Страницы

Энрико Карузо -"Ты послан самим Богом!"

25 февраля 1873 года — 2 августа 1921 года

Около века назад на одной итальянской фабрике работал мальчик лет десяти. Ему хотелось быть певцом, но его первый учитель разбил его мечты, сказав: "Ты не можешь петь. У тебя совершенно нет голоса. Ты поешь, как скрипучие ставни".
Но его мать, бедная крестьянка, обняла его за плечи, похвалила и сказала, что он обязательно будет петь, и что у него уже неплохо получается. Она ходила босиком, чтобы скопить ему денег на уроки музыки. Похвала и ободрение его бедной матери-крестьянки изменили жизнь мальчика. Мальчика звали Энрико Карузо, и он стал самым известным оперным певцом своих дней.

25 февраля (по некоторым источникам - 26 и даже 27), в бедном промышленном районе, где кроме него было еще 20 детей в старом двухэтажном доме с лавочкой на первом этаже родился мальчик, прославивший и Неаполь, и всю Италию, и эту фамилию - Карузо. Отныне она станет символом бельканто.

О голосе Карузо уже при его жизни слагались легенды, многие композиторы почитали за счастье работать с ним. Джакомо Пуччини, впервые услышав в исполнении 24-летнего певца арию Каварадосси из его "Тоски", воскликнул: "Ты послан самим Богом!" Федор Иванович Шаляпин, с которым Энрико Карузо связывали не только несколько совместных выступлений, но и теплые дружеские отношения и общая страсть к рисованию, в одном из интервью, вспоминая их первую встречу в 1901 году в Милане, на сцене "Ла Скала", сказал: "Карузо произвел на меня самое очаровательное впечатление, весь его облик олицетворял сердечную доброту. А его голос - это идеальный тенор. Каким наслаждением было петь с ним вместе!"

Энрико Карузо при жизни испытал неслыханную славу, его популярность в Америке, куда он эмигрировал в 1903 году, вначале заключив годичный контракт с "Метрополитен-опера" и затем став ее первым солистом, была исключительной. Он считался самым высокооплачиваемым в мире оперным певцом, его гонорары выросли от 15 итальянских лир в начале карьеры, когда он пел в итальянских провинциальных театрах, до 2,5 тысячи долларов за каждый спектакль в "Метрополитен-опера".
Однако его слава, как водится, имела и оборотную сторону: не считая скандальных статей в прессе, были и неприятности покрупнее, вплоть до анонимного письма с требованием 50 тысяч долларов, взрыва в театре на спектакле с его участием, крупного ограбления его загородного дома...

Но ни богатство, ни ордена и награды (Карузо был обладателем орденов и почетных титулов многих европейских государств), ни восхищение сильных мира сего, ни искренняя любовь коллег и публики не изменили его натуры.

В любой сложившейся ситуации он вел себя всегда прилично, был уравновешенным и вежливым. После очередных испытаний судьбы, Карузо чувствовал еще большую преклонность и любовь публики.
Энрико, как и его родители, был очень добрым и чувственным человеком. На продолжении всей творческой карьеры он занимался благотворительностью. Его пожертвования измеряются десятками миллионов долларов.

Почти весь репертуар неповторимого Энрико Карузо, первого среди оперных певцов, был записан на граммофонные пластинки. И не смотря на не очень хорошее качество записанного материала, из магнитофонов четко слышался его сильный баритональный тенор и пронизывающее душу рыдание неповторимого голоса.

Низенький, коренастый, с широченной грудью и смешными усиками, маэстро Карузо, как ни странно, производил на женщин неизгладимое впечатление. Его козырем был чарующий, магический голос, которым он буквально завораживал девиц и дам всех возрастов и сословий. Стоило кудеснику заговорить, как его собеседница впадала в подобие транса, ну а дальнейшее - не более чем вопрос "техники". Своих целей в отношении женского пола Карузо не скрывал с первых дней карьеры. Едва очутившись в театре, он соблазнил директорскую дочь и даже был с нею помолвлен. Карузо нередко привлекали женщины старше него. Вскоре он влюбился в Аду Гьячетти - оперную диву старше его на десяток лет. Несмотря на солидный возраст, Ада пылко ответила на страсть юного любовника и даже отказалась от собственной карьеры певицы. Казалось, и Карузо обязан был отказываться от изобилия поступавших к нему от экзальтированных поклонниц нескромных предложений. Но, увы, Энрико привык во всем потакать своим страстям, и в те дни, когда у него не оказывалось романтического увлечения, он чувствовал себя, по собственному признанию, как "снулая рыбина. Однако любовники прожили вместе почти двенадцать лет, несмотря на многочисленные скандалы со взаимными упреками в изменах.

В 1919 году Карузо удивил весь музыкальный мир, женившись на 25-летней Дороти Бенджамен, тихой и непритязательной женщине, не имевшей к оперному искусству ни малейшего отношения. Это был брак по любви, и Дороти пошла на него против воли своего отца, в отместку лишившего дочь богатого наследства. В благодарность Карузо оставил свои холостяцкие замашки, и вскоре у супругов родилась дочь. До конца дней великий тенор был очень привязан к своей семье. Он по-прежнему ревновал жену ко всем подряд и часто упрашивал ее располнеть так, чтобы ни один мужчина не удостоил ее даже взглядом.

Дороти Карузо описывает своего мужа как обычного простодушного человека, даже чуть-чуть наивного. В одном из своих писем жене, Карузо писал об его концерте в Мехико. Он пел на арене, где состоялись бои быков. Под дождем народ аплодировал ему стоя и ни один человек не покинул представление. В письме, Карузо сам себе объяснял такое поведении публики тем, что тогда он пел как последний раз в жизни. Даже без микрофона, под шум дождя, ему удалось передать зрителям свои истинные чувства, в тот момент он был по-настоящему счастлив.

В 1920 году Энрико Карузо выступал на сцене с очень сильной головной болью. Тогда, даже под властью неизлечимой болезни он в последний раз спел в опере “Дочь кардинала» Галеви, как всегда безупречно, хотя чуть не упал в обморок.

Дороти ухаживала за больным уже Энрико, не щадя сил, но здоровье его было настолько подорвано, что спасти "золотой голос Италии" медицина была не в силах. 2 августа 1921 года Карузо скончался от сильнейшего плеврита. Ему было всего 48 лет...

На его могиле в Неаполе была установлена большая восковая свеча. Ее прислало из Америки благодарное руководство медицинских учреждений и интернатов, которым певец оказывал большую финансовую поддержку. Эту свечу должны были зажигать один раз в год на протяжении 5000 лет, в память о том, кто не имеет себе равных в искусстве…

Комментариев нет:

Отправить комментарий