Какие тайны скрывает Мавзолей Галлы Плацидии, построенный 1500 лет назад и вызывающий восхищение и сегодня



Мавзолей Галлы Плацидии был построен в 425 году н.э. Позже он попал в список наследия ЮНЕСКО, а композитор Коул Портер настолько был вдохновлен им, что написал знаменитую музыку сразу после посещения мавзолея. Чем восхищаются миллионы и кому на самом деле предназначался этот мавзолей?

Мавзолей Галлы Плацидии - крестовокупольная постройка, расположенная рядом с великолепной базиликой Сан-Витале в Равенне, была построена в 425 году нашей эры, в последние годы существования Западной Римской империи.
Особенно знаменит мавзолей своими мозаиками (звездное небо "обнимающее" свод и виноградные лозы, представляющие Евхаристию). Каждый угол содержит фигуру из четырех символов евангелистов.




Галла Плацидия
«Самая благородная девушка» - как ее прозвали в детстве - Галла Плацидия родилась в Константинополе между 388 и 392 годами. Она была одной из талантливых женщин своего времени, дочь римского императора Феодосия Великого, последнего императора Западной и Восточной Римской империи, а также сводной сестрой императоров Аркадия и Гонория. Большую часть жизни она провела в качестве влиятельного политического деятеля. Позже Галла стала регентом Западной Римской империи для своего несовершеннолетнего сына, который стал Императором Валентинианом III. В качестве регента Галла Плацидия участвовала в многочисленных грандиозных строительных проектах в Риме, Иерусалиме и Равенне. Галла Плацидия умерла в 450 году в Риме и, вполне вероятно, была похоронена именно в мавзолее.



Галла Плацидия

История Мавзолея Галлы Плацидии
Мавзолей Галлы Плацидии датируется 425 годом нашей эры и является одним из старейших сооружений в Равенне. В течение многих лет считалось, что цель его строительства - семейный мавзолей. Также есть предположение о том, что здание изначально было связано с нартексом соседней церкви Санта-Кроче (церковь Святого Креста), которую, как известно, построила Галла Плацидия.
Имеющиеся в мавзолее саркофаги, приписываемые самой Галле и её ближайшим родственникам, по мнению ряда исследователей, изначально не находились в нём, первый раз о них упоминает в XIV веке епископ Ринальдо да Конкореджио. После XIV века многочисленные источники уже уверенно называют здание мавзолеем Галлы Плацидии. Считается, что самый большой из саркофагов принадлежал Галле, два других саркофага были приписаны сыну Галлы, императору Валентиниану III, и ее мужу, императору Констанцию ​​III.



Саркофаги

Опять же, существует большая неопределенность в точности этих фактов.
Здание мавзолея принадлежит западно-римской архитектурной традиции. Он имеет форму греческого креста и размеры 40 x 30 футов. Внутренние стены облицованы желтыми мраморными панелями, пространство слабо освещено 14 небольшими окнами. Мозаика становится еще ярче и прекраснее благодаря золотистому свету, проникающему через алебастровые окна. Крест на своде направлен на восток.

Мозаика Мавзолея
Довольно простой внешний вид мавзолея резко контрастирует с магически прекрасной и захватывающей внутренней средой. Прежде всего, ее украшает мозаика раннего византийского стиля, украшающая полы, потолки и стены. Возможно, наиболее впечатляющим является свод, на котором выложена мозаика ночного неба с золотым крестом (на небе более 800 звезд!).



Звездное небо
Атмосфера Мавзолея Галлы Плацидии, несомненно, волшебна. Бесчисленные звезды купола глубоко взволновали воображение многих посетителей Равенны, а также американского композитора Коула Портера. Тот был настолько вдохновлен этой мозаикой, что во время своего свадебного путешествия в 1920-х годах написал свою популярную песню «Ночь и день».



Коул Портер
Нижние поверхности интерьера покрыты мраморными плитами, а верхняя часть здания, включая стены хранилища, люнеты и купол, полностью украшена мозаикой. Темы, представленные в мозаичном убранстве, показывают следы влияния как эллинско-римской, так и христианской традиции и направлены на то, чтобы представить победу вечной жизни над смертью с разных точек зрения.
Одна из наиболее значительных мозаик внутри мавзолея изображает Христа как Доброго Пастыря, пасущего свои стада. Довольно обычный мотив для римского периода, когда Христос изображен обычным пастухом, но на этой мозаике Христос совсем другой: это Добрый Пастырь с золотым ореолом, одетый в царскую пурпурную мантию поверх золотой туники и держащий имперский посох, соединенный с христианским крестом. Эта мозаика расположена над входом с северной стороны. На южной стене есть мозаика, изображающая мученического римского диакона Святого Лаврентия, бегущего к железной решетке, которая охвачена пламенем. Он держит в руках крест и книгу.



Мозайки Мавзолея
Мозаика Галлы Плацидии впечатлила миллионы посетителей на протяжении веков. Это величественное здание со старейшими мозаиками предназначалось кому-то из высшей знати. Возможно, самой Галле. Но с другой стороны, мавзолей долгое время служил ораторией при несохранившейся дворцовой базилике Санта-Кроче. Вероятно, он был капеллой-молельней, посвящённой особо почитавшемуся в роду Галлы Плацидии великомученику Лаврентию, чьё изображение помещено на самом видном месте - в люнете напротив входа. Истинное предназначение до сих пор не известно. Каким бы оно не было, сегодня этот прекрасный мавзолей в Равенне является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/141119/44646/

Комментариев нет:

Отправить комментарий