Как и почему через 100 лет изменилась «Дама с единорогом» Рафаэля Санти




В начале XVI века Рафаэль Санти создал картину «Дама с единорогом», которая вошла в «золотой фонд» живописи Высокого Возрождения. Врядли художник мог себе представить, что через столетия его полотно будет изменено до неузнаваемости, а искусствоведы будут спорить о том, почему изображение было изменено?


Рафаэль Санти (1483-1520) - входит в плеяду лучших художников Возрождения наряду с Леонардо и Микеланджело. От своих коллег он отличается молодостью лет (большое количество шедевров он создал будучи еще юношей) и самыми выдающимися в истории портретами. Его имя стало легендарным при жизни, а его искусство - явное воплощение гармонии, баланса и ясности стиля. Как истинный сын эпохи Возрождения, Рафаэль был разносторонне талантливым: архитектором, живописцем, рисовальщиком, мастером монументальной живописи.

Сюжет и история написания


На картине изображена молодая женщина, сидящая в лоджии и представленная в популярном ракурсе Возрождения, навеянном «Моной Лизой» да Винчи. Рафаэль был явно вдохновлен работами Леонардо, ведь он повторил многое из его шедевров:
- корпус героини расположен в повороте на 3/4,
- аккуратные руки,
- загадочный взгляд,
- обрамляющие и дополняющие композицию картины колонны,
- дымчатый эффект (сфумато) и прозрачный пейзаж.




Такую позитуру женского тела первым основал Леонардо, а другие художники-современники и его будущие коллеги перенесли на свои полотна.
Портрет дамы с единорогом имеет сложную историю. Сначала сам художник заменил собачку (символ супружеской верности) единорогом (символ целомудрия), а спустя столетия после своего первоначального создания, неизвестный художник добавил новые детали - колесо Святой Екатерины, пальмовую ветвь и мантию, чтобы прикрыть обнаженные плечи героини. В течение долгого времени картина приписывалась Пьетро Перуджино, который преподавал Рафаэлю в начале своей карьеры. Картина была отреставрирована в 1930-х годах и анализ подтвердил, что эта работа принадлежит кисти Рафаэля

Героиня картины

«Портрет дамы с единорогом» был написан художником во время пребывания во Флоренции. Рафаэль создал образ молодой красивой женщины, полной очарования и чистоты юности. Это впечатление также связано с загадочным зверьком на коленях - единорог, символ женского целомудрия. Зритель видит даму благородных нравов, изысканно одетую в модное оливковое платье с коричневыми бархатными рукавами, с идеально подобранными украшениями (колье с рубином в тон одеянию и каплевидной жемчужиной в тон ее бледной коже, а также совсем незаметная нежная золотая диадема, подчеркивающая золотой блеск ее волос). Магический взгляд девушки манит зрителя, при этом нельзя с полной уверенностью утверждать, что героиня смотрит прямо в глаза (создается впечатление чуть раскосых глаз). Рафаэль изобразил ее прелестно уложенные золотые кудри, открывающие линию декольте и шею. Кожа отличается аристократической бледнотой, и лишь румяные щеки и оливково-зеленые глаза наводят легкий контраст.
Фрагменты картины

Фрагменты картины


Помимо описанных украшений, знаменательно, что на её пальцах нет колец (даже обручального) — это необычно, так как женские портреты того времени создавались как правило по случаю свадьбы.
Личность героини до сих пор доподлинно не известна. Есть мнение, что картина была заказана в качестве свадебного подарка и изображает невесту, предположительно Лауру Орсини делла Ровере, которая, возможно, была незаконнорожденной дочерью папы Александра VI. Считается, что, когда обручение было отменено, Рафаэль заменил маленькую собачку на коленях единорогом, символом целомудрия и девственности. Другие искусствоведы считают, что речь идет о портрете Маддалене Строцци, происходившей из древнего флорентийского рода Строцци и жене богатого торговца тканями Аньоло Дони.

Единорог



В руках дама держит небольшого единорога, символ которого - целомудрие. Давний миф заключается в том, что единороги могут быть пойманы только девственной девой, таким образом, животное было символом чистоты и невинности. Таким образом, единорог + отсутствие обручального кольца + жемчужина (как атрибут невинности) = аргументы в пользу незамужнего статуса героини.
Собака была более свадебным атрибутом в живописи, и Рафаэль первоначально нарисовал именно это животное, на которую только позже, как показала рентгенография, наложил чрезвычайно одушевленную реалистичную фигуру единорога. Причины такой модификации до сих пор не ясны.

Пейзаж и композиция


Пейзаж за спиной героини создан в духе Леонардо: дымчатый, горный хребет, голубое небо и слегка заметные деревья. Плавные горы, округлое тело и лицо героини, и даже колонны с округлыми пьедесталами создают плавную и мягкую композицию картины без острых углов и резких элементов.
Картина выполнена маслом и этот выбор позволил художнику достичь максимального богатства цветов и деталей, чего невозможно получить при помощи темперы (популярного метода во времена Рафаэля).

Таким образом, Рафаэлю Санти - одному из величайших живописцев в истории искусства - удалось создать поистине шедевр, полный загадок и тайн. Удастся ли раскрыть личность героини, ее статус, причину модификации на полотне и другие головоломки картина - не ясно. Но несомненно одно - «Дама с единорогом» остается одним из важнейших произведений портретного искусства.






Источник: https://kulturologia.ru/blogs/031219/44771/

Комментариев нет:

Отправить комментарий