластов.

Работоспособность Пластова была потрясающей. Так, проникнувшись каким-либо жизненным мотивом, он мог переписывать его по несколько раз в разное время года, меняя и усложняя художественную задачу, оттачивая художественное мастерство до заветного совершенства. Так, применяя веками устоявшиеся традиции, и создавая свои собственные приемы, он внес свой бесценный вклад в развитие русской школы живописи.




«Тройка». Ребятишки у речки». Автор: А.А.Пластов.




«Весна». (1954 год).
Государственная Третьяковская галерея. Автор: А.А.Пластов.




«Мама». (1964 год). Третьяковская галерея. Автор: А.А.Пластов.




«Юность». (1953-1954 г.г.) Автор: А.А.Пластов.

На протяжении всей своей творческой карьеры от жизненной правды художник шел к высокой правде поэтического обобщения, «к постижению внутренней сущности и строя вещей и к умению найти в жизни самое главное, … то зерно бытия, без которого нет настоящего искусства, а лишь бездушный, зеркальный натурализм».



«Колхозный праздник» 1938 Государственный Русский музей. Автор: А.А.Пластов.

Пройдет время, и Аркадия Пластова признают лучшим творцом сумевшим подняться до вершин этого самого обобщения величественного образа простого человека и природы, их гармоничного взаимодействия.


Бонус
А теперь для тех, кто ходил в школу в советское время. Вспомните вкладыши учебников советского периода, которые буквально пестрели репродукциями картин Аркадия Пластова. Я хорошо их помню с детства. А вы?




Ужин трактористов. (1961 год). Автор: А.А.Пластов.




«Жатва». (1945 год). Третьяковская галерея. Автор: А.А.Пластов.

И в завершение хотелось бы сказать, что уникальный дар художника заключался в его умении идти от сиюминутного к вечному: конкретность жизненных сюжетов обрела под его кистью поистине метафорическое значение. А стремление передать через образы обычных крестьян и их быт глубокий философский смысл, характерный для художника прием, лег в основу авторского почерка и стиля.




«Полдень». (1961 год). Государственный Русский музей. Автор: А.А.Пластов.

До последнего вздоха Аркадий Пластов жил и трудился среди своих земляков, никогда не отделяя себя от них. Он так убедительно и страстно воссоздавал маленький мир деревни и ее жителей на своих полотнах, что иногда, кажется, его творения будто выросли из той самой жизни, раскрыв нам ее высший, сокровенный смысл.




«Сенокос». (1945 год). Третьяковская галерея. Автор: А.А.Пластов.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/060719/43587/

Комментариев нет:

Отправить комментарий