Раскрыты новые тайны знаменитой «Девушки с жемчужной сережкой» Вермеера



«Девушка с жемчужной сережкой» (ок. 1665) - картина голландского художника Яна Вермеера, одна из его самых известных работ. На ней изображена молодая женщина в экзотическом платье, с яркой и большой жемчужной сережкой. Картина всегда была полна загадок, часть которых удалось раскрыть совсем недавно. Какие же открытия удалось сделать исследователям музея Маурицхёйса?




О творчестве Вермеера

За свою недолгую картеру художник создал порядка 36 работ, каждая из которых бесценна для мировой живописи. Вермеер писал в популярном в то время бытовом жанре. Картины голландского художника зачастую олицетворяют женщин разных сословий (горничные и хозяйки дома), занятых ежедневными обыденными делами. Будь то написание или чтение писем, взвешивание весов, игра на музыкальных инструментах и пр. И что самое интересное, обычный сюжет домашних занятий создан Вермеером настолько мастерски, что сегодня является неотъемлемой частью голландской живописи.


«Девушка с жемчужной сережкой»




«Девушка с жемчужной сережкой» представляет молодую женщину в темном неглубоком пространстве. Использованный черный фон акцентирует и направляет взгляд зрителей сначала на саму девушку, а потом на кульминационный момент картины - жемчужную драгоценность. Темные фоны широко использовались в портретной живописи для усиления трехмерного эффекта фигуры. Во фрагменте 232 своего «Трактата о живописи» Леонардо да Винчи отметил, что темный фон делает объект более светлым, и наоборот.

Девушка одета в сине-золотой тюрбан и золотисто-желтый пиджак с видимым белым воротничком. Эта картина, ставшая мировым шедевром, резко выделяется среди других работ Вермеера. Девушка не занята ничем, кроме пристального взгляда на зрителя. Полотно уникально в своей простоте и таинственности. Художник словно поймал ее взгляд в мимолетный момент, когда героина повернулась и с широко раскрытыми глазами и чуть приоткрытыми губами посмотрела на зрителя. Необычное расположение корпуса, загадочный взгляд вкупе с таинственностью ее личности заставило многих сравнить девушку с сережкой с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи (ок. 1503–19). Однако, в отличие от Моны Лизы, «Девушка с жемчужной сережкой» - это не портрет, а так называемый тронье, голландский термин, обозначающий вымышленного персонажа или тип человека. Тронье не предназначен для того, чтобы по частному заказу изобразить какого-то конкретного человека.

Неспроста художника называли волшебником света. Полотно свидетельствует о технической компетентности Вермеера. Мягкое моделирование лица и акценты на губах и сережке героини демонстрирует его мастерство в использовании света. Например, он оживил полуулыбку молодой девушки двумя маленькими белыми точками по обе стороны от ее рта, отражая блики и в ее глазах. Вермеер также изобретательно использовал свои краски, чтобы уловить эффект света, падающего на ее лицо, тюрбан и жакет цвета охры. И, конечно, искрящийся магический свет жемчужной сережки.






Интересно, что первая стоимость картины в 1881 году составила всего два гульдена плюс номинальная комиссия. В нынешней экономике это составляет менее 30 долларов. Сегодня Ян Вермеер очень высоко ценится как художник. Он получил достойную славу голландского мастера, создавшего немало известных и значимых работ. А «Девушка с жемчужной сережкой» стала одним из самых известных произведений искусства на рубеже XXI века, а также завоевала звание самой красивой картины Голландии в 2006 году путем всенародного голосования.


Открытия 2020 года




Музей Маурицхёйса в Гааге сделал удивительные открытия о знаменитом голландском шедевре золотого века Яна Вермеера. В последний раз полотно было исследовано в 1994 году, а в этом году были использованы более современные методы работы и новые технологические достижения, такие как неинвазивные методы визуализации и сканирования, цифровая микроскопия и анализ образцов краски.






Картина была помещена в специально построенную стеклянную комнату в начале 2018 года, чтобы посетители музея могли наблюдать за процессом исследований воочию. Благодаря макро-рентгеновскому флуоресцентному сканированию и микроскопическому исследованию ученые смогли доказать, что Вермеер окружил глаза девушки ресницами, которые со временем исчезли. То есть это не фантазийный или собирательный образ, а реальная девушка. Кроме того, темный фон холста оказался не сплошь черным, а первоначально изображал зеленую завесу с драппировками. Ранее считалось, что отсутствие ресниц и бесформенная пустота фона указывают на то, что Вермеер рисовал идеализированное лицо, а не реального человека.

А вот о легендарной сережке мнение, напротив, идеализировалось. Сама жемчужина - это «иллюзия», состоящая из «полупрозрачных и непрозрачных штрихов белой краски. Исследователи обратили внимание на то, как именно художник изобразил драгоценность. Вермеер написал ее, добавив всего несколько капель пигмента на фон, чтобы создать иллюзию драгоценности. У сережки нет контура, а также нет крючка, чтобы повесить ее на ухо девушки.




Исследователи также смогли определить источники пигментов, используемых в этой картине. Там был белый свинец из района Пик в северной Англии, ультрамариновый синий из лазурита из современного Афганистана, красный кошениль, сделанный из жуков в Мексике и Южной Америке. Кстати, этот синий пигмент был более ценным, чем золото в XVII веке. Благодаря процветающей торговле Вермееру, вероятно, удалось приобрести эти обширные материалы в своем родном городе Делфте.

Интересное открытие сделали исследователи и о процессе работы Вермеера над полотном. Оказывается сначала Вермеер использовал черные линии, чтобы обрисовать композицию, а затем написал лицо девушки и ее одеяние. Синий платок и жемчужная серьга были заключительными элементами, добавленными к холсту.

Интерес к этому предмету живописи настолько велик, что даже ресницы на глазах модели или их отсутствие являются предметом академической дискуссии. Да, многие тайны «Девушки с жемчужной сережкой» были раскрыты Гаагским музеем, но главная тайна остается нераскрытой по сей день - истинная личность уже реальной героини. А может и хорошо, что остаются некоторые загадки? Каждый зритель может предложить свои собственные интерпретации. И от этого популярность и притягательность полотна с каждым годом только растет.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/010520/46267/

Комментариев нет:

Отправить комментарий