«Tайная вечеря» Плаутиллы Нелли навсегда поселилась в Санта-Мария Новелла

Доминиканская монахиня Нелли — одна из немногих женщин, которых Джорджо Вазари упоминает в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»
Ханна Макгиверн


Плаутилла Нелли. «Тайная вечеря». Вторая половина XVI в. Фото: Rabattie Domingie Photography

Полотно размером почти 7 м в ширину и 2 м в высоту принадлежит музею при базилике Санта-Мария Новелла во Флоренции. Сейчас оно впервые экспонируется после четырехлетней реставрации. Эта «Тайная вечеря» — самое крупное из сохранившихся произведений доминиканской монахини Плаутиллы Нелли (1524–1588).

Нелли — одна из немногих женщин, которых Джорджо Вазари упоминает в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он сообщал, что Нелли обучалась живописи самостоятельно, «начав понемногу рисовать и копировать в цвете рисунки и картины выдающихся мастеров».

Приняв постриг в монастыре Святой Екатерины Сиенской в возрасте 14 лет, она впоследствии открыла мастерскую, где монахини выполняли заказы церкви и частных клиентов, а также создавали большие полотна на библейские сюжеты для собственного созерцания.

Ее «Поклонение волхвов» из монастырской церкви было утрачено, а «Тайную вечерю» ожидала сложная судьба. С 1817 года она находилась в трапезной другого монастыря, Санта-Мария Новелла, а позже подпала под конфискацию церковного имущества. В ХХ веке полотно три десятилетия хранилось в свернутом виде, а еще оно пережило катастрофическое наводнение 1966 года, когда река Арно вышла из берегов.

Реставрация «Тайной вечери» Плаутиллы Нелли стала флагманским проектом зарегистрированной в США организации под названием «Фонд продвижения художниц». В 2017 году кампания, запущенная фондом, помогла собрать на это $67 тыс. Дополнительный сбор средств позволил 12 апостолам найти своих «покровителей», которые пожертвовали по $10 тыс. на реставрацию каждого из них (непопулярного Иуду спасли десять спонсоров, каждый из которых перевел по $1 тыс.).

К своей подписи на «Тайной вечере» Нелли добавила трогательную приписку “Orate pro pictora” («Молитесь за художницу»). Но расчистка и реконструкция, проведенные реставратором Роселлой Лари, показали, что художница писала картину не в одиночку. Директор фонда Линда Фальконе говорит: «Нет никаких сомнений в том, что Нелли действительно устроила в своем монастыре художественную мастерскую, в которой работали исключительно женщины».

Фальконе рассказывает, что Лари сняла значительную часть записей, оставшихся от предыдущих реставраций, и изучила «все до единой „Тайные вечери“ XV–XVI веков во Флоренции», чтобы заполнить пробелы в композиции. Изображая момент, когда Иисус сообщает ученикам о предательстве Иуды, Нелли, вероятно, стремилась воспроизвести динамику фрески Леонардо в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане. Но ее версия «гораздо более земная и трогательно будничная, чем другие „Тайные вечери“», отмечает Фальконе. 
http://www.theartnewspaper.ru/posts/7711/

Комментариев нет:

Отправить комментарий