Как крестьянин Телушкин удивил весь Петербург, вернув к жизни ангела на шпиле Петропавловки



В 1837 году художник Григорий Чернецов выполнил заказ Николая I – масштабное полотно с изображением парада, состоявшегося на Царицыном лугу в Петербурге в октябре 1831-го. Желание императора было продиктовано стремлением не только увековечить судьбоносное событие в истории России – подавление Польского восстания 1830-1831 годов, но и портретно запечатлеть выдающихся личностей эпохи. Примечательно, что в утверждённом лично государем списке трёхсот знаменитостей был выходец из крестьянского сословия – Пётр Телушкин.


Где родился и чем промышлял Пётр Телушкин


Петропавловский собор в конце XIX века./Фото: swnet.spb.ru

В 1829 году общественность Петербурга была обеспокоена аварийным состоянием шпиля самого высокого здания северной столицы – Петропавловского собора. Пронёсшийся шквал повредил его навершие – крест с флюгером в виде ангела, который считался покровителем города. Петербуржцам казалось, что ещё несколько порывов ветра – и город лишится Божьего благословения. Подрядчики, готовые взяться за ремонт, нашлись, но стоимость 122-метровых лесов была просто астрономической. К тому же, по предварительным расчётам, выполнение работ могло затянуться на годы. Время шло, решение всё не находилось, а ангел продолжал печально раскачиваться с оторванным ветром крылом. В этот момент провидение прислало в город на Неве уроженца Ярославского губернии, казённого крестьянина Петра Телушкина, прибывшего в Петербург с целью собрать денег на выкуп из крепостных любимой девушки.

Явившийся в канцелярию дворцового ведомства невысокий, чисто одетый молодой человек отрекомендовался кровельных дел мастером. О себе рассказал, что ему 23 года, сам он из деревни Мягра Мологского уезда, живёт ремонтом куполов церквей и колоколен и имеет большой опыт высотных работ. Ещё добавил, что холостой, непьющий, запросто может поднять вес в 13 пудов и берётся исправить повреждения на шпиле Петропавловского собора.


Ставка на жизнь, или как крестьянин собирался чинить ангела на шпиле Петропавловки


Ремонт Петропавловского шпица Телушкиным./Фото: opeterburge.ru

Первый вопрос, который задали Телушкину, был о том, сколько денег он потребует на возведение лесов. Ответ ошеломил – леса вообще не потребуются: Пётр неоднократно взбирался на церковные купола, страхуясь только верёвкой. А за работу он согласен взять любую предложенную сумму.

Некоторые подозревали, что кровельщик мошенничает, пытаясь выманить деньги. Нашлись и такие, которые засомневались в умственном здравии Петра и предложили упрятать его на год-другой подальше от людей. И всё же было решено допустить Телушкина до ремонтных работ. По тогдашним законам, получая заказ, подрядчики-строители должны были внести определённый залог. Пётр Телушкин таких денег не имел. Как выразилась газета «Санкт-Петербургские ведомости», залогом выполнения дела стала жизнь храбреца.


Риск – благородное дело, или сколько времени и усилий потребовалось Телушкину, чтобы отремонтировать шпиль Петропавловского собора


Диафильм «Небесный кровельщик»./Фото: malenkii-genii.ru

Восхождение Петра Телушкина к высотам славы длилось три дня. Рано утром он стал подниматься по стропилам внутри здания. Трудности начались, когда Пётр добрался до шпица – игловидного завершения башни. По мере того, как пространство сужалось, продвигаться вверх становилось всё труднее. Змеёй протискиваясь между перекладинами, кровельщик добрался до люка-окошка в обшивке шпица. Наблюдающая за действиями смельчака толпа ахнула, увидев, как он выбрался наружу и повис на смертельной высоте, удерживаясь только на пальцах рук.

Шпиц собора был облицован медными листами, соединёнными выступающими на 9 сантиметров от поверхности и отстоящими друг от друга на ширину размаха рук швами. Удерживаясь за эти выступы пальцами, опоясанный верёвкой Телушкин начал огибать строение по спирали. Путь его был отмечен кровью, сочившейся из-под ногтей. Наконец он обошёл весь шпиц, закрепил на нем верёвку и по ней вернулся к окошку.

Весь следующий день был посвящён улучшению условий подъёма и спуска. Накануне Пётр обнаружил точащие из обшивки металлические крючья. Изготовил длинные верёвочные петли и стал привязывать их к крюкам, чтобы использовать как своеобразные стремена для ступней. На третий день настал решающий момент – штурм венчающего шпиц собора шара, так называемого яблока. Выполнение этой задачи было сродни рискованному акробатическому трюку под куполом цирка. На высоте птичьего полёта необходимо было оторваться от шпиля, чтобы получить возможность размахнуться и забросить на основание креста верёвку. Для этого бесстрашный верхолаз обвязал себя верёвкой вокруг пояса и лодыжек, после чего откачнулся от шпица, повис в горизонтальном положении под «яблоком» и стал бросать наверх заранее приготовленный моток верёвки до тех пор, пока она не обвила ноги ангела. Измотанный до предела, обессилевший кровельщик усилием воли сделал последний рывок и обнял позолоченного ангела…

Полтора месяца день за днём Пётр поднимался наверх по привязанной к основанию флюгера верёвочной лестнице. За это время он укрепил покосившийся крест, отремонтировал фигуру ангела и закрепил оторванные листы обшивки.


Губительный подарок, или как сложилась дальнейшая судьба Петра Телушкина


Картина «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге», написанная Георгием Чернецовым./Фото: историк.рф

Когда трудное и полное опасностей задание было выполнено, со смельчаком-верхолазом пожелал встретиться Николай I. Император тепло принял Телушкина и очень развеселился, когда на вопрос, как проверить работу мастера, получил от него предложение послать на верхотуру кого-нибудь из своих министров.
Государь наградил Петра пятью тысячами рублей и медалью «За усердие». Существует версия, что Телушкину была также пожалована грамота, по предъявлении которой владелец любого трактира должен был бесплатно налить ему спиртное. Пётр якобы этот документ потерял, после чего попросил поставить ему под скулой соответствующе клеймо, по которому лихо щелкал, требуя выпивку (отсюда и возник жест, означающий желание выпить).

Рассказ о подвиге Телушкина напечатал журнал «Сын Отечества», после чего деревенский парень получил прозвище «небесный кровельщик» и попал в число столичных знаменитостей, стал получать много заказов и хорошо жить. К сожалению, весть об этом дошла до хозяина возлюбленной Петра, и он заломил за выкуп девушки неподъёмную даже для разбогатевшего мастера сумму. С горя Телушкин стал злоупотреблять дарованной привилегией на бесплатную выпивку, и не прошло и года, как первый российский промышленный альпинист умер от безудержного пьянства.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/010919/44041/

Комментариев нет:

Отправить комментарий