Страницы

Архитектура и скульптура Древнего Рима


Под полуденным небом Италии на семи холмах раскинулся Рим. Третью тысячу лет стоит чудный город, и недаром его называют «вечным». Он был основан еще в языческие времена, за семь с половиной веков до Рождества Спасителя.
В первые годы своего существования это был бедный и невзрачный город, ему пришлось выдержать немало борьбы и невзгод, но храбрость и жизненная стойкость его жителей сослужили ему верную службу. С течением времени Рим креп и разрастался, соседние племена одно за другим покорялись его власти, а через пять веков уже вся Италия была в его руках. Мудрые законы, талантливые полководцы, верные граждане — все служило залогом благополучия государства. Победоносные римские войска стали постепенно переходить за границы Италии и завоевывать уже не отдельные племена, а целые государства. На заре своей истории Рим отличался суровостью. Простота считалась достоинством, изнеженность — пороком, роскошь преследовалась законом. Обычно считается, что римляне сделали три гениальных открытия в архитектуре: бетон, арка и купол. На самом деле лишь бетон является бесспорно римским изобретением. Смешивая известь с вулканическим пеплом, камнями и песком, римляне создали чрезвычайно прочный, дешевый, удобный, но эстетически абсолютно невыразительный строительный материал. Последнее обстоятельство их ничуть не смущало. Но потом все изменилось. Рим стал столицей мировой державы. «У нас человек считает себя бедным, — говорит современник, — если нумидийский мрамор не инкрустирован мрамором александрийским, если вокруг на полу не змеятся мозаичные узоры такой чудесной работы, что могут соперничать с живописью, если потолки не покрыты стеклом, если тазосский мрамор, когда-то употреблявшийся только на храмы, не устилает бассейнов, в которые мы окунаем наши тела... Сколько статуй, сколько колонн, которые ничего не поддерживают и стоят в виде украшений».
Рим превращался в художественный центр, столицу мира. В надежде получить щедрые заказы сюда съезжались мастера со всего света, поэтому римское искусство создавалось не только римлянами, но идеалы в нем воплощались римские. Сами римляне называли свой город с заглавной буквы — Город. Сердцем Рима, средоточием его общественной жизни был Форум — городская площадь. Форум располагался у подножия Капитолия — главного из семи холмов, на котором уже в течение 600 лет стояли храмы Юпитера, Юноны и Минервы и бронзовая волчица с Ромулом и Ремом. Форум не имел правильных очертаний, но, развиваясь с VI века до н.э., он превратился в парадный архитектурный ансамбль. Форум был заставлен статуями героев и памятниками в честь побед над врагами. Здесь же росли вековые деревья, которые рим­ляне считали священными. Кроме того, здесь были огорожены все места, в которые когда-либо ударяла молния, так как удар молнии для римлян — это таинственный знак Юпитера. В центре Форума белеет небольшое здание — это храм бога Януса. Когда римляне вели с кем-либо войну, деревянные двери этого храма распахивались в знак того, что Янус выступил на помощь легионерам. И закрывались двери храма только тогда, когда повсеместно военные действия были закончены. На массивных каменных платформах высились храмы с пышными колоннами, посвященные богам. Богов в Риме было великое множество: боги общегосударственные, городские, домашние. Были даже специальные боги, которые охраняют ягнят или уничтожают сорняки. Одни боги — «уроженцы самого» Рима, другие заимствованы у греков, третьи — у египтян или жителей Азии. Но при всем обилии богов римляне были не очень набожны, фанатизм и религиозная нетерпимость им были чужды. Постепенно Форум обрастал не только зданиями, но и статуями почетных римских граждан, военными трофеями полководцев. Во времена республики римский Форум был торговым и политическим центром Рима. Но затем, когда город разросся, площадь, заставленная памятниками, лавками, храмами, перестала удовлетворять столицу Римской империи. Рядом с ним стали вырастать новые общественные центры — цепь новых форумов, называемых императорскими. Здесь не было того хаоса, который царил на римском Форуме, наоборот, здесь все построили в строгой симметрии.
Юлий Цезарь еще в I веке до н.э. первый построил новую площадь в виде прямоугольного мощеного двора со стоящим в его глу­бине храмом — форум Цезаря. Вслед за ним в начале I века новый форум построил Август, после него в конце I века — Веспасиан, потом Нерва и, наконец, самую грандиозную площадь построил в начале II века император Траян. 
 
Он приказал срыть холм высотой в 38 метров, а на его месте разбить самый большой и роскошный форум Рима. О форуме Траяна говорили, что это единственное сооружение на земле, перед которым даже боги не могли не прийти в изумление. А сами римляне в восхищении о нем говорили так: «Форум не может быть описан, и ничто подобное смертный не может больше создать».
Зодчий Аполлодор из Дамаска начал строить его в 107 году и закончил в 113 году. В фиолетово-серую плоскость стены (высота ее не меньше семиэтажного дома) из огромных глыб пористого туфа была вставлена триумфальная арка из белого мрамора. Три ее пролета — это вход на площадь: средний — просто гигантский, два боковых — поменьше. Путешественники, проходившие под ее мраморным сводом, останавливались просто как вкопанные: перед ними оказывалась не площадь, а пирамида. Но это было только первое впечатление. Плиты цветного мрамора, чередуясь в определенном порядке, направляли глаз зрителя к середине огромного квадрата, и казалось, что середина выше, чем края.
В первом веке нашей эры полубезумный император Нерон приказал своим архитекторам, Северу и Целеру, построить для него дворец. Постройки дворца, гордо названного «Золотым домом Нерона», занимали склоны трех из семи римских холмов: Целия, Оппия и Палатина. Территория дворца была так велика, что современники с горечью шутили тогда: «...римлянам остается только одно — переселиться в соседний город Вейн». Среди садов Нерон повелел поставить бронзовую фигуру высотой в 12-этажный дом. Это была статуя самого императора в позе прославленного Колосса Родосского. У ног гиганта Нерон приказал выкопать озеро и наполнить его соленой водой. Это было как бы море, возникшее по прихоти императора. Дом Нерона был отделан золотом и украшен драгоценными камнями и перламутром. Потолки столовых были покрыты обшивкой из слоновой кости, которая вращалась, чтобы можно было сверху через отверстия сыпать цветы, а сквозь трубки брызгать благовониями. Главная столовая была круглая; днем и ночью она непрерывно совершала круговое движение наподобие Вселенной. Во дворце находилась модель окружающего мира с городами, пашнями, садами, а над главным зданием дворца была сооружена вращающаяся сфера потолка с нарисованными звездами.

После самоубийства Нерона в 98 году император Веспасиан Флавий разрушил дворец, расплавил статую, а на месте искусственного моря заложил фундамент гигантской эллиптической чаши, способной вмещать до 60 000 человек. Это сооружение должно было показать Риму, что новая династия Флавиев больше прежней заботится о своих гражданах, и поэтому постройке было дано название «амфитеатр Флавиев», но римляне зовут его Колизеем. О том, что здесь было искусственное озеро, напоминает лишь система каналов и шлюзов, позволяющая затопить арену за несколько минут. Свое название Колизей получил от латинского слова «colossus», что означает «великан». Императоры Веспасиан и Тит, бывавшие на Востоке и находившиеся под впечатлением от громадности и величия египетских пирамид, решили возвести амфитеатр, столь же величественный и грандиозный.
Колизей имел форму удлиненного круга и стоял на 80 арках, над которыми поднимались арки меньшего размера. 240 огромных арок в три яруса снаружи окружают колоссальный эллипс. За ним располагались сводчатые галереи — места отдыха зрителей и бойкой торговли. На первый взгляд, арок так много, как сот в улье, но при этом однообразия нет. Каждая арка оказывается под другим углом и к солнцу, и к зрителю, на арки по-разному падают тени. Они однородны, но не ординарны.
Снаружи амфитеатр был облицован мрамором и украшен статуями, внутри поднимались 80 рядов зрительских мест, 64 огромных входа впускали в амфитеатр толпу. В нижней части здания располагались места для римских вельмож и трон для императора под высоким балдахином. Потолка не было. Хитроумная система канатов и блоков позволяла натягивать на мачтах парусиновый тент, защищавший зрителей от дождей и палящего солнца.
В первом ярусе стояли полуколонны дорические (отдаленно напоминающие Парфенон), во втором ярусе — ионические (немного похожие на Эрехтейон), на третьем ярусе — коринфские с кудрявыми, украшенными листвой капителями. В проемах второго и третьего этажей выстроились ряды статуй, высеченных из белоснежного мрамора. Они поражают художественностью исполнения, а также величиной, количеством и богатством материала. Если в Парфеноне статуи повествуют о красоте и совершенстве свободного человека, то в Колизее они прославляют непреклонную силу, поставившую их правильными рядами в одинаковых арочных проемах вдоль бесконечного эллиптического фасада.
Арена Колизея имела деревянный, обычно засыпаемый песком пол, который мог опускаться и подниматься. Иногда она заполнялась водой с помощью проведенного к зданию рукава акведука, и тогда в Колизее устраивались навмахии — настоящие морские сражения с настоящими морскими кораблями.
В Колизее проводили и спортивные состязания, но недобрая слава сооружения связана с жестокими боями гладиаторов. Все главные развлечения римлян — гладиаторские бои, травли зверей, охоты — устраивались в амфитеатре. Это была самая настоящая битва жизни и смерти. После каждого боя победитель уходил с наградами, а побежденных, если в них еще теплилась жизнь, по требованию зрителей могли помиловать или добить в специальных камерах смертников.
Сколько несчастных погибло здесь страшной смертью, унося с собой образ огромной, бесчеловечной, ревущей толпы! Сколько тысяч диких зверей здесь было убито! Довольно часто они были редчайшей породы, завезенные из дальних стран.
 
Посреди Колизея возвышалась статуя Юпитера. Здесь и проходили бои гладиаторов с дикими зверями или между собой. Сюда же выводили и первых христиан на растерзание. Потоками лилась человеческая кровь для потехи жестокой и развращенной толпы язычников. Это были жестокие зрелища, и многие люди возмущались и выступали против подобных игр (например, Сенека), но их было меньшинство. Потребовалось целых 200 лет, чтобы отучить народ от этого жестокого зрелища. Сохранилось предание, что зодчий Колизея Гавденций принял христианство и претерпел мучения на площади им же самим построенного амфитеатра. Когда римский папа Григорий Великий встретил послов Юстиниана, пришедших к нему из Византии, как высшую святыню дал он им горсть земли из Колизея, завернув ее в богатые ткани. Арену ограждала от зрителей 4-метровая стена, и в нижних рядах ее, по малой оси, помещались ложи императора, которые подземным ходом соединялись с императорским дворцом на Палатине. Здесь же располагались ложи и высших правителей города. После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. В средние века в нем совершались христианские церемонии, порой он использовался как феодальный замок, а однажды даже был приспособлен под мастерские для изготовления селитры. В конце XIII века Колизей был превращен в каменоломню. Из него были построены дома 23 видных аристократических семей, в XIV—XV веках — 6 церквей, в 1495 году из материала Колизея построили канцелярию римского папы, а в XVI веке из квадров Колизея строили мосты. В 1704 году даровой материал Колизея использовали для постройки гавани. В настоящее время на месте исполинского сооружения остался лишь остов великого амфитеатра, и все же руины Колизея до сих пор поражают своим величием.
 Вернемся к великим изобретениям римлян. Последнее из них - это купол. Хотя купольные постройки существовали в эгейской и этрусской архитектуре, настоящий купол смогли создать только римляне. В совершенстве овладев искусством кладки арок и возведения сводов, римляне создали купол, который оказался логическим завершением развития этих конструкций. Купол, как множество арок, перекинутых через одну точку - замок купола, - во всей своей красе предстает перед нами в великом римском сооружении эпохи императора Адриана - Пантеоне, построенном в 117-138 годах и посвященном всем главным римским богам. Император Адриан решил перестроить старый, еще времен Октавиана, храм Юпитера-Мстителя, построенный в честь победы Октавиана над Антонием и Клеопатрой в 35 году нашей эры. Храм сильно обветшал в результате многочисленных пожаров, часто случавшихся в густонаселенном Риме. Адриан посвятил его 7 главным богам римского пантеона. Большой интеллектуал и знаток греческого искусства, император пригласил возглавить работы прославленного архитектора и инженера Аполлодора из Дамаска, известного к тому времени многочисленными замечательными постройками, среди которых: форум и триумфальная колонна Траяна, высотой 40 метров, мост через Дунай и др. Даже если бы Аполлодор не построил ничего, кроме Пантеона, одним этим гениальным сооружением он бы себя обессмертил. Снаружи Пантеон выглядит довольно мрачно и сурово, непохоже на приветливые греческие храмы. Глубокий портик с тремя рядами колонн скрывает главное здание ротонды. Ничто не предвещает, того, что, пройдя под сенью портика с 16 колоннами, вы окажетесь в совершенно удивительном внутреннем пространстве. Оно напоминает огромный шар из света и воздуха. Шар - потому что высота храма и его диаметр одинаковы и составляют 43,2 метра, а огромный купол представляет собой полушарие. Свет в храм льется из круглого окна , расположенного в вершине купола, диаметр его около 9 метров. Говорят, что когда оно не было застеклено, дождевая вода в него не попадала по каким-то необъяснимым причинам. Купол построен из бетона, в который вместо камней добавлены кирпичи - в нижней части, и пемза - в верхней.
Таким образом, современный пенобетон, оказывается, имел своего далекого предка, старше его на 19 веков. Вес купола настолько велик, что архитектору пришлось сделать стены толщиной 6 метров. Но находясь внутри, об этом не догадываешься. Стены как будто нет вовсе. В центр зала обращены 7 высоких ниш со статуями богов, проемы с аркадами и колоннами. Поверхность самого купола красиво ритмически расчленена пятью кольцами перспективно сокращающихся кессонов, что зрительно снимает ощущение тяжести купола и толщины стен. Чисто оптическими приемами архитектор достиг огромной выразительности внутреннего пространства, а хитроумной конструкцией - истинной прочности этого великого сооружения, простоявшего без малого 19 веков, неподвластного стихиям. В начале 7 века Пантеон превратили в христианскую церковь, а в 1520 году в одной из ниш этого храма похоронили гения итальянского Возрождения - Рафаэля Санти. Вплоть до второй половины 19 века купол Пантеона оставался непревзойденным по величине во всем мире.

Римская империя, простиравшаяся от Британии и Галлии на севере до Африки на юге, и от Сирии на востоке до Испании на западе, сыграла огромную положительную роль для дальнейшего развития этих стран в эпохи, последовавшие за падением Рима. Именно формы римской архитектуры, такие как купол и базилика, были подхвачены архитектурой христианского мира и не миновали исламских стран. Базилики - огромные общественные здания, разделенные на 3 или 5 коридоров - нефов - колоннами, поддерживающими аркады, римляне обязательно ставили на форумах. В базиликах совершались торговые сделки, выступали ораторы или даже сам император, велись диспуты, вершился суд при одновременном стечении большого количества людей. Как и многое другое в римской архитектуре, базилики поражают своими размерами. Самая большая из известных построек подобного типа - базилика Максценция - единственное столь грандиозное сооружение, которое этот император успел построить за время своего недолгого правления. Это огромное трехнефное здание, почти квадратное в плане. Главное, что в нем поражает - это гигантские арки и своды. В то же время, "соединив базилику Максценция с куполом Пантеона", был рожден другой шедевр мировой архитектуры - храм Святой Софии в Константинополе.
Ещё одна идея римлян нашла достойную оценку и развитие в эпоху Возрождения и послужила отправной точкой для создания особого вида архитектуры - садово-парковой.
Речь идет о римских виллах - частных загородных резиденциях императоров и богатых патрициев, где они могли отдыхать от суеты большого города и важных государственных дел, наслаждаясь красотами природы, соединенными с совершенными творениями рук человеческих. Самой знаменитой Римской виллой является вилла императора Адриана в предместье Рима, Тиволи. Адриан имел хороший художественный вкус, чувство меры при богатых возможностях. Прекрасное сочетание природного ландшафта с архитектурными постройками, малыми архитектурными формами, садово-парковой скульптурой, водоемами и рукотворными уголками природы сделало эту виллу, даже в руинах, эталоном для многочисленных садово-парковых ансамблей Европы. Логика, разумность, рациональность римской архитектуры, высочайшее инженерное и строительное мастерство римских зодчих привели со временем к неожиданным результатам. В 476 году Рим пал под ударами варварских племен. Они сожгли "вечный город", надругались над его памятниками, причем неоднократно.
Но дикие варварские племена, баламутившие всю Европу в течение нескольких веков, отрекшиеся от язычества в пользу христианства, разрушившие Рим физически и низвергнувшие его за пороки как "проклятое царство" в умах людей, не имея своих традиций и навыков каменного строительства, вынуждены были обратиться за римским наследием, разрушенным и проклятым. Римская латынь на многие века оставалась языком богословия и науки. Германский император Карл Великий в 800 году провозгласил себя Императором Священной Римской Империи и поехал на коронацию в Рим. Жители восточной части Римской империи, ставшей Византией, с гордостью называли себя "ромеями", хотя и говорили на греческом языке. Они действительно оказались единственными прямыми наследниками Рима, сохранившими его высокую культуру, науку, ремесла, создавшими на ее основе свою неповторимую культуру. Римские архитектурные формы практически никогда не умирали, даже в архитектуре готики, казалось бы противоположной ей по духу. Античное наследие то тут, то там постоянно дает о себе знать в отдельных архитектурных элементах, формах, строительных приемах. Творческий потенциал римских зодчих оказался поистине неисчерпаемым источником для последующих поколений вплоть до 20 века.


 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий