Страницы

Даниил и Татьяна Артюховы: философские скульптурные произведения


Рождении скульптуры... Что мы хотим показать... Состояние появления
из Ничего – Образа,
Мира – из Пустоты,
Порядка – из Хаоса.
Рождение скульптуры – это и медитация, и магия, причем не только для зрителя, но и для самого художника.
Ни одна наша скульптура не рождается сама по себе – это всегда не только конечный результат физического труда, но и рождение нематериального образа, которое происходит на невербальном уровне.


Даниил и Татьяна Артюховы - авторы скульптурных произведений на философскую тематику. Закончили Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. Васнецова. Обучались в творческой мастерской художников-скульпторов Маргариты и Григория Бородиных. Более пяти лет работают с бивнем мамонта, развивая новое для этого материала направление станковой скульптуры.

Бивень мамонта – ископаемый материал, за тысячи лет, проведенных под землёй, бивни подвергаются постепенной минерализации, приобретая неповторимую пластичность, цветовую гамму и прочность.

Кость – один из древнейших материалов, используемых человеком. Первые предметы из кости были обнаружены на местах стоянок первобытных людей пятого-четвертого веков до нашей эры. Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества.

Дверь без двери (обретение вечности)
Авторская станковая скульптура из бивня мамонта – новое и потому непривычное явление в искусстве, которое трудно оценить однозначно. Скульптуры Даниила и Татьяны Артюховых не отображают объекты материальной действительности, а формируют вокруг себя Ощущение в соответствии с замыслом художников. Тем не менее, нельзя сказать, что авторы стремятся донести до зрителя конкретные чувства. Напротив, каждое произведение является только отправной точкой, которая поможет зрителю лучше понять себя, разбудить новые переживания, стать трамплином для собственного путешествия.
 Мальчик с чайником


Монах с зонтиком

Сухое дерево, на верхушке которого расцветает лотос. Движение начинается от спящего монаха у сухих сплетённых корней, сквозь сплетение побегов, через проступающий в них лик, и раскрывается в небо цветком на верхушке дерева.

0- артюховы - Священное дерево Бодхи - (308x620, 98Kb)




























Мы были там. Мы видели момент, когда распустился священный цветок лотоса на верхушке дерева. Мы видели улыбку Будды, мы видели, как упало с небе или из чьих - то рук священное семечко, как оно прорастало, как пускало корень вместе со священными словами. Мы смотрели, как шли дни, за ними годы, за ними века, тысячелетия - всё, мы видели всё, что было. За это время росток, мы видели, превращался в дерево. Это на наших глазах он выращивал ветви, толще становились его корни, они превращались и сплетались между собой в драгоценный узор слов и мыслей. Узор, который невозможно забыть. И мы видели его. И было ясно уже, что это есть Бодхи.
Мы видели, как прошли одним днем века - и вот мы сидим не над малым безымянным, безликим ростком, но под великим деревом с тысячью ветвей и корней, и вот оно назвало себя нам - священное дерево Бодхи.
Каждый день своей жизни оно впитывало влагу осознания, которая проступала сквозь кору росой, и ветви дышали, и корни проникали глубже в землю, и соки поднимались в от мощных корней к живым ветвям, чтобы наконец собраться в одной только почке, отдать ей все скопленные этими веками осознания соки.
Этой весной. Расцветет Дерево Босхи.
Бог взглянул на него, когда оно было семечком, Бог смотрел из него, когда оно стало бессмертным. Оно хранит это воспоминание в своей памяти, память дерева - это его ствол. Это его корни, его лик, это тот взгляд, который нельзя забыть, который не прекращается. Это помним мы, мы сохраним его, мы обещали Бодхи...



Вот я новорожденный, Вот я старец,
Вот я изгнанник, Вот я владыка,
Вот я невидящий, Вот я, познавший миры.

(Н. Рерих)


Идея скульптуры связана с фильмом "Baraka" (1992) режиссера Рона Фрика. Это документальный фильм-медитация о Земле, видеоряд которого содержит различные кадры жизни планеты - от мегаполиса с его перенаселенными трущобами до древних разрушенных храмов и религиозных ритуалов. Фильм сопровождается этнической музыкой. (композитор Майкл Стирнс). В контексте суфийсих учений "baraka" имеет значение "дыхание жизни". Фильм всячески рекомендуем к просмотру всем!

Вот идет лама, священнослужитель, монах всемирной религии, просветленный. Он неподвижен. В его руке колокольчик. Существуют только его шаги и медленный звук колокольчика. Мир вокруг спешит, сливаясь в неопределенный поток. Те, кто движутся с потоком – не услышат этот звук. Он не оставляет следов, его шаги – как круги на воде. Только молчание. Только одиночество – кто взглянет на него, кто его увидит? Он как будто здесь – и нигде.



Мир каждую секунду собирается нашим сознанием. Вне сознания не существует ничего .
Он видит пейзажи осознания, он слышит безмолвие на перекрестках, где сходятся дороги. Он не разговаривает ни с кем, но если сможешь, остановись, посмотри на него сейчас – сегодня ты еще его видишь, но на такого, какой он сегодня, ты не сможешь посмотреть никогда. Он как будто только что родился – и уже уходит. Остановись, и тогда ты сможешь услышать.
-- Ты шел со мной. Признай, что ты вел меня.

Отпуская птицу - Триптих. Композиция из трех скульптур, тотемный столб и шаманы.
Лампа, освещающая путь
 
Идущий с малой лампой вдоль большой статуи не может охватить ее взглядом в темноте и ему кажется, что он идет вдоль стены. Но дух человека способен силой своего внутреннего света осветить не только малую часть, но и целое, несмотря на окружающую темноту.

Внутренняя река
Это напоминающая месяц лодка с сидящей на ней фигурой мальчика. Лицо мальчика прикрыто рукой, отгораживая от внешнего мира, погружая в себя. В то же самое время его ноги свободно, открыто свешиваются с плывущей лодки, соприкасаясь с воображаемой рекой, создавая русло этой реки, текущей извне - во внутренний сокровенный мир.

Круговое движение складок вокруг головы мальчика напоминает медленное кружение потока воды, а естественные узоры коры бивня мамонта, перекликаясь с резным орнаментом и драпировками фигуры. подчеркивают мотив текучести, медленного равномерного движения.

Священное оперение
Бабочка пустоты
"Однажды Чжуан Чжоу приснилось, что он бабочка, счастливая бабочка, которая радуется, что достигла исполнения желаний, и которая не знает, что она Чжуан Чжоу. Внезапно он проснулся, и тогда с испугом увидел, что он Чжуан Чжоу. Неизвестно, Чжуан Чжоу снилось, что он бабочка, или же бабочке снилось, что она Чжуан Чжоу. А ведь между Чжуан Чжоу и бабочкой, несомненно, существует различие. Это называется превращением вещей".
 Одиноки странствующие
Одинок Господь, перенесший муки, одиноки львы Святого Франциска, львы Африки, азиатские львы, одиноки странствующие, одиноки пределы, одинока соль морей.
И ещё: Все мы, живущие существа - лунные затмения... У каждого создания есть свое солнце и своя луна, у каждого солнца - свой свет и своя тень, у каждой луны свои затмения и приливы, свои поля, свои тени, свои имена, своя судьба - и все это и составляет реальный мир.
@Карлос Кастанеда





0- артюховы - полет орла, прыжок тигра 2 (300x428, 58Kb)
Композиция "Полет орла, прыжок тигра" состоит из фигур двух самураев. Их образы символизируют собой две стихии – земную и воздушную. Стихия воздуха – это самурай в образе орла; земная стихия – самурай-тигр. В композиции отражен момент максимального соединения воина с тотемным духом животного во время поединка. За одним самураем следует тень тигра, другой обретает орлиные крылья. Воины не противопоставляются друг другу, а являются частью одного целого. Каждый играет собственную незаменимую роль в образе мира.


Они вместе танцуют в одном потоке осознания. Создание произведение искусства – больше чем просто стремление заставить другого человека испытать те же чувства, что и художник. Это стремление обратиться к миру в целом.

Притча
Мальчик читает книгу. для него, это может быть пока только увлекательная история, но эта история существует не только в его воображении. Он скоро сам встанет на место сначала одного из этих воинов, затем - другого, а потом останется надписью, одним словом в книге. За его спиной встают тени воинов прошлого, и он сам в свой черед мечтает стать таким же. Но он пока не знает, что он уже часть вечного круговорота жизни, буква или, если повезет строчка, один взгляд - для нас, читающих ее сейчас. Для нас это, может быть, пока просто увлекательная история.

Подглядывающий за сакурой
Еще одна из скульптур японской темы. Это скульптура - обманка. При развороте девушки - сакуры возникает спрятавшаяся фигура подглядывающего за ней. Хотя на самом деле обе фигуры имеют общее основание, создается зрительная иллюзия двух тел.
Экстазы
Невыносимая музыка
Создавая произведение искусства, художник не стремится передать свои чувств окружающим. Он создает отправную точку, которая поможет зрителю лучше понять себя, разбудит в нем новые переживания. Поэтому всяческие разъяснения на тему "что хотел сказать автор" - бессмысленны. Данный текст является не аннотацией к скульптуре, это очерк-описание того переживания, которое преобразовало реальность для её создания. Все, что в наших силах – подарить вам трамплин к собственному путешествию.
Сплюша

"Мы всегда на полпути.
Мы не можем постигнуть мир. Мы можем его только ощущать.
Мы не изображаем объекты материальной действительности, а преображаем их в соответствии с ощущением. Мы создаем собственную художественную реальность.
Сознание подобно потоку, в котором мысли и ощущения перетекают друг в друга и переплетаются как во сне. Мы плывем в потоке сознания. Мы формируем ощущение. Мы стремимся выразить его тайную силу.
Мы создаем рябь на поверхности осознания."

Комментариев нет:

Отправить комментарий