Живописец королей и прекрасных женщин: Пастельные портреты Жана-Этьена Лиотара



Не многие мастера живописи обращаются к такому материалу как пастель по ряду технических причин. Однако в истории живописи был мастер-виртуоз, в руках которого пастель будто оживала и становилась ярким и податливым изобразительным средством. Имя этому художнику - Жан-Этьен Лиотар, который творил свои уникальные произведения почти 300 лет тому назад. Его пастельные портреты и по сей день изумляют и восхищают публику. И, видимо, поэтому в очереди к художнику стояла вся элита Европы — от монархов, до первых красавиц и представителей просвещённой интеллигенции.


Несколько страниц из жизни живописца



Автопортрет.

Швейцарский художник Жан-Этьен Лиотар (Jean-Etienne Liotard, 1702-1789), родился в Женеве в 1702 году и был тринадцатым ребенком в семье Анны и Антуана Лиотар. Его родители, будучи протестантами, иммигрировали еще до его рождения из Франции в Швейцарию по религиозным убеждениям. В Женеве, благодаря ювелирному ремеслу, его отец стал неплохо преуспевать и смог обеспечить своим детям достойное образование. И нужно отметить, что из некоторых источников известно, что у Жана-Этьена был брат-близнец - Жан-Мишель, а возможно просто старший брат, который также стал впоследствии художником, однако не имевшим такого ошеломительного успеха.




Пастельные портреты от Жана-Этьена Лиотара.

По иронии судьбы будущему художнику пришлось осваивать азы изобразительного искусства во Франции, на родине родителей. Туда юный Лиотар отправился в 1725 году, и около трех лет провел на обучении у гравера и миниатюриста Массе. После Парижа были Рим, Венеция, Амстердам, везде молодой художник знакомился с работами старых мастеров, учился всему новому и искал свой неповторимый стиль. Именно в Италии Жан открыл для себя пастель, ставшую его любимой техникой и прославившей его на всю Европу. К слову сказать, это изобразительное средство было весьма распространено среди европейских художников в 18 столетии, невзирая на сложность в хранении.




Автопортрет.

О редкой и удивительной художественной технике, которую часто называют «падчерицей графики и живописи» больше можно узнать здесь.

Талантливый молодой художник утверждал, что именно этот изобразительный материал натуральнее всего передает колорит и тончайшие переходы светотени и красочные полутона. И со временем, овладев этой техникой в совершенстве, он становится самым востребованным живописцем своего времени.




Старший сын художника.

Основным направлением своего творчества живописец избрал жанр пастельного портрета, который стал его визитной карточкой. Хотя в наследии художника есть полотна исторического жанра. И что интересно, свою живопись он создавал не только в технике пастели, Лиотар иногда в своей работе использовал и мел, и краски, и эмаль. При этом ему всегда удавалось находить нечто новое, раскрывающее образ каждой его модели. Из воспоминаний современников: "Он наблюдал, как делают другие, и ... делал все по-своему". Именно эта черта позволила развить живописцу в своем мастерстве оригинальность и вкус. Лиотар всегда стремился к независимости и неповторимости, как в жизни, так и в искусстве.




Автопортрет.

Ведь не зря образ самого художника был настолько колоритен, что вызывал неподдельный интерес у окружающих. Об этом можно судить по многочисленным автопортретам Лиотара, на которых художник изображал себя улыбающимся, иногда со щербатым ртом, закутанным в турецкие одежды или в высоких меховых шапках. Кроме всего прочего публику поражала его борода, напоминающая огромное гнездо, которую он носил смолоду и до самой женитьбы. А женился живописец, в возрасте 54 лет на женщине, гораздо моложе себя. Она то и заставила сбрить знаменитую бороду. Нужно заметить, что этот факт был весьма странным. Биографы недоумевали, как набожная голландка посредственной внешности из небогатой семьи, к которой Лиотар вряд ли питал возвышенные чувства, смогла убедить художника срезать колоритную бороду. Ведь на протяжении многих лет она была "фирменным знаком" художника.




Автопортрет.

Как то один английский критик однажды с едким сарказмом заметил, что именно борода была реальной мерой успеха художника, и в этом, конечно же, была, несомненно, доля правды. Во многом, благодаря своим автопортретам, Жан-Этьен Лиотар и приобрел себе славу и популярность.




Автопортрет.

За 35 лет супружеской жизни у четы Лиотар родилось пятеро детей. И все эти годы уже пожилому художнику пришлось без устали работать, чтобы прокормить большую семью.




Чайный натюрморт.
Последние годы жизни провел в небольшом городишке под Женевой.Именно в те годы он напишет натюрморты, за которые впоследствии будут буквально вести жесткую борьбу коллекционеры и известные галереи.


Живописец европейской элиты 18 столетия



Пастельные портреты от Жана-Этьена Лиотара.

Так сложилось по судьбе, что жизнь швейцарского художника складывалась из счастливых случайностей и обстоятельств, которыми мастер, одаренный помимо художественного таланта практическим умом и харизмой, умело воспользовался.




Пастельные портреты от Жана-Этьена Лиотара.

Много лет жизни Лиотару пришлось провести в странствиях, во время которых он побывал во многих городах и странах. Он путешествовал как спутник знатных особ. К слову, в ту эпоху художникам довольно часто приходилось сопровождать влиятельных лиц, дабы запечатлевать важные события их жизни. Многие были готовы платить за это огромные деньги.




Мария Терезия. Жан-Этьен Лиотар.

Так, его самой постоянной клиенткой была императрица Мария Терезия в Вене. Портреты ее детей художник писал на полупрозрачной бумаге, добиваясь исключительной точности в воспроизведении модели и необычного, нежного блеска: облик каждого ребёнка будто просвечивался сквозь перманент. Императрица с этими портретами не расставалась, беря их с собой даже в путешествия. Во многом это способствовало распространению славы о художнике по всей Европе.




Мария Терезия. Автор: Жан-Этьен Лиотар.

За свою творческую карьеру мастер написал огромное множество портретов выдающихся людей той далекой эпохи. Все приходили в восторг от его портретов, на которых было поразительное сходство лиц, законченность в изображении одежды и украшениях, а также максимальная красочность, какой только можно было достичь, работая пастелью.




Пастельные портреты от Жана-Этьена Лиотара.

Именно, благодаря реалистичности и точности в работе художник снискал себе европейскую славу и приобрел высоких покровителей. Он встречал радушный прием и при многих монарших домах, и у римского папы в Риме, и у турецкого султана в Константинополе. Побывав в Турции, художник вернулся оттуда не только еще более знаменитым, но и преобразившимся внешне. В Европе его начнут называть "турком" из-за турецкой одежды, в которую облачался художник до конца своих дней и бороды.




Пастельные портреты от Жана-Этьена Лиотара.




Пастельные портреты от Жана-Этьена Лиотара.



Пастельные портреты от Жана-Этьена Лиотара.




Пастельные портреты от Жана-Этьена Лиотара.




Пастельные портреты от Жана-Этьена Лиотара.




Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница - жемчужиной Дрезденской галереи, 1745.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/050919/44067/

Комментариев нет:

Отправить комментарий